Серия катастроф в СССР в 80-х годах
A-Lex-Is
05.06.2008 09:27
80-е годы были для СССР поистине тяжелыми
5 июня 1983 - самая крупная катастрофа в истории советского речного пассажирского флота - катастрофа теплохода "Александр Суворов". 176 погибших. 26 апреля 1986 - Чернобыльская катастрофа. 31 августа 1986 - катастрофа тепложода "Адмирал Нахимов". 423 погибших. 4 июня 1988 - Арзамаская катастрофа. 90 чел. погибло по оф. версии, по неофициальной - гораздо больше. 4 июня 1989 - Ашанская катастрофа под Уфой (взрыв газа, вытекшего из газопровода, в момент прохождения двух пассажирских поездов). >600 погибших декабрь 1989 - землятрясение в Спитаке. Такое количество трагедий в небольшом промежутке времени заставляет задуматься. Кто что думает. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 05.06.08 09:28 пользователем A-Lex-Is. Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Олег Измеров
05.06.2008 11:41
По причинам железнодорожных катастроф в этот период (мелких и потому забытых было гораздо больше) могу сказать следующее.
1. Ослабление централизованного руководства ж.д. в отдельных республиках, влияние кадрового руководства республиканских ЦК (в частности, в Узбекистане). Проблема могла быть решена реорганизацией партийного руководства МПС по ведомственному принципу (как во времена, когда железнодорожники носили погоны). 2. Быстрый рост грузо - и пассажиропотока, опережавший возможности инвестирования в инфраструктуру (т.е. то, из-за чего сейчас в США истерика). МПС развивалось на самоокупаемости, за исключением глобальных стратегических проектов, вроде БАМ, и, естественно, бум перевозок вел к ухудшению технического состояния ПС и пути, росту переработок ЛБи другого персонала. Кстати, катастрофы в Ажане и Арзамасе непосредственно к ж.д. не относятся. Первая, возможно, диверсия, вторая - катастрофа на трубопроводном транспорте. По Чернобылю - за 7-8 лет до катастрофы в СССР и в США вышли фильмы, посвященные проблемам аварий на АЭС. США - "The China Syndrome", вышел 16 марта 1979 года, всего за несколько дней до реальных событий на атомной электростанции «Три Майл Айленд» в Пенсильвании. СССР - "Комиссия по расследованию", 1978 г. "Активная зона", 1979 г. Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Alex - MTB-82
05.06.2008 12:23
A-Lex-Is писал(а):
------------------------------------------------------- > 5 июня 1983 - самая крупная катастрофа в истории > советского речного пассажирского флота Только советского? А не вообще в истории? зы. Только что в новостях был репортаж об этой катастрофе Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Виталий Шамаров
05.06.2008 12:45
Alex - MTB-82 писал(а):
> > 5 июня 1983 - самая крупная катастрофа в > истории > > советского речного пассажирского флота > > Только советского? А не вообще в истории? Самая крупная катастрофа - это взрыв котлов парохода "Султанша" на Миссисипи в 1860-х годах. Свыше 1700 погибших, больше, чем на печально известном "Титанике". Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
A-Lex-Is
05.06.2008 13:47
Катастроф на жд в 90-е годы единицы. Вспоминается сход товарняка с рельс в Тверской области в 1997, столкновение тепловоза с автобусом в 1996 и все пожалуй. Нет уж, серия тех катастроф прямо мистикой попахивает. Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Антон Хлынин
05.06.2008 14:45
Виталий Шамаров писал(а):
------------------------------------------------------- > Самая крупная катастрофа - это взрыв котлов > парохода "Султанша" на Миссисипи в 1860-х годах Одного котла из двух. Точная дата - 27 апреля 1865 г. Вы правы, это крупнейшая в истории катастрофа на речном флоте (считая по числу жертв). Редактировано 1 раз(а). Последний раз 05.06.08 14:46 пользователем Антон Хлынин. Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Впередсмотрящий
05.06.2008 16:44
A-Lex-Is писал(а):
------------------------------------------------------- > Катастроф на жд в 90-е годы единицы. Вспоминается > сход товарняка с рельс в Тверской области в 1997, > столкновение тепловоза с автобусом в 1996 и все > пожалуй. Нет уж, серия тех катастроф прямо > мистикой попахивает. Какую то книгу читал (дореволюционную правда) про описание катастроф на тот период, так там прям делался вывод :бывают периоды, когда полностью отсутствуют Ж/Д крушения, а бывают когда их лавина. И не сильно всё это связано с техникой и её эксплуатацией, а больше зависит от подобного периода.... Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Олег Измеров
05.06.2008 17:25
A-Lex-Is писал(а):
------------------------------------------------------- > Катастроф на жд в 90-е годы единицы. Вспоминается > сход товарняка с рельс в Тверской области в 1997, > столкновение тепловоза с автобусом в 1996 и все > пожалуй. Ага, размечтались. 15 октября 1996 года на перегоне Угловка-Окуловка Октябрьской железной дороги преступники разобрали часть рельсового полотна. Крушение пассажирского поезда «Аврора», следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, было предотвращено благодаря системе автоблокировки, которая после повреждения полотна привела к включению красного сигнала семафора. В итоге с рельсов сошел только электровоз. Никто из более чем 500 пассажиров не пострадал. Т.е. спасла случайность. Потом, а вот это забыли? 18.10.1994 - подрыв пути на ж.д. мосту уч-ка Ростокино – Владыкино, преступник некто Шеленков. 24. 06. 1995 - участок ж.д. полотна взорван террористами на перегоне Кадиюрт – Хасавюрт. 25.07.1996 - взрыв в вагоне пассажирского поезда в Волгограде. 12.08.1996 - взрыв в вагоне поезда Астрахань - Вогоград. 25.08.2000 - подрыв пути 78 км перегона Стодеевская – Галюгаевская, Ставропольский край. 4.09.2001 - подрыв путей близ Махачкалы, предположительно, для крушения поезда Баку-Москва. 29.10.2002 - перегон Терек–Наурская, взрыв на ж.д. полотне под первой цистерной грузового поезда. 1.01.2003 - подорван тепловоз на ветке Кизляр – Карланюрт. 3.09.2003 - взрыв в электричке Кисловодск - Минводы. 21.10.2003 - подрыв поезда Назрань - Москва близ села Далаково. 5.12.2003 - взрыв в электричке Кисловодск-Минводы. 18.12.2003 - подрыв пути перед грузовым составом между Гудермесом и Моздоком 26.03.2004 - взрыв под локомотивом станции Ищерская Северо-Кавказской железной дороги 8.04.2004 - подрыв грузового поезда в Чечне. 29.05.2004 - подрыв пути перед пассажирским поездом на перегоне Эльхотово-Дарг-Кох при подъезде к Владикавказу. 10.06.2004 - подрыв воинского эшелона на перегоне Ищерская-Алпатово 12.06.2004 - подрыв грузового поезда на 110-м километре железной дороги Гудермес – Прохладное 17.09.2004 - подрыв грузового поезда на перегоне Наурская – Терек. 16.10.2004 - подрыв грузового поезда на перегоне Наурская – Терек. 12.06.2005 - подрыв поезда Грозный - Москва на участке Узуново-Богатищево Это только перечисление терактов и только на территории РФ. А просто техногенных крушений по всему бывшему союзу неизмеримо больше. Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Alexio
05.06.2008 20:30
A-Lex-Is писал(а):
------------------------------------------------------- > 5 июня 1983 - самая крупная катастрофа в истории > советского речного пассажирского флота - > катастрофа теплохода "Александр Суворов". Из-за раздолбайства направили корабль под несудоходный пролёт. > 26 апреля 1986 - Чернобыльская катастрофа. Раздолбайство при проведении эксперимента "к 1-му мая". > 31 августа 1986 - катастрофа тепложода "Адмирал > Нахимов". 423 погибших. Раздолбайство при расхождении судов. > 4 июня 1988 - Арзамаская катастрофа. Раздолбайство при перевозке опасных грузов. > 4 июня 1989 - Ашанская катастрофа под Уфой (взрыв > газа, вытекшего из газопровода, в момент > прохождения двух пассажирских поездов). Раздолбайство при эксплуатации трубопроводов, помноженое на "авось". Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Впередсмотрящий
05.06.2008 21:29
Alexio писал(а):
------------------------------------------------------- > Из-за раздолбайства направили корабль под > несудоходный пролёт. Кстати следователи ведшие дело вполне допускают диверсию. Даже и по телевидению был фильм об этом, где следователями ведшими то дело вполне допускалось , что группа диверсантов проникнув в ходовую рубку..... Кстати, если кто забыл, можно напомнить о крушении на ст. Ельниково с тяжелейшими последствиями. Вывод следствия - кран тормозной магистрали между сплоткой электровозов и составом из 54ех вагонов с зерном был перекрыт. Поезд без тормозов, разогнавшись на уклоне до 140км/ч ударил в хвост стоящий на станции Ельниково пассажирский поезд - гора трупов. Кран был ПЕРЕКРЫТ - вывод следствия. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 05.06.08 21:34 пользователем Дибуны. Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Странник
05.06.2008 23:04
A-Lex-Is писал(а):
------------------------------------------------------- > 80-е годы были для СССР поистине тяжелыми > 5 июня 1983 - самая крупная катастрофа в истории > советского речного пассажирского флота - > катастрофа теплохода "Александр Суворов". 176 > погибших. > 26 апреля 1986 - Чернобыльская катастрофа. > 31 августа 1986 - катастрофа тепложода "Адмирал > Нахимов". 423 погибших. > 4 июня 1988 - Арзамаская катастрофа. 90 чел. > погибло по оф. версии, по неофициальной - гораздо > больше. > 4 июня 1989 - Ашанская катастрофа под Уфой (взрыв > газа, вытекшего из газопровода, в момент > прохождения двух пассажирских поездов). >600 > погибших > декабрь 1989 - землятрясение в Спитаке. > Такое количество трагедий в небольшом промежутке > времени заставляет задуматься. Кто что думает. А еще была бы интересна информация по крупным катастрофам в доперестроечную эпоху - когда данные по ним не публиковались. Без политики - только статистика. Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Дмитрий 89
05.06.2008 23:28
Олег Измеров писал(а):
------------------------------------------------------- > Кстати, катастрофы в Ажане и Арзамасе > непосредственно к ж.д. не относятся. Первая, > возможно, диверсия, вторая - катастрофа на > трубопроводном транспорте. > Катастрофа в Башкирии - именно взрыв трубопровода. А в Арзамасе - "человеческий фактор", а не диверсия. Кстати, по поводу 80-х годов вспоминается то, что все эти катастрофы, кроме одной происходили в период гласности, то есть как бы "по закону подлости". В СССР в более раннее время подобные происшествия скрывали. Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Александр Мерщиков
06.06.2008 01:31
Дибуны писал(а):
> Кстати, если кто забыл, можно напомнить о крушении на ст. Ельниково > с тяжелейшими последствиями. > Вывод следствия - кран тормозной магистрали между сплоткой электровозов > и составом из 54ех вагонов с зерном был перекрыт. Поезд без тормозов, > разогнавшись на уклоне до 140км/ч ударил в хвост стоящий на станции Ельниково > пассажирский поезд - гора трупов. Кран был ПЕРЕКРЫТ - вывод следствия. --------------- То, что Вы описали, это Каменская, 07.08.1987. Ельниково (1989 или 90) -- раздолбай-СЦБист поставил перемычку в реле. На боковой путь принимается грузовой с остановкой под обгон. Стрелка показывает ложную свободность и переводится под хвостовой цистерной, которая идёт враскоряк (первой тележкой по боковому пути, второй по главному) и ложится поперёк главного пути. По главному напроход идёт пассажирский и врубается в лежащую цистерну. Взрыв, пожар... По встречному главному пути на станцию въезжает ещё один пассажирский, который тоже попадает в огонь. По-моему, ещё Користовку не вспоминали: 1986, бригада пассажирского во сне проезжает красный маршрутный и встречает в лоб другой пассажирский. И вроде бы за контроллером сидел (спал) помощник. Березайка, 1988, "Аврора" слетела по вине путейцев, не устранивших просадку пути, но отменивших ограничение скорости. Погибли 30 или 31 чел. З.Ы. Где-то в тырнете всё это было описано, со всеми техническими подробностями, на основании документов... Редактировано 2 раз(а). Последний раз 06.06.08 01:45 пользователем Александр Мерщиков. Учите географию родной страны!
Владимир Подкорытов
06.06.2008 07:15
Олег Измеров писал(а):
> Кстати, катастрофы в Ажане Вообще-то, город называется АША, а не то, что вы понаписали. И катастрофа - ашИнская, а не ашАнская. АШАН - это супермаркет :о))) Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Впередсмотрящий
06.06.2008 08:28
Александр Мерщиков писал(а):
---------------------------------------------------- > То, что Вы описали, это Каменская, 07.08.1987. Пардон. Станции я действительно перепутал. Ещё мы все забыли о крушении "Юрмалы" в начале сентября 91го (3или4го). "Юрмала" шла из Риги в Москву и между станциями Подсосенка и Нелидово (на однопутке) в лоб столкнулась с грузовым , шедшим из Ржева. Причина, насколько я помню, выезд грузового на перегон на красный свет. Бог его знает, что там случилось, помню тогда говорили о диверсии. По сути получилось как в "Адьютант его превосходительства". У нас в нём ехала близкая родственница и был билет в первый вагон. А придя в Риге на вокзал, она вдруг рванула в кассу (внезапно очень не захотелось ехать в плацкарте) и поменяла билет. Был только СВ(последний вагон). В результате всего этого она при крушении сломала лишь руку, а в первых трёх вагонах (насколько я помню) погибли все. Вот так бывает. Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Руслан
06.06.2008 13:04
В САБЖе забыли упомянуть еще ж/д катастрофу на ст. Каменская (год не помню), когда груженый канадским зерном грузовой состав с отказавшими тормозами въехал в стоявший на станции пассажирский поезд.
Об этом много сообщали перестроечные СМИ. Но мне рассказывали работники СКЖД, что вслед за этим злополучным грузовым составом из Новороссийска шел 2-й состав с канадским зерном и он тоже попал в аварию - пошел под откос где-то в районе Абинска. Но об этом нигде сообщений не было. Re: Серия катастроф в СССР в 80-х годах
Владислав Мартианов
06.06.2008 15:16
Из серии аварий на железных дорогах в указанный период припоминаю происшествие на станции Пластуновская СКЖД в январе 1989 года (сам видел место происшествия уже после расчистки от подвижного состава). Насколько я помню, произошло что-то вроде того, что где-то под одним из серединных вагонов грузового состава, входившего на станцию со стороны Тихорецкой, произошел перевод стрелки (впрочем, могу и ошибаться). Короче, идущие сзади вагоны полезли на сошедший с рельсов и образовали порядочную кучу. При этом из вагона, груженого холодильниками, начал выпадать груз. Рассказывали, выглядело это потрясающе. Никакой серии не было, все гораздо проще (+)
Владимир Глазков
06.06.2008 19:50
... просто до конца 80-х годов о подобных вещах никогда не упоминали в СМИ, вот и каежтся, что в СССР все было тихо и гладко. Из общеизвестного можно упомянуть, скажем, взрыв в московском метро в 1977 году. Или трагедию в Ереване в 1976-м, когда полный народу троллейбус упал в озеро. Или гибель нескольких сотен людей на стадионе Лужники в 1982 году. Или выброс спор сибирской язвы из подземного военного объекта Свердловск-19 в 1979 году (объектик тот, кстати, до сих пор работает). Да что говорить, даже про Чернобыль сказали только тогда, когда о беде стали вовсю трубить на Западе и коммунисты поняли, что не отвертеться.
В конце 80-х обо всех подобных случаях начали писать в газетах и говорить по телевидению, вот у простых советских граждан и встали волосы дыбом. Единственная из ряда вон выходящая по масштабам катастрофа - это взрыв двух поездов на участке Уфа-Кропачево в 89-м году. Все остальное вполне в рамках. Re: Никакой серии не было, все гораздо проще (+)
Странник
06.06.2008 20:33
Владимир Глазков писал(а):
------------------------------------------------------- > ... просто до конца 80-х годов о подобных вещах > никогда не упоминали в СМИ, вот и каежтся, что в > СССР все было тихо и гладко. Из общеизвестного > можно упомянуть, скажем, взрыв в московском метро > в 1977 году. Или трагедию в Ереване в 1976-м, > когда полный народу троллейбус упал в озеро. Или > гибель нескольких сотен людей на стадионе Лужники > в 1982 году. Или выброс спор сибирской язвы из > подземного военного объекта Свердловск-19 в 1979 > году (объектик тот, кстати, до сих пор работает). > Да что говорить, даже про Чернобыль сказали только > тогда, когда о беде стали вовсю трубить на Западе > и коммунисты поняли, что не отвертеться. > В конце 80-х обо всех подобных случаях начали > писать в газетах и говорить по телевидению, вот у > простых советских граждан и встали волосы дыбом. > Единственная из ряда вон выходящая по масштабам > катастрофа - это взрыв двух поездов на участке > Уфа-Кропачево в 89-м году. Все остальное вполне в > рамках. Были конечно катастрофы и до перестройки. Слухи иногда просачивались, ну а сейчас информация о старых происшествиях стала более-менее доступна. Помимо вышеупомянутых - были катастрофы с подводными лодками, выброс радиоактивности на Маяке. Авиакатастрофы конечно случались, так же как и сейчас (такой уж вид транспорта) - эту статистику приводили уже где-то на форуме. Еще что-то смутно припоминается - в 70(?) был взрыв вроде на меткомбинате в Электростали, кто помнит? А вот о больших железнодорожных катастрофах как-то и впрямь никаких данных нет. Хотя по логике вещей наверное аварии помельче (как сейчас) происходили? В свое время (в нач. 80) ходили кстати слухи о крупном столкновении елки с грузовым под Москвой - это были слухи? В отстутствии информации единственным источником часто становилась ОБС (одна баба сказала), а этот источник имеет свойство преувеличивать. Но - несмотря на все это, и несмотря на развал в 90 серия крупных катастроф во 2-й половине 80 (даже если не рассматривать землетрясения) все же остается беспрецедентной по масштабам и числу жертв. Один Чернобыль чего стоит. Видимо, накопилась все же какая-то разруха в головах именно в этот период. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 06.06.08 20:33 пользователем Странник. Re: Никакой серии не было, все гораздо проще (+)
Krolikov
06.06.2008 20:46
Странник писал(а):
------------------------------------------------------- > А вот о больших железнодорожных катастрофах как-то > и впрямь никаких данных нет. Хотя по логике вещей > наверное аварии помельче (как сейчас) > происходили? Последствия одной из таких катастроф мне довелось видеть. 2 мая 1977 года 680-й поезд Гродно-Орша со всей дури врезался в стоящую у плаформы Крыжовка (под Минском) электричку. Последний вагон - в лепешку, предпоследний - в гармошку... Ни о самой катастрофе, ни о числе жертв никаких официальных сообщений, ессно, не было. Видимо, > накопилась все же какая-то разруха в головах > именно в этот период. Именно что накопилась. Налицо была "усталость" системы.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]