Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
_Андрей
08.04.2010 09:05
Нигде в сети не нашел даже поверхностного освещения вопроса о данном этапе в строительстве третьей очереди московского метрополитена. А ведь это было важное событие, когда впервые в истории решились сделать пассажирский тоннель под рекой в Москве.
Возникает немало вопросов. Почему приняли решение пробивать подводный тоннель на перегоне П.Свердлова-Новокузнецкая, а не проверенный метромост, как было уже сделано немногим ранее на Смоленской? Неужели за это время произошел резкий скачок в горных технологиях. Конечно же нет, и наверняка строили вручную горным методом. Шла тяжелейшая война, и казалось бы логичным, что для такого грандиозного и дорогостоящего строительства было самое неподходящее время. Во время войны не до строительных экспериментов, граничащих с авантюрой. Могли обойтись метромостом через реку и канал( а значит там два подводных тоннеля), или просто отложить эту линию до лучших времен, а построить что-то другое не требующее форсирования водных преград. Тем не менее, подводный перегон был построен и работает до нашего времени без перебоев. А если брать всю ветку до Автозаводской, то там дальше сделан еще один тоннель под рекой. Итого три тоннеля сразу, во время войны. Хотелось бы узнать подробности о его строительстве, методах проходки и пр. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.04.10 09:12 пользователем _Андрей. Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Eveli
08.04.2010 11:48
На второй и третьей очередях активно применялась щитовая проходка. Все линии глубокого заложения построены при помощи щитов с обделкой из чугунных тюбингов. Кроме того, к началу ВОВ на Замоскворецком направлении все основные проходческие работы уже были завершены и там велось строительство станций. Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
DФ
08.04.2010 12:12
А что особенного в этом событии? К концу 30-х-началу 40-х годов опыт проходки тоннелей был накоплен уже большой, щитовой способ проходки уже применялся, опыт строительства подводных тоннелей в мире имелся достаточный, а мосметрострой вполне себе этот опыт учитывал и использовал. Тем более река Москва не бог весть какая водная преграда, а в годы войны, например, был построен подводный жд тоннель под Амуром у Хабаровска, что в разы грандиознее. И в принципе, что вобще особенного в подводных тоннелях через небольшие водные преграды, при достаточном заглублении тоннеля? Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov
08.04.2010 12:31
Даже уже не строительство станций, а как говорят - пуско-наладочные и отделочные работы. Замоскворецкий радиус был завершен за 7 месяцев, Покровский - за 9. Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Сура
08.04.2010 14:02
Ну хотя бы в том, что немеханизированный щит идёт с открытым забоем, то есть никакого пригруза нет, и даже если идти под кессоном, то его давления не хватит, чтобы сдержать приток воды, если произойдёт просадка. А идти приходится наугад, ибо состояние грунта непосредственно под рекой проверить с помощью пробных бурений невозможно. В случае с достаточно предсказуемыми реками (как Москва-река) это может и не так страшно, но под Волгой вряд ли кто рискнул бы. Сура Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Илья
08.04.2010 14:16
Я думаю на данном участке метромост и технически был бы маловероятен - пришлось бы много чего сносить...
Кстати в то время уже начали строить подводные тоннели и под более крупными реками - например, под Днепром, но помешала война. Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov
08.04.2010 14:40
По сравнению с Татарским проливом реки Москва и Волга - ручьи-переплюйки... ...общая длина тоннеля определяется в 13,4 км, в том числе подводная его часть — 7,3 км. ...произвести в мае—июне 1950 года разведочное бурение для определения геологического строения по трассе тоннеля в створе мыс Лазарева—Погиби (Татарский пролив) на протяжении 12 км с расположением скважин через каждые 400 метров, глубиной 70—80 метров от дна пролива. ...вся толща подрусловых песчаных отложений водонасышена и находится под большим гидростатическим давлением. Вода, насыщающая подрусловую толщу грунтов, сильно минерализована и обладает агрессивными свойствами по отношению к металлу и бетону. Островной участок трассы тоннеля пересекает водоностные пески, пересплавливащиеся суглинками и супесями. В соответствии с указанными гидрогеологическими условиями на подрусловом и Сахалинском береговом участке тоннельного перехода предусмотрено применение чугунных тюбингов, защищенных с наружной стороны от воздействия агрессивных вод железобетонным слоем, изготовленным на сульфатостойком цементе. Наружный диаметр тюбингов обделки принят 8,5 м. ...при строительстве тоннеля обязательно применение щитовой проходки под сжатым воздухом с устройством мощных компрессорных установок. Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad
08.04.2010 15:32
Какой воды? Из Москва реки (до дна котрой пара десятка метров известняка)? Или все-таки из водоносных горизонтов? А чем водоносные горизонты непосредственно под руслом Москва-реки так критично отличаются от водоносных горизонтов в других местах? Напрмиер, при проходке тоннелей "мини", самый большой приток воды был отнюдь не под дном Москва-реки, а между "саркофагом" и шахтой на Платовской. Кстати, там под дном Москва-рки один тоннель тоже шли "с окрытым забоем" по причине неработоспособности грунтопригруза у старого Протоновского щита.
"Подводную лодку" на берегу Днепра в Киеве знаешь? :) Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.04.10 15:33 пользователем Vlad. Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Сура
08.04.2010 15:40
Я и написал, что это в случае с Москвой-рекой всё более-менее известно, и что дно там фиксированное, и что под дном - известняк. А у Волги, например, глубина дна - вещь совершенно нестойкая, и как поведёт себя грунт, при проходке под ним - никто не знает. Ты же не исключаешь возможности просадки в данном случае?
Мы там вместе были ;) Сура Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Сура
08.04.2010 15:47
Вот-вот. Если заглубляться на 70 метров от дна, и то: как оно себя поведёт - никто не знает. Но стоит это немеряно, в случае же с метро под Москвой-рекой, всё действительно куда, как проще, но уже ту же Волгу никто нигде тоннелем переходить не планировал. И Днепр в итоге тоже бросили тоннелем переходить. Фактически, только под Амуром и Невой тоннели, из крупных преград. Сура Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad
08.04.2010 15:48
Ну так что-ж ты сомневаешься "вряд ли кто рискнул бы"? Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.04.10 15:48 пользователем Vlad. Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov
08.04.2010 15:58
Проектная глубина тоннеля была ~35 метров. Никто на 70 не лез. Уж ты-то должен знать, что при изысканиях бурят в 2 раза глубже предполагаемого строительства. Строили бы на 70 - бурили на 140. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.04.10 15:59 пользователем Vladislav E. Lavrov. Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Сура
08.04.2010 16:01
Вообще да, я этой стройкой под Татарским проливом никогда особо не интересовался. Тем не менее для меня и сейчас это кажется малореализуемым. Я почему-то уверен, что в те годы - да, и под Днепром, и даже под Татарским проливом прошли бы. Сейчас - сомневаюсь. Деградация. Сура Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Сура
08.04.2010 16:03
Ну я про наши реки имел в виду. А то можно много вспомнить - Гудзон тот же, Ист-ривер. Там, правда, скальное основание. Всё равно предпочитают метромосты. Сура Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad
08.04.2010 16:10
Задолго до Гудзона и Истривера...
Кто там недавно тоннель под Босфором прокопал??? Не Marmaray (этот из погружных секций), а другой, щитовой для Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.04.10 16:11 пользователем Vlad. Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov
08.04.2010 16:42
Не в этом тоннеле дело, я его привел как первую попавшуюся хорошую иллюстрацию к твоему сообщению, которое полностью противоречит современным правилам и традициям строительства ;-] Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
_Андрей
08.04.2010 16:52
А кто подскажет, когда поезд идет по такому перегону, есть ли какие-то признаки по которым машинист может понять, что в данный момент тоннель проходит под рекой? Другая обделка, тюбинги, форма свода и пр. Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov
08.04.2010 17:10
Может быть, но не обязательно: другой тип тоннельной обделки, если перегон из бетонных блоков, то подрусловый участок из чугуния; подрусловый участок огорожен перегонными металлоконструкциями; под подрусловым участком самый низкий профиль для водоотвода... Обозначается специальным знаком - но это скорее для сооруженцев, чем для машинюг. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.04.10 17:19 пользователем Vladislav E. Lavrov. Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
dimstudio
08.04.2010 20:20
Потому что большие руководители (особенно Каганович) рассматривали метро как бомбоубежище и были категорически против открытых участков. За метромосты был только Хрущев. Смоленский метромост он пробил как исключение, путем очень сложных интриг. Причем как временный, с будущим строительством подводного тоннеля.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.008 seconds ]