ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Гонконгский рельсовый транспорт
Vlad  26.02.2004 14:26

Приветствую!

Недавно вернулся из путешествия в Гонконг (за что огромное спасибо одному из участников рассылки) и хочу представить уважаемым подписчикам небольшой отчет о рельсовом транспорте этого, одного из удивительнейших мест на Земле. Этот текст ни в коей мере не претендует на полноту охвата и является лишь беглым взглядом посетителя :)

Гонконг - "Special Administrative Region of China" - город-государство, хоть и являющееся де-юре частью Китая, на самом деле еще в течении 50 лет будет сохранять свою "неприкосновенность". Действуют свои внутренние законы, своя валюта, граница.
Территория около 1000 кв. км - сравнима с территорией Москвы, население около 7 млн чел.
Однако на этом сходство с Москвой практически заканчивается.

Собственно Гонконгом называется центральный остров и город на нем (известный по многочисленным фотографиям стеклянных небоскребов), вытянувшийся узкой полосой между берегом пролива, отделяющего остров от материка и горной грядой.

Основная территория этого уникального политического образования расположена на материковой части и других островах архипелага, на крупнейшем из которых - Лантау - находится новый гигантский международный аэропорт.

Большую часть всей территории "страны" составляют горы и леса, являющиеся охраняемыми территориями, среди которых возвышаются кварталы жилых многоквартирных домов, образующих города-спутники. Плотность населения в местах массовой застройки очень высока, жилые многоквартирные дома стоят практически вплотную, причем если в Москве в новых районах стандартная высота домов - 17-23 этажа, то в Гонконге (я буду называть так всю территорию) - нормальными являются жилые (не офисные !) дома в 35-45 этажей.

Прежде всего, в Гонконге бросается в глаза отсутствие автомобилей. Узкие улицы, максимум в две полосы, легко пропускают дорожный поток, состоящий, в основном, из двухэтажных автобусов и автомобилей такси. Объяснение открылось позднее. В условиях очень большой плотности населения и очень малого свободного пространства, все недостатки автомобилизации становятся особенно
вопиющими. Свободной земли и так очень мало, чтобы отдавать ее под дороги, развязки и парковки. Поэтому в Гонконге содержание личного автомобиля обходится очень дорого, а вкупе с четкой работой общественного транспорта, в нем практически отпадает надобность.
Практически на всех улицах в центральной части парковка запрещена вообще, более того, проводятся работы по еще большему сужению и без того узкой проезжей части для увеличения ширины тротуаров.
Однако, что-то я затянул со вступлением, пора и к рельсам переходить :)

Итак,

http://www.urbanrail.net/as/hong/hong-kong.htm

В городе (или стране?) действуют два основных оператора рельсового
транспорта (о третьем - исторической трамвайной линии в центре - чуть позже).
MTR - Mass Transit Railway -скоростная рельсовая система, большей частью подземная - то, что мы привыкли называть "метро" и KCR - (Kowloon-Canton Railway) - до недавнего времени обслуживала наземную линию из центра к границе с Китаем и систему LightRail на западе материковой части в городах-спутниках., а с декабря прошлого года так же новую линию, получившую название West Rail.
Теперь подробности:

MTR
Первое впечатление - на сколько московский метрополитен являлся в свое время огромным шагом вперед по сравнению с системами Лондона, Парижа, Берлина, на столько Гонконгская система оставила нас позади.
Станции (особенно ранние, постройки 70-х годов), конечно, не блещут
архитектурными изысками, зато удобны, комфортны, движения потоков пассажиров тщательно продуманы. Все (!) подземные станции оснащены системами кондиционирования воздуха. Да-да, именно станции, про то, что кондиционерами оснащены вагоны, даже и говорить как-то неудобно :). Сейчас на всех станциях проводится установка стеклянных платформенных дверей (в основном, для
обеспечения безопасности), при этом реконструируется система вентиляции, и кондиционированием оснащаются и надземные (таких меньшинство) станции.
Используется верхний токосъем с контактного провода, напряжение 1,5 КВ, постоянка.
Я когда-то думал, что с визуальным информационным обеспечением в Москве все в порядке. Теперь же я понял, что был не прав. Указатели четки, понятны, хорошо заметны и у меня никогда не возникало вопроса, куда дальше направляться, выхожу ли наверх или пересаживаюсь на другую линию. Надо сказать, что большинство пересадок сделано кроссплатформенными, причем, если
обратить внимание на схему, видно, что сделать пересадку на пересекающихся линиях можно на нескольких станциях подряд. Так вот, на двух последовательных станциях, кроссплатформенная пересадка обеспечивается на поезда другой лини, идущие в разных (!) направлениях. На первой станции кросплатформенная пересадка на поезда другой линии, идущие в одном направлении, на следующей - в обратном. Таким образом, необходимость лишнего пешего прохода, а так же изменения уровня (что особенно трудно для пожилых
людей и пассажиров с колясками), сведена к минимуму. Однако практически везде, наряду с эскалаторами, установлены и лифты для инвалидов, пассажиров с колясками и.т.д...

Более современные станции приобретают большую архитектурную выразительность и неповторимость, добавляются элементы монументального искусства, мозаики, картины.

http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0177.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0178.jpg

типовая станция глубокого заложения (путевой зал), установлены стеклянные платформенные двери.

http://www.geocities.com/kowloonphotos2003/mtr/Rimg1875.jpg

Большинство станций с островными платформами, перегонные тоннели - однопутные.
На многих станциях отделка путевых стен отсутствует, т.е. видны ЖБ блоки или тюбинги. Однако все выглядит аккуратно, капежа нет, сухо.
Так как на этой же стене висят светящиеся рекламные щиты, то сама
"необлагороженная" стена оказывается в тени и не очень заметна.

http://www.geocities.com/kowloonphotos2003/mtr/Rimg1873.jpg

На станциях, где установлены стеклянные двери, кроме светящихся рекламных щитов ничего уже и не видно.

типовая станция мелкого заложения (путевой зал), установлены стеклянные платформенные двери.

http://www.geocities.com/kowloonphotos2003/mtr/Rimg1883.jpg


Последняя мода - над построенными мелким заложением станциями одновременно сооружаются крупные торговые комплексы. Интервалы движения - на зеленой, красной и синей линиях - около 2-х минут в часы пик (при составах из восьми 22,5 метровых вагонов), что обеспечивает провозную способность до 85 тыс чел/час в одном направлении. На оранжевой (Tung Chung Line) и фиолетовой - (Tseng Kwan O Line) - больше, от 4 до 8 минут.

При всем этом - безукоризненная чистота, как на станциях так и в вагонах. Во всей системе запрещается не только курить (это само собой разумеется), но и есть и пить, о чем, очень вежливо, напоминают периодически при объявлении станций: "Please remember, no eating and drinking in MTR trains. Help us
keep them fresh, clean and tidy. Thank you".

Эксплуатируется подвижной состав нескольких типов, все вагоны со свободным проходом вдоль состава, причем "гармошка" не как в Скифе, а шириной, практически во всю ширину вагона. Звукоизоляция такая, что при движении в тоннеле можно не повышая голоса разговаривать по мобильнику (что многие и делают), а основной шум идет от работающего (довольно тихо) кондиционера.
Навскидку, уровень шума примерно на столько же ниже, чем в Скифе, на сколько в Скифе тише, чем в "номерном".

Разгонно-тормозная динамика впечатляет. При отправлении со станции лучше держаться за поручень :), причем именно из-за разгона, тряски практически нет, ход очень плавный, даже по стрелкам. Новые составы (производства Adtranz/CAF на Tung Chung Line) оснащены прислонно-сдвижными дверями (как на Скифе), более старые (производства Metro-Cammell) - обычными сдвижными.
Информация помимо голосового оповещения (двуязычного, на китайском и английском) сопровождается отображением на наддверном табло и матричных экранах. Реклама есть, но в очень небольшом количестве и очень аккуратная.
Вообще система информирования выше всяческих похвал.

Несколько фотографий подвижного состава с (фотографии не мои)

Внутри состава
http://www.theskytrain.net/hkmtr/galleries/Pop/Nt_Interior_Ovall_8_P.jpg

Место для инвалидной коляски
http://www.theskytrain.net/hkmtr/galleries/Pop/Nt_Seats_3_P.jpg

Гармошка:
http://www.theskytrain.net/hkmtr/galleries/Pop/Nt_Interior_Ovall_11_P.jpg

Во всех составах, как MTR так и KCR, сиденья расположены вдоль салона. Самое удивительное, что изготовлены они из полированной нержавейки, но сидеть удобно и комфортно
http://www.theskytrain.net/hkmtr/galleries/TCL_Interior_11.jpg

В чем причина такого исполнения? Антивандальность? Но ни одного проявления вандализма за все время пребывания я так и не увидел. И граффити тоже, даже на ЖБ опорах эстакады в окраинных районах. Все чисто, аккуратно, красиво :)

Вагоны большие, длина от 22 до 25 метров (в зависимости от серии, так же головные вагоны длиннее). Точных данных о ширине я не нашел, но шире, чем в Москве, на глаз около 2,8-3м.
В каждом вагоне 5 пар дверей, крайние двери непосредственно у "гармошки", т.е. нет "закутков" в торцах вагонов. Учитывая свободный широкий сквозной проход, это увеличивает повозную способность и удобство пассажиров


KCR
West Rail
Абсолютно новая линия, связывающая города-спутники на западе с центром Коулуна.
Около половины протяженности линии (общая протяженность 30,5 км) проходит в тоннелях, остальная часть на эстакаде, небольшой наземный участок в месте примыкания к депо. Этакая Бутовская ЛМ по Гонконгски :). Линия так же была пущена в конце декабря прошлого года. Однако, на этом сходства заканчиваются и начинаются отличия... Причем, не в пользу Бут ЛМ. Все станции, как подземные, так и эстакадные, оснащены кондиционированием и платформенными
стеклянными сдвижными дверьми. Сама эстакада полностью железобетонная, гораздо более монументальная и внушительная. В целях снижения шума уложен специально спроектированный, так называемый "плавающий путь". Действительно, проезжающий по эстакаде поезд "шелестит" тише, чем проезжающий под ней
легковой автомобиль. Установленная на линии система сигнализации с
подвижными блок-участками (moving block signaling) "Seltrac" (разработки Alcatel) обеспечивает интервал в 90 сек. при скорости 130 км/ч. Составы 7-ми вагонные, в будущем, при увеличении спроса, составность будет увеличена до 9 вагонов.
Подвижной состав японского производства (консорциум во главе c Kawasaki).
Установленное KCR задание по надежности оговаривает пробег 2 млн. вагоно-км между отказами, вызвавшими задержку продолжительностью более 2 мин. (Вот как надо оператору вести дела с производителем ПС! Нам бы так со Скифами).
Сейчас линия заканчивается на станции Nam Cheong с пересадкой на линию MTR, вскоре будет продлена на восток и соединится с линией East Rail.

Тупики на конечной станции Tuen Mun
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0011.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0011.jpg

Эстакада
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0013.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0014.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0015.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0016.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0017.jpg

"Штаны" перед станцией
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0018.jpg

Наверху West Rail, внизу - LightRail
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0019.jpg


На ряде станций осуществляется удобная пересадка ни линии скоростного трамвая "Light Rail", оператором которого так же является компания KCR.

Пересадка на Light Rail на станции Siu Hong
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0020.jpg


Фотографии открытия линии в декабре 2003 года.
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?s=9c6c193e86fc9e1b9103147cd06bb54d&threadid=73538

(осторожно, очень много больших фотографий)

Light rail - линии скоростного трамвая, связывающие города-спутники в
западной части. Обособленное полотно на большей части протяженности, пересечения на разных уровнях (не везде). Подвижной состав - двух, реже - одно-вагонный, с высоким уровнем пола и высокими платформами на станциях.

East Rail
Железная дорога, давшая название компании KCR, связывающая центр Коулуна с городами материкового Китая. Эксплуатируется как пригородная линия до границы с Китаем. Линия наземная практически на всей протяженности (за исключением нескольких коротких тоннельных и эстакадных участков).
Бесстыковой путь на щебеночном балласте. Интервалы движения - около двух минут, составы двенадцативагонные. Единственная пересадка на MTR на станции Mong Kok довольно удобна, но является слабым местом. В скором будущем, после достройки подземного соединительного участка, связывающего West Rail и East Rail, пересадок будет несколько.
На линии так же осуществляется дальнее пассажирское и (в небольшом объеме) грузовое движение.

Составы KCR на East Rail
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0006.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0007.jpg

Внутри вагона
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0101.jpg
тепловоз:
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0156.jpg

новые составы (аналогиные используемым на West Rail)
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0157.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0158.jpg

В новый жилой район Ma On Shan строится новая линия от станции TaiWai, получившая название Ma On Shan Rail East Rail Extension. На новой линии будут использованы хорошо зарекомендовавшие себя на West Rail решения: "плавающий путь" на железобетонной эстакаде, сигнализация с подвижными блок-участками Seltrac, такой же подвижной состав. Вот несколько фото строительства участков новой линии:

Эстакада
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0143.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0144.jpg (вдали станция City One)

Станция City One
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0145.jpg

Эстакада и станция Shek Mun
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0146.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0147.jpg

Станция Sha Tin Wai
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0148.jpg


Эстакада к станции Che Kung Temple
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0149.jpg

Cтанции Che Kung Temple
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0150.jpg

Реконструкция станции Tai Wai
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0154.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0155.jpg

Система оплаты унифицирована - смарт-карточки "Octopus" используются в обоих системах а так же в наземном транспорте и (sic!) закусочных и магазинах!
Можно приобрести и одноразовый магнитный билет на одну поездку, но использование Octopus дает небольшие финансовые преимущества. Система оплаты зонная (стоимость поездки зависит от расстояния). При пересадке между линия KCR и MTR, а так же при пересадке на лини Light Rail на ряд автобусных маршрутов в течении ограниченного времени действуют льготы.

Наземный транспорт
Действуют три автобусные компании, эксплуатирующие автобусы разных типов (в основном - двухэтажные). Реализован принцип "конкуренции за маршрут а не на маршруте". Тарифная политика весьма необычна - стоимость проезда зависит не
от расстояния, а от маршрута автобуса - на дальних маршрутах стоимость выше, на коротких - ниже. Оплата при входе, наличными, опускаемыми в кассу (требуется точная сумма, высвечиваемая на табло рядом с водителем) или с помощью "Octopus Card". Сумма, равная тарифу снимается при прикладывании карточки к валидатору, на котором так же высвечивается сумма остатка на карточке. Автоматы пополнения карточек расположены на всех станциях MTR и KCR.
Есть небольшое количество автобусов малой вместимости (аналог маршруток) в основном на ненапряженных направлениях.
Маршрутная скорость весьма высока, из-за отсутствия пробок и высокой
мощности самих автобусов.
И наконец - историческая трамвайная линия, проходящая вдоль всего
центрального Гонконга с востока на запад. Один из самых красивых и
незабываемых туристических аттракционов - двухэтажные Гонконгские трамваи, производства начала ХХ века.
При этом линия используется именно как транспорт, трамваи идут один за другим и редко бывают незаполненными. Пути уложены заподлицо в бетонную подушку (очень похоже на т.н. "чешский путь", хотя вряд-ли в Гонконге об этом подозревают :)

http://www.geocities.com/asiaglobe/gallery/hktransport.htm

Вообще, в Гонконге не так много исторических достопримечательностей, все, что связано с раними периодами истории бережно сохраняется (так же как и знаменитые Ferry - паромы, перевозящие пассажиров через пролив). Поэтому,
трамвайной лини вряд ли что-нибудь угрожает (так же в свете вышесказанного о политике городских властей в отношении личных автомобилей).

Во время пребывания в Гонконге я так же посетил Шэньжень - огромный город, расположенный в Китае на границе с Гонконгом.
От конечной станции KCR, после пересечения пограничной реки и прохождения всех формальностей пребывающие оказываются на огромной площади, на которой полным ходом идет строительство станции метро. После пуска первой очереди, транспортные системы Гонконга и Шэньженя объединятся, образуется скоростная рельсовая пассажирская транспортная система, которая станет одной из
крупнейших в мире. В дальних планах - еще более глобальное объединение транспортных систем Шэньженя и Гуанчджоу...

Строительство станции метро в Шэньжене
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0052.jpg
Неужели сороконожка?

Скоростной поезд в Шэньжене
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0056.jpg

Строительство станции метро "Window Of The World"
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0064.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0076.jpg

строительство станции "Science Museum"
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0093.jpg


То же, что и 0052. только ночью
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0100.jpg


В Шэньжене построена и линия монорельса от Intamin о которой я недавно писал в рассылку [metroo]. Не буду повторяться, замечу лишь, что впечатления от поездки - отрицательные. Будем надеяться, что в Москве построенная линия останется единственной.

Монорельс
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0074.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0075.jpg

через лобовое стекло монорельса
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0077.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0080.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0081.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0082.jpg
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0083.jpg

морда монорельса :)
http://metro.molot.ru/hongkong/pic_0085.jpg




Вот собственно и все :)
Надеюсь, не очень утомил?
Спасибо всем дочитавшим, буду рад ответить на вопросы.

Владимир Свириденков
http://metro.molot.ru

Гонконг
Сергей Федосов  26.02.2004 19:10

Как раз сегодня Миша на киевском форуме ссылочку выложил, желающие могут посмотреть картинки на http://www.geocities.com/asiaglobe/gallery/hktransport.htm.

Гонконг больше не государство, с 1997 года он принадлежит Китаю, хотя сохранил свои доллары, левостороннее движение, границы и пр. атрибутику. Китайский лозунг: "Одна страна - две системы". Что ж, достаточно разумно, курочка яйца несёт, зачем резать?

А чем конкретно Вам монорельс не понравился? (-)
Roman  27.02.2004 03:05

?

Re: А чем конкретно Вам монорельс не понравился? - Да, тут ведь не все рассылку читают!

У меня напримаер с этим технические трудности. Так что уж повторитесь, плиз:-))

Re: Гонконгский рельсовый транспорт
М.Лисовин  27.02.2004 17:15

На сайте написано, что гонконгский трамвай- это 161 вагон и 8 маршрутов. Как это понимать?

Re: А как там троллейбус?
Vadims Falkovs  29.02.2004 14:01

Там же хотели троллейбус открывать. Даже вагон двухэтажный (на фото)

http://www.blickpunktstrab.net/current2002_hktb1.jpg

http://www.blickpunktstrab.net/current2002_hktb2.jpg

Re: А чем конкретно Вам монорельс не понравился? - Да, тут ведь не все рассылку читают!
Vlad  01.03.2004 15:38

Приветствую!

Несколько слов о монорельсе в Шэньжене - Интаминовской разработке, максимально близкой к Московскому проекту.

http://www.monorails.org/tMspages/Shenzhen.html

До этого мы только рассуждали, там же я увидел это "чудо техники" вживую.

Впечатления далеко не радостные. Вместимость вагончика - никакая, тесные и довольно неудобные сидения. О стоячих пассажирах речь не
идет вообще. Довольно шумно, при том, что скорость не больше 20-25км/ч. Комфорт поездки не лучше, чем в Газели по колдобинам. Кстати, на балке несколько раз были замечены трупы птиц (сори за не очень аппетитные подробности). Так вот, вагон их проезжает, довольно здорово подпрыгивая. Как это будет решаться в
Москве, с ЛАД-ом? Не снесет-ли вагончик, подпрыгивая все подвагонное оборудование ЛАД?

Токосъем сделан с 4-х контактных рельсов. Зачем столько - для меня загадка...

При все при этом - стоимость поездки - 35 юаней - 125 рублей (!). Но там монорельс несет только развлекательную функцию транспорта в районе расположения нескольких рекреационных парков. Т.е. пользуются им только приезжие туристы, как гродской транспорт его использовать не только очень дорого но и крайне неудобно, трасса, интервалы, провозная способность и скорость совсем не для массового транспорта.

Владимир Свириденков
http://metro.molot.ru/

Разве в Гонконге перешли с гонконгских долларов на юани? (0)
Сергей Федосов  01.03.2004 16:28

.

Re: Разве в Гонконге перешли с гонконгских долларов на юани?
Vlad  01.03.2004 16:33

А разве я писал про монорельс в Гонконге?

Монорельс в Шэньжене, это в Китае (правда недалеко от границы с Гонконгом). Читайте внимательнее

Re: Гонконгский рельсовый транспорт
Сергей Ахметов  10.03.2004 14:28

А как именно устроен "плавающий путь" гонконгского метро и возможно ли конструктивно его применение на эстакаде Бутовской линии?

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]