ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Терминология: состав — поезд
Григорий Апухтин  20.07.2007 07:45

Когда-то давно в телепередаче слышал объяснение разницы между составом и поездом: состав — без локомотива, с локомотивом — поезд. Так ли это? Если нет, то какова разница в употреблении этих слов? Можно ли электропоезд назвать составом? Корректно ли называть его просто поездом?

Заранее спасибо.

"Уважаемые пассажиры! Состав поезда номер ... находится на ... пути" - разве не слышали? При этом локомотив может быть, а может и не быть пока. (-)
Виталий Шамаров  20.07.2007 12:04

0

Re: Терминология: состав — поезд
Donis  20.07.2007 12:16

Григорий Апухтин писал(а):
-------------------------------------------------------
> Когда-то давно в телепередаче слышал объяснение
> разницы между составом и поездом: состав — без
> локомотива, с локомотивом — поезд. Так ли это?
> Если нет, то какова разница в употреблении этих
> слов? Можно ли электропоезд назвать составом?
> Корректно ли называть его просто поездом?
>
> Заранее спасибо.

В самом названии "электропоезд" есть составляющая "поезд". Состав - то что составлено из отдельных вагонов, и ждет локомотива. В электропоезде локомотивом уже является каждый второй вагон (при этом часть оборудования находится на остальных вагонах, а кабины только на двух из них). Можно еще характеризовать электропоезд как n-секционный электровоз, имеющий возможность перевозить пассажиров внутри секций. То же самое в случае сравнения дизель-поезда и тепловоза. Еще более специфические случаи 1-секционных локомотивов с возможностью перевозки пассажиров - автомотриса и электромотриса, хотя здесь тоже есть семантическая специфика в случаях с двух- и более секционными автомотрисами (интересно, что электромотрис с кол-вом вагонов больше одного как минимум мне не известно).
Вообще, в связи с этим принято говорить в широком смысле "тяговый подвижной состав", а в более конкретных случаях - локомотивы (электровозы, тепловозы, паровозы и прочие разновидности) и моторвагонный подвижной состав (электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы и пр.).

Состав - последовательность сцепленых вагонов, поезд - состав с присвоеным номером (и наверное локомотивом) (-) (-)
Артём Светлов  20.07.2007 18:29

0

Re: Терминология: состав — поезд
dea  20.07.2007 18:43

Любой локомотив с вагоном(ми) - это поезд (на проф.языке состав) и всё..

Re: Терминология: состав — поезд
Григорий Апухтин  21.07.2007 05:28

Спасибо...

Извините за занудство (как оказалось, сейчас это важный для меня вопрос), но хотел бы всё-таки кое-что уточнить.

Вот, например, фраза: «За этим поездом следует состав со скоростью 275 километров в час». Не лучше ли здесь заменить слово «состав» на слова «другой поезд»?

Или вот:
«При сцеплении двух составов этого типа общее число сидячих мест составляет 1634, что является самым крупным показателем среди скоростных поездов в мире». Здесь, наверное, можно и не менять? (Мне не нравится стиль, но это отдельный разговор.)

«Сцепление составов». Здесь тоже не менять? С другой стороны, сцепление поездов также, как я понимаю, возможно.

«... на одной колее эксплуатируются как пассажирские, так и грузовые составы». Нормально?

Еще раз благодарю.

Re: Терминология: состав — поезд
AlexG  21.07.2007 18:42

Блин, давно ещё заучил из ПТЭ: "Поезд - сформированный и сцепленный состав, имеющий установленные сигналы, с одним или несколькими локомотивами или моторными вагонами. Отправляемые на перегон одиночные локомотивы, автомотрисы и дрезины несъёмного типа рассматриваются как поезда".

Re: Терминология: состав — поезд
 21.07.2007 18:59

Григорий Апухтин писал(а):
-------------------------------------------------------
> Вот, например, фраза: «За этим поездом следует
> состав со скоростью 275 километров в час». Не
> лучше ли здесь заменить слово «состав» на слова
> «другой поезд»?

Звучит глупо. Именно поезда, "этот" и "за ним".

> Или вот:
> «При сцеплении составов ДВУХ ПОЕЗДОВ этого типа общее
> число сидячих мест составляет 1634, что является
> самым крупным показателем среди скоростных поездов
> в мире». Здесь, наверное, можно и не менять? (Мне
> не нравится стиль, но это отдельный разговор.)
> «Сцепление составов». Здесь тоже не менять? С
> другой стороны, сцепление поездов также, как я
> понимаю, возможно.

Лучше так.

> «... на одной колее эксплуатируются как
> пассажирские, так и грузовые составы». Нормально?

Нет, поезда.

Обобщая. Поезд это "юридический" термин, то есть поезд существует как некая "административная" единица движения, то, что имеет номер и является элементом движения на линии. Из чего состоит поезд - не важно с точки зрения организации движения, важно лишь какая категория присвоена данному поезду.

Состав это "физическое" воплощение поезда, то есть то, из чего состоит данный поезд. Единственно не всегда "поезд" имеет "состав". Это справедливо для тех случаев. когда поездом являются отдельные локомотивы и подобное.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 21.07.07 18:59 пользователем DФ.

Огромное всем спасибо! (-) (-)
Григорий Апухтин  21.07.2007 19:32

0

Re: Терминология: состав — поезд
Pingvin  23.07.2007 15:06

Не понял,почему каждый второй вагон? Чё за чушь? А если идут подряд 2 моторовагонных? Не бывает что ли?

Re: Состав - последовательность сцепленых вагонов, поезд - состав с присвоеным номером (и наверное локомотивом)
Chek  23.07.2007 23:30

Главное различие просто: поезд имеет присвоенный ему номер и маршрут следования. Состав же стоит на станции и МАНЕВРИРУЕТ в пределах ее.

Re: Терминология: состав — поезд
Chek  23.07.2007 23:44

Pingvin писал(а):
-------------------------------------------------------
> Не понял,почему каждый второй вагон? Чё за чушь? А
> если идут подряд 2 моторовагонных? Не бывает что
> ли?


Ну вообще понятие "моторваногонный ПС" в некоторой степени дилетанское, скажем так. Есть вполне определенный термин: поезд с распределенной тягой. То есть тяга не сконцентрирована в одном месте, а распределена равномерно по всему составу.

По поводу каждого второго вагона. Ну отчасти это так. На электропоездах типа ЭР2, ЭД4М и пр. это так. На ЭР-200, например все вагоны моторные, кроме головных. На японских Синкансенах 700-й серии, моторным является каждый четвертый вагон.

В тоже время поезда типа TGV имеют именно локомотивную тягу, немотря на то, что локомотива два и находятся они по концам состава. Но, опять же, поезда типа Д1 и пр. - вроде как считаются моторванонными. Тут главный критерий, как уже было замечено выше - возможность перевозить пассажиров на тяговой единице подвижного состава. По этому же нельзя назвать "моторвагонным" состав с неколькими локомотивами, расположенными равномерно по составу.

Сцепка из нескольких локомотивов также "моторвагонным ПС" не считается.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.001 seconds ]