ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
_Андрей  08.04.2010 09:05

Нигде в сети не нашел даже поверхностного освещения вопроса о данном этапе в строительстве третьей очереди московского метрополитена. А ведь это было важное событие, когда впервые в истории решились сделать пассажирский тоннель под рекой в Москве.
Возникает немало вопросов. Почему приняли решение пробивать подводный тоннель на перегоне П.Свердлова-Новокузнецкая, а не проверенный метромост, как было уже сделано немногим ранее на Смоленской? Неужели за это время произошел резкий скачок в горных технологиях. Конечно же нет, и наверняка строили вручную горным методом.

Шла тяжелейшая война, и казалось бы логичным, что для такого грандиозного и дорогостоящего строительства было самое неподходящее время. Во время войны не до строительных экспериментов, граничащих с авантюрой. Могли обойтись метромостом через реку и канал( а значит там два подводных тоннеля), или просто отложить эту линию до лучших времен, а построить что-то другое не требующее форсирования водных преград.
Тем не менее, подводный перегон был построен и работает до нашего времени без перебоев. А если брать всю ветку до Автозаводской, то там дальше сделан еще один тоннель под рекой. Итого три тоннеля сразу, во время войны. Хотелось бы узнать подробности о его строительстве, методах проходки и пр.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.04.10 09:12 пользователем _Андрей.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Eveli  08.04.2010 11:48

На второй и третьей очередях активно применялась щитовая проходка. Все линии глубокого заложения построены при помощи щитов с обделкой из чугунных тюбингов. Кроме того, к началу ВОВ на Замоскворецком направлении все основные проходческие работы уже были завершены и там велось строительство станций.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
 08.04.2010 12:12

Цитата (_Андрей)
Нигде в сети не нашел даже поверхностного освещения вопроса о данном этапе в строительстве третьей очереди московского метрополитена. А ведь это было важное событие, когда впервые в истории решились сделать пассажирский тоннель под рекой в Москве.

А что особенного в этом событии? К концу 30-х-началу 40-х годов опыт проходки тоннелей был накоплен уже большой, щитовой способ проходки уже применялся, опыт строительства подводных тоннелей в мире имелся достаточный, а мосметрострой вполне себе этот опыт учитывал и использовал.

Тем более река Москва не бог весть какая водная преграда, а в годы войны, например, был построен подводный жд тоннель под Амуром у Хабаровска, что в разы грандиознее.

И в принципе, что вобще особенного в подводных тоннелях через небольшие водные преграды, при достаточном заглублении тоннеля?

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  08.04.2010 12:31

Цитата (Eveli)
Кроме того, к началу ВОВ на Замоскворецком направлении все основные проходческие работы уже были завершены и там велось строительство станций.
Даже уже не строительство станций, а как говорят - пуско-наладочные и отделочные работы.
Замоскворецкий радиус был завершен за 7 месяцев, Покровский - за 9.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Сура  08.04.2010 14:02

Цитата ()
И в принципе, что вобще особенного в подводных тоннелях через небольшие водные преграды, при достаточном заглублении тоннеля?

Ну хотя бы в том, что немеханизированный щит идёт с открытым забоем, то есть никакого пригруза нет, и даже если идти под кессоном, то его давления не хватит, чтобы сдержать приток воды, если произойдёт просадка. А идти приходится наугад, ибо состояние грунта непосредственно под рекой проверить с помощью пробных бурений невозможно. В случае с достаточно предсказуемыми реками (как Москва-река) это может и не так страшно, но под Волгой вряд ли кто рискнул бы.

Сура

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Илья  08.04.2010 14:16

Я думаю на данном участке метромост и технически был бы маловероятен - пришлось бы много чего сносить...

Кстати в то время уже начали строить подводные тоннели и под более крупными реками - например, под Днепром, но помешала война.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  08.04.2010 14:40

Цитата (Сура)
А идти приходится наугад, ибо состояние грунта непосредственно под рекой проверить с помощью пробных бурений невозможно. В случае с достаточно предсказуемыми реками (как Москва-река) это может и не так страшно, но под Волгой вряд ли кто рискнул бы.

По сравнению с Татарским проливом реки Москва и Волга - ручьи-переплюйки...


...общая длина тоннеля определяется в 13,4 км, в том числе подводная его часть — 7,3 км.

...произвести в мае—июне 1950 года разведочное бурение для определения геологического строения по трассе тоннеля в створе мыс Лазарева—Погиби (Татарский пролив) на протяжении 12 км с расположением скважин через каждые 400 метров, глубиной 70—80 метров от дна пролива.

...вся толща подрусловых песчаных отложений водонасышена и находится под большим гидростатическим давлением. Вода, насыщающая подрусловую толщу грунтов, сильно минерализована и обладает агрессивными свойствами по отношению к металлу и бетону. Островной участок трассы тоннеля пересекает водоностные пески, пересплавливащиеся суглинками и супесями. В соответствии с указанными гидрогеологическими условиями на подрусловом и Сахалинском береговом участке тоннельного перехода предусмотрено применение чугунных тюбингов, защищенных с наружной стороны от воздействия агрессивных вод железобетонным слоем, изготовленным на сульфатостойком цементе. Наружный диаметр тюбингов обделки принят 8,5 м.

...при строительстве тоннеля обязательно применение щитовой проходки под сжатым воздухом с устройством мощных компрессорных установок.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad  08.04.2010 15:32

Цитата (Сура)
Ну хотя бы в том, что немеханизированный щит идёт с открытым забоем, то есть никакого пригруза нет, и даже если идти под кессоном, то его давления не хватит, чтобы сдержать приток воды, если произойдёт просадка.

Какой воды?
Из Москва реки (до дна котрой пара десятка метров известняка)?
Или все-таки из водоносных горизонтов?

А чем водоносные горизонты непосредственно под руслом Москва-реки так критично отличаются от водоносных горизонтов в других местах?

Напрмиер, при проходке тоннелей "мини", самый большой приток воды был отнюдь не под дном Москва-реки, а между "саркофагом" и шахтой на Платовской.
Кстати, там под дном Москва-рки один тоннель тоже шли "с окрытым забоем" по причине неработоспособности грунтопригруза у старого Протоновского щита.

Цитата
А идти приходится наугад, ибо состояние грунта непосредственно под рекой проверить с помощью пробных бурений невозможно. В случае с достаточно предсказуемыми реками (как Москва-река) это может и не так страшно, но под Волгой вряд ли кто рискнул бы.

"Подводную лодку" на берегу Днепра в Киеве знаешь? :)



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.04.10 15:33 пользователем Vlad.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Сура  08.04.2010 15:40

Цитата (Vlad)
Цитата (Сура)
Ну хотя бы в том, что немеханизированный щит идёт с открытым забоем, то есть никакого пригруза нет, и даже если идти под кессоном, то его давления не хватит, чтобы сдержать приток воды, если произойдёт просадка.

Какой воды?
Из Москва реки (до дна котрой пара десятка метров известняка)?
Или все-таки из водоносных горизонтов?

А чем водоносные горизонты непосредственно под руслом Москва-реки так критично отличаются от водоносных горизонтов в других местах?

Я и написал, что это в случае с Москвой-рекой всё более-менее известно, и что дно там фиксированное, и что под дном - известняк. А у Волги, например, глубина дна - вещь совершенно нестойкая, и как поведёт себя грунт, при проходке под ним - никто не знает. Ты же не исключаешь возможности просадки в данном случае?

Цитата
"Подводную лодку" на берегу Днепра в Киеве знаешь? :)

Мы там вместе были ;)

Сура

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Сура  08.04.2010 15:47

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
Цитата (Сура)
А идти приходится наугад, ибо состояние грунта непосредственно под рекой проверить с помощью пробных бурений невозможно. В случае с достаточно предсказуемыми реками (как Москва-река) это может и не так страшно, но под Волгой вряд ли кто рискнул бы.

По сравнению с Татарским проливом реки Москва и Волга - ручьи-переплюйки...


...общая длина тоннеля определяется в 13,4 км, в том числе подводная его часть — 7,3 км.

...произвести в мае—июне 1950 года разведочное бурение для определения геологического строения по трассе тоннеля в створе мыс Лазарева—Погиби (Татарский пролив) на протяжении 12 км с расположением скважин через каждые 400 метров, глубиной 70—80 метров от дна пролива.

Вот-вот. Если заглубляться на 70 метров от дна, и то: как оно себя поведёт - никто не знает. Но стоит это немеряно, в случае же с метро под Москвой-рекой, всё действительно куда, как проще, но уже ту же Волгу никто нигде тоннелем переходить не планировал. И Днепр в итоге тоже бросили тоннелем переходить. Фактически, только под Амуром и Невой тоннели, из крупных преград.

Сура

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad  08.04.2010 15:48

Цитата (Сура)
Мы там вместе были ;)

Ну так что-ж ты сомневаешься "вряд ли кто рискнул бы"?



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.04.10 15:48 пользователем Vlad.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad  08.04.2010 15:51

Цитата (Сура)
Фактически, только под Амуром и Невой тоннели, из крупных преград.

Темза (первая половина девятнадцатого века) не катит?

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  08.04.2010 15:58

Цитата (Сура)
Вот-вот. Если заглубляться на 70 метров от дна, и то: как оно себя поведёт - никто не знает.
Проектная глубина тоннеля была ~35 метров. Никто на 70 не лез. Уж ты-то должен знать, что при изысканиях бурят в 2 раза глубже предполагаемого строительства. Строили бы на 70 - бурили на 140.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.04.10 15:59 пользователем Vladislav E. Lavrov.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Сура  08.04.2010 16:01

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
Цитата (Сура)
Вот-вот. Если заглубляться на 70 метров от дна, и то: как оно себя поведёт - никто не знает.
Проектная глубина тоннеля была ~35 метров. Никто на 70 не лез. Уж ты-то должен знать, что при изысканиях бурят в 2 раза глубже предполагаемого строительства. Строили бы на 70 - бурили на 140.

Вообще да, я этой стройкой под Татарским проливом никогда особо не интересовался. Тем не менее для меня и сейчас это кажется малореализуемым. Я почему-то уверен, что в те годы - да, и под Днепром, и даже под Татарским проливом прошли бы. Сейчас - сомневаюсь. Деградация.

Сура

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Сура  08.04.2010 16:03

Цитата (Vlad)
Цитата (Сура)
Фактически, только под Амуром и Невой тоннели, из крупных преград.

Темза (первая половина девятнадцатого века) не катит?

Ну я про наши реки имел в виду.

А то можно много вспомнить - Гудзон тот же, Ист-ривер. Там, правда, скальное основание. Всё равно предпочитают метромосты.

Сура

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad  08.04.2010 16:10

Цитата (Сура)
А то можно много вспомнить - Гудзон тот же, Ист-ривер. Там, правда, скальное основание. Всё равно предпочитают метромосты.

Задолго до Гудзона и Истривера...

Цитата (Сура)
Тем не менее для меня и сейчас это кажется малореализуемым. Я почему-то уверен, что в те годы - да, и под Днепром, и даже под Татарским проливом прошли бы. Сейчас - сомневаюсь. Деградация.

Кто там недавно тоннель под Босфором прокопал???
Не Marmaray (этот из погружных секций), а другой, щитовой для канализации водопровода?



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.04.10 16:11 пользователем Vlad.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  08.04.2010 16:42

Цитата (Сура)
Вообще да, я этой стройкой под Татарским проливом никогда особо не интересовался.
Не в этом тоннеле дело, я его привел как первую попавшуюся хорошую иллюстрацию к твоему сообщению, которое полностью противоречит современным правилам и традициям строительства ;-]

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
_Андрей  08.04.2010 16:52

А кто подскажет, когда поезд идет по такому перегону, есть ли какие-то признаки по которым машинист может понять, что в данный момент тоннель проходит под рекой? Другая обделка, тюбинги, форма свода и пр.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  08.04.2010 17:10

Может быть, но не обязательно: другой тип тоннельной обделки, если перегон из бетонных блоков, то подрусловый участок из чугуния; подрусловый участок огорожен перегонными металлоконструкциями; под подрусловым участком самый низкий профиль для водоотвода... Обозначается специальным знаком - но это скорее для сооруженцев, чем для машинюг.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.04.10 17:19 пользователем Vladislav E. Lavrov.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
dimstudio  08.04.2010 20:20

Цитата (_Андрей)
Почему приняли решение пробивать подводный тоннель на перегоне П.Свердлова-Новокузнецкая, а не проверенный метромост, как было уже сделано немногим ранее на Смоленской?
Потому что большие руководители (особенно Каганович) рассматривали метро как бомбоубежище и были категорически против открытых участков. За метромосты был только Хрущев. Смоленский метромост он пробил как исключение, путем очень сложных интриг. Причем как временный, с будущим строительством подводного тоннеля.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
 08.04.2010 21:24

Цитата (dimstudio)
Потому что большие руководители (особенно Каганович) рассматривали метро как бомбоубежище и были категорически против открытых участков. За метромосты был только Хрущев. Смоленский метромост он пробил как исключение, путем очень сложных интриг. Причем как временный, с будущим строительством подводного тоннеля.

Ссылочку, пожалуйста, на источник. И заодно, как можно было построить перегон Смоленская-Киевская подземным технически.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  09.04.2010 00:04

Цитата (dimstudio)
Потому что большие руководители (особенно Каганович) рассматривали метро как бомбоубежище и были категорически
Метром, как бомбоубежищем, озаботились только в 1941 году. Как атомным убежищем - в 1953. Кога тут вообще ни при чем, не надо выдумывать, ок?

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
AlTi  09.04.2010 01:00

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
Метром, как бомбоубежищем, озаботились только в 1941 году. Как атомным убежищем - в 1953. Кога тут вообще ни при чем, не надо выдумывать, ок?
Есть достаточные основания (показания очевидцев), полагать что ваше мнение по поводу "как бомбоубежищем, озаботились только в 1941 году" не верно, это мнение широко распространилось после фильма "Метро" показанного по телеканалу РТР, но там никаких доказательств этой точки зрения не представлено.
Про атомное оружие это уже не сюда, в 30-е годы про него ещё никто не слышал.

З.Ы. Метро не склоняется. ок?

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Eveli  09.04.2010 10:21

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
Цитата (Eveli)
Кроме того, к началу ВОВ на Замоскворецком направлении все основные проходческие работы уже были завершены и там велось строительство станций.
Даже уже не строительство станций, а как говорят - пуско-наладочные и отделочные работы.
Замоскворецкий радиус был завершен за 7 месяцев, Покровский - за 9.
Как под пуско-наладочные работы попадает недостроенная "Павелецкая"?

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Tashbulat  09.04.2010 11:31

Цитата (AlTi)
Есть достаточные основания (показания очевидцев), полагать что ваше мнение по поводу "как бомбоубежищем, озаботились только в 1941 году" не верно
Есть ли какие-то причины (строительные, например, но не военные), что АПЛ и ГЗЛ в центре полностью построили глубокого заложения? От Сокольников до Парка ведь провели мелким более чем на половине длины.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
dimstudio  09.04.2010 11:32

Цитата ()
Цитата (dimstudio)
Потому что большие руководители (особенно Каганович) рассматривали метро как бомбоубежище и были категорически против открытых участков. За метромосты был только Хрущев. Смоленский метромост он пробил как исключение, путем очень сложных интриг. Причем как временный, с будущим строительством подводного тоннеля.
Ссылочку, пожалуйста, на источник. И заодно, как можно было построить перегон Смоленская-Киевская подземным технически.
Ссылочку запросто:
http://trehgranka.metro.ru/magazine/pressa/moscow/1997-03-26_02.htm

А построить от Смоленской-мелкой - естественно, никак. Потому и построили новый участок Арбатская-Смоленская-Киевская.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
 09.04.2010 12:30

Цитата (dimstudio)
Ссылочку запросто: http://trehgranka.metro.ru/magazine/pressa/moscow/1997-03-26_02.htm

За ссылку спасибо, только источник никакой, так, собрал некто некие слухи - не более.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
dimstudio  09.04.2010 13:47

Не берусь судить, слухи или нет, но более интересного рассказа о возникновении дублирования участков Арбатская-Смоленская-Киевская АПЛ и ФЛ я не встречал.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  10.04.2010 12:52

Цитата (AlTi)
Есть достаточные основания (показания очевидцев), полагать что ваше мнение по поводу "как бомбоубежищем, озаботились только в 1941 году" не верно, это мнение широко распространилось после фильма "Метро" показанного по телеканалу РТР, но там никаких доказательств этой точки зрения не представлено.
Фильму не смотрел, С. Жуков, техотдел Метрополитена, напечатано в начале 90-х в журнале Метрострой:

В следующие пять лет мы с успехом проектировали и сооружали линии II и III очередей. Шел 1940 год. Москва, казалось, жила в обычном ритме, увлечен¬ная трудом, преодолевая труд¬ности развития, началась подго¬товка к прокладке метрополите¬на в Ленинграде.

Но вместе с тем, как-то подсознательно, мы ощущали беспокойство и тревогу. Метропроект в это время стал разра¬батывать проекты приспо¬соблений действующих и неза¬конченных еще строительством станций и тоннелей Московского метрополитена под массовые убежища для населения в случае войны, на периоды объявления воздушных тревог МПВО. Мы понимали, что война может начаться в любое время и поэтому надо спешить выполнить эти работы.

В такой обстановке появилось много новых для нас вопросов по защите подземных сооружений от разрушения и оборудованию их установками жизнеобеспечения укрываемого населения. Решались они срочно, с привлечением специализированных организаций.

Несмотря на то, что реальная опасность войны нами еще не ощущалась, все-таки большую часть работ по приспособлению действующих линий метрополитена первых двух очередей - от «Сокольников» до «ЦПКиО», станцию «Смоленская», а также участки от «Пло¬щади Свердлова» до «Сокола» и от «Площади Революции» до «Курской» нам и строителям удалось выполнить к весне 1941 г.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  10.04.2010 12:58

Цитата (Eveli)
Как под пуско-наладочные работы попадает недостроенная "Павелецкая"?
А где она была недостроенная? Точно так же достроена, как были достроены перед пуском Дзержинская и Кировская.

Барельефы "Фронтовики и труд тыла в помощь фронту" скульптора Ефимова.
Отделка: стены аванзала и пилоны - мрамор уфалей; цоколь стен - лабрадорит.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  10.04.2010 15:29

Цитата (Tashbulat)
Есть ли какие-то причины (строительные, например, но не военные), что АПЛ и ГЗЛ в центре полностью построили глубокого заложения? От Сокольников до Парка ведь провели мелким более чем на половине длины.


П. Ротерт, "Известия" 14 мая 1935 г.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
_Андрей  11.04.2010 13:01

Если "река Москва не бог весть какая водная преграда" то почему же совсем недавно взяли и построили митинский метромост, для преодоления этой "хилой речушки"? Кинули бы тоннель и забыли.
Еще вспоминаю, что читая рассказы строителей первой ветки, наталкивался на страшилки про реку Неглинку, что мол под ней на многие десятки метров стоит вода, плывуны и прочие кошмары тоннельщиков. А речушка то совсем хиленькая, что же тогда под р.Москва творится должно, там плывуны должны быть на сотни метров.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  11.04.2010 13:17

Цитата (_Андрей)
Если "река Москва не бог весть какая водная преграда" то почему же совсем недавно взяли и построили митинский метромост, для преодоления этой "хилой речушки"? Кинули бы тоннель и забыли.
Попросим опять тов. Ротерта из 1935 года:



А если "кинуть и забыть", то станция Волоколамская получилась бы на глубине метров 40-а. В чистом поле станция глубокого заложения ;-]

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
_Андрей  12.04.2010 00:05

А что страшного в глубоком заложении? Мало ли у нас таких станций? Ту же Ш.Энтузиастов резко заглубили после Перово, непонятно для чего. Когда едешь поезд внезапно идет в этакое провалище, что даже не по себе и уши закладывает. А если посмотреть спутниковую карту, видно, что по пути перегона Перово-Ш.Энтузиастов находится старая промзона, с ветхими постройками. Элементарно могли бы снести все это на пути трассы(пару десятков старых зданий) и делать перегон открытым способом или хотя бы вспомнить опыт траншейной проходки по дворам старого Арбата, а потом уже неспешно заглубляться к Авиамоторной. Однако сделали сильнейшее заглубление(рекордное на то время), и это не стало камнем преткновения.

Кстати в открытом поле можно поступить проще и построить глубокую станцию открытым способом, как сделали на станции «Деловой центр».

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  12.04.2010 00:28

Цитата (_Андрей)
Ту же Ш.Энтузиастов резко заглубили после Перово, непонятно для чего. Когда едешь поезд внезапно идет в этакое провалище, что даже не по себе и уши закладывает.

Обратитесь к врачу. Сегодня ехал туда и обратно - ничего не заложило.

Цитата
А если посмотреть спутниковую карту, видно, что по пути перегона Перово-Ш.Энтузиастов находится старая промзона, с ветхими постройками. Элементарно могли бы снести все это на пути трассы(пару десятков старых зданий) и делать перегон открытым способом или хотя бы вспомнить опыт траншейной проходки по дворам старого Арбата, а потом уже неспешно заглубляться к Авиамоторной.

Ну конечно: "гладко было на бумаге, да забыли про овраги".
Ветхие постройки/десятки старых зданий - Головное особое конструкторское бюро "Прожектор"?
И да, расскажите гидрогеологию этого участка и техническое обоснование Вашего предложения, иначе буду требовать у модераторов применить санкцию согласно п.2.6 тутошних правил ;-]

Цитата
Однако сделали сильнейшее заглубление(рекордное на то время)
Ну уж не раздувайте так...

Цитата
Кстати в открытом поле можно поступить проще и построить глубокую станцию открытым способом, как сделали на станции «Деловой центр».
ДЦ построено в конструкциях Центрального ядра, что было оправдано, потому что по другому там было не сделать.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad  12.04.2010 12:41

Цитата (_Андрей)
Еще вспоминаю, что читая рассказы строителей первой ветки, наталкивался на страшилки про реку Неглинку, что мол под ней на многие десятки метров стоит вода, плывуны и прочие кошмары тоннельщиков.
А речушка то совсем хиленькая, что же тогда под р.Москва творится должно, там плывуны должны быть на сотни метров.

Гуглите "гидрогеология Москвы".
"плывуны и прочие кошмары тоннельщиков" зачастую совсем никак не связаны с тем, какие ручейки находятся в этом месте на поверхности.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad  12.04.2010 12:46

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
Цитата (Eveli)
Как под пуско-наладочные работы попадает недостроенная "Павелецкая"?
А где она была недостроенная? Точно так же достроена, как были достроены перед пуском Дзержинская и Кировская.

Барельефы "Фронтовики и труд тыла в помощь фронту" скульптора Ефимова.
Отделка: стены аванзала и пилоны - мрамор уфалей; цоколь стен - лабрадорит.

Влад. вот тут не соглашусь.
В отличие от Кировской и Дзержинской, где ЦЗ не предполагался по проекту изначально, стальные конструкции колонно-прогонного комплекса "Павелецкой", "зависли" в Днепропетровске, успели собрать только первые две южные секции.
Поэтому и перекраивали (упрощали) проект.
А мозаики, предназначавшиеся для "Павелецкой", которые собирались в Пиере в мастерской Фролова, и которых успели собрать только 6 штук, установили на Новокузнецкой.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 12.04.10 12:47 пользователем Vlad.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  13.04.2010 11:14

Цитата (Vlad)
Поэтому и перекраивали (упрощали) проект.
Но станцию-то не недостроенную открыли? ;-]

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad  13.04.2010 16:17

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
Цитата (Vlad)
Поэтому и перекраивали (упрощали) проект.
Но станцию-то не недостроенную открыли? ;-]

Смотря что считать "достроенным"
По сравнению с довоенным проектом -- явно недостроенную :)
Т.е. к началу войны станционный комплекс не был построен даже "в конструкциях", Поэтому говорить о том, что на участке оставались только "пуско-наладочные и отделочные работы" не приходится.

Кстати, в связи с этим стало интересно, а на Новокузнецкой центральный зал был полностью построен по первоначальному проекту или укороченным, а уже при строительстве пересадки на КРЛ его "допроходили"?
Точнее, переформулирую вопрос, обделку боковых залов при удлиннении ЦЗ перебирали для устройства новых проходов в ЦЗ или там уже были клинчатые перемычки с 39-41 годов в составе тоннельной обделки?
Правда, не исключено, что даже если ЦЗ изначально и предполагался более длинным, а решение о его укорачивании было принято еще до проходки боковых станционных тоннелей, то и клинчатых перемычек под будущие проходы могли и не ставить.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  13.04.2010 16:22

Цитата (Vlad)
Т.е. к началу войны станционный комплекс не был построен даже "в конструкциях"
И построен за 7 месяцев? Не верю (с)

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad  13.04.2010 17:15

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
Цитата (Vlad)
Т.е. к началу войны станционный комплекс не был построен даже "в конструкциях"
И построен за 7 месяцев? Не верю (с)

Кто сказал про 7 месяцев?
Когда началась война?
Когда именно прекратились работы?
Когда именно они возобновились?

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  13.04.2010 18:32

Цитата (Vlad)
Кто сказал про 7 месяцев?
Когда началась война?
Когда именно прекратились работы?

К августу-сентябрю 1941 все метростроевское оборудование было вывезено на базу в г. Глазов.

Цитата
Когда именно они возобновились?
Постановление ГКО №1822 27 мая 1942 г.


PS На строительство убежища в Куйбышеве было приказано 40 дней, провозились 9 месяцев...

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad  14.04.2010 13:00

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
Цитата (Vlad)
Т.е. к началу войны станционный комплекс не был построен даже "в конструкциях"
И построен за 7 месяцев? Не верю (с)

А чему ты не веришь?
Похоже, что к моменту сворачивания работ, на станции были пройдены на полный диаметр и длинну боковые залы и начат монтаж конструкций колнно-прогонного комплекса. Если ты помнишь, на Павелецкой, как и на Маяковской, колнно-прогонные конструкции монтируются целиком внутри боковых залов.
Успели смонтровать две секции. Не знаю с каким отставанием от монтажа колонно-прогонных секций велось раскрытие центрального зала, соответственно или его тоже уже начали раскрывать или еще не начинали.
Еще раз повторюсь, по изначальному проекту станция не была построена даже в конструкциях.
Потом работы были свернуты, после возобновления раскрыли на эти две секции центральный зал (если он не был раскрыт ранее), выполнили простенькую скромную отделку (видно, что мрамором, как и на Новокузнецкой, был выложен только цоколь путевых стен).
В таком виде и открыли.

PS
Интересна история и причины появления "пилонного" куска между колонной частью у южного наклона и основной колонной частью, построеной уже после войны при реконструкции в 1953.
Это кусок, построенный в 43 или результат реконструкции 53 года ("пристыковывания колонной части" к существовавшему аванзалу преед эскалатором)?
Вообще, нет ли у тебя подробностей реконструкции 53 года?
Помнться, были какие-то смутные слухи о серьезной аварии во время этой реконструкции, но подробностей, увы, не знаю.



Редактировано 3 раз(а). Последний раз 14.04.10 13:14 пользователем Vlad.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  14.04.2010 14:38

Цитата (Vlad)
Похоже, что к моменту сворачивания работ, на станции были пройдены на полный диаметр и длинну боковые залы
Вот тут у нас недопонимание случилось ;-]
Под "станционным комплексом" я понимал в том числе и его части, как их перечисляют в учебниках. Если боковые тоннели были построены до - то конечно никаких вопросов не возникает.
И про эту станцию как-то странно говорить - "недостроенная", просто проект изменили...

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad  14.04.2010 15:02

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
Под "станционным комплексом" я понимал

Влад, я не знаю что ты "понимал", но написал ты:
Даже уже не строительство станций, а как говорят - пуско-наладочные и отделочные работы.

Вот тут я и не согласился, так как монтаж колонно-прогонных конструкций, проходка и раскрытие центрального зала и.т.д...это все-таки именно строительство, а не "пуско-наладочные и отделочные работы.".

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  14.04.2010 15:14

Цитата (Vlad)
Вот тут я и не согласился, так как монтаж колонно-прогонных конструкций, проходка и раскрытие центрального зала и.т.д...
А вот тут я не соглашаюсь с таким объемом работ в период от

ГКО №1822 27 мая 1942 г. "Об окончании строительства Замоскворецкого радиуса III очереди Московского метрополитена."

до

ГКО №2669 28 декабря 1942 г. "О приеме в эксплуатацию Замоскворецкого радиуса метрополитена."


Про куйбышевское убежище, объем которого сравним с притоннельной выработкой (хорошо, с двумя) и сроки его строительства я не зря упомянул.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad  14.04.2010 15:41

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
А вот тут я не соглашаюсь с таким объемом работ

А этот объем работ и не выполнялся :)

Не понимаю, о чем ты споришь.
За 7 месяцев -- да, выполнили пуско-наладочные и отделочные работы на небольшом, уже построенном к тому времени участке станции, что позволило запустить ее в эксплуатацию.

Но это вовсе не означает, что к началу войны все строительные работы на станции были полностью завершены и только этот объем работ и оставалось выполнить.

PS
Ты же не будешь утверждать, что к моменту открытия для пассажиров станции во Внуково все строительные работы на ней были полностью завершены? :)))



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 14.04.10 15:45 пользователем Vlad.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  14.04.2010 23:13

Цитата (Vlad)
Не понимаю, о чем ты споришь.
За 7 месяцев -- да, выполнили пуско-наладочные и отделочные работы на небольшом, уже построенном к тому времени участке станции, что позволило запустить ее в эксплуатацию.

Но это вовсе не означает, что к началу войны все строительные работы на станции были полностью завершены и только этот объем работ и оставалось выполнить.
Спорю с тем, что станцию Павелецкая при ее открытии называют "недостроенной" ;-]

Я там выше упомянул Дзержинскую и Кировскую - на предпусковых чертежах они были в двумя выходами, а на эксплоатационном плане и профиле у Дзержинской обозначен задел под второй выход, Кировская - с полноценным центральным залом и у Комсомольской - задел под выход в ЦДКЖ. Но никто же не говорит, что их открыли недостроенными, хотя они и продержались так еще 40 лет, а Комсомольской вообще не светит...

Цитата
PS
Ты же не будешь утверждать, что к моменту открытия для пассажиров станции во Внуково все строительные работы на ней были полностью завершены? :)))
Не буду, я её вообще не видел живьем еще ни разу, всё чертежи да фото, а ходили мы там, когда еще тоннель не начинали рыть ;-]

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Eveli  15.04.2010 09:49

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
Спорю с тем, что станцию Павелецкая при ее открытии называют "недостроенной" ;-]

Ежели всё было так, как описал Vlad, то назвать станцию иначе как "недостроенной" не получается ;))

Интересно, а чем вызвано задержанное на 11 месяцев открытие станций "Новокузнецкая" и "Павелецкая" относительно "Завода им. Сталина"?

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  15.04.2010 12:53

Цитата (Eveli)
Ежели всё было так, как описал Vlad, то назвать станцию иначе как "недостроенной" не получается ;))
Ну назвать можно и бабушку дедушкой, даже если у ней и причиндалов нет... ;-]

Цитата
Интересно, а чем вызвано задержанное на 11 месяцев открытие станций "Новокузнецкая" и "Павелецкая" относительно "Завода им. Сталина"?
Отсутствием в срок эскалаторов. Об обеспечении изготовления и монтажа эскалаторов было принято отдельное постановление ГОК. Интересней было бы узнать, сколько человек расстреляли и посадили за невыполнение сроков...

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad  15.04.2010 15:01

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
Спорю с тем, что станцию Павелецкая при ее открытии называют "недостроенной" ;-]

Т.е. с тем, что к началу войны на участке оставались и общестроительные, а не только пуско-наладочные и отделочные работы." ты согласен?

Цитата
Я там выше упомянул Дзержинскую и Кировскую - на предпусковых чертежах они были в двумя выходами

У меня тоже есть этот чертеж.
Но нет никакой уверенности, что строили именно по нему.
Наоборот, есть уверенность, что строили НЕ по нему, так как к моменту публикации (1934, если не ошибаюсь) ряд кусков уже был построен по-другому.

А Павелецкую строили именно как колонную станцию и как колонную станцию к началу войны ее не построили даже в конструкциях.
Вторые выходы это вообще не неотделимые элементы конструкций станций.

Вот см, например, Трубную.
К моменту замораживания строительства там были построены боковые залы, наклон и зачаток ЦЗ. Даже по одному проходу из ЦЗ раскрыто.
Теоретически, ничто (ну если проигнорировать ряд пунктов СНиП) не мешало там быстренько смонтировать эскалаторы, собрать платформу в боковых залах, забетонировать забой в ЦЗ, повесить зонты, побелить и открыть для пассажиров.

А через 10 лет (или больше, дождавшись когда нефть подорожает и наступит коммуни капитализьм) достроить в полном объеме.

Однако это никоим образом не говорит, что к моменту замораживания строительства там "оставались только пуско-наладочные и отделочные работы".

Цитата
Цитата
PS
Ты же не будешь утверждать, что к моменту открытия для пассажиров станции во Внуково все строительные работы на ней были полностью завершены? :)))
Не буду, я её вообще не видел живьем еще ни разу, всё чертежи да фото, а ходили мы там, когда еще тоннель не начинали рыть ;-]

Ну вот так вот:
http://metro.molot.ru/1/vnukovo_23_07/PIC_0153.jpg

оно выглядело за 2 недели до пуска.
Конкретно этот кусок и после пуска выглядел примерно так же :)



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 15.04.10 15:03 пользователем Vlad.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vladislav E. Lavrov  15.04.2010 15:45

Цитата (Vlad)
Т.е. с тем, что к началу войны на участке оставались и общестроительные, а не только пуско-наладочные и отделочные работы." ты согласен?

Это очевидно.

Цитата
А Павелецкую строили именно как колонную станцию и как колонную станцию к началу войны ее не построили даже в конструкциях.

Ну построили как станцию с измененным проектом. Но построили же?

Первоначально «Дзержинскую» проектировали с тремя сводами — двумя боковыми тоннелями и большим средним залом. В процессе работы выяснилось, что из-за геологических условий проект полностью осуществить не удалось. Федорова.

Дзержинскую строили с "большим среднем залом"? Да. Построили именно так? Нет. Построили в конструкциях "большой средний зал"? Не считая нескольких проемов (аналогично и на Павелецкой) - нет. Считаем мы станцию Дзержинская недостроенной при открытии? Нет.


Завершим эту тему? ;-]



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 15.04.10 15:46 пользователем Vladislav E. Lavrov.

Re: Новокузнецкая. Первый тоннель под Москвой-рекой.
Vlad  15.04.2010 17:09

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
Цитата (Vlad)
Т.е. с тем, что к началу войны на участке оставались и общестроительные, а не только пуско-наладочные и отделочные работы." ты согласен?

Это очевидно.

Выше ты утверждал обратное :)
Именно поэтому я и ввязался :)

Цитата (Vladislav E. Lavrov)
Завершим эту тему? ;-]
Завершаем :)

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.003 seconds ]