Как Vadims Faļkovs к Вана-Тоомасу за бесплатным проездом ездил
Vadims Falkovs
21.04.2012 23:04
Пять лет тому назад на "tram.ruz.net" была начала серия отчётов
Как Вадзiм Фалькоў "к батьке" ездил (почти чисто транспортная тема) http://forum.tr.ru/read.php?2,564166 Как Вадимс Фальковс к "тёте Вале" ездил (почти транспортная тема) http://forum.tr.ru/read.php?2,568706,568706#msg-568706 Вадзiм к Батьке ездил. 3 года спустя http://forum.tr.ru/read.php?2,1045260,1045260#msg-1045260 Всё течёт, многое меняется... Столица соседней с нашей необъятной, от Курляндии до Инфлянтов, родиной, братской и независимой Эстонии - город-герой Ревель (Tallinn) решил ввести бесплатный проезд. Конечно, это не могло не вызвать ажиотаж в славном, богом и бургомистром спасаемом городе Рига. Газеты и политические деятели принялись дружно призывать рижские власти «повторить подвиг» и осчастливить рижан бесплатным проездом. Бургомистр Риги Нил Валерьевич Ушаков немедля решил снарядить в Ревель рижскую делегацию по обмену благодатным опытом. В понедельник, 16 апреля, депутат Рижской думы, член комитета по вопросам транспорта и сообщения Vadims Faļkovs после тяжелого дня спокойно размышлял, как отметит свой очередной день рождения, который приходится аккурат на 19 апреля. И почти уже придумал, пока примерно в 17:30 не попался под ясные очи бургомистра. -Ты конечно в Таллин едешь?! – ни то, что бы спрашивая, а скорее утверждая, живо поинтересовался бургомистр. -Так пока не звали... - депутат Faļkovs не сразу понял подкравшегося подвоха. -Позовут... = = = = = 19 апреля будильник прозвучал ровно в 5 утра. Душ, завтрак, за углом микроавтобус на Ревель. «Позравляю!» - поприветствовал депутата Vadims-a Faļkovs-a председатель комитета транспорта и сообщения депутат Рижской думы Vadims Baraņņiks. «Долгих лет!», - в микроавтобус грузились и.о. директора сообщений Vitālijs Reinbahs, глава рижского транспортного предприятия «Ригагортранс» («Rīgas satiksme») Leons Bemhens и другие ответственные лица. Около 6:30 утра – микроавтобус пересек административную границу Риги и устремился на солнечный север - в сторону эстонской границы. В Ревеле нас ждали сразу во многих местах и горели желанием меняться и меняться опытом, как можно из ничего осчастливить если не всё человечество, то по меньшей мере жителей одного отдельно взятого города. Примерно в половине одиннадцатого утра микроавтобус достиг южный предместий эстонской столицы. Почему-то легенда, о том, что «в Таллине дороги словно бархатные», не подтвердилась. Потрясывало. Навстречу попадались автобусы из каких-то совсем допотопных европейских кинофильмов о счастливой капиталистической жизни. На бензоколонке продавалась газета Postimees, в которой была описана душещипательная история о том, как на улице Kalevipoja 17 у многоэтажного дома в ревельском микрорайоне Лаксберг (Lasnamäe) обвалилась балконная панель, разнеся всё на своём пути. А бездушный заведующий городского хозяйства Лаксбергской районной управы Ревеля Вело Кару пояснил обескураженным жителям и удивлённым корреспондентам, что упавшие балконы – проблема жильцов, а никак не города: дом построен в 1980 году, отремонтирован в 1993 году, приватизирован жильцами, вот пусть и радуются. = = = = = Автобусный парк (с небольшим сокращением) Ровно в 11 утра микроавтобус въехал на территорию ревельского автбусного парка «Шварценгоф» (Mustamäe). Рижскую делегацию уже ждали председатель правления Таллинского автобусного объединения Энно Тамм, замдиректора департамента сообщения горуправы Тийт Сиймон, глава отдела пассажирских перевозок Удо Отс и другие сопровождающие лица. Улыбки, дружеские рукопожатия, обмен визитками... -Как доехали? -Спасибо, не дождётесь... К слову сказать, коридоры автобусного парка нельзя сказать, чтобы хорошо жили и буквально купались в ремонтах. Отнюдь. Кабинет, в котором мы оказались, был специально подготовлен для представительских целей. Однако внешний вид собравшихся и их настороженные взгляды отнюдь не свидетельствовали о горящем желании делиться и делиться бесценным опытом по планируемому с 1 января 2013 года бесплатному проезду. -В этом году у нас произойдет объединение автобусного парка с трамвайно-троллейбусным предприятием. – Начали делиться хозяева. – И кроме того я не знаю, департамент транспорта как скажет. С нового года проезд для таллиннцев будет бесплатный, такое политическое решение. Насколько я в курсе дела, Таллинн, это город в котором 400 тысяч жителей и бесплатный проезд у нас будет в таком объеме впервые в Европе. Faļkovs – Как будет происходить взимание платы за проезд при бесплатном проезде? Как будет субсидироваться или финансироваться общественный транспорт? -В принципе у нас сейчас 70% идет из городского бюджета как дотация и компенсация, и 30% - за билеты. Все финансироваться будет из бюджета. Faļkovs – Чтобы мы не запутались в цифрах. Общий сбор за билеты у вас составляет 17,6 млн. евро. Общий проезд 28 млн. километров. Сколько у вас перевозится пассажиров. -В день где-то 400 тысяч посадок. Faļkovs – Если я правильно умею читать, то тут написано rohkem kui 100 000 inimeseni (более чем 100 000 человек). И это сказал Калле Кландорф (вице-мэр Таллина). Кому теперь верить, 100 или 400? -Если Вы желаете точные цифры, я просто не имею с собой. Всего заходов 400 тысяч, а 100 используют транспорт, просто они делают больше одного захода. Я уже не знаю, в какое место прятать улыбку. Faļkovs –То есть, вам нужно найти в бюджете 17 млн. евро? -Чуть меньше. Потому что жители Таллинна получают бесплатный проезд, а остальные должны будут покупать билеты. Faļkovs – Как вы будете этих остальных проверять? -У нас будет новая билетная система, где будут бесконтактные билеты, которые связаны с человеком и местом жительства. Не ID-kaart. А такие как у вас [в Риге]. (В Риге с 2009 года действует система электронных билетов). Но у нас будет фирма «Объединенные билеты». Reinbahs – Скажите, жители Таллина этот э-талон покупать не будут. И только если человек приехал из провинции, только тогда он его покупает. -Нет, житель города Таллинна тоже будет покупать этот э-талон, а потом будут покупать право на проезд. Потому что они должны будут регистрировать свой заход. Baraņņiks – Они должны будут отметиться в транспорте? -Точно! Reinbahs – Подождите! Покупать билет на бесплатный проезд? -Совершенно верно. Это цена карточки. 2 евро. И первый раз тоже надо будет заплатить. Карта действует 5 лет. (В Риге первая персонифицированная карточка электронного билета всем пассажирам выдаётся бесплатно) Reinbahs – Как получается, как «Скай-пасс», один раз купил и катаешься по городу или надо каждый раз валидировать? -Каждый раз. Reinbahs – А какая ответственность? -Контролер увидит, что билет не валидирован и придется платить штраф. Faļkovs – Сколько у вас всего контролеров? -Это надо спрашивать в транспортном департаменте. Faļkovs – И что вы будете делать с MRP (MRP Linna Liinid – частная фирма в Таллине, которая по договору с городом обслуживает 6 автобусный линий, выпуская на них ежедневно 34 автобуса, обеспечивая 10% от общего объема перевозок). -Новый конкурс. Мы поставим эти 10% на конкурс. Faļkovs – MRP будет возить платно или тоже бесплатно? -Тоже бесплатно. Билетная система для всех одинаковая. Faļkovs – Что будут делать жители уезда? -Жители уезда должны покупать билет! Если уезд не найдет возможности платить дотацию или компенсацию. У нас каждый уезд должен отвечать за своих жителей. Faļkovs – Как в таком случае будет происходить проверка оплаты проезда в маршрутах, выходящих за границу города? За границей Таллина таллиннские контролёры ничего проверять не могут? Как убедиться, что уездные пассажиры оплатили проезд? -У уезда есть свои контролеры. Faļkovs – То есть, всем контролерам уезда будут выданы аппараты для проверки электронных билетов? -Да. Faļkovs – Позвольте самый приятный вопрос. Откуда эти 17 миллионов евро появятся? -Я же говорю, из городского бюджета. (Очень напомнило старый советский анекдот: "Откуда вы берёте деньги?" "Из тумбочики". Рижане смеются. У таллинцев возникает лёгкое замешательство. Хозяева быстро переговариваются между собой полушёпотом по-эстонски. Улавливаю только обрывки «Ta küsis, kui ei raha... Linnavalitsus... ei ole meie äri... Jah, jah!» («Он спрашивает, откуда деньги... Горуправа... не наше дело... Да, да!»). -17, это не та сумма. Это общая сумма, но 3,5 миллиона это уже покупают за пределом Таллинна. И ещё за билетную систему, которая не входит в эту сумму. В общем, 12 миллионов евро дополнительных средств понадобится, чтобы компенсировать бесплатный проезд. Reinbahs – Подождите, в любом случае, если раньше эти деньги платили горожане, то они и за дотацию платят, только в другой форме. Если сегодня за билеты платят только те, кто передвигается транспортом, то по новой системе за билеты будут платить все, даже если они не передвигаются транспортом. То есть, весь город «скидывается» тем, кто пользуется. -Как удивительно точно Вы понимаете! Bemhens – И все довольны? -Нет, не все довольны. Довольны только те, кто использует общественный транспорт. А их – большинство. Но демократия, это диктатура большинства. Мы планируем, что число пассажиров увеличиться на 20-23% Bemhens – Значит, нельзя считать только неполученный доход, нужно считать и увеличенный расход на дополнительное увеличение общественного транспорта. -Правильно! Это с одной стороны. Но с другой стороны мы полагаем, что на улицах будет меньше машин, воздух чище, перекрестки быстрые. Если город будет покупать новые автобусы, то качество будет лучше. Если город найдет средства, то мы согласны на всё! Bemhens – Вот, вот, вот! Именно наша позиция. Reinbahs – Скажите, а у вас подсчитаны увеличение амортизации, увеличение мобильности население. Плюсы и минусы. Вы складывали воедино денежный поток и хозяйственный план? -Делали. Но не окончательно... Ничего не могу сказать. Faļkovs – В таком случае, позвольте узнать, какая у вас себестоимость одного километра пробега. Переговариваются... -Я не знаю, это тайна или нет. Переговариваются. Faļkovs – Просто я смотрю на цифры и у меня такое подозрение, что у вас все получается даром. -Если Вы хотите в цифрах найти чудо, что в экономическом плане это выгодно, то вы не найдете. Это решение политическое. Faļkovs – Смотрите, общие расходы, с учетом того, что 17,6 миллионов это 30%, то получается 58 млн. евро в год. Если считать, что пробег 28 млн. километров. То 58 млн. евро разделить на 28 млн. километров, то это 2 евро и 7 центов за километр. Если я правильно умею считать. Какие тайны? -Всё правильно. Там надо учитывать 58 млн. и пробег есть 3 вида транспорта. Трамвай, троллейбус, автобус. И трамвай там выше, там много выше. Faļkovs – Знаете, у вас трамвайный выпуск 53 вагона, при том что у Вас выпускается 268 плюс 34 автобуса, то трамваи можно просто не учитывать. Трамвай лишь 12% от общегородского выпуска транспорта. -Вопрос по себестоимости хорошо задавать вице-мэру, если вы дойдете до горуправы. Мы предполагаем, если на улицах станет на 20% машин, будет меньше ям, меньше асфальтировать, меньше парковок. Baraņņiks – так мы и спрашиваем, насколько меньше будут расходы на асфальтирование, на ремонты. Есть такие цифры? -Есть. Но это я не буду. Вы через два часа дойдете до горуправы, там эти цифры есть. Faļkovs – Если я правильно понимаю, что вместимость троллейбуса-«гармошки» 144 пассажира и если вы предполагаете, что число пассажиров увеличится на 20%, то вам придется увеличить выпуск транспорта на 20%, соответственно, ваши расходы с 58 миллионов евро вырастают до 70 млн. евро. Соответственно, откуда появляется эта приятная цифра дополнительных дотаций в 24 миллионов евро? -Сегодня у нас 400 тысяч жителей живут в Таллинне, а вокруг Таллинна живет около 200 тысяч жителей. Их налоги идут в бюджет уезда. Но 80% жителей уездов работают в Таллинне. Если транспорт будет бесплатным, то хоть 10% жителей перерегистрируют место своего жительства на Таллинн и их налог поступит в бюджет Таллинна. Reinbahs – То есть, передеклариоваться начнут бабушки, дедушки. А те кто ездил на машине, так и будут. И вы думаете, что именно ради детей, чтобы у них стал бесплатный проезд, они будут передекларироваться в Таллин? -Вот именно. Faļkovs – При объединении предприятий транспорта сколько человек вы планируете уволить? -Это мы начнем рассматривать в июне. = = = = = Горуправа. (в сильном сокращении) -В Таллинне 17 групп бесплатных пассажиров. Основные, это пенсионеры и дети. У нас большой процент дотаций. И если думать экономически, то бесплатный проезд это не такой большой шаг. Последний раз мы повышали стоимость проезда в прошлом году. Это был большой ажиотаж, говорили, что итак дорогой проезд. Мы планировали, что сборы увеличатся на 10%, но мы их не достигли. Здесь еще дополнительные стороны, экологический аспект, чтобы пробок было меньше. Ведь у нас все дороги ведут через центр. Reinabhs – Позвольте коснуться глобальных вопросов. На первый взгляд идея неплохая – город даёт жителям. Но явно есть определенное количество скептиков. Понятно, что при оплачиваемом проезде, то каждый платит за себя. Нет ли недовольство той группы, которая не пользуется общественным транспортом. -Это – политический вопрос. Он еще громко не поднялся. Но у нас 70% итак дотируется. А это все налогоплательщики Таллинна. И практически у нас дотируются все виды билетов, кроме одноразовых билетов. Faļkovs – из каких средств вы собираетесь дотировать бесплатный проезд. - Таллиннцы платит 14,3 млн. евро. Главным образом у нас есть платежи предприятия «Таллинна вези» (водоканал), сейчас в год мы им платит 12,5 млн. евро. С 2014 года этих платежей больше не будет. Эти суммы освободятся. В Таллинне официально живет 417 тысяч человек, а кроме них ещё 10% людей живёт без прописки. Или 40 тысяч человек. Если они задеклаируются в Таллинне, пусть не все, то если 3-4 тысячи, то они уплатят в таллиннский бюджет 3-4 миллиона евро. Таллинн, единственный город в Эстонии, в котором численность населения повышается. Baraņņiks – А если жители Таллинна будут недовольны бесплатным транспортом? -То это будут уже не наши заботы... = = = = = = Натура Один из крупных супермаркетов Ревеля. Там фактически можно жить. Посетить туалет стоит 5 евроцентов (в Риге 15-20 сантимов или 22-29 евроцентов). Иду, значит, по направлению к двери по коридору. А в коридоре народ стоит, стены подпирает. Кто-то газеты читает, кто-то по телефону разговаривает. Ну, человек десять. Какое моё дело. Подхожу к дверям, ведущих в туалет, кидаю 5 центов, открываю дверь и в этот момент... меня чуть не сбивает с ног толпа, которая ломанулась в сортир, со всеми своими газетами и держа в руках свои телефоны. То есть, весьма приличного вида публика экономит даже на подобных мелочах. Конечно, оно проголосует за бесплатный общественный транспорт двумя руками. Если у неё нет 5 центов на туалет, то откуда у неё 1 евро на билет... = = = = = = Эпилог 19 апреля 23 часа. Депутат Vadims Faļkovs устало открывает дверь. Включает свет, смотрится в зеркало: под глазами серые мешки от усталости - "С днём рождения! С возвращением!" А ещё отчёт о командировке писать. Более забавно дней рождений я ещё ни разу не проводил. = = = = = = Справка ...............................Таллин.............. Рига Одноразовый билет (в киоске) – 1 евро (39 руб.) ... 0,71 евро (28 руб) Одноразовый билет у водителя – 1,6 евро (62 руб) .. 1 евро (39 руб.) Часовой билет (в киоске) ......1,2 евро (47 руб) .. нет Дневной билет на общей основе. 4 евро (155 руб) ... 2,71 евро (105 руб) = = = = = = Математика Чтобы ввести в Риге бесплатный проезд всем, необходимо дополнительное финансирование из бюджета в размере 34 млн. латов (48,5 млн. евро, 1,878 млрд. руб.) Таких дополнительных денег в бюджете нет. Re: Как Vadims Faļkovs к Вана-Тоомасу за бесплатным проездом ездил
Путеводитель
22.04.2012 00:15
Возможно я не прав, но КМК, Эстония из всех трёх Прибалтик больше всех оглядывается на старших братьев по Евросоюзу. Так чем вызвано столь беспрецедентное решение, если, как Вы подметили, нигде в Европе ничего подобного в таком объёме ещё не было?
...Ох, не любите вы (не только лично Вы :) своих северных соседей :) И... на каком языке велись переговоры? Re: за бесплатным проездом
Vadims Falkovs
22.04.2012 01:29
Очевидно, внеэкономическими мотивами. Отнюдь. Очень тепло отношусь. Язвите? Попытка перейти на английский была. И была аккуратно купирована. Re: за бесплатным проездом
Путеводитель
22.04.2012 01:57
Дык, сами мотивы и интересны. Выборы или что-то им подобное или какие-то более глубинные мотивы? Чесслово, не язвил. На самом деле интересно. Я же у Вас и Ваших соседей исключительно в качестве туриста бываю, посему не знаю как это происходит на других уровнях. P. S. С прошедшим! Re: за бесплатным проездом
Vadims Falkovs
22.04.2012 02:35
Нам тоже. :) По разному. :) Спасибо! Re: за бесплатным проездом
karelalex
22.04.2012 11:43
Касательно языков, заметил, что в Таллинне в "Святом Патрике" девушки по-русски не разговаривают совсем, хотя по-английски легко и непринуждённо. Но вот что интересно лично мне, как потенциальному туристу, сейчас из-за того, что проезд стоит денег, купить билетик, в общем-то, не проблема, особенно, если знать, что они продаются в Р-киосках. Если же проезд станет почти для всех бесплатным, то продажа билетов станет уже не таким интересным занятием и сеть по их реализации может заметно уменьшиться, что создаст дополнительные трудности тем товарищам, которые не вошли в категорию "халявщиков". Редактировано 1 раз(а). Последний раз 22.04.12 11:44 пользователем karelalex. Re: Как Vadims Faļkovs
А.Кузнецов
22.04.2012 16:46
С прошедшим! Re: за бесплатным проездом
Путеводитель
24.04.2012 01:27
К сожалению, не знаю, что такое "Святой Патрик". В Эстонии немало людей, на самом деле не говорящих по-русски. Особенно это заметно на Сааремаа. Приезжаешь оттуда в Таллинн, словно домой вернулся :) Хотя на Сааремаа люди очень душевные. В Латвии не говорящего по-русски встретил лишь однажды (молодая продавщица в Кулдиге, возможно и прикидывалась). В Риге-Юрмале даже молодёжь хоть как-то но балакает. Хотя, возможно, мне везло.
Думаю, в ключевых местах притяжения неместных типа вокзала, порта, аэропорта, автовокзала и на крупных остановках типа Виру продаваться будут, так что возможность при желании у туристов и просто приезжих будет. А у каждого столба - да, скорее всего, не купишь. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 24.04.12 01:27 пользователем Путеводитель. Re: за бесплатным проездом
KT4D
25.04.2012 22:58
Тогда уж можно оставить талоны в продаже только у водителя. И людям удобнее, и сэкономить можно, отказавшись от распространения через торговые сети. Re: за бесплатным проездом
Vadims Falkovs
26.04.2012 18:54
У водителя будет билетопечатающий принтер. Никаких "талонов" кроме пластиковых электронных билетов ни в какой продаде не будет.
Вообще, любые товарно-денежные операции пассажиров с водителем лишь задерживают движение транспорта. Re: за бесплатным проездом
sass
27.04.2012 18:26
Кстати уже примемрно месяц назад начали активно устанавливаться как принтеры в кабине водителя так и устройства для считывания информации с пластиковых бесконтактных карт у каждой двери. Re: Как Vadims Faļkovs к Вана-Тоомасу за бесплатным проездом ездил
Andy
29.04.2012 02:26
Огромное спасибо за цифры - теперь можно оценить себестоимость провоза пассажира в Таллине. Цифры получаются конечно невообразимые - у нас, по словам официальных лиц, объем дотаций (с учетом откатов и перекрестного финансирования на невостребованные маршруты) составляет около 30%. В случае, если мы сможем устранить вышеуказанные негативные факторы, цена на проезд может снизится вдвое. Кстати, Вас не затруднит (чисто для полноты картины) дать процент дотаций на рижский ОТ? Редактировано 1 раз(а). Последний раз 29.04.12 02:34 пользователем Andy.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]