ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Долбоносик  24.07.2008 08:00

Моему деду 102 года и он помнит, что проезд в пределах одной тарифной зоны в Москве в 1956г. стоил 20 копеек, а каждая последующая 10 копеек. А потом вдруг я обнаружил на вашем форуме инфу, что в Москве после войны проезд оплачивался по плоской шкале и стоил 40 копеек. Кому верить ?

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Герман  24.07.2008 08:07

Была зональная система оплаты,и не только в троллейбусах, но и автобусах г.Москвы. Вот билет первой тарифной зоны Московского троллейбуса

До 1962 г. в РСФСР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Руслан  24.07.2008 15:55

Зональная оплата в РСФСР была (в тех городах, где она была) до конца 1961 года и была упразднена в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 11153 от 14.09.1961 г. и приказом МКХ РСФСР № 261 от 23.11.1961 г. Во всяком случае при введении в Краснодаре единого тарифа упоминались именно эти нормативные документы.

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Герман  24.07.2008 17:39

Кстати, после её отмены парадаксальным образом увеличилась выручка коммунальных предприятий городского электротранспорта СССР. Если внимательно рассмотреть фото московского билета, то по периметру лицевой стороны нанесены номера тарифных зон, которые кондуктора троллейбусов должны были в обязательном порядке компостировать. Как видим они это делали не всегда, если вообще не делали.

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Долбоносик  24.07.2008 17:45

Дед говорил, что кондукторы надрывали соответствующую зону.

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Герман  24.07.2008 17:49

Похоже это так. На фото действительно одна из зон надорвана. Если не ошибаюсь первая.

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Синица  24.07.2008 22:16

Рассмотрим, например, как зональная система действовала в г. Севастополе. С 1950 г. единственный сущестовавший тогда м-т №1 "Вокзал - гора Матюшенко (ул. Толстого) был разбит на 3 зоны (внутри одной зоны - 20 коп., из одной зоны в соседнюю - 40 коп., по всей линии 90 коп.). У кондуктора на ремне висел набор катушек с билетами по 10, 20, 50 копеек. 5 апреля 1954 г. исполком горсовета утвердил новые правила пользования троллейбусов в городе. Стоимость проезда по линиям по-прежнему зависела от дальности поездки. В этом году существовали следующие тарифы. По маршруту №2: от троллейбусного парка до ул. И.Голубца - 20 коп., до Балаклавского шоссе - 20 коп., до хлебозавода - 30 коп., до пл. Коммуны - 40 коп., до Жилкомбината - 50 коп., до кинотеатра "Победа" - 50 коп., до просп. Нахимова - 70 коп., до Приморского бульвара - 70 коп., до Дома офицеров - 80 коп., до пл. Пушкина - 90 коп., до пл. Коммуны - 1 р., до хлебозавода - 1 р., до Балаклавского шоссе - 1 р. 20 коп., до ул.И.Голубца - 1р.30коп., до троллейбусного парка - 1р.40коп. По м-ту №3: от пл.Профинтерна до ул.Рабочей - 20 коп., до пр.25 октября - 30 коп., до Корабельного спуска - 40 коп., до Лабораторной пл. - 50 коп., до вокзала - 60 коп., до холодильника - 70 коп., до пл. Пушкина - 80 коп., до Ленинского скв. - 80 коп., до Дома офицеров - 90 коп., до Приморского бульв. - 1р., до пр.Нахимова - 1р., до пл.Нахимова (ныне Лазарева) - 1р.10коп., до кинотеатра "Победа" - 1р.20коп., до Жилкомбината - 1р.20коп., до пл.Коммуны - 1р.30коп., до пл.Пушкина - 1р.40коп., до вокзала - 1р.60коп., до Лабораторной пл. - 1р.70коп., до Корабельного спуска - 1р.80коп.,до пр.25октября - 1р.90коп., до ул.Люксембург - 2р., до ул.Рабочей - 2р.10коп., до пл.Профинтерна -2р.20коп.
С 1 июня 1959 г. решением горисполкома от 23 мая 1959 г. были отменены зональные тарифы и введен единый тариф за проезд в троллейбусе 40 коп. вне зависимости от расстояния.

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Герман  25.07.2008 01:46

Если действительно так, как Вы описываете зональную систему оплаты 1950 г. в Севастополе, то дешевле было сойти во второй зоне и сесть на следующий троллейбус.

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Синица  25.07.2008 12:57

Герман писал(а):
-------------------------------------------------------
> Если действительно так, как Вы описываете
> зональную систему оплаты 1950 г. в Севастополе, то
> дешевле было сойти во второй зоне и сесть на
> следующий троллейбус.


Так потому ее и отменили и после отмены выручка увеличилась (см.выше).

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Герман  25.07.2008 21:37

Теоретически, выручка при обеих системах оплаты проезда должна оставаться более-менее постоянной. Просто при зональной системе оплаты шире поле для злоупотреблений. Понадобилось почти 30 лет, чтобы отказаться от этой, как сказали бы сегодня, коррупционной составляющей. Впрочем,СССР был одной из стран,где количество стоячих мест на практике не рагоаментировалось. А раз так, то попробуй "обилетить" в переполненном троллейбусе всех пассажиров, хоть по зональной,хоть по плоской шкале.

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Синица  25.07.2008 22:15

Герман писал(а):
-------------------------------------------------------
> Понадобилось почти 30 лет, чтобы
> отказаться от этой, как сказали бы сегодня,
> коррупционной составляющей.

Чё-то у нас ГПТ всё время с корупционной составляющей, и как ни крути, всё больше...

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Герман  26.07.2008 00:10

А вот представьте, тем не менее с корупционной составляющей в СССР боролись. В начале 60-х гг. отказались от кондукторов.В те годы, вообще, в пропагандистиких клише доминировал тезис о моральном облике . Не платишь за проезд -значит разложился и недостоин нести знамя строителя коммунизма. Если попадался контролёру, общественность становилась невменяемой , впадала в истерику... Могли и посадить под ярлыком дебошира или тунеядца. А вообщем то боялись доноса,порицания,критики,лишения партийного или комсомольского билета. И знаете, срабатывало.

Re: Облико морале
Синица  26.07.2008 10:16

Герман писал(а):
-------------------------------------------------------
> А вот представьте, тем не менее с корупционной
> составляющей в СССР боролись. В начале 60-х гг.
> отказались от кондукторов.В те годы, вообще, в
> пропагандистиких клише доминировал тезис о
> моральном облике .

О том, почему в СССР отказались от кондукторов, мне подробно рассказывал бывший начальник отдела контроля Крымтроллейбуса Г.Славный. Потому, что никто на 80 рублей не хотел идти в кондуктора, и была альтернатива: сократить выпуски или ликвидировать кондукторов как класс. Ликвидировали. Сделали в троллейбусах кассы-автоматы, а потом в конце смены Славный объезжал линию и за шиворот вытаскивал из-под касс-автоматов водителей, которые нашли способ выцеживать из этих касс мелочь. Рассказывает: едешь по улице, один троллейбус стоит с опущенными рогами, водителя в кабине нет, а свет в салоне включен, потом второй... третий... Это об облико морале. Облико морале один, что при коммунистах, что при демократах, что при дегенератах. Просто при одной системе больше налипает у кондукторов, при одной - у водителей, при третьей - у директора (это лучше!), при четвертой - у мэров, пэров и ... (это совсем отлично, почему эта система и реализовалась!).

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
E69  26.07.2008 14:20

Из новосибирского справочника 1958 года:
"Стоимость проезда одной станции - 20 коп.; за каждую последующую полустанцию взимается дополнительно по 10 коп. Проезд одной полустанции оплачивается, как проезд полной станции".
Автобусный и троллейбусный тарифы одинаковы, но автобусная "станция" стоила _дешевле_: 15 копеек. Правда, спустя полвека эта система зонирования выглядит не очень понятной.

Re: Облико морале

Кстати, мне один водитель рассказывал, что многие брали из касс понемногу, дабы было незаметно. А однажды в Краснодаре лихие парни, изображая веселую компанию, обступили кассу кругом, чтоб водитель не видел, отвинтили и на остановке вынесли для взлома в более спокойной обстановке.

Начальство все это прекрасно знало, и провинившимся чем-нибудь водителям угрожало переводом на "штрафные маршруты", то есть те, где по-прежнему ездили с кондукторами. И, что интересно, угроза обычно действовала!

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Палисандр  27.07.2008 12:59

В те же 60-е, как я слышал, в столовых и кафе стали бесплатно выставлять на столы хлеб и горчицу: считалось, что советские люди уже достаточно сознательны лишний кусок не возьмут. (Но все-таки брали.) И плакаты появились соответствующие: "Хлеб для еды в меру бери", "Совесть пассажира - лучший контролер" и т.д. А бесплатный хлеб вскоре из столовых исчез.

Квас, капуста и проезд без кондуктора
Леонид Ф  27.07.2008 21:58

В конце 70-х - начале 80-х годов около моего дома в Москве стояла квасная бочка самообслуживания. К бочке прицепили автобусную кассу. покупатель клал туда копейки и наливал себе кружку кваса. Так как эта бочка стояла несколько лет, то видимо эта схема продажи была более выгодна, нежели с продавцом.
Кстати, также пытались продавать и капусту - поставили рядом с ларем столик с весами и такую же же кассу - выбирай кочан, взвешивай, сам плати и забирай. Но больше иодногот сезона это не продержалось



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 27.07.08 21:58 пользователем Леонид Ф.

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.
Герман  28.07.2008 23:10

Вот так, она выглядела первая касса для продажи троллейбусных билетов

И хотя в 60-80 гг. устанавливались более компактные и совершенные модели, эта мне запомнилась идеологической новизной. Монетоприёмник был застеклён, чтобы каждый мог проконтролтровать достоинство монет. Но, случалось в троллейбусных парках в ходе инкассации находили бутылочные пробки, фишки для игры в лотто, скрепки,гвозди, вообщем всё, что издавало при падении металлический звук.Это была своего рода иммитация оплаты. Ведь за тобой невольно наблюдали пассажиры и пристально следил водитель в зеркало заднего вида.На 40 копеек можно было открутить билетов на 2 рубля, чем и пользовались несознательные граждане,хитрованные детишки,изобретательные подростки и хронически безденежные студенты..

Re: До 1958 г. в СССР была зональная оплата проезда в троллейбусах.

Палисандр писал(а):
-------------------------------------------------------
> В те же 60-е, как я слышал, в столовых и кафе
> стали бесплатно выставлять на столы хлеб и
> горчицу: считалось, что советские люди уже
> достаточно сознательны лишний кусок не возьмут.
> (Но все-таки брали.) И плакаты появились
> соответствующие: "Хлеб для еды в меру бери",
> "Совесть пассажира - лучший контролер" и т.д. А
> бесплатный хлеб вскоре из столовых исчез.

Не то чтобы скоро. Я еще застал бесплатный хлеб в столовой, в начале 1980-х. Правда, не в общегородской, а в заводской.
Упомянутые плакаты хорошо помню.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]