ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 234Все>>
Страница: 1 из 4
Краткий транспортный словарик для новичков.
Фурсов Андрей  09.05.2009 18:00

Краткий словарик используемых терминов в транспортном сообществе.

ШУ – Штангоуловители на троллейбусе. Используются при слете штанг. Наматывающий барабан должен намотать на себя веревку, прикрепленную к штангам троллейбуса, чтобы штанга оказалась ниже проводов, и не происходило ударов и повреждений контактной сети. Штангоуловители по принципу действия бывают механические (пружина) и электрические (электро - двигатель)
КС – Контактная сеть трамвая/троллейбуса, необходимая для движения электрических видов транспорта. Трамвай использует для электроснабжения контактный провод и ходовые рельсы в качестве обратного провода. Троллейбус питается от двух контактных проводов, что значительно упрощает строительство его линии.
Штанги – «рога» троллейбуса. Тип верхнего токосъема от контактного провода.
Пантограф – Разновидность верхнего токосъема для трамвая. Располагается на крыше вагона.
РКСУ – Релейно-Контакторная Система Управления. На контроллер подаётся маленькое управляющее напряжение, не способное убить вагоновожатого. На выходе контроллера стоят реле, управляемые им и управляющие контакторами, которые и коммутируют напряжение с провода.
ТИСУ - Тиристорно-Импульсная Система Управления. Вместо механических контакторов стоят полупроводниковые замыкатели - размыкатели напряжения с провода.
НСУ - Непосредственная Система Управления. Напряжение с провода попадает непосредственно в контроллер и коммутируется в нём.
ПС – Подвижной состав (вагон, машина).
ТР – Текущий ремонт подвижного состава. Проводится с целью поддержания ПС в состоянии, обеспечивающем его эксплутационную надежность до следующего текущего ремонта.
КР – Капитальный ремонт. Проводится с целью детального выявления и полного устранения неисправностей кузова, узлов и агрегатов ПС, для обеспечения его надежности до следующего КР.
КВР – Капитально-Восстановительный ремонт трамвая/троллейбуса. Проводится при достижении ПС установленного срока амортизации, или в случае невозможности дальнейшей эксплуатации ПС по техническому состоянию кузова. Обычно делается силами депо, кроме того, является одним из направлений работы трамвайно-ремонтных заводов. Иногда в результате КВР получается иная модель трамвая, которой присваивается свой собственный индекс (пример - Иваново).
Канавы – Ремонтные ямы в мастерских депо, на которых ремонтируют или осматривают ПС. Как правило, там есть домкраты, и прочие приспособления для работы с ПС. Они расположены в цехе депо, т.е. под крышей здания.
Депо – Комплекс зданий и сооружений для отстоя, ремонта, технического осмотра подвижного состава. Когда говорят депо, обычно имеют в виду или трамвай или троллейбус или же вагоны и локомотивы на железной дороге.
Веер - это место в депо для отстоя вагонов. На основном веере отстаиваются те вагоны, которые выходят в рейсы ежедневно. На запасном веере можно устроить "склад рухляди" постепенно разбираемой на запчасти, просто отстой избыточного числа вагонов, отстой служебных вагонов (хотя для них обычно отводят отдельное место). На веере имеются пути на которых вагоны стоят и 1 обгонный путь - чтобы сквозь заставленный веер можно было проехать.
ТТУ – Трамвайно-Троллейбусное управление, располагается, как правило, в административном здании депо.
ТРЗ – Трамвайно-ремонтный завод (МРТТЗ в Москве, ВРТТЗ в Воронеже).
ВРМ – Вагоноремонтные мастерские.
Гейт – устройство для разгрузки новых трамваев/троллейбусов в депо, прибывших по железной дороге.
ГЭТ – Городской Электрический транспорт.
ОТ – Общественный транспорт.
Бортовой номер – Номер вагона, наносимый ему спереди, сзади и по бокам. Изредка – на боковых стеклах.
АСКП – система учёта пассажиров и ограничения безбилетного доступа в общественном транспорте. Система позволяет эффективно бороться с безбилетным проездом и подделкой проездных документов, а также точно учитывать число льготных поездок. Кроме того, автоматическая система контроля позволяет резко уменьшить число билетных контролёров (вплоть до полного отказа от них). Основным недостатком системы является сильное замедление посадки пассажиров, кроме того, инвалиды и пассажиры с колясками не могут пересечь турникет и всё равно входят через среднюю дверь. Обслуживание АСКП требует значительных дополнительных расходов.
СМЕ – система из двух трамвайных вагонов, которая управляется головным вагоном, при этом два вагона соединены межвагонным кабелем. Системы состоят в основном из 2 вагонов, однако попадаются и системы из 3 вагонов. Встречаются также системы типа «тяни- толкай», при которых двое вагонов сцеплены задами друг к другу (для такой системы не нужно оборотное кольцо).
К/Ст – Конечная станция трамвая/троллейбуса/автобуса.
Л/Ст – Линейная станция.
Компостер – устройство, предназначенное для проверки билетов пассажирских транспортных средств. Компостер пробивает или выдавливает условные знаки контроля, наносит чернилами код или изменяет магнитную полосу (на пломбах, билетах, чеках, других документах и т.п.). Процесс пробивания называется компостированием. Широко использовался в СССР.
Ускоритель - Реостатный контроллер, совмещенный с пуско-тормозным реостатом. Он представляет собой кольцевой изолятор, на котором по кругу укреплены элементы пускового реостата. Внутри изолятора вращается ротор с подвижным контактом. В зависимости от положения подвижного контакта изменяется сопротивление реостатов, введенных в цепь питания тягового двигателя. По принципу действия ускоритель похож на переменный резистор. Существуют модификации ускорителя, где на роторе закреплен не подвижный контакт, а ролик, прижимающий токоведущий элемент реостата к кольцевому токоприемнику, закрепленному на кольцевом изоляторе. Ускорители применялись на трамвайных вагонах, производимых в Европе и США. В СССР эксплуатировались вагоны Т3 производства ЧССР, также оснащенные ускорителями. Ускоритель имеет большое число ступеней вывода реостатов (на вагоне Т3 - 75 ступеней), что обеспечивает плавность разгона. В тоже время ускоритель не допускает перегрева элементов реостата, а при превышении тока происходит подгорание подвижного контакта.
Проездной - документ, удостоверяющий право на проезд в общественном транспорте. Во времена СССР билеты на проезд в городском автобусе, троллейбусе или трамвае можно было покупать не у кондуктора или водителя, а самому отрывать в кассе, опустив монетки в прорезь в верхней части кассы. Коллекционирование билетов на проезд в общественном транспорте называется перидромофилия.
ОБВ – тип ПС особо большой вместимости (БВ): например, автобус/троллейбус с «гармошкой».
Лодочки - это подфарники/указатели поворотов старого образца, в отличие от новых прямоугольных и расположенных в другом месте.
Ширмовые двери - такие, как на IKARUS-280.33, состоящие из 4 сегментов (по 2 сегмента на каждую створку), которые складываются к краям дверного проёма.
Планетарные двери - такие, как на ЛиАЗ-5256 или КТМ-19, состоящие из 2 створок, которые при открытии поворачиваются на 90 градусов, прислоняясь к краям дверного проёма.
График - движение трамваев/троллейбусов регламентируется графиком. Основные исходные данные для составления графика — время оборота поезда по маршруту и количество поездов на маршруте. В условиях прикрепления вожатых (и кондукторов) к ПС необходимо также учитывать предельно допустимую длительность рабочего дня и сроки обедов. Для однопутных линий трамвая учитывается расположение по линии разъездов и подбирается время их прохождения встречными поездами.
ПТЭ – правила технической эксплуатации
ПТБ - Правила техники безопасности подвижного состава (чаще всего трамваев).
АСДУ - Автоматическая система диспетчерского управления. Разработана в 1980-е годы специалистами Политехнического института и завода Электросигнал в Воронеже.
Трамвайная стрелка - Задача стрелки - изменять направление следования трамвайных поездов. Достигается это благодаря использованию специальных парных клиньев - перьев стрелки, которые отжимают реборды колес и направляют их в нужном направлении. Ручной перевод стрелки - тяжелый, малопроизводительных и при интенсивном уличном движении до некоторой степени опасный труд. Сейчас в Москве и других городах России перевод стрелок выполняется автоматически.
Троллейбусная стрелка - Чтобы машина пошла в нужном направлении, необходимо туда же направить обе ее штанги, эту функцию и выполняет троллейбусная стрелка. При левом повороте она работает по тому же принципу, что и трамвайная, а ее возвращение в правое положение происходит под действием возвратных пружин. Работа троллейбусной стрелки значительно проще трамвайной.Стрелка работает от контактной сети напряжением в 600 вольт.
ТП - Тяговая подстанция,питающая контактную сеть трамвая/троллейбуса.

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Фурсов Андрей  09.05.2009 18:01

Просьба дополнить/прокомментировать/подкорректировать.
Словарик составлял я.

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Алекс Э.  09.05.2009 18:06

Хорошо, но тяжело читать из-за отсутствия пустых строк межюду абзацами.

> РКСУ – Релейно-Контакторная Система Управления

Реостатно-контакторная.

> ТРЗ – Трамвайно-ремонтный завод (МРТТЗ в Москве, ВРТТЗ в Воронеже).

ТРЗ — это ТРЗ, ВРТТЗ — это ВРТТЗ. МРТТЗ не существует.

> Проездной - документ, удостоверяющий право на проезд в общественном
> транспорте. Во времена СССР билеты на проезд в городском автобусе,
> троллейбусе или трамвае можно было покупать не у кондуктора или
> водителя, а самому отрывать в кассе

Проездной и разовый билет — это не одно и тоже.

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Леха.  09.05.2009 18:32

ТЭД - тяговый электродвигатель
ВЭД - вспомогательный электродвигатель



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 09.05.09 18:34 пользователем Леха..

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Убийца КТМов-5  09.05.2009 19:16

Прислонно сдвижные двери - двери, сначала выдвигающиеся наружу а потом раздвигающиеся в стороны.

Раздвижные двери - как на 71-605/608

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Убийца КТМов-5  09.05.2009 19:18

КТСУ - Контакторно-транзисторная (комбинированая) система управления

ТрСУ - Транзисторная система управления

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Убийца КТМов-5  09.05.2009 19:20

МРТТЗ в Москве - МТРЗ - Московкий ТРоллейбусный Завод



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 09.05.09 19:21 пользователем Убийца КТМов-5.

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Карданный вал  09.05.2009 19:46

Алекс Э. писал(а):
-------------------------------------------------------
> > РКСУ – Релейно-Контакторная Система Управления
>
> Реостатно-контакторная.

А еще резисторно-контакторная. В разные годы по-разному называли.

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Фурсов Андрей  09.05.2009 19:52

Спасибо за дополнения и разьяснения!Просьба активнее комментировать словарик,т.к. к началу июня собираюсь сделать хороший (краткий) транспортный словарик для новичков и как FAQ на СТТС.

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Дмитрий С.  09.05.2009 20:07

РТТЗ-ремонтный трамвайно-троллейбусный завод.
Бугель-разновидность токоприёмника
Полупантограф-Тоже самое, другая разновидность

ЭМУ-Электр Маршрутный Указатель

ГРК-Групповой Реостатный Контроллёр
Соленоид-?
ТОиР-Техобсл и ремонт

Эстакада-наклонная полоса для разгрузки/погрузки ПС.

пойдёт?

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Алекс Э.  09.05.2009 20:18

> МРТТЗ в Москве - МТРЗ - Московкий ТРоллейбусный Завод

В Москве нет никакого МРТТЗ. В Москве есть Трамвайно-ремонтный завод «ТРЗ» (ТРЗ) и Московский троллейбусный завод (МТрЗ), бывший Московский троллейбусно-ремонтный завод (МТРЗ).

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Фурсов Андрей  09.05.2009 20:32

Дмитрий С. писал(а):
-------------------------------------------------------
> РТТЗ-ремонтный трамвайно-троллейбусный завод.
> Бугель-разновидность токоприёмника
> Полупантограф-Тоже самое, другая разновидность
>
> ЭМУ-Электр Маршрутный Указатель
>
> ГРК-Групповой Реостатный Контроллёр
> Соленоид-?
> ТОиР-Техобсл и ремонт
>
> Эстакада-наклонная полоса для разгрузки/погрузки
> ПС.
>
> пойдёт?


ЭМУ я забыл добавить,по ней я более подробно написал вот что:

Электронные маршрутоуказатели (ЭМУ).

Как опознать на каком маршруте едет автобус или трамвай? Достаточно посмотреть на его маршрутоуказатель. Маршрутоуказатели появились вместе с первыми видами транспорта. Постепенно они совершенствовались, и уже в конце 20 века появились первые электронные маршрутоуказатели, которые сокращенно называют ЭМУ. С годами они улучшались, и сегодня ЭМУ показывает не только маршрут транспортного средства с его конечными остановками, но и температуру за бортом и внутри салона, дату и время, а также некоторую служебную информацию. Очень часто рядом с ЭМУ ставят обычный картонный указатель маршрута (трафарет).
ЭМУ производятся на нескольких Российских заводах. Один из самых крупных - Селена в Воронеже. Кроме того, широкое распространение получили заводские ЭМУ (они ставятся сразу на заводе изготовителе подвижного состава).
* Пример ЭМУ, установленного на троллейбусном заводе Тролза - троллейбус Мегаполис (Москва) - http://stts.mosfont.ru/photo/104329/
* Пример ЭМУ, установленного на заводе изготовителе - вагон КТМ-19 (Старый Оскол) - http://stts.mosfont.ru/photo/160208/
* Пример ЭМУ, изготовленного компанией Селена - троллейбус Тролза 682Г (Воронеж) - http://stts.mosfont.ru/photo/126000/
На последнем фото мы можем увидеть, что буквы конечных остановок троллейбуса сильно искажены. При фотографировании (а также при видеосъемке) транспортного средства с электронным маршрутоуказателем важно знать, что в большинстве случаев информация, выводимая на табло ЭМУ, будет сильно искажена, напоминая китайские иероглифы.Это обусловлено несовместимостью частоты мерцания ЭМУ и выдержки затвора фотоаппарата.Решается этот вопрос увеличением выдержки затвора.

РТТЗ,бугель,полупантограф я не почел нужным добавлять.Но теперь,думаю,добавлю.
ТОиР-никогда не слышал.Редкий термин.Но спасибо!Добавлю.
ГРК и Соленоид (катушка провода, намотанного на цилиндрическую поверхность)-добавлю.
Эстакада для разгрузки?Ведь для этого есть Гейт.Есть ли смысл добавлять про эстакаду?

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
BorMAN  09.05.2009 20:47

Статический преобразователь напряжения, мотор-генератор, текущий ремонт (ТР) - стоит добавить

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Фурсов Андрей  09.05.2009 20:57

BorMAN писал(а):
-------------------------------------------------------
> Статический преобразователь напряжения,
> мотор-генератор, текущий ремонт (ТР) - стоит
> добавить

Смотрим внимательнее :) :

ТР – Текущий ремонт подвижного состава. Проводится с целью поддержания ПС в состоянии, обеспечивающем его эксплутационную надежность до следующего текущего ремонта.

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Дмитрий С.  09.05.2009 20:57

Эстакада есть на ТРЗ. А Гейта там нет.
есть ли смысл добавлять или нет-решать Вам)

ТРМ-троллейбусно ремонтные мастерские
Перебивка-...
Железный ряд-...
ТЭД-сердце ПС, а ты его решил не добавлять)

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Любитель  09.05.2009 22:34

ППР- Планово-предупредительный ремонт.

Тогда бы лучше и ссылки на статьи в Википедии делать(+)
ROOT  09.05.2009 23:16

Тогда бы лучше и ссылки на статьи в Википедии делать, например,
http://ru.wikipedia.org/wiki/Штанга_(токоприёмник)

И словарь можно там же оформить.

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Big Al  10.05.2009 00:26

А уважаемые коллеги не обратили внимания, что в "Словарике" неверно описан принцип работы ТИСУ? Автор уподобил её обычной реостатной, в то время, как там кардинально иной принцип. Это может ввести людей в заблуждение. Необходимо в обязательном порядке объяснить, что тиристорные ключи не "собирают схему", как в других системах управления постоянного тока (что РКСУ, что КТСУ), то есть, не используются "вместо" контакторов. А сами формируют импульсный ток переменной частоты, и именно за счёт изменения частоты, после выпрямления (сглаживания, как угодно), меняется напряжение на обмотках.

Ничего также не сказано про асинхронный привод переменного тока, а по нему у новичков часто бывают вопросы.

Ещё пара предложений:
- объяснить различные наименования транспортных предприятий в разных городах (депо и парки), чтобы не удивлялись такому разнобою;
- сделать то же с терминами ТР и СР (насколько знаю я, этот вид ремонта называют то так, то так в зависимости от города, хотя по сути разницы между ними нет).



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 10.05.09 00:30 пользователем Big Al.

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
Алекс Э.  10.05.2009 00:31

Кинул первое сообщение темы в википедию — при всех её недостатках, так привести словарик в подходящий вид будет значительно проще: ссылка.

Re: Краткий транспортный словарик для новичков.
kemal  10.05.2009 01:24

Про ТИСУ: меняется не частота, а скважность.

Страницы:  1 234Все>>
Страница: 1 из 4
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]