ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Denver  16.03.2011 12:26

Доброе время суток.

В школе на курсе органической химии нам рассказывали, что в 1930е годы СССР оказался в безвыходном положении - негде было взять каучук, поскольку буржуи нам его или не продавали, или же продавали, но по грабительским ценам. Соответственно, покупка производимых из каучка резиновых изделий оказывалась ещё более дорогой и тоже нецелесообразной. Но отказ от каучука означал "зависание" в конце XIX века, хозяйствование без автомобилей и самолётов, отказ от программы внедрения автоматических тормозов на железной дороге...

И вот кто-то поставил учёным задачу синтезировать каучук полностью из советских ингридиентов. Как гласил школьный учебник химии, с этой задачей отечественная наука справилась быстро, технология получения будандеенового каучука оказалась простой и дешёвой, то есть страна получала шины, прокладки и шланги без оглядки на мировой империализм....

Ещё задолго до 11го класса, в школьном кабинете труда, над деревообрабатывающими станками, висел краткий перечень в картинках всего того, что производится из древесины и отходов её обработки. Помимо пластиковых ванночек и корпусов там фигурировали автомобильные шины...

Ехал недавно в электричке, невольно прислушиваюсь к разговору - бывший работник шинного завода рассказывал сослуживцу (оба в форме ЧОПа) про творившиеся на его глазах "чудеса". Первоисточником "чуда" стала дороговизна импортного оборудования и тайского (кажись) каучука, в результате чего слишком уж дорогие покрышки получались, убийственно дорогие. И вот отечественные "оптимизаторы" принялись "колдовать" со станками, дабы снизить потребность в дорогущем материале. Как результат - подешевевшие шины зачастую оказывались "дубовыми", как пластик, то есть они не гнулись, но внезапно трескались, обрекая водителя на непредсказуемый "полёт" без руля и тормозов. Не мудрено, что завод "умер" в 1990е, когда бесследно исчезали и более востребованные производства.

Так вот, вопрос - правда ли, что наша резиновая промышленность могла обойтись без поставок каучука из-за рубежа, или же это был грамотный информационный удар, дабы буржуи не слишком упирались? В Сети и в "Википедии" пока ничего вразумительного не понял.

С уважением, Денис.



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 16.03.11 12:28 пользователем Denver.

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
A-Lex-Is  16.03.2011 12:35

Доброго времени суток!
Цитата (Denver)

Так вот, вопрос - правда ли, что наша резиновая промышленность могла обойтись без поставок каучука из-за рубежа, или же это был грамотный информационный удар, дабы буржуи не слишком упирались? В Сети и в "Википедии" пока ничего вразумительного не понял.

С уважением, Денис.

Еще как могла. Существовало целых два завода по производству синтетического каучука: Ярославский СК-1 и Воронежский СК-2. Затем начал производство "Красный треугольник". Так-то. Многое в СССР было впервые в мире.

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
warrior  16.03.2011 17:48

Популярные, но достаточно подробные статьи о производстве советского синтетического каучука есть в книге "Рассказы о науке и её творцах" (1946 г.), старой Детской энциклопедии (1960 г.), Большой Советской энциклопедии "сталинского" и "брежневского" изданий.

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Leo53  16.03.2011 21:12

в 1969 году проходил школьную практику на Московском шинном заводе. Иногда шлялись по территории - видел большие приблизительно 1x0.5 m тюки каучука, на которых было написано Malaya. Возможно там производили элитные шины.

Каучуковая энциклопедия
Krolikov  16.03.2011 21:58

Цитата (warrior)
старой Детской энциклопедии (1960 г.)
Чем хорош интернет? Тем, что в нем всегда можно найти почи уже забытые книги. Несколько минут поиска, еще несколько минут на скачивание - и пожалуйста, ДЭ в doc-формате, с аутентичным текстом и иллюстрациями.
Почему я выбрал именно 2-е издание (1965-1968)? Потому что именно оно было у меня дома. Что там у нас про синтетический каучук?

"...В 1926 г. Высший совет народного хозяйства СССР объявил международный конкурс на лучший промышленный способ получения синтетического каучука. В нем могли участвовать ученые всех стран. Основные условия: искусственный каучук должен быть высоко¬качественным, дешевым и изготовляться из отечественного сырья.
Победу на этом конкурсе одержала советская наука. Решением жюри были приняты два способа; их авторы— наши ученые С. В. Лебедев и Б. В. Бызов. По методу академика С. В. Лебедева синтетический каучук получают из этилового (винного) спирта, а по методу Б. В. Бызова — из нефти. Уже в 1931—1932 гг. в нашей стране впервые в мире были построены и пущены в ход мощные заводы синтетического каучука. Была решена сложнейшая научно-техническая проблема. Только через 5—6 лет такие заводы начали строить в Германии, а в годы второй мировой войны — в США.
Производство синтетического каучука (СК) сразу же дало огромную экономию труда. Чтобы получить 1 тыс. т натурального каучука, нужно обработать около 3 млн. каучуконосных деревьев и затратить на это труд 5 тыс. человек в течение года. То же количество синтетического каучука требует труда в течение года всего нескольких человек.
Синтез каучука позволил также изменять и улучшать качество этого материала. Как ни хорош природный каучук, но в ряде случаев он уже не может удовлетворить современную тех¬нику. Изделия из натурального каучука боятся масла и бензина; находясь долгое время под прямыми солнечными лучами, природный кау¬чук теряет эластичность, становится хрупким, плохо переносит сильное нагревание и охлаж¬дение; изготовленная из него резина при нагре¬вании до 200° превращается в липкую массу, теряет упругость, а при сильном морозе стано¬вится ломкой. Взяв в свои руки создание кау¬чука, химики стали исправлять природу.
УСПЕХИ СК
Синтетический каучук делают теперь из древесины, картофеля, нефти, природных газов, из угля и извести.
В нашей стране выпускается уже более 20 типов синтетического каучука, и многие из них служат в определенных условиях гораздо лучше натурального каучука.
Как осуществляется этот процесс в промышленных условиях?
Прежде всего из какого-либо сырья — древесины, нефтяных газов, картофеля — получают этиловый (винный) спирт-сырец. На заводе синтетического каучука он поступает в спиртоиспаритель, где нагревается до температуры кипения. Отсюда пары спирта идут в стальные «реторты», заполненные катализатором. «Реторты» помещаются в печах, температура которых превышает 1000°. Под действием высокой температуры и с помощью катализатора пары спирта претерпевают сложные химические превращения. Образуется так называемый контактный газ. Он состоит из смеси различных газов. Один из них, бутадиен,— исходный мономер для получения синтетического каучука.
Кроме бутадиена, для синтеза каучука теперь применяют и многие другие мономеры — изобутилен, хлоропрен, стирол и т. д. Процесс полимеризации на заводах СК протекает в больших закрытых резервуарах, оснащенных разнообраз¬ными приборами, которые следят за ходом реакции полимеризации.
Природный каучук боится кислот и щелочей. А вот СК под названием полиизобутилен успешно противостоит действию сильных кислот и щелочей. Он получается полимеризацией мономера изобутилена, продукта газов нефтяного происхождения. По своим свойствам полиизобутилен стоит как бы между мягкими, эластич¬ными каучуками и пластмассами. Теперь он находит широкое применение в химической промышленности: резиной, изготовленной на основе полиизобутилена, защищают внутреннюю поверхность различных аппаратов, рукавов, труб. Кроме того, этот СК не стареет, т. е. не изменяется со временем, чего нельзя ска¬зать о природном каучуке.
Для изготовления электрических кабелей, защитной одежды, оболочек аэростатов, различ¬ных маслостойких изделий применяют хлоропреновый каучук (сырьем для него служат ацетилен и хлористый водород). Он не горит и имеет большую эластичность. Тонна его экономит в электротехнической промышленности до 6 т ценного металла — свинца.
У натурального каучука есть одно очень важное качество — высокая эластичность. Немало пришлось потрудиться химикам, чтобы добиться такой же эластичности у СК. Изопреновый каучук (СКИ-3) по своей эластичности очень похож на натуральный. Сырьем для него служат де¬шевые газы нефтепереработки.
Как известно, больше всего каучука идет на изготовление различных шин. Увеличение
срока их службы имеет большое общегосудар¬ственное значение. Если мы повысим его только на 10 %, то народное хозяйство получит 5 млн. руб. экономии на каждом миллионе выпускае¬мых шин.
Шины из изопренового каучука служат почти тот же срок, что и из натурального. Но хими¬ками создан более совершенный материал для шин — полиуретан, новый СК. По своей износостойкости он превосходит натуральный каучук! Шины из полиуретанового каучука будут служить так же долго, как и сама машина до ее ремонта. Исходное сырье для этого замечательного СК — те же нефтяные газы и каменный уголь. Из нефтяных газов синтезируют эфиры, а из угля — изоцианаты. При взаимодействии этих двух веществ и получают уретановые син¬тетические каучуки.
Газонепроницаемость — столь же важное свойство каучуков, как и их эластичность. В этом отношении особенно хорош бутилкаучук. Резины из него отличаются газонепроницаемостью более высокой, чем у природного каучука.
Вот еще одна разновидность СК — маслонаполненный каучук, обладающий высокой прочностью. Резина из него мягкая, с гладкой поверхностью. Изделия из этого каучука служат на 15—20% дольше других. На прядильных фабриках в качестве покрытия валиков вытяжных приборов с давних пор применяли кожу и фетр. Сейчас на смену пришла синтетическая маслостойкая резина. Новое покрытие в 5—6 раз долговечнее и к тому же значительно уменьшает число обрывов нити. Подсчитано, что, если новое покрытие внедрить на всех текстильных производствах страны, оно даст за год не менее 15—20 млн. руб. экономии.
Одно из требований современной техники — создание жароустойчивых каучуков. У нас уже есть материалы из синтетического каучука, которые надежно работают при температуре 250—300°. Но этого недостаточно. Развитие скоростной авиации и ракетостроения требует таких эластичных материалов, которые могли бы надежно работать продолжительное время при высоких температурах: 500° и выше. Большое будущее здесь, несомненно, принадлежит силиконам —каучукоподобным материалам, из которых можно создавать резиновые изделия, отличающиеся устойчивостью как к высокой, так и к низкой температуре. В основе их — кремнийорганическце вещества. Исходное сырье для этого СК — кремниевая кислота, ее соединения и нефтяные газы.
Исследования показали, что силиконовая резина обладает очень высокими стерильными качествами. На ней не приживаются грибки, на нее не оказывают никакого действия
жиры. Ее используют сейчас в трубках для взятия желудочного сока, для переливания крови.
Необычен по своей структуре и свойствам так называемый циклокаучук, создан¬ный нашими учеными. В этом полимерном мате¬риале длинные линейные молекулы превращены в циклические; они состоят из колец, соединен¬ных линейными участками. По своему внеш¬нему виду циклокаучук напоминает янтарь. На основе этого нового полимера получены быстро сохнущие краски для цветной печати. Если раньше краска закреплялась на бумаге за 18— 24 часа, то теперь на это уходит всего несколько минут. Циклокаучук применяется также для изготовления антикоррозионных покрытий.
Еще не так давно большую часть синтетического каучука получали у нас из спирта, а тот добывали из пищевого сырья — в первую очередь картофеля и зерна. Решением партии предусмотрен переход промышленности СК целиком на непищевое сырье, главным образом на продукты нефтепереработки и природные газы, а также на спирт, получаемый из древесины. Какое это имеет значение? Для получения 1 т этилового спирта требуется не менее 4 т зерна или 10 т картофеля. При этом необходимо затратить 160—200 человеко-дней. Но такой же спирт можно получить из нефтяных газов. Себестоимость его вдвое меньше, на производство 1 т затрачивается всего 10 человеко-дней."

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Сергей_П  18.03.2011 07:42

Цитата (Denver)
И вот кто-то поставил учёным задачу синтезировать каучук полностью из советских ингридиентов. Как гласил школьный учебник химии, с этой задачей отечественная наука справилась быстро, технология получения будандеенового каучука оказалась простой и дешёвой, то есть страна получала шины, прокладки и шланги без оглядки на мировой империализм....

Нет так то и легко. Бутадиен, сука, отказывался полимеризоваться всем, кроме натрия, и существовала очень большая проблема его загрузки и контролируемой реакции. Первое время установки сгорали. Да и промышленными установками их было трудно назвать - по сути автоклав, в который засыпался натрий сверху. После завершения процесса буна выскребалась. О непрерывном процессе речь в те времена не шла.

Цитата (Denver)
Ещё задолго до 11го класса, в школьном кабинете труда, над деревообрабатывающими станками, висел краткий перечень в картинках всего того, что производится из древесины и отходов её обработки. Помимо пластиковых ванночек и корпусов там фигурировали автомобильные шины...

Денатурат нарисовать постеснялись...

Цитата (Denver)
Ехал недавно в электричке, невольно прислушиваюсь к разговору - бывший работник шинного завода рассказывал сослуживцу (оба в форме ЧОПа) про творившиеся на его глазах "чудеса". Первоисточником "чуда" стала дороговизна импортного оборудования и тайского (кажись) каучука, в результате чего слишком уж дорогие покрышки получались, убийственно дорогие. И вот отечественные "оптимизаторы" принялись "колдовать" со станками, дабы снизить потребность в дорогущем материале. Как результат - подешевевшие шины зачастую оказывались "дубовыми", как пластик, то есть они не гнулись, но внезапно трескались, обрекая водителя на непредсказуемый "полёт" без руля и тормозов. Не мудрено, что завод "умер" в 1990е, когда бесследно исчезали и более востребованные производства.

Ну естественно, изопрен давал лучший каучук, то же самое получалось (и до сих пор получается добавлением некоторого количества природного каучука), а вот отсутствие одной метильной группы (как в бутадиене) приводила к мягкости, липкости и повышенной газопроницаемости при повышенных температурах и хрупкости при низких.

Цитата (Denver)
Так вот, вопрос - правда ли, что наша резиновая промышленность могла обойтись без поставок каучука из-за рубежа, или же это был грамотный информационный удар, дабы буржуи не слишком упирались? В Сети и в "Википедии" пока ничего вразумительного не понял.

Как-то обходилась ведь без значительных закупок?.. Ограничивая автопарк в стране, например... Выпуская недошины.... Только это была такая же жизнь, как немцы обходились без нефти, делая газойль, или японцы обходились без мяса, поедая рыбу с рисом...

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Denver  18.03.2011 11:40

Доброе время суток.
Цитата (Сергей_П)
Нет так то и легко. Бутадиен, сука, отказывался полимеризоваться всем, кроме натрия, и существовала очень большая проблема его загрузки и контролируемой реакции. Первое время установки сгорали. .............
Ну естественно, изопрен давал лучший каучук, то же самое получалось (и до сих пор получается добавлением некоторого количества природного каучука), а вот отсутствие одной метильной группы (как в бутадиене) приводила к мягкости, липкости и повышенной газопроницаемости при повышенных температурах и хрупкости при низких.
Цитата (Denver)
Так вот, вопрос - правда ли, что наша резиновая промышленность могла обойтись без поставок каучука из-за рубежа, или ....

Как-то обходилась ведь без значительных закупок?.. Ограничивая автопарк в стране, например... Выпуская недошины.... Только это была такая же жизнь, как немцы обходились без нефти, делая газойль, или японцы обходились без мяса, поедая рыбу с рисом...
Получается, что синтетический каучук в СССР таки-делали, хорошо продвинулись в промышленной химии, но вот именно для автошин таки-технологичнее или дешевле натуральный каучук... Понятно.

С уважением, Денис.

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Krolikov  18.03.2011 12:11

Цитата (Denver)
именно для автошин таки-технологичнее или дешевле натуральный каучук... Понятно.
Не обязательно. Цитата вот отсюда:

"Лучшие фирмы-производители изготавливают покрышки для шин легковых автомобилей ИЗ СМЕСИ натурального и синтетического каучука."

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Ded  18.03.2011 12:15

Цитата (Denver)
но вот именно для автошин таки-технологичнее или дешевле натуральный каучук... Понятно.

Натуральный - далеко не дешевле. Да и не технологичнее - он же натуральный. У него просто износостойкость больше.

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Отчаянный  18.03.2011 12:50

"Изделия №2" и воздушные шарики в СССР делали таки из натурального латекса, который закупали за валюту у стран, где он растет.
Вообще, вспоминается таблица из учебника химии про сравнение синтетических каучуков:
Бутадиеновый - по прочности и износостойкости уступает натуральному
изопреновый - соответственно не уступает
дивиниловый - превосходит



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 18.03.11 12:55 пользователем Отчаянный.

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Krolikov  18.03.2011 14:19

Цитата (Отчаянный)
дивиниловый - превосходит
Помимо прочности и износостойкости, существует и такой параметр, как эластичность, и он является приоритетным.

Увы, воздушные шарики или кондомы из искусственной резины пока еще делать не научились.
Равно как и из стали или бетона - хотя эти материалы, возможно, и превосходят каучук по прочности и износостойкости.

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Ded  18.03.2011 15:36

Цитата (Krolikov)
Увы, воздушные шарики или кондомы из искусственной резины пока еще делать не научились.

Научились. http://www.polyisoprenecondoms.com/

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Leo53  19.03.2011 11:35

Цитата (Ded)
Цитата (Krolikov)
Увы, воздушные шарики или кондомы из искусственной резины пока еще делать не научились.

Научились. http://www.polyisoprenecondoms.com/
But what is polyisoprene exactly?

Polyisoprene is simply the chemical name for the main constituent of natural rubber, or latex. For condoms, polyisoprene is produced synthetically, pure and free from other compounds.

получается, что это очищенный латех, полученный синтетически

Ещё, со времён экскурсий по Шинному заводу запомнилось, что в отечественную резину добавляли много сажи и она становилась электропроводной, поэтому цепи за автомобилем было бросать не обязательно. То же и с обувью. А импортные шины были изолятором, так как сажи туда добавляли меньше.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 19.03.11 11:40 пользователем Leo53.

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
A.Mecz  20.03.2011 17:46

Вспомнил слово из детской книжки: Кок сагыз. Оказываентся, не весь натуральный каучук был импортный...

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?

НЯЗ, с этим каучуконосом носились при Сталине, а потом он тихо сошёл на нет. Рассказывали, что он был то ли ядовит, то ли истощал почву, то ли и то, и это сразу.

каучуконосом является обыкновенный одуванчик с его белым соком, который плохо отстирывается от одежды
Leo53  20.03.2011 18:20

а я вспомнил такое стихотворение про арбуз из "Родной речи" за 4 класс

"... не у нас ли под Москвой
На колхозной грядке?
Угадали - наш арбуз
Вырос в Подмосковье,
... на вкус,
Ешьте на здоровье!"

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Andy  21.03.2011 01:53

Цитата (Leo53)
в отечественную резину добавляли много сажи и она становилась электропроводной, поэтому цепи за автомобилем было бросать не обязательно. То же и с обувью. А импортные шины были изолятором, так как сажи туда добавляли меньше.

Заспорили американец, китаец и русский, в какой стране лучше резина. Американец заявляет, например, о высочайшем качестве их покрышек, китаец парирует высочайшей надежностью ихних презервативов, позволивших снизить рост населения в Поднебесной, ну а наш человек заявляет: "У нас резина тоже ничего: тут намедни дворник выпал из окна, сам всмятку, а галоши - как новые!"

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Сергей_П  21.03.2011 05:46

Цитата (Отчаянный)
Бутадиеновый - по прочности и износостойкости уступает натуральному
изопреновый - соответственно не уступает
дивиниловый - превосходит

Скорее всего, Вам изменяет память: "дивинил" - устаревшее название 1,4-бутадиена.

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Сергей_П  21.03.2011 05:55

Цитата (Leo53)
Polyisoprene is simply the chemical name for the main constituent of natural rubber, or latex. For condoms, polyisoprene is produced synthetically, pure and free from other compounds.

получается, что это очищенный латех, полученный синтетически

Хочется надеяться, что это улучшенный латекс, ибо изопрен можно заполимеризовать в гуттаперчу - он и ее основа. Кому презеревативы из гуттаперчи? Налетай!

Цитата (Leo53)
Ещё, со времён экскурсий по Шинному заводу запомнилось, что в отечественную резину добавляли много сажи и она становилась электропроводной, поэтому цепи за автомобилем было бросать не обязательно. То же и с обувью. А импортные шины были изолятором, так как сажи туда добавляли меньше.

Странно, в моем детстве у всех бензовозов как раз цепи волочились по асфальту... Видать Пирелли шины для Зил-130 поставлял.

Re: Синтетический каучук в СССР - миф или правда?
Отчаянный  21.03.2011 14:49

Цитата (Сергей_П)
Цитата (Отчаянный)
Бутадиеновый - по прочности и износостойкости уступает натуральному
изопреновый - соответственно не уступает
дивиниловый - превосходит

Скорее всего, Вам изменяет память: "дивинил" - устаревшее название 1,4-бутадиена.

Строение молекул разное

http://festival.1september.ru/articles/419517/

Цитата
Впервые получить бутадиеновый каучук стереорегулярного строения удалось в 1957 г. группе советских ученых под руководством академика Бориса Александровича Долгоплоска и члена-корреспондента Академии наук Алексея Андреевича Короткова. По износоустойчивости и эластичности этот полимер превосходил натуральный и получил название дивинилового каучука

Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.001 seconds ]