Помощь клуба
Дмитрий Браткин
05.04.2010 04:41
Сцепился тут с одним наци-филом, который "баварское бы пил" и у которого "Гитлера оклеветали".
Не подскажете, где можно найти точные сведения о том, как немцы пристреляли трамвайные остановки в блокадном Ленинграде и остановки приходилось переносить. Об этом пишут многие, но хотелось бы немецкую карту с указанием целей. Какие-то карты тут выкладывались, но вроде не те. Поиск по ключевым ничего не дает. Спасибо заранее. Постмотрите в книге "Ленинградский трамвай 1941 - 1945" изд-ва "Лики России" (-)
Патриот
05.04.2010 09:38
Re: Помощь клуба
Впередсмотрящий
05.04.2010 19:24
http://wwii.sasgis.ru/ Вот немецкая аэрофотосъёмка, в принципе по отснятому можно сделать вывод об интересующих их в данный момент р-нах и "привязать". Документальных сведений о том, что пристреливались трамвайные остановки лично я никогда не видел, слов слышал много.... (даты и время съёмки можно увидеть по "часикам" вверху листов)... Редактировано 1 раз(а). Последний раз 05.04.10 19:28 пользователем Дибуны. Re: Помощь клуба
Сергей Мурашов
06.04.2010 01:49
"Ленинград. Историко-географический атлас" М., 1981, стр.32, карта мест интенсивного артобстрела и бомбардировки во время блокады. Вашу гипотезу не подтверждает. Да и зачем стрелять по дешёвому трамваю дорогим снарядом? А пассажиры сами умрут, от голода. Но случаи попаданий в трамваи и остановки были. И жертвы тоже. Возможно, вас сбил с толку такой эпизод: трамваи при движении в темноте искрили, чем демаскировали затемнённый город перед воздушными разведчиками. Проблему вскоре решили, но с аэронавигацией и баллистикой у немцев и без искрения проблем не было. А так немцы стреляли по кораблям на Неве, а не по трамваям. Re: Помощь клуба
РомкАРС
06.04.2010 02:52
Остановки переносили не потому, что по ним целились, а из каких-то других соображений безопасности (вероятно, в угловые дома на перекрёстках было больше попаданий или больший вред от их повреждений)
Существует карта попаданий в объекты ТТУ, но составленная нашими уже после войны по журналам повреждений. Где-то видел карту основных объектов обстрелов, и там были не трамвайные остановки, а трамвайные парки среди других стратегических объектов (мосты, продовольственные склады, крупные заводы и т.п.). Re: Помощь клуба
Дмитрий Браткин
06.04.2010 03:03
Об этом пишет очевидец и непосредственный участник событий М. Х. Сорока ("Фронтовой трамвай", Л., 1986. С. 69 слл.)
Пристрелка по трамвайной остановке -- это не требование попасть в канализационный люк. Поезд из 3 вагонов МС или двух американок -- это уже объект длиной десятки метров. Два поезда (что не редкость на узловой остановке) -- уже больше сотни с учетом дистанции между поездами. Причем объект неподвижный, в который, если знать координаты точки, где он из подвижного превращается в неподвижный, попасть достаточно легко. И не обязательно прямое попадание. Достаточно попасть в пределах 50-100 метров от объекта. И не надо при этом попадать в сам трамвай: живая сила противника уже САМА ЗАВЕДОМО СОБРАЛАСЬ в точке с конкретными координатами. Поэтому, когда мы говорим о пристрелке остановок, мы говорим не о том, что немцы хотели жахнуть именно в вагон (это было для них, конечно, целью, но не основной). Они били по местам скопления людей. И речь шла о попадании в квадрат со стороной 100-200 метров. Поэтому и остановки переносили именно на это расстояние. вот еще: http://piter-tram.de/html/karte_1941_1944.html она, конечно, не в масштабе, но относительное соотношение попаданий вполне показывает. красные прямоугольники -- это попадания в вагоны в 1941 году, за 6 месяцев (с начала июля до начала декабря) движения желтые прямоугольники -- это попадания в вагоны в 1942 году, за 10 месяцев грузового и 9 месяцев пассажирского движения (с 15.03 и 15.04 соответственно); в основном в южных районах города. зеленые прямоугольники -- это попадания за 1943 год. они рассеяны равномерно по всему городу, количество их на порядок превышает показатели 1942 года и по количеству сопоставимо с попаданиями 1941 года. можно, конечно, сказать, что в 1943 году увеличивается количество маршрутов и нарядов. Это правда, но правда лишь относительная. Потому что и попаданий в рельсовое полотно в 1943 году на порядок больше, чем в 1942-м. Причем в некоторых местах (на пересечениях основных магистралей) и повреждения полотна, и повреждения вагонов ложатся кучно, а в некоторых местах ни того, ни другого нет. Почему? - да потому, что обстреливаются перекрестки основных магистралей. Т.е., сопоставимые по размерам объекты со стороной квадрата порядка 100-200 метров Это говорит о том, а) что с определенного момента немцы переходят к охоте на трамвайные поезда на линии; б) что с определенного момента у них это начинает получаться; в) что попадания привязаны к конкретным линиям и участкам линий (центр и Международный пр); понятно, что попадание с Пулковских высот в ДВИЖУЩИЙСЯ вагон может быть только случайным. неслучайность распределения показывает, что попадания скорее всего происходили в вагоны СТОЯЩИЕ; а где может стоять вагон у перекрестка двух улиц? -- правильно, на остановке. значит, если немцам удавалось пристрелять перекрестки (не окна, не люки, не табачные ларьки, не цветочные горшки и не бутерброды А. А. Жданова, а объекты со стороной квадрата 100-200 метров), то значит, пристрелка сопоставимого объекта была возможной. а равно возможным был и перенос огня в соседний квадрат того же размера. понятно, что описанная участниками тактика борьбы с такими обстрелами -- постоянный перенос остановок в пределах 100-200 метров. пока немцы смогут узнать (через агентуру или аэрофотосъемкой: посмотри, как четко видны вагоны на немецкой съемке) новое место и перенесут огонь, остановку сама будет перенесена в сторону, и так далее Re: Помощь клуба
РомкАРС
06.04.2010 14:06
Не очень верю этой книге, особенно после прочтения фразы, что товарищ Сорока лично отдал распоряжение закрыть движение в Стрельну и обесточить линию за день до подхода немецких войск, а потом лично съездил и убедился в отсутствии движения. Мы то знаем, что трамваи спокойно уезжали в Стрельну, когда линия уже была перерезана...
Это актуально только для 1941 года, и то до сентября-октября. Потом из-за недостатка электроэнергии движение становилось всё более неорганизованным, закрывались маршруты, выпускалось всё меньше вагонов. В 1942 году работало 5 маршрутов (с осени - 8 маршрутов) и было мало участков, где по одной улице шли два маршрута, следовательно вероятность остановки двух трамвайных поездов, стоящих друг за другом, была мала.
Опять же, с огневой позиции не видно - есть на остановке вагон или нет, им были видны только крыши домов, образующих перекрёсток (в зоне прямой видимости должна была быть только линия на Мясокомбинат по незастроенным участкам Московского проспекта и Московского шоссе). Допустим, интервал движения 10 минут, следовательно вероятность попадания в именно стоящий вагон 1/10. И не факт, что вообще движение есть, т.к. элементарно другим снарядом могли оборвать провода на соседнем участке. И даже если ты метнул снаряд в перекрёсток улиц именно по трамвайной остановке, то второй снаряд туда отправлять уже не имеет смысла, т.к. первым оборвало провода и трамвай туда уже не приедет. Ну это моя логика, у них наверняка были свои соображения. В общем, я не буду отрицать или подтверждать факт пристрелки по остановкам, но интересно, почему перенос остановок вглубь кварталов стали делать только с 1943 года, когда блокаду прорвали и противника начали оттеснять... Re: Помощь клуба
Дмитрий Браткин
06.04.2010 14:26
По поводу Стрельны как минимум не все так однозначно.
Но пусть даже он задним числом самооправдался: если отвергать Сороку на этом основании, тогда можно любые мемуары отвергнуть. По поводу двух поездов подряд: забываете про грузовые. Тягач с платформами, следующий за пассажирским (и следовательно, останавливающийся на остановках) -- реальность 42 года. И 43 тоже. Я как раз и говорю о том, что попадание в вагон - это лотерея. А вот удар по заведомо известному (с точностью до десятка метров) месту, где этого вагона (иногда часами) ждут неподвижно стоящие люди -- достаточно реально выполнимая артиллерийская задача. По-видимому, перенос начали делать в 1943 году потому, что движение усилилось настолько, что жертвы на остановках начали приобретать статистическое значение. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 06.04.10 14:27 пользователем Дмитрий Браткин. Re: Помощь клуба
Краевед
06.04.2010 22:15
Здесь нанесены только попадания в инфраструктуру трамвая. Для того , чтобы оценить интенсивность обстрелов именно перекрестков с трамвайными остановками, нужна полная схема попаданий по всей площади города.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.004 seconds ]