ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Про новый(?) торллейбус из Известий...
Максим_П  07.05.2007 16:16

Известия Петербург № 078 от 07.05.2007,
"Новый троллейбус с преимуществами автобуса"
стр. 8
Профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Михаил Ерихов: "Новый троллейбус с преимуществами автобуса"
Политех - единственный вуз на постсоветском пространстве, который включен в академическую сеть Международного союза общественного транспорта. Приказом ректора в университете создан Координационный совет по комплексному развитию транспорта в Северо-Западном регионе РФ. Его председатель, завкафедрой "Технологии комплексных инноваций" Михаил Ерихов рассказал корреспонденту "Известий" Илье Нефедову о проекте создания современного троллейбуса и проблемах развития интеллектуальной транспортной системы города.
Вопрос: Зачем нужен вузу такой совет?
Ответ: Ученые нашего университета давно и серьезно занимаются транспортными вопросами. Совет призван, во-первых, объединить работу сотрудников для решения транспортных проблем города и региона. Особенность участия ученых-политехников заключается в комплексном подходе. Ведь транспорт сам по себе - не вырванный из контекста городской жизни и научных исследований момент, а один из стежков в канве общего развития городской инфраструктуры и благополучия жителей. Кроме того, сейчас при университете создана новая структура - Институт инновационного развития транспортных систем (ИИРТС). Это, можно сказать, исполнительный рабочий орган совета. В числе первых успехов ИИРТС - победа в тендере, проводимом администрацией Ленинградской области, и успешное завершение первого этапа работ по разработке и внедрению системы персонифицированного учета поездок отдельных льготных категорий граждан в автобусах общего пользования на основе бесконтактных смарт-карт.
В: Транспортные проблемы обязательно решать в комплексе?
О: Во-первых, транспорт - достаточно сложная организационно-техническая, я бы даже сказал - социотехническая система, куда вовлечены и машины, и люди, и обслуживающие структуры. Начиная с ремонта дорог и транспорта, который по ним ездит. И заканчивая теми, кто учит тех, кто ремонтирует дороги, тех, кто водит транспорт, и тех, кто им управляет. Разумеется, организовывать такие сложные системы могут люди, обладающие, с одной стороны, достаточно широким научным потенциалом в каждой из этих областей. И, с другой стороны, владеющие системным подходом к решению таких задач. Все это есть в Политехе. Наш Институт инноватики - как раз такое научно-учебное подразделение для подготовки специалистов по решению комплексных инновационных проблем. И, конечно, мы сами работаем над этим. Например, ученые Политеха вместе с белорусскими машиностроителями создали современный троллейбус.
В: Почему именно троллейбус?
О: Это наиболее интересный и активно развивающийся вид транспорта - прежде всего вследствие экологической чистоты. Одна из серьезнейших транспортных проблем мегаполисов связана с тем, что высокая концентрация автомобилей приводит к загрязнению воздуха. В связи с этим электротранспорт сейчас переживает настоящее возрождение. Во всем мире возрастает интерес и к троллейбусам, и к легкорельсовому транспорту. Существенным недостатком электротранспорта до недавнего времени было то, что он привязан к источнику электрического тока. Натянутые провода, может быть, не так уж портят вид города, но при неисправности транспорт, который следует сзади, останавливается и ждет, пока уберут обесточенный троллейбус. Новые модели способны на собственных источниках энергии, убрав троллеи, проехать от полукилометра до километра - то есть выйти из пробочной зоны. Кроме того, современный электрический транспорт обладает рядом преимуществ перед автобусным. Это, например, касается шумовых характеристик и комфортности проезда. Расходы на эксплуатацию троллейбуса существенно ниже, чем автобуса.
В: Но троллейбус всегда считался не очень удобным средством передвижения.
О: Троллейбусы сейчас эффективно впитывают преимущества автобусов. Они обладают большей мобильностью по сравнению с трамваями. В них удобные салоны: развитие троллейбусостроения идет по пути совмещения конструкций кузовов автобусов и троллейбусов.
В: Все это касается и новой "петербургско-белорусской" модели?
О: Она создана на основе кузова хорошо известного в городе автобуса МАЗ-103 - кстати, это модернизированный кузов "Неоплана". И поэтому многие кузовные комплектующие, вспомогательные инструменты и оборудование, навыки ремонта и обслуживания будут одинаковыми для автобусов и троллейбусов - это один из существенных плюсов. Новая модель интересна по дизайну, она удобна и для пассажиров, и для водителей с точки зрения эргономики, комфортности, безопасности движения. Там используются все новейшие достижения в области электропривода, конструкции кузова. Наш троллейбус с низким полом, здесь применена новейшая система тягового электропривода, которая обеспечивает плавный разгон и торможение, а также возможность экономии электроэнергии: когда троллейбус катится с горки, электродвигатель работает в режиме генератора. По оценкам, это позволяет экономить до 30 процентов электроэнергии. Совместимость узлов и агрегатов с автобусными позволит удешевить эксплуатацию и обслуживание троллейбуса. По эксплуатации последней версии кузова замечаний нет. Кроме того, в случае поставки партии этих троллейбусов в Петербург, они будут полностью окрашены электроизоляционной эмалью, что повысит электробезопасность: по стандартам такой эмалью нужно окрашивать только отдельные зоны. Это действительно машина нового поколения. Там нет подножки, поэтому удобно заходить пожилым людям, есть специальные устройства для въезда инвалидных колясок. Предусмотрены в штатной комплектации тонированные стекла, кондиционер в салоне.
В: Какова роль Политеха в этом проекте?
О: Наш университет выступает в данном случае системным интегратором. Мы отвечаем за конечный продукт - собранный троллейбус. Поэтому основной документ - одобрение типа транспортного средства - получает дочернее предприятие Политеха - ООО "Петротроллейбус", созданное специально для реализации этого проекта. Мы выбираем лучших производителей отдельных частей, агрегатов. Потом в комплексе собираем все это в одном месте и проводим качественную сборку готового изделия. Принцип системной интеграции и заключается в том, что, в отличие от отдельного завода-производителя, ты не продвигаешь на рынок свою продукцию - может быть, не самого высокого качества, а предлагаешь комплексный продукт. Каждая из его частей оптимизирована. Поэтому готовый продукт по определению должен получиться лучшим. Мы остановились на Минском заводе, потому что сегодня это лучший производитель автобусных кузовов на территории бывшего Советского Союза.
В: А в чем здесь выгода для Петербурга?
О: Во-первых, мы используем комплектацию троллейбуса, производимого в Петербурге: создаем рабочие места, платим налоги. Кроме того, разработанная нами модель в рейтинге отечественных троллейбусов заслуженно будет стоять в данном классе на первом месте. Ею уже интересуются другие города - в частности, Казань и Мурманск. Сейчас заканчивается стадия одобрения типа транспортного средства - одна машина проходит испытания. В течение месяца мы завершим эти работы, после чего троллейбус пойдет в опытную эксплуатацию. А вообще он прошел заводские испытания и официально рекомендован к серийному производству.
В: Троллейбусы и трамваи чаще, чем другие виды транспорта, винят в создании пробок. Решить эту проблему, наверное, намного труднее?
О: Это уже задача, скажем так, организационно-социотехнического плана. Хотя перед нашим советом она тоже стоит. Она касается и реформирования городской инфраструктуры, и изменения принципов управления автомобильными потоками. Необходимо создать интеллектуальную транспортную систему города, когда происходит взаимоувязывание работы всех регулируемых перекрестков в зависимости от загруженности магистралей, приближения к светофорам транспортных единиц городского пассажирского транспорта и т.д. Когда производится регулярный мониторинг загрузки городской инфраструктуры, анализируются потоки пассажирских автотранспортных средств, и информация в реальном режиме времени выводится на информационное табло - что существенно облегчает жизнь пассажиров. Когда строятся новые дороги, в том числе многоуровневые. То есть это масштабная задача, и подвижной состав как таковой является в ней лишь маленьким элементом. Хотя и такие задачи тоже вполне решаемы.
В: И здесь, опять же, без специалистов не обойтись.
О: Одно из основных направлений развития транспортных систем - подготовка квалифицированных кадров. И, конечно, здесь роль высшей школы не просто велика, она уникальна - потому что других учреждений и организаций, способных выполнить эту функцию, просто нет. Одна из наших задач - разработка специальных программ, обеспечивающих качественную подготовку специалистов для обслуживания подвижного состава. Кроме того, в планы работы Координационного совета по комплексному развитию транспорта в Северо-Западном регионе РФ входит организация обучения управленцев - специалистов по руководству транспортными системами. Это и логистика, и безопасность транспорта, и информационные системы на транспорте, электронные системы оплаты проезда. В российском Министерстве транспорта поддерживают инициативу Политеха взять на себя подготовку и переподготовку специалистов по управлению транспортом, организации транспортной деятельности, безопасности движения. Так что мы хотим занять эту часть рынка транспортного образования.

Оп-па! Опередили :-) В общем, это про МАЗ-103Т / ПТ-6231 (-)
Олег Бодня  07.05.2007 16:33

.

Кажется в Риме(+)
Алексей..  07.05.2007 17:01

Я видел сочлененный троллейбус 70 маршрута, который подъежает около километра до центрального вокзала на аккумуляторах без проводов.Обычный рейсовый маршрут,специально на нем прокатился,очень прикольно реалилована установка штанг, она происходит автоматически, троллейбус останавливается на несколько секунд в определенном месте,штанги автоматически поднимаются, и попадая в улавливатели встают на провода.Естесственно водитель не выходит из кабины вся эта процедура занимает максимум 5-10 секунд.

Кстати, о птичках
Олег Бодня  07.05.2007 17:28

Алексей.. писал(а):
-------------------------------------------------------
> очень прикольно реалилована установка
> штанг, она происходит автоматически, троллейбус
> останавливается на несколько секунд в определенном
> месте,штанги автоматически поднимаются, и попадая
> в улавливатели встают на провода.

На вышеупомянутом троллейбусе установлены гидравлические штангоуловители, так что опускать штанги водитель может дистанционно - при условии небольшого отклонения от оси КС. Постановку штанг на КС, естественно, приходится делать вручную - специальных устройств для этого в Питере, в отличие от Рима, нет.

Штангоуловители(+)
Алексей..  08.05.2007 09:00

Я специально вышел на этой остановке и смотрел как работают штангоуловители, на редкость простая и дешевая конструкция, на каждом проводе висит пластмассовая деталющечка в виде конуса, как бы расширяющая область провода.Как воронка для молока, только не круглая,а вдоль провода. Для троллейбуса на дороге сделана разметка,чтобы он четко встал под этим местом.
Вообщем интервал на этом маршруте около 4-5 минут,манипуляцяю с постановкой/снятием штанг никто вообще не замечает, для пассажиров я понаблюдал вообще по барабану, троллейбус это или автобус, оба едут быстро и одинаково. Линия не дотянута до вокзала скорее всего из-за сложности организации растяжек на площади и установки столбов.

Re: Штангоуловители(+)
АРС  08.05.2007 22:28

Алексей.. писал:
-------------------------------------------------------
> Я специально вышел на этой остановке и смотрел как
> работают штангоуловители

На нашем соседнем Троллейбусном форуме есть ссылка на ролик, где как раз ездит римский аккумуляторный сочленённый Солярис. В том числе и ставит шанги на провода без помощи человеческой силы (не знаю можно ли эту конструкцию назвать "штангоуловителем" - у нас штангоуловитель это барабан с верёвкой на задней стенке или гидравлический поршень у основания штанги). В общем ролик и обсуждение здесь: http://forum.tr.ru/read.php?3,503855

АРС, Спасибо (-)
Алексей..  09.05.2007 11:08

--

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]