ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Бесконтактный СВЧ троллейбус, Киев, Хрущев, 1945
Олег Измеров  08.12.2008 10:37

В 1945 г. Хрущев подписал распоряжение о создании в Киеве опытной линии ВЧ-троллейбуса, на которой питание для троллейбусов, автомобилей и т.п. подается с помощью бесконтактного СВЧ-токосъема.

Какая судьба этого проекта?

Re: Бесконтактный СВЧ троллейбус, Киев, Хрущев, 1945
Пилецкий П.В.  08.12.2008 11:17

Олег Измеров писал(а):
-------------------------------------------------------
> В 1945 г. Хрущев подписал распоряжение о создании
> в Киеве опытной линии ВЧ-троллейбуса, на которой
> питание для троллейбусов, автомобилей и т.п.
> подается с помощью бесконтактного СВЧ-токосъема.
>
> Какая судьба этого проекта?
Проекта ВЧ-буса вообще или конкретно киевского?

Вообще идея ВЧ-буса возникла у одного советского изобретатателя в блокадном Ленинграде. Забыл фамилию этого изобретателя, но это был известный человек, он написал очень интересную книжку о том как к нему пришла эта идея, книжка выложена в интеренете.

Изобретатель смог заинтерсовать этой идей власти, так что экспериментальную линию лабораторного масштаба построили ещё до конца войны. После войны построили экспериментальную линию в натуральную величину и переделали для неё старый троллейбус ЯТБ. В принципе идея оказалась реализуемой, но довести идею до ума не смогли и через некоторое время тихо забросили. Насколько известно маневренность вчбуса оказалась гораздо хуже чем у обычного троллейбуса, фактически он мог ездить только сверху над проводом. О том чтобы троллейбус мог реально ездить по всеё ширине широкой автодороги на пратике не было и речи. Ну и сама по себе технология конечно имела кучу проблем.

В дальнейшем работы над идей потихоньку продолжались до конца СССР. Сам по себе способ токосъёма даже попал в официальные учебники как бесконтактный индуктивный хотя практических реализаций в СССР у него я думаю ни одной не было. На уровне научной фантастики продолжал жить и ВЧбус. Есть информация что даже и в 80е годы на курсах водителей троллейбусов расскзаывали что именно таким будет троллейбус будущего.

Но по факты ни одной реальной инсталяции у индуктиывного токосъёмв в СССР не было. За рубежом насколько я знаю реальные инсталляции были только у бесконтактного но неподвижного токосъма(вчбус предполагл бесконтактный подвижный токосъём).

Re: Бесконтактный СВЧ троллейбус, Киев, Хрущев, 1945
Олег Измеров  08.12.2008 12:01

Пилецкий П.В. писал(а):
-------------------------------------------------------

> Вообще идея ВЧ-буса возникла у одного советского
> изобретатателя в блокадном Ленинграде. Забыл
> фамилию этого изобретателя, но это был известный
> человек,
Д.т.н, лауреат Сталинской премии Г. Бабат.

> Но по факты ни одной реальной инсталяции у
> индуктиывного токосъёмв в СССР не было.
По крайней мере, в промтранспорте где-то в 1944-1945 г. на строительном заводе им. Орджоникидзе была инсталляция 400-м трассы для электрокаров, после чего и появилось распоряжение Хрущева. Т.е. это уже линия не лабораторного масштаба, а в коммерческой эксплуатации, правда, не гортранспорт.




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.12.08 12:15 пользователем Олег Измеров.

Re: Бесконтактный СВЧ троллейбус, Киев, Хрущев, 1945
shadow  08.12.2008 14:56

На тему Вчбус защищалось в Киеве две диссертации, кандидатская и докторская. Кандидатскую, как мне говорили, зарубили на совете. Автор мне не известен. А докторскую защищал Ребров С. А. Тот самый Ребров, который руководил работами по пуску троллейбуса Симферополь – Ялта. Его диссертацию ученый совет пропустил, а ВАК зарубил. Поэтому Ребров имел титулы к.т.н. , профессор. После не утверждения ВАКом работы по ВЧбусу заглохли. Скорее всего производственной базой для работ был завод электротранспорта им. Дзержинского г. Киев. Директор завода Ижеля Г. И.
В последствии, будучи профессором кафедры электропривода Реров стал научным руководителем лаборатории по электроприводам с линейными асинхронными двигателями при КПИ, а Ижеля совместил дожность директора завода с начальником ОКБ ЛЭД при киевском горисполкоме.

Т.е. получается, что из работ по СВЧ впоследствии вырос монорельс? (-)
Олег Измеров  09.12.2008 13:57

0

Re: Бесконтактный СВЧ троллейбус, Киев, Хрущев, 1945
Олег Бодня  09.12.2008 14:27

Не знаю, у кого как, но у меня вместо текста статьи по ссылке появляется девушка с мухомором :-) Доктор, это нормально? :-]

Re: Бесконтактный СВЧ троллейбус, Киев, Хрущев, 1945
warrior  09.12.2008 15:31

Работы по ВЧ-транспорту в СССР вёл Г.И.Бабат. В 1943 г. под его руководством построена первая экспериментальная трасса высокочастотного транспорта (в условиях полигона). В 1958 г. он же создал на одной из Донбасских шахт линию высокочастотного грузового (углевозного) транспорта. Дальше экспериментальных работ, однако, дело не продвинулось - перед разработчиками встало множество непредолимых проблем, основной из которых была следующая: оказалось, что ВЧ-излучение крайне вредно для здоровья, находиться в таком транспорте или около него - всё равно, что влезть в СВЧ-печку. Не исключено, что и сам Георгий Ильич, не доживший до 50 лет, пал жертво постоянного ВЧ-облучения.
Прочесть о работах Бабата можно здесь: http://bookz.ru/authors/babat-g.html, а также есть его большая глава в томе 5 ("Техника") старой "Детской энциклопедии" 1960-х годов издания.

Также глава о работах Г.И.Бабата по ВЧ-транспорту есть в вышедшей в 1957 г. и переизданной в 1963 г. "футурологической" книге Васильева и Гущева "Репортаж из XXI века". (-)
warrior  09.12.2008 16:06

0

Re: Т.е. получается, что из работ по СВЧ впоследствии вырос монорельс?
Пилецкий П.В.  09.12.2008 16:13

ВЧбус и монорельс с линейным двигателем это очевидно близкие родственники. Бесконтактный токосёъм и свободный полёт транспортного средства над дорогой, всё прямо как и мечтал Бабат.

Гораздо более интерсно что и российские власти и российская наука вовсе отказались от претензий на изобретения товарища Бабата.

Поэтому пишут капиталисты на своих сайтах такие вот идеи
http://www.halfbakery.com/idea/Induction_20Bus
и ни один коммунист ни объяснит им что это всё придумал и реализовал лауреат Сталинской премии товарищ Бабат ещё шестьдесят лет назад.

Даже на коммерческие идеи капиталистов типа вот такой
http://www.japanfs.org/en/pages/026017.html
в России никто никак не реагирует. Хотя индуктивная зарядка электрических аккумуляторов это уже давно коммерческая технология, на этом принципе уже давно есть реальные инсталляции пассажирских электробусов.

В принципе есть веротяность что кое-кто таки реализовал идеи товарища Бабата на практике.
http://www.engadget.com/2008/02/18/contactless-hybrid-bus-put-into-service-at-tokyo-airport/
Тут написано вообще криво, но есть некоторая вероятность что это именно бесконтактная передача энергии в движении, а не только на стоянке. Любопытно что автор заметки также сравнил этот индуктивный электробус с монорельсом.

Re: Бесконтактный СВЧ троллейбус, Киев, Хрущев, 1945
Пилецкий П.В.  09.12.2008 16:29

warrior писал(а):
-------------------------------------------------------
> Не исключено, что и сам Георгий Ильич, не доживший до
> 50 лет, пал жертво постоянного ВЧ-облучения.
Товарищ Бабат пережил зиму в блокадном Ленинграде в качестве гражданского лица и едва не умер ещё зимой 1942. Так что со здоровьем у него наверняка были очень большие проблемы ещё до начала работ по ВЧбусу.

Блокадный Ленинград подсказал изобреталея и суть изобретения. Вид огромных пустых обледеневших проспектов, по которым еле ползли опухшие от голода люди, навёл иобретателя на мысль придумать некие электрические коньки, при помощи которых люди могли бы передвигаться по улицам города без физических усилий. Так что история ВЧбуса в целом это наверное одна из самых печальных и торжественных историй советских изобретателей.

Вечебус
Пилецкий П. В.  17.06.2009 08:42

В книге
++++++++++++
Ефремов И.С., Гущо-Малков Б.П. Теория и расчёт механического оборудования подвижного состава городского электрического транспорта. - М., Стройиздат, 1970, 480 с., с ил.
++++++++++++
http://s50.radikal.ru/i129/0906/26/bcb2f11a79d3.jpg
есть возможно одно из последних упоминаний в официальных советских учебниках термина "вечебус".

Авторы дали подробную класификацию разнообрахных видов городского транспорта, и своё место в этой классификации таки занял "вечебус".
http://s46.radikal.ru/i114/0906/a3/cebed79e6862.jpg
http://s42.radikal.ru/i095/0906/09/7b4fd0b7f5b1.jpg

Об этой технологии упоминали и в более поздних учебниках. Но там советский термин "вечебус" мне уже не попадался, советские учебники уже перешли на канцелярит и использовали заумные названия типа "бесконтактный способ токосъёма".

фремов И.С., Гущо-Малков Б.П. Теория и расчёт механического оборудования подвижного состава городского электрического транспорта. - М., Стройиздат, 1970, 480 с., с ил.
Alexanother  19.11.2009 09:45

у кого есть эта книга, скиньте пожалуйста ссылку где можно скачать. Или на почту alex-another@ngs.ru
очень нужно для курсового проекта. заранее спасибо

Re: фремов И.С., Гущо-Малков Б.П. Теория и расчёт механического оборудования подвижного состава городского электрического транспорта. - М., Стройиздат, 1970, 480 с., с ил.
Daivz  29.03.2010 23:24

Цитата (Alexanother)
у кого есть эта книга, скиньте пожалуйста ссылку где можно скачать. Или на почту alex-another@ngs.ru
очень нужно для курсового проекта. заранее спасибо

Аналогичная просьба, есть у кого эта книга в электронном варианте, или откуда скачать? Если кто может скиньте на Daivz@i.ua

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.003 seconds ]