ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы: <<12 3 4Все>>
Страница: 3 из 4
Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Big Al  11.05.2009 17:40

McFly писал(а):
-------------------------------------------------------
> Big Al писал(а):
> --------------------------------------------------
> -----
> Почему же? Что, если нет прицепных вагонов в
> составе, допустим есть все одинаковые моторные,
> например 71-605, то это уже не поезд что ли?
>
Разумеется, да, я не про то хотел сказать. Вот обратное - неверно, то есть, поезд с немоторным вагоном "системой", "тройником" называть будет некорректно, ибо вагоны неодинаковые.

Алекс Э. писал(а):
-------------------------------------------------------
> > Вот именно, надо определиться, является ли вагон
> без п/у "самоходной единицей"
> > или всего лишь "моторным вагоном". Разница, я
> думаю, всё же есть.
>
> Всё же, 81-714 и некий моторный вагон, где для
> подключения пульта нет даже разъёмов, это не одно
> и тоже.

Конечно. Как "эксплуатация" и "маневровое передвижение со вспомогательного пульта" разные вещи. Давайте согласимся на том, что метропоезд, не имеющий прицепных вагонов, это тоже СМЕ, и тройная "машка" СМЕ, но не наземный электропоезд и не электровозы, имеющие несамоходные друг без друга секции.

Моторные секции в составе электропоезде управляются с одного пульта, чем это не СМЕ? (-) (-)
AgRiG  11.05.2009 17:58

0

Re: Моторные секции в составе электропоезде управляются с одного пульта, чем это не СМЕ?
Big Al  11.05.2009 18:12

AgRiG писал(а):
-------------------------------------------------------
> Моторные секции в составе электропоезде управляются с одного пульта, чем это не СМЕ?
Тем, что это именно секции, один вагон электропоезда самостоятельно передвигаться не может, нет у него всех необходимых для этого агрегатов. Мотор-генератор и мотор-компрессор находятся в прицепном. Электровоз ВЛ8 тоже не СМЕ и по той же причине

Re: Моторные секции в составе электропоезде управляются с одного пульта, чем это не СМЕ?
Алекс Э.  11.05.2009 18:16

> Тем, что это именно секции, один вагон электропоезда
> самостоятельно передвигаться не может

Тогда тут работа по СМЕ секций, а не вагонов. Разница есть, но всё же не такая большая.

Re: Моторные секции в составе электропоезде управляются с одного пульта, чем это не СМЕ?
AgRiG  11.05.2009 19:07

Big Al писал(а):
-------------------------------------------------------
> Тем, что это именно секции,
Значит, в данном случае "единица" - это секция. Хотя наличие прицепных вагонов в общем случае на СМЕ не влияет: сколько ни прицепляй к электровозам-по-СМЕ цистерн, они суть управления не потеряют...

> один вагон
> электропоезда самостоятельно передвигаться не
> может,
Это поиск лишнего скрытого смысла. Суть СМЕ в синхронизации работы нескольких отделяемых моторных единиц при параллельном управлении ими с одного поста управления в противоположность управлению каждой единицы (отдельной бригадой) со своего поста управления.
В трамвайной среде это не очень понятно, потому что кратная тяга без СМЕ практически не применялась. На ж/д во времена паровозов такое было, и была проблема именно синхронизации.

> нет у него всех необходимых для этого
> агрегатов. Мотор-генератор и мотор-компрессор
> находятся в прицепном. Электровоз ВЛ8 тоже не СМЕ
> и по той же причине
ВЛ8 нерасцепляем, примером лучше был бы ЧС7. Но и ЧС7 не работает ни в какой другой конфигурации, кроме как в две секции, и конструктивно является одной моторной единицей. Электропоезд же (привычный нам) состоит из отделяемых секций, число которых можно варьировать, и которые и являются отдельными "единицами".

Re:
Славик  11.05.2009 22:00

karelalex писал(а):

> Английский надо было в школе учить, валидация -
> это и есть проверка. Компостер он отметку на
> билете ставит.

Уважаемый Алекс, на английском я могу бегло разговаривать и даже думать. При чём тут это?

Проверка и валидация - разные вещи. Валидация - это придание билету какого-то свойства (изменение его формы, создание отверстий, печать и т.п.), которого у него раньше не было. С тем, чтобы это свойство чётко отличало состояние билета "до" от состояния "после". Проверка - это Вы бросили взгляд на билет, и проверили, валидирован он, или нет. Компостер не может ничего проверить, т.к. он никогда не отреагирует так или иначе на действительный или недействительный талон. Вот валидаторы, установленные в московском транспорте возле турникетов, или встроенные в турникеты в метро - проверяют. А компостеры - просто валидируют. Чтобы без иноязычных слов - придают билетам годность, делают их действительными.

Неужели до сих пор не ясна разница?

Завтра выложу доработанную версию словаря.
Фурсов Андрей  11.05.2009 23:40

Славик писал(а):
> > Гейт – устройство для разгрузки новых
> трамваев/троллейбусов
>
> Если к Вам в город привезли на платформах новые
> троллейбусы, и подъёмным краном сняли их с этих
> платформ, то подъёмный кран - это гейт, стало
> быть? Гейт - это путь, соединяющий напрямую рельсовые
> сети разных транспортных систем (трамвай/ЖД,
> метро/ЖД и т.п.).

В Воронеже было 2 гейта-один в 1 трамвайном депо,другой на ВРТТЗ.Вот ВРТТЗшный гейт,в депо №1 был точно такой же - http://stts.mosfont.ru/photo/131982/


> Номер маршрута тоже наносится спереди, сзади и по
> бокам. Иногда даже краской на самом вагоне. Где
> разница?
>

Ну номер автобуса это одно,а номер его маршрута это другое,думаю тут и новичку понятно.

> > АСКП
> ...
> > Основным недостатком системы является
>
> Какая ставилась задача - написать FAQ, словарь или
> газетную статью? Если не последнее - зачем писать
> о преимуществах и недостатках? Это же
> субъективно.

Исправлено.

>
> > СМЕ

Система многих едениц.Я вот один раз за год встретил такое обозначение СМЕ в комментариях и обсуждениях.Везде ее называют системой,сцепкой.Но я напишу про систему многих едениц.

> Ух ты! Поезд КТМ-1+КТП-1 - это СМЕ!

Времена,когда КТМ-1+КТП-1 ходили по улицам,давно прошли.Упомянуть про них стоит,но заострять на них акцент-нет.

> Уже представляю себе официальное печатное
> распоряжение на столе директора ТТУ: "На линии ХХХ
> с такого-то числа провести ремонт полотна с
> организацией оборота маршрута XY через сходную
> срелку и вытяжной тупик на остановке YYY. Для
> этого сцепить из имеющихся вагонов модели 71-***
> двухвагонные поезда по системе под кодовым
> названием "тяни-толкай"." Как Вам?
>

Тяни-толкай,или челнок.Я подправил этот пункт и вынес его в отдельный.


> До сих пор не знаю значения термина "линейная
> станция". Серьёзно. Вырос в городе, где такое
> неизвестно, знаю только "к/ст". Ну и что прояснил
> для меня вот сейчас этот словарь?
>

Я тоже хотел бы знать про нее поподробнее.Сам знаю только расшифровку термина.Поиск результатов не дал.

> Что он сделает, если билета у человека нет, или он
> неправильный? Выкинет "зайца" из салона на улицу?
>

Это к разработчикам компостера.

> В тридцатые годы - тоже? Повсеместно? Или тогда
> это считалось не СССР?
>

СССР это не только 20-30-е годы.

> > Ширмовые двери - такие, как на IKARUS-280.33,
>
> А если человек никогда в глаза не видел данного
> девайса? Требуется описание основных особенностей,
> однозначно отличающее ширмовые двери от других.

Опишу.

> А трёхстворчатые первая и третья дверь на ЛМ-57 -
> какие, в таком случае? А двери МТВ-82 - они ведь
> не ширмовые, или как?

Это скорее исключение.Термин подходит в основном к Татрам.А смысл есть описывать какой тип дверей на ЛМ или на МТВ-82 по отдельности?

> > ПТЭ – правила технической эксплуатации
>
> И с чем их едят?

Это расшифровка.Сейчас внес правку.

>
> > ПТБ - Правила техники безопасности подвижного
> > состава (чаще всего трамваев).
>
> Первый раз вижу такую аббревиатуру. Обычно -
> просто ТБ, техника безопасности.

И ТБ и ПТБ имеют место быть.

> > Стрелка
> > работает от контактной сети напряжением в 600
> > вольт.
>
> А трамвайная - на бензине?

Почему же :)

>
> > ТП - Тяговая подстанция,питающая контактную
> сеть
> > трамвая/троллейбуса.
>
> Ничего подобного! Она не была бы ПОДстанцией, если
> б сама хоть что-нибудь питала. Она лишь
> распределяет ток. Питается ЭТ от электростанции.

А ТП тогда по Вашему как расшифровывается?

> **********************************************
>
> Простите, если слишком много сарказма. Но в самом
> деле - если это прочитает настоящий "чайник", он
> не разберётся. А может - и вообще ничего не
> поймёт.

Наоборот,вы очень хорошо и доходчиво все расписали.Как раз то,о чем я просил.Спасибо Вам!
Правки внесу,доработанную версию словаря выложу завтра.

Re: Завтра выложу доработанную версию словаря.
ROOT  11.05.2009 23:59

Фурсов Андрей писал(а):
-------------------------------------------------------
> А ТП тогда по Вашему как расшифровывается?

Так и расшифровывается. Смотрим в ПТЭ.
6.1.1. Настоящие Правила распространяются на электротяговые подстанции (подстанции), предназначенные для комплексного электроснабжения трамвайного и троллейбусного транспорта, депо, заводов, мастерских по ремонту подвижного состава по самостоятельным питающим кабельным (воздушным) линиям.

Re: Re:
karelalex  12.05.2009 00:46

Славик писал(а):
-------------------------------------------------------
> karelalex писал(а):
>
> > Английский надо было в школе учить, валидация -
> > это и есть проверка. Компостер он отметку на
> > билете ставит.
>
> Проверка и валидация - разные вещи.

Да, ладно!? А вот словарик лингво говорит, что у глагола validate (уж что слово валидация произошло от него, мы спорить не будем?) есть и такое значение.

>Валидация -
> это придание билету какого-то свойства (изменение
> его формы, создание отверстий, печать и т.п.),
> которого у него раньше не было.

Однако до появляния АСКП никто слово валидировать к компостерам не применял. Компостеры билеты, как это ни покажется странным, компостировали.
Хотя в правилах пользования пражским транпортом для отметки билета в компостере используется как раз глагол validate.

> Компостер не может ничего проверить, т.к. он
> никогда не отреагирует так или иначе на
> действительный или недействительный талон.

Вот уж никогда бы не подумал, честное слово :).

>Вот
> валидаторы, установленные в московском транспорте
> возле турникетов, или встроенные в турникеты в
> метро - проверяют.

Вот вот. Он валидатор (validator как раз от глагола validate, тот же словарик лингво выдаёт значение - контрольное устройство) и он проверяет, а автобусные ещё и валидируют (в том значении, которое Вам больше нравится).

> А компостеры - просто
> валидируют.

Или компостируют, или погашают?
Ладно, не будем спорить, нравится Вам употреблять слово "валидировать" в значении "ставить отметку", хорошо употребляйте, мне же это не очень нравится, опять же только из-за московских валидаторов, которые именно проверяют из-за чего может возникнуть (да и уже возникла) путаница в значении слова валидировать.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 12.05.09 00:49 пользователем karelalex.

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Отчаянный  12.05.2009 05:55

Big Al писал(а):
-------------------------------------------------------

> Дизель, в большинстве случаев, это именно "поезд",
> то есть, он включает в себя один или больше
> прицепных вагонов. В отношении электропоездов
> термин СМЕ также верен, разве что, для
> метровагонов Г, Д, Е. Всё остальное - тоже поезда,
> секции, но никак не СМЕ.

Имелось в виду соединение нескольких моторвагонных ПОЕЗДОВ по СМЕ. Например, часто практикуемое соединение двух Д1 (каждый из которых состоит из двух моторных, они же гловные, и двух прицепных вагонов и может работать по отдельности).

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Антон Чиграй  12.05.2009 13:25

> Как опознать на каком маршруте едет автобус или
> трамвай? Достаточно посмотреть на его
> маршрутоуказатель. Маршрутоуказатели появились
> вместе с первыми видами транспорта. Постепенно они
> совершенствовались, и уже в конце 20 века
> появились первые электронные маршрутоуказатели,
> которые сокращенно называют ЭМУ. С годами они
> улучшались

Опять идёт газетная, а не словарная статья.

> Очень часто рядом с ЭМУ ставят обычный
> картонный указатель маршрута (трафарет).

О раздолбаях говорим, или всё же ЭМУ описываем?

> ЭМУ производятся на нескольких Российских заводах.

Угу, а вне РФ их, конечно же, не производят ;-)

> Один из самых крупных - Селена в Воронеже. Кроме
> того, широкое распространение получили заводские
> ЭМУ (они ставятся сразу на заводе изготовителе
> подвижного состава).

Селена, как и любой другой ЭМУ (Агит, Интеграл, BUSE и т.д.), тоже может ставиться как на заводе-изготовителе вагона, так и самостоятельно эксплуатационным предприятием.
Дальше, как будешь классифицировать механические бленкерные табло? Никакого электронного управления и тем более увязки в информационную систему у них нет, в то же время они способны отображать любую не указанную заранее информацию и в этом смысле даже более универсальны, чем ЭМУ (ЭМУ отображает только то, что у него на флэшке контроллера написано, а на бленкерах можно руками любой номер набрать).

> Эстакада для разгрузки? Ведь для этого есть
> Гейт. Есть ли смысл добавлять про эстакаду?

Обязательно. Это разные понятия, причём ещё и разной степени официальности - термин "эстакада" можно увидеть и в документах, а вот "гейт" - чистой воды продукция фанатского сообщества. И понимается обычно под "гейтом" соединение путей разных предприятий, через которое вагон может проследовать на своих осях, в то время как эстакада предназначена для погрузки вагона на другое транспортное средство.

Это - особенность эксплуатации ЭМУ во многих городах России. Сразу понятно, какого качества ЭМУ, раз полдня (пока солнечно) не разглядишь номер(0)
ROOT  12.05.2009 14:26

Антон Чиграй писал(а):
-------------------------------------------------------
> > Очень часто рядом с ЭМУ ставят обычный
> > картонный указатель маршрута (трафарет).
>
> О раздолбаях говорим, или всё же ЭМУ описываем?

Это - особенность эксплуатации ЭМУ во многих городах России. Сразу понятно, какого качества ЭМУ, раз полдня (пока солнечно) не разглядишь номер.

Re: Это - особенность эксплуатации ЭМУ во многих городах России. Сразу понятно, какого качества ЭМУ, раз полдня (пока солнечно) не разглядишь номер
Антон Чиграй  12.05.2009 14:41

> > > Очень часто рядом с ЭМУ ставят обычный
> > > картонный указатель маршрута (трафарет).

> Это - особенность эксплуатации ЭМУ во многих
> городах России. Сразу понятно, какого качества
> ЭМУ, раз полдня (пока солнечно) не разглядишь
> номер.

Помимо нечитаемости (особенно у единичных экземпляров на синих светодиодах), есть ещё одна причина - лень. Раздолбаю проще картонку нарисовать, чем с ЭМУ возиться. Вон, даже на пресненских МТТЧ такое было - когда 23 на Живописную завернули, на ЭМУ светился "Сокол", и рядом была специально нарисованная железяка.

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Отчаянный  12.05.2009 14:49

Антон Чиграй писал(а):
-------------------------------------------------------

> Дальше, как будешь классифицировать механические
> бленкерные табло? Никакого электронного управления
> и тем более увязки в информационную систему у них
> нет,

Это типа как на российских бензоколонках ценники модно делать, "семисегментные индикаторы" из перекидываемых механически вручную шторок? На ПС вроде как применялись на ранних ЛМ-99, и теперь вымерший вид?
Более известный и распространенный на ПС вид блинкерных индикаторов (электромагнитные), как на ЭД4М и на табло 80-х гг на вокзалах, имеют электронное управление.

Re: Завтра выложу доработанную версию словаря.
AgRiG  12.05.2009 14:54

Фурсов Андрей писал(а):
-------------------------------------------------------
> Система многих едениц.Я вот один раз за год
> встретил такое обозначение СМЕ в комментариях и
> обсуждениях.Везде ее называют системой,сцепкой.Но
> я напишу про систему многих едениц.
"Система" - это упрощение от расшифровки "СМЕ", другого происхождения представить не могу. Применимо соответственно. То есть, назвать многовагонный трамвай "СМЕ", или "система" 100%-но корректно только в том случае, если весь состав точно равен "системе многих единиц" - все вагоны моторные. При наличии прицепных вагонов назвать это "СМЕ" уже будет некоторым обощением: СМЕ в поезде как бы присутствует, но она меньше, чем весь поезд (кстати, "поездом" это назвать остается еще корректно). Если не обнаружится официального определения для такого применения термина, или очень авторититного мнения, то выбор, можно ли называть состав, "больший, чем СМЕ" именно СМЕ, автор может делать сам. Но только для себя :-) и для тех, кого удастся убедить.
"Поездом" применительно к трамваям обычно называют любой (условно-)постоянно сцепленный многовагонный трамвай, вне зависимости от схемы управления тяговыми приводами вагонов и прочего оборудования. В эксплуатирующих предприятиях (и вообще профессиональное применение термина) так могут называть и одиночный вагон, и даже троллейбус. При буксировке обычно не применяется, хотя с ж/д точки зрения, может быть, так сказать тоже корректно.
"Сцепка" же - это что угодно сцепленное. Самое общее название, может применяться даже при буксировке и маневрах.

В целях точности информации обычно стараются применить наиболее конкретное описание (назвать СМЕ именно "системой", а не "сцепкой" и т.п.). Таким образом, упоминание "поезда" обычно намекает на не-СМЕ, или, как минимум, на наличие прицепных вагонов, а "сцепка" - на временность соединения вагонов. Но это не является обязательным правилом.

> Времена,когда КТМ-1+КТП-1 ходили по улицам,давно
> прошли.Упомянуть про них стоит,но заострять на них
> акцент-нет.
Тем не менее, упоминания о поездах прошлого встречается довольно часто; понимать, о чем идет речь, было бы полезно и новичкам. Безмоторные прицепы, кстати, ушли из Ленинграда... то ли в 80-е, то ли в 90-е, а в Виннице прямо сейчас ходят швейцарские поезда моторный+прицепной. Еще есть музейные вагоны.
Грустно, когда их по незнанию других слов называют "СМЕ"...

> > Уже представляю себе официальное печатное
> Тяни-толкай,или челнок.Я подправил этот пункт и
> вынес его в отдельный.
Это не совсем синонимы.
"Челнок" - описывает общий принцип движения: туда-сюда по одному пути. Это будет 100%-ный челнок. Допустимость всего остального у меня вызывает сомнения, но это ИМХО.
"Тянитолкай" - это сленг, обычно обозначающий поезд из односторонних вагонов, сцепленных задами для временной организации оборота в тупике. К нормальным двусторонним вагонам применяется редко, да, пожалуй, и не должен...

> > А если человек никогда в глаза не видел данного
> > девайса? Требуется описание основных
> > особенностей,
> > однозначно отличающее ширмовые двери от других.
> Опишу.
Некоторые понятия лучше "описать" картинкой, потому что словами это будет, скорее всего, весьма трудно для представления.

> Это скорее исключение.Термин подходит в основном к
> Татрам.А смысл есть описывать какой тип дверей на
> ЛМ или на МТВ-82 по отдельности?
Есть мнение, что на МТВ-82 они вообще распашные. На ЛМ-57 некий гибрид, который суть урезанные ширмовые, но как это корректно назвать?..

Краткий транспортный словарик для новичков.
Виктор Бойков  12.05.2009 17:23

Убийца КТМов-5 писал(а):
-------------------------------------------------------
> Прислонно сдвижные двери - двери, сначала выдвигающиеся наружу а потом раздвигающиеся в стороны.
>
> Раздвижные двери - как на 71-605/608

Слишком уж они различаются.
У КТМ-5 двери сдвижные, одностворчатые. А средние у КТМ-8 - действительно раздвижные. Причём его двери двигаются снаружи кузова, но у электропоездов, метровагонов и ЛМ/ЛП-49 конструкция другая - тоже надо указать.

По дверям
McFly  12.05.2009 20:31

Что можно по дверям добавить:
Двери поворотно-лавирующего типа (по-другому планетарно-поворотного, или просто планетарные). (имеются на 71-619, ЛиАЗах-5256, НефАЗах-5299 и пр.) (вроде небольшое описание было, но название отчего-то было только "планетарные".

Двери прислонно-поворотного типа (имеются на Ikarus-256, Karosa B732, Karosa B741 и пр.) Дверь, прислоняясь к борту, поворачивается, крутится. Точка на двери при открытии описывает дугу (при виде сверху). В салоне расположен вертикальный "поручень", который, поворачиваясь, открывает дверь. На жд двери прислонно-поворотного типа не рекомендуется использовать, так как они отстают от борта на ~25 см при открытии.

Двери прислонно-сдвижного (имеются на электропоезде ЭД4МКМ-АЭРО, на ГАЗелях). Двери при открытии сначала выдаются из общего корпуса наружу, затем сдвигаются (вдоль реек) чётко параллельно борту.
Вот прислонно-сдвижного типа:
http://www.dmzavod.ru/foto/192
http://i027.radikal.ru/0805/07/ca805ec673c1.jpg
Покрупнее: http://www.avia.ru/photo/aeroexpress/P6106047.JPG (сверху видны рейки. при открытии двери "вытолкнутся" из салона немного и сдвинутся по рейкам)
Вот открыты двери прислонно-сдвижного типа (окрыты и сдвинуты, видны рейки, по которым сдвигались):
http://www.tmholding.ru/fotos/picture209053286186.jpg



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 12.05.09 20:33 пользователем McFly.

Это конечно прекрасно, но такие классификации без ссылки на книги или нормативные документы выглядят глупо и смешно (-)
Артём Светлов  12.05.2009 21:02

Электропоезда бывают зелёные, синие, и с круглой кабиной. И так далее.

Что не так?
McFly  12.05.2009 21:13

Что не так? Ссылки? Вот на сайте вагонмаша сказано, что на ЛМ-2008 двери поворотно-лавирующего типа http://www.vagonmash.ru/products-10-4.htm

Вот тут почитайте сообщение Donis 02.07.2008 17:35 http://forum.tr.ru/read.php?1,712910

Доработанная версия.Исправляем,корректируем,оставляем комментарии.
Фурсов Андрей  12.05.2009 22:11

Краткий словарик используемых терминов в транспортном сообществе.

ШУ – Штангоуловители, не допускающие значительного ухода штанги в сторону или вверх в случае её схода с контактного провода. Штангоуловители бывают механические (пружина, принцип действия аналогичен инерционным ремням безопасности) и электрические (электродвигатель). Принцип действия: во время рывка штанги при её сходе срабатывает наматывающий барабан, который наматывает на себя верёвку, прикреплённую к штанге троллейбуса, чтобы она оказалась ниже проводов и не происходило ударов и повреждений контактной сети. Кроме того, устройство не даёт штанге перемещаться в стороны, тем самым почти полностью снижая риск травм и повреждений. Каждый троллейбус имеет два штангоуловителя. Практически во всех городах СНГ они не используется вообще или работают только на единичных машинах. Один из городов, где штангоуловители есть на всех троллейбусах, Москва.

ЭМУ – Электронный маршрутоуказатель. Показывает маршрут транспортного средства, а также служебную информацию, выводимую на табло указателя.

КС – Контактная сеть трамвая/троллейбуса, необходимая для движения электрических видов транспорта. Трамвай использует для электроснабжения контактный провод и ходовые рельсы в качестве обратного провода. Троллейбус питается от двух контактных проводов, что значительно упрощает строительство его линии.

Штанги – «рога» троллейбуса. Тип верхнего токосъема от контактного провода. Практически всегда левая штанга — «плюс», правая — «минус». В некоторых городах (например, в Риге) штанговый токоприём используют и трамваи

Пантограф – Разновидность верхнего токосъема для трамвая. Располагается на крыше вагона.

Полупантограф - Токосъёмник, выглядящий как половина обычного пантографа. Основные достоинства — лучший токосъём, меньшая масса, основной недостаток — самая высокая требовательность к контактной сети среди всех типов верхнего токосъёма.

Бугель — токоприёмник в виде пологой дуги, скользящей по поверхности контактного провода, наименее требователен к качеству контактной сети.

КТСУ - Контакторно-транзисторная система управления — электротехническое устройство для управления электрическим током через тяговые электродвигатели подвижного состава электротранспорта. Является дальнейшим развитием реостатно-контакторной системы управления (РКСУ) для аналогичных целей. КТСУ сохраняет в своём составе пускотормозные сопротивления и механические контакторы для коммутации их соединений в силовой цепи тяговых двигателей. Новшеством является замена низковольтного электромеханического управляющего устройства (т. н. ускорителя или группового реостатного контроллера) на электронный блок, задающий коммутационную последовательность включения пускотормозных сопротивлений. При этом вместо низковольтных релейных схем используются транзисторные ключи, отчего система и получила своё название.

РКСУ – Реостатно-Контакторная Система Управления. На контроллер подаётся маленькое управляющее напряжение, не способное убить вагоновожатого. На выходе контроллера стоят реле, управляемые им и управляющие контакторами, которые и коммутируют напряжение с провода.

ТИСУ - Тиристорно-Импульсная Система Управления. Комплекс электронного и электромеханического управления для управления тяговыми двигателями (ТД) тепловозов, теплоходов, атомоходов, подвижного состава трамваев и троллейбусов. Основным принципом работы ТИСУ является регулирование оборотов и вращающего момента ТД путём пропускания через него импульсов электрического тока с заданной частотой и скважностью следования. При необходимости увеличения оборотов или вращающего момента импульсы становятся более частыми и длительными во времени, таким образом возрастает средний ток через ТД. Если нужно понизить обороты или развиваемый момент, то ТИСУ формирует более редкие и короткие импульсы в их временной последовательности, обеспечивая уменьшение среднего тока, проходящего через обмотки ТД.

НСУ - Непосредственная Система Управления. Напряжение с провода попадает непосредственно в контроллер и коммутируется в нём.

ПС – Подвижной состав (вагон, машина).

ТС – Транспортное средство.

ТР – Текущий ремонт подвижного состава. Проводится с целью поддержания ПС в состоянии, обеспечивающем его эксплутационную надежность до следующего текущего ремонта.

КР – Капитальный ремонт. Проводится с целью детального выявления и полного устранения неисправностей кузова, узлов и агрегатов ПС, для обеспечения его надежности до следующего КР.

КВР – Капитально-Восстановительный ремонт трамвая/троллейбуса. Проводится при достижении ПС установленного срока амортизации, или в случае невозможности дальнейшей эксплуатации ПС по техническому состоянию кузова. Обычно делается силами депо, кроме того, является одним из направлений работы трамвайно-ремонтных заводов. Иногда в результате КВР получается иная модель трамвая, которой присваивается свой собственный индекс (пример - Иваново).

ТОиР - Техобслуживание и ремонт транспортного средства.

ППР - Планово-предупредительный ремонт.

Канавы – Ремонтные ямы в мастерских депо, на которых ремонтируют или осматривают ПС. Как правило, там есть домкраты, и прочие приспособления для работы с ПС. Они расположены в цехе депо, т.е. под крышей здания.

Депо – Комплекс зданий и сооружений для отстоя, ремонта, технического осмотра подвижного состава. Когда говорят депо, обычно имеют в виду или трамвай или троллейбус или же вагоны и локомотивы на железной дороге.

Веер - это место в депо для отстоя вагонов. На основном веере отстаиваются те вагоны, которые выходят в рейсы ежедневно. На запасном веере можно устроить "склад рухляди" постепенно разбираемой на запчасти, просто отстой избыточного числа вагонов, отстой служебных вагонов (хотя для них обычно отводят отдельное место). На веере имеются пути на которых вагоны стоят и 1 обгонный путь - чтобы сквозь заставленный веер можно было проехать.

Железный ряд – машины, стоящие в депо на отдельном веере (трамваи или троллейбусы), или на отдельной площадке (автобусы), выведенные из пассажирской эксплуатации по различным причинам, но не порезанные. Обычно многие ТС в железном ряду находятся в частично разукомплектованном состоянии.

ТТУ – Трамвайно-Троллейбусное управление, располагается, как правило, в административном здании депо.

ТРЗ – Трамвайно-ремонтный завод. / РТТЗ- ремонтный трамвайно-троллейбусный завод.

ВРМ – Вагоноремонтные мастерские.

ТРМ – троллейбусно-ремонтные мастерские

Гейт – трамвайный подъемник для разгрузки новых трамваев в депо, прибывших по железной дороге.

Эстакада - наклонная полоса для разгрузки/погрузки ПС.

ГЭТ – Городской Электрический транспорт.

ОТ – Общественный транспорт.

Бортовой номер – Номер вагона, наносимый ему спереди, сзади и по бокам. Изредка – на боковых стеклах. Без бортового номера пассажирская эксплуатация ПС запрещена.

Перебивка – смена вагоном бортового номера. Перебивая номера, работники депо могут списать, например разбитый в аварии новенький трамвай как выработавший ресурс присвоив ему номер от старого.

АСКП – система учёта пассажиров и ограничения безбилетного доступа в общественном транспорте. Автобус (трамвай, троллейбус), работающий в рамках системы, оборудован турникетом и валидатором для считывания билетов. Войти в автобус пассажиры могут только через турникет в передней части салона, а выйти — через любую дверь, кроме передней. Турникет препятствует проходу в салон без билета и избавляет от необходимости содержать штат билетных контролёров. Кроме того, система позволяет достаточно точно учитывать пассажиропоток. Так как проход через турникет без билета невозможен (точнее, сильно затруднён), не имеющим билетов пассажирам приходится покупать их у водителя. Это заметно увеличивает время посадки пассажиров и отвлекает водителя от его прямых обязанностей. Чтобы стимулировать пассажиров приобретать билеты на остановках, цена билета при покупке у водителя искусственно завышена (на 50—70 %).

СМЕ – Система многих единиц. Это сцепка из нескольких трамвайных вагонов (обычно из двух), которая управляется головным вагоном, однако управление может осуществляться и из другого вагона, при этом вагоны системы соединены межвагонным кабелем. Системы состоят в основном из 2 вагонов, однако попадаются и системы из 3-4 вагонов. Встречаются также системы типа «тяни - толкай», при которых два вагона сцеплены задами друг к другу (для такой системы не нужно оборотное кольцо). В некоторых городах (Питер) СМЕ из 3 вагонов называют «тройник», из двух- «парник».

Челнок – СМЕ из 2 вагонов, сцепленных задами друг к другу.

Поезд - обычно называют любой (условно-)постоянно сцепленный многовагонный трамвай, вне зависимости от схемы управления тяговыми приводами вагонов и прочего оборудования. В эксплуатирующих предприятиях так могут называть и одиночный вагон, и даже троллейбус. При буксировке обычно не применяется.

К/Ст – Конечная станция трамвая/троллейбуса/автобуса.

Л/Ст – Линейная станция, остановочный пункт трамвая, троллейбуса, автобуса.

Компостер – устройство, предназначенное для проверки билетов пассажирских транспортных средств. Компостер пробивает или выдавливает условные знаки контроля, наносит чернилами код или изменяет магнитную полосу (на пломбах, билетах, чеках, других документах и т.п.). Процесс пробивания называется компостированием. Широко использовался в СССР.

Проездной - абонементный документ удостоверяющий право на проезд в общественном транспорте. Проездные билеты различаются сроком действия (месяц, год), видами транспорта, на которых располагается действие проездного (один либо несколько). Коллекционирование билетов на проезд в общественном транспорте называется перидромофилия.

ОБВ – тип ПС особо большой вместимости (БВ): например, сочлененные автобус/троллейбус с «гармошкой».

Лодочки - разговорное название указателей поворота, стоп-сигналов, габаритных огней троллейбусов ЗИУ-682/ЗИУ-683 ранних выпусков. Это подфарники/указатели поворотов старого образца, в отличие от новых прямоугольных и расположенных в другом месте.

Раздвижные двери - это двери, которые при открытии отодвигаются в стороны (как в купе поезда).

Ширмовые двери - разновидность автоматических дверей, состоящих из двух либо четырёх створок, складывающихся к краям дверного проёма. Применялись на трамваях "Татра Т3",ЛМ-68М, троллейбусах ЗИУ-5, ЗИУ-682, автобусах ЛиАЗ-677.

Планетарные двери - разновидность автоматических дверей, состоящих из двух створок. При открытии створки дверей поворачиваются на 90 градусов, прислоняясь к краям дверного проёма. Применяются на трамваях 71-619, автобусах ЛиАЗ-5256.

График - движение трамваев/троллейбусов регламентируется графиком. Основные исходные данные для составления графика — время оборота поезда по маршруту и количество поездов на маршруте. В условиях прикрепления вожатых (и кондукторов) к ПС необходимо также учитывать предельно допустимую длительность рабочего дня и сроки обедов. Для однопутных линий трамвая учитывается расположение по линии разъездов и подбирается время их прохождения встречными поездами.

ПТЭ – правила технической эксплуатации.

ПТБ - Правила техники безопасности.

Реборда - Внутренняя выступающая часть колеса, ниже уровня головки рельса, не позволяющая колесу сойти с рельса.

АСДУ - Автоматическая система диспетчерского управления. Разработана в 1980-е годы специалистами Политехнического института и завода Электросигнал в Воронеже.

Трамвайная стрелка - устройство для изменения направления движения трамвая. Достигается это благодаря использованию специальных парных клиньев, отжимающие реборды колес и направляют их в нужном направлении.
Применяются как стрелки с ручным управлением, так и автоматические.

Троллейбусная стрелка - устройство для изменения направления движения троллейбуса. Стрелка работает от контактной сети напряжением в 600 вольт. Недавно была изобретена скоростная троллейбусная стрелка, позволяющая не притормаживать перед стрелкой.

ТП - Тяговая подстанция; получает электроэнергию из городской сети и преобразует её напряжение в пригодное для питания трамваев или троллейбусов с последующей передачей в контактную сеть.

ТЭД - тяговый электродвигатель.

ВЭД - вспомогательный электродвигатель.

Ускоритель - Реостатный контроллер, совмещенный с пуско-тормозным реостатом. Он представляет собой кольцевой изолятор, на котором по кругу укреплены элементы пускового реостата. Внутри изолятора вращается ротор с подвижным контактом. В зависимости от положения подвижного контакта изменяется сопротивление реостатов, введенных в цепь питания тягового двигателя. По принципу действия ускоритель похож на переменный резистор. Существуют модификации ускорителя, где на роторе закреплен не подвижный контакт, а ролик, прижимающий токоведущий элемент реостата к кольцевому токоприемнику, закрепленному на кольцевом изоляторе. Ускорители применялись на трамвайных вагонах, производимых в Европе и США. В СССР эксплуатировались вагоны Т3 производства ЧССР, также оснащенные ускорителями. Ускоритель имеет большое число ступеней вывода реостатов (на вагоне Т3 - 75 ступеней), что обеспечивает плавность разгона. В тоже время ускоритель не допускает перегрева элементов реостата, а при превышении тока происходит подгорание подвижного контакта.

ГРК - Групповой Реостатный Контроллёр

Соленоид — катушка провода, намотанного на цилиндрическую поверхность.

Мотор-генератор (умформер) - Применялись в трамваях и троллейбусах с косвенной системой управления для получения низкого напряжения (24В), питающего цепи управления. В 80-х — 90-х годах были вытеснены статическими полупроводниковыми преобразователями на тиристорах, а позже на транзисторах.

ТЗУ - Тиристорное зарядное устройство — первое поколение полупроводниковых преобразователей напряжения, применяемых на городском электрическом транспорте (трамвае, троллейбусе) для получения низкого напряжения (24 В — для питания цепей управления и зарядки аккумуляторных батарей) из напряжения контактной сети (550 В). ТЗУ представляет собой инвертор, выполненный на тиристорах с возбуждением от отдельного транзисторного генератора. Гашение излишков напряжения осуществляется в накопительном конденсаторе. ТЗУ для трамвая и троллейбуса различаются тем, что у троллейбусного корпус электрически изолирован от электронной схемы ТЗУ, а у трамвайных — электрически связан с общим проводом схемы.

Страницы: <<12 3 4Все>>
Страница: 3 из 4
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.004 seconds ]