Ж/д магистраль в стороне от города -- почему?
Котяра
03.03.2004 20:07
Почему-то в некоторых случаях магистральные ж/д в России были построены в стороне от крупных городов, и к этим городам впоследствии были проведены ответвления (Калуга, Воронеж, Брянск, Липецк). А некоторые города так и остались в стороне от ж/д и пришли в результате в упадок (Волоколамск, Бронницы). Почему так получилось? Слышал байку, будто купцы давали взятку проектировщикам, чтобы ж/д прошла в стороне от города :-) А как было на самом деле? Re: Ж/д магистраль в стороне от города -- почему?
Владимир Венедиктов
03.03.2004 20:11
Котяра писал(а): > Почему-то в некоторых случаях магистральные ж/д в России были > построены в стороне от крупных городов, и к этим городам > впоследствии были проведены ответвления (Калуга, Воронеж, > Брянск, Липецк). А некоторые города так и остались в стороне от > ж/д и пришли в результате в упадок (Волоколамск, Бронницы). > Почему так получилось? Слышал байку, будто купцы давали взятку > проектировщикам, чтобы ж/д прошла в стороне от города :-) А как > было на самом деле? Это не байка - были и такие случаи, и наоборот - в зависимости от понимания ситуации местными воротилами и прочими властями. Вот Суздаль и Владимир были городами почти соразмерными, а пришла ж.д. во Владимир - и ситуация резко изменилась. Бронницы - на высоком, правом берегу москвы-реки (+)
alex denisov
03.03.2004 23:01
много рек с высокими же берегами, балок, оврагов. На левом берегу местность более низинная, и дорогу было решено вести там, ну и все что на правом берегу вплоть до коломны осталось без жд Источник - портал г.Люберцы или http://pyramid1.narod.ru/book1.htm Re: Ж/д магистраль в стороне от города -- почему?
Пилецкий Павел
04.03.2004 08:27
Калуга как раз стоит на магистральной линии. Сызрань-Вяземская дорога начала строиться ещё 60е году прошлого века. Магистральность этой линии пропала только после революции. А вообще тут постоянно боролись две тенденции. Если проложить дорогу по прямой, как Петербург-Москва, то сокращалась стоимость доставки транзитных грузов. Но в стороне оставались крупные города(Новгород), которые приходили в упадок. Если строить линию с заходом во все города, то увеличивается стоимость доставки транзитных грузов. Самый яркий пример здесь думаю Томск и Новосибирск. Гарин-Михайловский, который проектировал эту линию, считал что Транссиб это транзитная магистраль. Поэтому даже незгачительное увеличение линии для захода в Томск недопустимо. Так возник на пустом месте город Новосибирск. Вопрос П.Пилецкому (+)
Виталий Шамаров
04.03.2004 13:54
Пилецкий Павел писал(а): > Калуга как раз стоит на магистральной линии. Сызрань-Вяземская > дорога начала строиться ещё 60е году прошлого века. > Магистральность этой линии пропала только после революции. А в чём причина пропажи "магистральности"? (Если есть ссылка на информацию в интернете, дайте, пожалуйста). Re: Вопрос П.Пилецкому (+)
Пилецкий Павел
04.03.2004 15:40
Виталий Шамаров писал(а): > Пилецкий Павел писал(а): > > > Калуга как раз стоит на магистральной линии. > Сызрань-Вяземская > > дорога начала строиться ещё 60е году прошлого века. > > Магистральность этой линии пропала только после революции. > > А в чём причина пропажи "магистральности"? > (Если есть ссылка на информацию в интернете, дайте, > пожалуйста). Линия была ориентирована на экспорт сельскохозяйственной продукции, в частности через Либаву. После революции Либава оказалась в Латвии, и упал объём сельскохозяйственного прозводства(соотвественно и экспорт). Соответсвенно упало значение дороги. В Пензе это направление единственное неэлетрифицированное(из 4). Хотя из 4 направлений первым построили именно это. На память об этом осталось хитрое расположение вокзала Пенза-1. На нём транзитные поезда Сибирь-Юг(главный ход) меняют напрвление движения. Сейчас кажется по этой дороге ходит поезд Барановичи-Челябинск. Из Самары можно без пересадки доехать например до Тулы или Калуги. Но большинство людей едет в эти города с пересадкой через Москву. Как обычно, магистральная линия вытесняет немагистральную.. Re: Ж/д магистраль в стороне от города -- почему?
Котяра
04.03.2004 19:48
Пилецкий Павел пишет: > Калуга как раз стоит на магистральной линии. Допустим. Но почему линию Москва-Киев повели в стороне? Причём не только Калугу обошли стороной, но и Брянск. Интересно также -- как обстояли дела с Воронежем?.. Re: Ж/д магистраль в стороне от города -- почему?
Mike
05.03.2004 10:03
Пилецкий Павел писал(а): > Самый яркий пример здесь думаю Томск и Новосибирск. > Гарин-Михайловский, который проектировал эту линию, считал что > Транссиб это транзитная магистраль. Поэтому даже незгачительное > увеличение линии для захода в Томск недопустимо. Так возник на > пустом месте город Новосибирск. Вообще Новосибирск возник из-за мостового перехода через Обь. Если бы выбрали другое удобное пересечение, то город был бы в другом месте или его бы не было, если мост через Обь был бы рядом с Томском. Очевидно гидрогеологические условия в выбраном месте мостового перехода оказались решающими. А насчет транзитности линии это спорный вопрос. Транссиб проложен как стальной хребет через другие крупные сибирские города- Омск, Красноярск, Иркутск, Улан-Уде, Чита, а не просто как связь европейской части Империи с Тихоакеанским побережьем. Re: Ж/д магистраль в стороне от города -- почему?
Илья
05.03.2004 13:32
Попробую ответить по Воронежу. Не уверен, потому что плохо помню даты открытия дорог. Первой видимо в город пришла ж/д со стороны Мичуринска. Она и пришла в центр города - вокзал Воронеж 1. А когда начали строить ж/д Воронеж - Ростов, чтобы не делать крюк, просто сделали примыкание в районе Отрожки. Таким образом вокзал оказался на 8 км. в стороне от главного хода Москва_Ростов. Насчет Калуги вроде читал, что судовладельцы на Оке специально дали кому нужно взятки, чтобы ж/д прошла в стороне от города... Со временем Ока сильно обмелела, значение судоходства и калужской промышленности упало... Re: Калуга...
Валентин Мельников
05.03.2004 15:09
> > Калуга как раз стоит на магистральной линии. > > Допустим. Но почему линию Москва-Киев повели в стороне? Причём > не только Калугу обошли стороной, но и Брянск. Посмотрите внимательно на план Калуги или крупномасштабную карту области. Вокзал Калуга-1 расположен достаточно удобно, но сама ж-д изгибается совершенно невообразимо. Почему так? Линию на Киев, я думаю, построили так, как позволяла местность - но всё-таки слишком далеко. И ещё. Рассказывают, в Калуге была какая-то эстакадная ж-д внутри города - знает ли кто что-нибудь об этом? Для коллекции - список с "Паровоза ИС"
Виктор Бойков
05.03.2004 15:23
http://www.parovoz.com/spravka/abandoned.html Города, в которые железная дорога не попала Сила денег? Предлагаем вашему вниманию список городов, в которые не зашли магистральные железные дороги, потому что местные жители (купцы либо "отцы городы") "откупились" от них. Болхов Епифань Жиздра Касимов (легенда) Новоархангельск Переславль-Залесский Павловск Воронежской обл. Re: Ж/д магистраль в стороне от города -- почему?
Пилецкий Павел
05.03.2004 15:34
Mike писал(а): > Пилецкий Павел писал(а): > > > Самый яркий пример здесь думаю Томск и Новосибирск. > > Гарин-Михайловский, который проектировал эту линию, считал > что > > Транссиб это транзитная магистраль. Поэтому даже > незгачительное > > увеличение линии для захода в Томск недопустимо. Так возник > на > > пустом месте город Новосибирск. > Вообще Новосибирск возник из-за мостового перехода через Обь. > Если бы выбрали другое удобное пересечение, то город был бы в > другом месте или его бы не было, если мост через Обь был бы > рядом с Томском. > Очевидно гидрогеологические условия в выбраном месте мостового > перехода оказались решающими. Опытный проектировщик всегда может подготовить технико-экономическое обоснование своего решения. Если строить железную дорогу без захода в города, то сокращается смтоимость транзитных грузов и удешевляется строительство(трассу можно выбирать из экономических соображений, а не привязываясь к существующим городам). Строительство дороги дает толчок к освоению новых территорий. Если строить дорогу с заходом в города, то можно сказать что дорога подводится к местам скопления грузов и пассажиров. Экономятся средства на подвозе грузов к магистрали. Идёт экономическая поддержка существующих территорий. В общем, аргументы ЗА всегда есть. Транссиб построили южнее Байкала, а БАМ севернее Байкала. И в обоих случаях были свои аргументы ЗА. Кстати подумалось. Обь и Енисей великие реки. Но имеенно мост через Енисее в Красноярске считается шедевром промышленной архитектуры. Мост через Обь в Новосибирске такой славы не имеет. Вполнне возможно так произшло потому, что в Красноярске мост построили возле города. А в Новосибирске город построили возле моста. > А насчет транзитности линии это > спорный вопрос. Транссиб проложен как стальной хребет через > другие крупные сибирские города- Омск, Красноярск, Иркутск, > Улан-Уде, Чита, а не просто как связь европейской части Империи > с Тихоакеанским побережьем. Остальные участки Транссиба проектировали "обычные" инженеры. А новосибирский участок достался Гарину-Михайловскому. Он был очень неординарным человеком. Как инженер путей сообщения он доказывал необходимость постройки узкоколейных дорог и ширококолейных по облегчённым условиям. Чтобы сэкономить народные деньги и построить за счёт этого больше дорог. Большинство его коллеги резко отрицали его идеи. Вместо того, чтобы экономить копейки на текущем строительстве, надо строить качественные дороги в расчёте на далёкую перспективу. Одним из путей экономии для Михайловского было стротельство линии по кратчейшее траектории и экономия на искуственных сооружениях. А если бы на его месте был "обычный" инженер, он бы не задумываясь завёл бы доргу в Томск. Через Обь пустили бы паром, а через несколько лет и мост построли бы. Паромы на Байкале например много лет плавали, пока не достроили Кругобайкальскую железныю дорогу. Я считаю, Новосибирск появился именно благодаря принципиальности Гарина-Михайловского. Re: Ж/д магистраль в стороне от города -- почему?
Mike
05.03.2004 17:21
Пилецкий Павел писал(а): > Кстати подумалось. Обь и Енисей великие реки. Но имеенно мост > через Енисее в Красноярске считается шедевром промышленной > архитектуры. Мост через Обь в Новосибирске такой славы не > имеет. Вполнне возможно так произшло потому, что в Красноярске > мост построили возле города. А в Новосибирске город построили > возле моста. Все дело в длине главных пролетных строений. У Красноярского моста они больше. Проскуряков, автор проекта, применил новую конструктивную мостовую схему как арочная ферма, чем и прославился на выставке в Европе. > Остальные участки Транссиба проектировали "обычные" инженеры. А > новосибирский участок достался Гарину-Михайловскому. Он был > очень неординарным человеком. Как инженер путей сообщения он > доказывал необходимость постройки узкоколейных дорог и > ширококолейных по облегчённым условиям. Чтобы сэкономить > народные деньги и построить за счёт этого больше дорог. > Большинство его коллеги резко отрицали его идеи. Вместо того, > чтобы экономить копейки на текущем строительстве, надо строить > качественные дороги в расчёте на далёкую перспективу. > Одним из путей экономии для Михайловского было стротельство > линии по кратчейшее траектории и экономия на искуственных > сооружениях. > > А если бы на его месте был "обычный" инженер, он бы не > задумываясь завёл бы доргу в Томск. Через Обь пустили бы паром, > а через несколько лет и мост построли бы. Паромы на Байкале > например много лет плавали, пока не достроили Кругобайкальскую > железныю дорогу. Кстати варианты через Томск рассматривались(http://mx.prometeus.nsc.ru/gorod/history/ris.gif), но из-за экономических соображений отвергнуты. Вообще при проектировании магистральных железных дорог одними из первичных опорных точек считаются крупные дорогие искусственные сооружения. > > Я считаю, Новосибирск появился именно благодаря > принципиальности Гарина-Михайловского. И инженера В.И. Роецкого (http://www.transsib.ru/Article/article-sk02.htm), незаслуженно забытого общественностью Новосибирска.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]