ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Катастрофа в бакинском метро в 1995 году
VicSin  08.09.2009 18:20

Собственно по теме, пожар в бакинском метро осенью 1995 года, везде занесён как самая большая катастрофа в метро. С наибольшем количеством жертв. Около 300 погибших. А кто знает причину. Я слышал различные версии: что напряжение не сняли при эвакуации, что вентиляция способствовала усилению огня...

Re: Катастрофа в бакинском метро в 1995 году
Аксёнов Дмитрий  09.09.2009 11:46

Субботним вечером 28 октября в Бакинском метро было многолюдно. Один из поездов «забрал» очередную партию пассажиров на станции «Улдуз» и тронулся в путь. Уже в туннеле, на расстоянии 150-200 метров от перрона, в третьем, а затем и в четвертом вагонах вспыхнул пожар. Машинист сразу же передал по рации в депо сигнал «SOS». Там приняли решение выключить ток в туннеле, что соответствовало инструкции, однако вернуть обесточенный поезд на станцию было уже невозможно. В электричке началась паника. Люди выбивали окна и двери, выпрыгивали из пылающих вагонов, но в туннеле их ждала настоящая «газовая камера». Раскаленное облако ядовитых газов - продуктов горения вагонной обшивки, настигало людей. Они задыхались и падали замертво. В чреве туннеля, освещенного всполохами огня, метались обезумевшие от страха пассажиры. Те, кого сбивали с ног, - а это в основном были женщины, старики и дети, встать уже не могли. На шпалах их «добивал» смертоносный газ.

К месту ЧП прибыли пожарные и спасатели. Более 400 человек удалось эвакуировать. Около шести часов пожарные, спасатели и добровольцы тушили пламя и вытаскивали еще живых пассажиров. От электрички осталось 6 оплавленных металлических каркасов. Температура пламени была настолько велика, что колеса буквально приварились к рельсам. Их пришлось отбивать кувалдами. Темный и смрадный туннель был усеян трупами.

Правительственная комиссия Азербайджана по расследованию аварии в Бакинском метро в качестве главной причины назвала технические неполадки, а точнее в «устаревшей системе метро, оставшейся от советской эпохи»


29 октября 1995 года в Бакинском метрополитене на поезде возник пожар с чрезвычайными последствиями, результатом которых явилась гибель 317 пассажиров. В истории метрополитенов мира эта катастрофа не имеет аналогов. Расследование причин возникновения таких последствий выявило ряд нарушений организационного и технического порядка, недостаточность технической оснащенности метрополитена, а также полную неподготовленность оперативного персонала подразделений метрополитена к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций …

При пожаре на поезде в Бакинском метрополитене причиной гибели большинства было отравление вредными продуктами горения. При этом под действием тоннельной вентиляции, включенной в режим нагнетания со стороны ближней станции, облако продуктов горения двигалось в направлении пути эвакуации основной массы пассажиров. Решения принимались диспетчерским персоналом в условиях отсутствия достоверной информации и практически полного непонимания ситуации. Достаточно сказать, что при возникновении чрезвычайной ситуации в 16.50 уведомление в городской штаб гражданской обороны поступило в 18.00 …

Подверглись переработке:
Строительные нормы и правила СниП II-40-80, Метрополитены, М, 1981
Инструкция СН148-76, Госстрой СССР, Москва, 1977

Внесены изменения на основании:
Предложения по переработке СН148-76 №082 от 9.09.91 г. институту «Метрогипротранс»
Предложения по переработке СН148-76 №0241 от 30.11.95 г. штабам ГО

Да причины:
- короткое замыкание электрических цепей;
- неисправность элементов гашения электрической дуги в силовых контакторах;
- нарушение плотности контакта в контактирующих элементах;
- возникновение токопроводящих дорожек на изоляционных элементах .



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 09.09.09 11:47 пользователем Аксёнов Дмитрий.

Re: Катастрофа в бакинском метро в 1995 году
Я.В.  09.09.2009 17:56

Аксёнов Дмитрий писал(а):
> Там
> приняли решение выключить ток в туннеле, что
> соответствовало инструкции, однако вернуть
> обесточенный поезд на станцию было уже невозможно.
Интересно, а если бы состав продолжил следование к ближайшей станции, то вполне возможно, такого количества жертв бы удалось избежать?
Да, пусть горит и ветер раздувает пламя, но через 1 мин он бы уже стоял на ближайшей станции. Там гораздо больше возможности потушить и быстро эвакуировать.
Такая же мысль меня посещала, когда был теракт в тоннеле между Автозаводской и Павелецкой. Состав бы прибыл на станцию с меньшим количеством жертв. Ведь продолжать движение он мог.
Вопрос: Не стоит ли переписать инструкции?

Re: Катастрофа в бакинском метро в 1995 году
Павел Волков  09.09.2009 20:24

Я.В. писал(а):
-------------------------------------------------------
>> Ведь продолжать движение он мог.
> Вопрос: Не стоит ли переписать инструкции?

Для транспортировки вагон пришлось резать, в габарит он не вписывался

Re: Катастрофа в бакинском метро в 1995 году
КатастрофаС  09.09.2009 22:17

Как-то не верится, что настолько плохо с пожарной безопасностью... А не теракт ли? СВЖ где-то там поблизости делали.

Re: Катастрофа в бакинском метро в 1995 году
Сура  09.09.2009 23:00

Аксёнов Дмитрий писал(а):
> От электрички
> осталось 6 оплавленных металлических каркасов.

Пять.

Кстати, а обшивка там была заводская или меняли при ремонте?
Олег Измеров  14.09.2009 09:34

Во время теракта 2004 г на Замоскворецкой тоже возник пожар, пятой категории сложности. Однако погибших, насколько помню, было около сорока, причем значительная часть - от самого взрыва прямо или косвенно. Из туннеля же было выведено более 500 человек. Сгорели, если не изменяет память, тоже не все вагоны.

Re: Катастрофа в бакинском метро в 1995 году
Александр_Малянов  14.09.2009 09:45

В метро южнокорейского города Тэгу поезд с людьми горел, стоя на станции с закрытыми дверями. Погибло около 200 человек.

http://www.utro.ru/articles/2003/02/27/130094.shtml

Re: Катастрофа в бакинском метро в 1995 году
Анар М  14.09.2009 09:54

Возможно это был и теракт, просто дело замолчали, списав на техногенку. Тем более что за год до этого уже было два крупных теракта в метро, и власти не могли допустить полного расшатывания общественного доверия. Но обычно народ все три трагедии считает терактами.

Некоторая дискуссия на http://forum.mymetro.ru/index.php?showtopic=7620

Re: Катастрофа в бакинском метро в 1995 году
_Ярополк_  14.09.2009 13:07

На Замоскворецкой пожара не было. Если и были отдельные возгорания, всё потушила Игла. Вагоны покорёжило взрывом, но ни один вагон не сгорел. Дыма от взыва много было, но не настолько, чтобы было нечем дышать.

А официально сообщалось, что был пожар 5-й категории сложности.
Олег Измеров  14.09.2009 14:04

Хорошо, вспомним пожар 20 апреля 1987 г. на Павелецкой.

Судя по фотке, пожар был.
Поезд после загорания дотянул до станции. Жертв нет. Сгорело нсеколько вагонов, повреждена облицовка станции.

Re: А официально сообщалось, что был пожар 5-й категории сложности.
Серокой  14.09.2009 16:10

Цитата (Олег Измеров)
Жертв нет.
ДСП - по некоторым источникам.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]