ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 23456Все>>
Страница: 1 из 6
Почему у русских народных сказок бывает достаточно нелепый сюжет?
syomindm  28.11.2010 11:11

Взять например "Морозко". Очень красивая сказка и фильм.
До сих пор с удовольствием могу смотреть.
Но этот момент, когда отец (со слезами) по приказу своей жены повёз в лес дочь родную замерзать оставлять - просто разрыв шаблона (В детстве об этом не задумываешься).
Это как же так? Такой мужик слабохарактерный, что ничего не мог поделать с своей женой? Так любил её до беспамятства? Тогда что его толкнуло на преступление?
Не будем придираться к юридическим тонкостям, это прежде всего сказка.
Но сказка то для детей!!!

Как говорится, "Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок"
И какой урок можно извлечь из этого момента? Даже я , взрослый человек, не понимаю. Не возить собственный детей в лес замерзать что ли?

И причём список таких сказок можно продолжать.



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 28.11.10 11:15 пользователем syomindm.

Подобное удивление присуще лишь тем, кто с детства незнаком с русским народным твочеством (+)
pass  28.11.2010 11:48


Re: Подобное удивление присуще лишь тем, кто с детства незнаком с русским народным твочеством (+)
Ulyss  28.11.2010 12:11

Самому сейчас любопытно. Вот только по-аглицки ни черта не понимаю.

Re: Подобное удивление присуще лишь тем, кто с детства незнаком с русским народным твочеством (+)
svh  28.11.2010 12:22

Цитата (Ulyss)
Вот только по-аглицки ни черта не понимаю.
Все читать не стал, прбежал первую страницу. В общем-то, особых разъяснений там и не дается :-)) кроме того, что "у вас совершенно другая культурная среда, вам не понять", и "Yes – Russian folk contains the elements of cannibalism" (Да! В русском фольклоре есть элементы каннибализма).

Re: Подобное удивление присуще лишь тем, кто с детства незнаком с русским народным твочеством (+)
Впередсмотрящий  28.11.2010 12:25

Ну вообще то отец там своё решение переменил и дочка сама прыгнула в лес, то есть тут речь скорее можно вести о характерности и жертвенности...
Вообще же, если сейчас начать припоминать "про за рубежом" то можно тоже много всякого-этакого накопать....

Почему же нелепый?
Varanas  28.11.2010 12:37

Сказки же ведут свои сюжеты из далеких времен, нельзя их оценивать с точки зрения современных моральных норм.
Да, так было принято, это была для тех времен, в общем-то нормальная практика. Если неурожай или еще какое-то ЧП, и становилось ясно, что всем до нового урожая не дожить, то часть детей приходилось убивать, чтобы спасти остальных. Гуманитарную помощь ждать неоткуда. А отвести в лес - пожалуй наиболее гуманный способ, и кровь проливать не надо.

Это не только в России, Европа тоже так жила. Вспомним Братьев Гримм, например Гензель и Гретель. Тот же сюжет - голод и родители решили отвести детей в лес и там бросить.

автоперевод (+)
pass  28.11.2010 13:05


Re: Почему же нелепый?

Цитата (Varanas)
Это не только в России, Европа тоже так жила. Вспомним Братьев Гримм, например Гензель и Гретель. Тот же сюжет - голод и родители решили отвести детей в лес и там бросить.

Сюда же относится шарлеперровский "Мальчик с пальчик". А в "Спящей красавице" в оригинале принц разбудил спящую не поцелуем, а... "нравится-не нравится - спи, моя красавица"(с). Кроме того, у этой сказки есть продолжение - когда у него с принцессой народились детишки, мамаша-королева, происходившая из людоедского рода (король сам её боялся), потребовала от повара готовить паштеты из собственных внуков, но тот подменял при готовке детей поросятами. Когда всё обнаружилось, а принц узнал о людоедских наклонностях мамаши, та окочурилась.

А про "Синюю Бороду" я вообще молчу - там гуманность так и прёт из всех отверстий. Кстати, этот дядя, развлекавшийся убийствами своих жён, звался в жизни граф Жиль де Ре и действительно жил во Франции в XV веке, был сподвижником Жанны д Арк по Столетней войне.

Обратите внимание - сказки Шарля Перро, как и наши Афанасьева и немецкие Гримм, являются литературно обработанными народными сюжетами (в отличие от тех же сказок Андерсена, сюжеты которых полностью разработаны самим автором).

Re: Почему у русских народных сказок бывает достаточно нелепый сюжет?
Зигфрид  28.11.2010 13:29

Морозко - это довольно божеский пример. Тут хоть бытовухой объяснить можно.

Я в детстве обожал аутентику, начиная с Афанасьева и заканчивая полуакадемическими сборниками мифологии, которые неболшими тиражами, но успешно издавались в Союзе. Вот там с точки зрения нашей "логичной" современности вообще полный сюр. А на самом деле это дверца в богатейший мир славянского (и не только) язычества, в котором деревянные болванчики и прыжки через костер занимали всего ничего. Все это жило в устном народном творчестве до 19 века включительно, а где-то и до 20 дотянуло. В западной Европе, принявшей крещение в среднем на 8 веков раньше и пережившей инквизицию, от дохристианской мифологии вообще почти ничего не осталось, кроме всем известной рафинированной "римщины". А у нас хоть в виде сказок записать успели.

Re: Подобное удивление присуще лишь тем, кто с детства незнаком с русским народным твочеством (+)
syomindm  28.11.2010 13:48

Цитата (pass)
отзывы на IMDB

.

Да как раз наоборот очень хорошо с детства знаком. Просто сейчас в голову пришло.

Re: Почему у русских народных сказок бывает достаточно нелепый сюжет?
Сура  28.11.2010 15:23

Цитата (Зигфрид)
кроме всем известной рафинированной "римщины". А у нас хоть в виде сказок записать успели.

Песнь о Нибелунгах?

Калевала?

Сура

Re: Почему у русских народных сказок бывает достаточно нелепый сюжет?
Зигфрид  28.11.2010 17:37

Песнь о Нибелунгах - это одно из немногих германских произведений, в котором сохраняются в пересказе связные дохристианские сюжеты, однако, очень ограниченно. В целом же это ранний героический эпос. "Пантеон" там отсутствует. Тут можно провести параллели с известными нам поздними перепевками былин про Илью Муромца и Добрыню Никитича, которые также сохраняют дохристианских персонажей, но уже только в виде абстрактной "нечисти". И уже являются раннехристианским героическим эпосом. Но у нас - это этап в истории литературы, а у германцев - начало.

А Калевала - это не западноевропейский эпос. Финны были крещены поздно, в 11 веке - приблизительно тогда же, когда и северные славяне (9-13вв) - поэтому славянский и финский языческий эпос можно смело ставить рядом.



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 28.11.10 17:40 пользователем Зигфрид.

Re: Почему у русских народных сказок бывает достаточно нелепый сюжет?
Andy  28.11.2010 17:46

Цитата (Сура)
Песнь о Нибелунгах?

Песнь о Нибелунгах (как и весь западноевропейский эпос, всяческие ихние Орланы, Сиды, исключая разве что Беовульфа, да и тот, собственно говоря, имеет большее отношение к североевропейскому эпосу) - это, все-таки, персонифициоранное творчество всяких там майстерзингеров или, в крайнем случае, ограниченной группы лиц, лишь заимствующей традиционные сюжеты. Просто некоторых авторов мы помним (Ариоста или Мэлори, например), а других - нет.

Ну подумайте сами, как можно при родовом строе ляпнуть такое:

Мы тысячею братьев пожертвуем скорей,
Чем отдадим хоть одного из верных нам людей!


Цитата
Калевала?

Самое смешное, что большинство сюжетов для этого памятника финской литературы было почерпнуто на территории Русской Карелии.

Re: Почему у русских народных сказок бывает достаточно нелепый сюжет?
Сура  28.11.2010 18:43

Цитата (Andy)
Самое смешное, что большинство сюжетов для этого памятника финской литературы было почерпнуто на территории Русской Карелии.

Это не смешно. Это КАРЕЛО-финский эпос, причём карельский в первую очередь. И в общем-то это никем не оспариваемый факт.

Сура

Re: Почему у русских народных сказок бывает достаточно нелепый сюжет?
kneiphof  28.11.2010 19:36

Цитата (Andy)
Цитата (Сура)
Песнь о Нибелунгах?

Песнь о Нибелунгах (как и весь западноевропейский эпос, всяческие ихние Орланы, Сиды, исключая разве что Беовульфа, да и тот, собственно говоря, имеет большее отношение к североевропейскому эпосу) - это, все-таки, персонифициоранное творчество всяких там майстерзингеров или, в крайнем случае, ограниченной группы лиц, лишь заимствующей традиционные сюжеты. Просто некоторых авторов мы помним (Ариоста или Мэлори, например), а других - нет.

К "народным" сказкам это тоже относится. Литературное произведение "Колобок" тоже первым сочинил конкретный автор, а не абстрактный "народ".

Re: Почему у русских народных сказок бывает достаточно нелепый сюжет?
titanic  28.11.2010 19:45

1. По ряду сказок прошлись ножницами советские цензоры, поэтому оригиналы нам зачастую толком неизвестны: выкидывались моменты идеализации "эксплуататорских классов", религия, излишний эротизм, излишняя мистика и жуткость и т.д. Поэтому иногда сложно понять о чем речь, а что-то притянуто за уши.
2. Жиль де Ре жил попозже, чем Жанна дАрк - веке в 16-м. :))
3. Калевалу географически записали на границе современной российской республики Карелия (Калевальский район - собственно, поэтому так и называется) и Финляндии. Хотя по объему содержания эпос, скорее, финско-карельский, а не карело-финский (карело-финским он стал по желанию руководства КАССР в 60-х годах).
4. С морально-этической точки зрения многие вещи нам непонятны, но все же мы живем в более гуманную эпоху, чем авторы и герои сказок. :))

Re: Почему у русских народных сказок бывает достаточно нелепый сюжет?
alex_teufel  28.11.2010 19:53

Цитата (titanic)
4. С морально-этической точки зрения многие вещи нам непонятны, но все же мы живем в более гуманную эпоху, чем авторы и герои сказок. :))
вот-вот еще лет 200 назад было абсолютно нормально прийти всей семьей вместе с детьми (!!!) в выходной день в центр города и посмотреть на казнь в качестве развлечения....



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 28.11.10 19:53 пользователем alex_teufel.

Re: Почему у русских народных сказок бывает достаточно нелепый сюжет?
warrior  28.11.2010 19:58

Цитата (syomindm)
Это как же так? Такой мужик слабохарактерный, что ничего не мог поделать с своей женой? Так любил её до беспамятства? Тогда что его толкнуло на преступление?
Потому же, почему Герасим сначала утопил Муму и только потом ушёл от своей барыни. Менталитет такой.

Re: Почему у русских народных сказок бывает достаточно нелепый сюжет?
Сура  28.11.2010 20:15

Цитата (titanic)
3. Калевалу географически записали на границе современной российской республики Карелия (Калевальский район - собственно, поэтому так и называется) и Финляндии. Хотя по объему содержания эпос, скорее, финско-карельский, а не карело-финский (карело-финским он стал по желанию руководства КАССР в 60-х годах).

Вы серьёзно считаете, что Лённрот действовал согласно руководству КФССР? ;)) Или он во время своих походов вокруг Ладоги и Онеги сверялся с картой СССР после 1940-го года? ;)) Калевала - по факту, вне зависимости от желаний каких-то там АССР, поэтический эпос, записаный по большей части у карел.

Сура

Re: Почему у русских народных сказок бывает достаточно нелепый сюжет?
Vanes II  28.11.2010 20:25

Цитата (alex_teufel)
вот-вот еще лет 200 назад было абсолютно нормально прийти всей семьей вместе с детьми (!!!) в выходной день в центр города и посмотреть на казнь в качестве развлечения....

А сейчас и идти никуда не надо - включите ТВ, там крови в любое время достаточно.

Страницы:  1 23456Все>>
Страница: 1 из 6
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2020.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.030 seconds ]