ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы: <<1 2 Все
Страница: 2 из 2
Re: Троллейбусы ЛК
kvn  11.06.2008 11:26

ЛК в годы войны из Ленинграда были переданы в Киров. Ездили под теми же номерами , что и в Л. Статья:

Суровый военный 1942 год. В окнах городских домов затемнение, на улицах настороженная тишина... А вот на трудовом фронте не до тишины - тут день и ночь кипит неустанная работа. Малые и большие предприятия с каждым днем увеличивают выпуск оборонной продукции, даже артели и мастерские перестроили свою деятельность на военный лад. Изменения коснулись и работы городского транспорта. В связи с военными действиями повсеместно лимиты на бензин подлежали сильному сокращению, отчего городские автобусы окончательно встали. Допускалась лишь частичная их эксплуатация по договорам с военными заводами № 32 и № 324, но с одним условием: на их горючем и резине. Добрая часть кировских автобусов отправилась непосредственно в зону боевых действий. Часть газогенераторных автобусов выходила на тракт Киров - Молотовск (Нолинск) крайне редко - из-за отсутствия хорошей чурки и плохого качества ремонтов.

За два военных года Киров превратился в крупный промышленный центр со значительно возросшим числом предприятий и новостроек, а население города за счет эвакуированных жителей увеличилось почти в два раза. Среди эвакуированных предприятий в нашем городе разместились: из Ленинграда и области - завод "Красный инструментальщик", завод № 19 Наркомсвязи, Военно-морская медицинская академия, лесотехническая академия имени С.М.Кирова; из Москвы и области: крупнейшие предприятия авиапрома: заводы № 32 и 266, завод № 537 Наркомата вооружения, Коломенский танкостроительный завод № 38; из Ярославля: кордная фабрика, а позднее и шинный завод и другие.

Такой существенный прирост населения Кирова требовал дополнительного развития городского транспорта, состоявшего на тот момент только из рабочих поездов, направлявшихся по реконструированным трамвайным и железнодорожным путям в северный промышленный район. В полном отсутствии автобусного сообщения совершенно без транспорта оставались южная и восточная части города, а также район железнодорожного вокзала.

Вот тут-то и явилась местному самоуправлению неожиданная мысль о разрешении неотложного транспортного вопроса. На эвакуированном в Киров заводе № 266 (сейчас ОАО "Лепсе") среди прочего оборудования оказался троллейный провод, лежавший здесь без всякого применения. Да еще к тому же 13 декабря 1942 г. впервые дала промышленный ток нашему городу новая Кирово-Чепецкая ТЭЦ. Сложившиеся обстоятельства косвенно указывали на возможность устройства в Кирове движения троллейбусов. Во всяком случае, теоретически такое уже можно было предполагать. Поэтому, не откладывая в долговой ящик, исполком Кировского облсовета составляет текст соответствующего письма в Совет Народных Комиссаров СССР. В нем отмечалось, что для быстрейшего разрешения вопроса о внутригородском транспорте, исполком облсовета просит правительство страны о включении в план на 1943 год, строительства троллейбусной линии в городе Кирове протяжением 8,5 км, стоимостью 1140 тысяч рублей, в т.ч. на строительство первой очереди троллейбусной линии протяжением 5 км - 800 тысяч рублей, а также о выделении двенадцати 50-местных троллейбусных машин ЯТБ-4 с мощностью мотора 74 кВт. В первую очередь намечалась линия, соединяющая полукольцом вокзал железной дороги с Центральной гостиницей по улицам Комсомольской, К.Маркса, Коммуны, Ленина и Красноармейской. Все эти улицы, за исключением трех кварталов Красноармейской, уже имели асфальтированное покрытие. Снабжение троллейбусной сети электроэнергией возможно было вести через городскую электростанцию № 1 на углу улиц Дрелевского и К.Маркса, увеличив без особых затрат напряжение с 460 до 500 вольт. Во дворе электростанции, выходящем на площадь перед облдрамтеатром и недостроенным зданием дома Советов, предполагалось разместить временный троллейбусный парк с последующим переводом и объединением его с трамвайным парком.

17 декабря 1942 г. с этим ответственным письмом отправился в столицу заместитель председателя исполкома облсовета В.Д.Сулинов. Прошение кировчан в Москве было принято с должным пониманием, и Совет Народных Комиссаров дал свое согласие на строительство так необходимой городу троллейбусной линии, а за помощью в снабжении подвижным составом и электрооборудованием рекомендовал обратиться к Ленинградскому трамвайно-троллейбусному управлению.

В феврале 1943 года отправились в блокадный и голодный Ленинград два ответственных представителя от Кировского облисполкома - Алексей Иванович Борисов и Василий Иванович Скобелев. Бесконечной показалась тогда им Ладога с её пургой, режущим лицо ветром и беззвездной февральской ночью. Вокруг грузовика с двумя пассажирами в открытом кузове то и дело вспыхивали столбы снега и осколков льда, поднимаемые разрывавшимися неподалеку снарядами. Дорога, ведущая в осажденный Ленинград, держалась под постоянным вражеским прицелом.

В город въехали затемно, а утром посланцев из Кирова уже ждали в Смольном. Здесь прекрасно знали, что в Кирове обосновалась часть заводов с берегов Невы и нашла приют часть эвакуированных ленинградцев. На стол правительства блокадного города легло письмо с просьбой о выделении для города, носящего имя великого трибуна С.М.Кирова, нескольких троллейбусов из самого лучшего в стране парка трамваев и троллейбусов. Нуждались кировчане и в опытном мастере по монтажу контактной сети и инструкторе для подготовки водителей. В начале марта Борисов и Скобелев возвратились обратно в Киров. И, как оказалось, не с пустыми руками. Они привезли с собой письмо начальника Ленинградского трамвайно-троллейбусного управления:

"19 февраля 1943 г. № 6-19.

Председателю исполкома Кировского областного Совета.

На ваше письмо от 30/1 с. г. за № 2 на имя председателя Ленгорисполкома тов. Попкова П.С. о передаче Вам для эксплуатации троллейбусных машин, трамвайно-троллейбусное управление Ленгорисполкома имеет возможность выделить для Вас 6 старых троллейбусных машин. Сдача этих машин будет произведена Вашему представителю по акту в момент отгрузки. Одновременно сообщаем, что Вами могут быть у нас получены: один ртутный выпрямитель, требующий ремонта, с трансформатором и масляником, а также чертежи для изготовления арматуры в гор. Кирове. В отношении троллейного провода, кабеля и медного провода, из-за отсутствия таковых Вам помочь не может.

Начальник управления Сорока М.Х."

Итак, городу Кирову гарантировано 6 старых ленинградских троллейбусных машин. К сожалению, не удалось отыскать в Ленинграде столь необходимый контактный провод. Ведь имевшихся на 266-м заводе 4,2 тонны троллейного провода было явно недостаточно. Теперь предстояло изыскать его собственными силами. Следующая первостепенная задача - доставить из осажденного города троллейбусные машины с оборудованием электроподстанции, для чего кировские власти обратились с просьбой о выделении шести платформ и двух крытых вагонов к народному комиссару путей сообщения Кагановичу. С получением троллейбусных вагонов советское правительство официально объявляло о начале строительства кировского троллейбуса.

Строительство линии кировского троллейбуса намечалось осуществить за счет средств Наркомхоза и заинтересованных предприятий и литерных заводов № 324, 32, 266 и 38, давших свое согласие на долевое участие. Сооружение троллейбусной линии возлагалось на кировскую стройконтору № 83 треста "Коммунстрой".

30 марта 1943 года Кировский горсовет получил долгожданный документ:

"Секретно.

Совет Народных Комиссаров СССР.

Распоряжение № 6605-рс.

от 28 марта 1943 г. Москва, Кремль.

1. Принять предложение кировских городских и областных партийных и советских организаций о строительстве в 1943 г. в г. Кирове первой очереди троллейбусной линии по маршруту: вокзал - улицы Комсомольская - Карла Маркса - Коммуны - Ленина протяжением 5 километров для обеспечения перевозки рабочих и служащих заводов Наркомбоеприпасов, Наркомавиапрома и Наркомтанкопрома.

2. Определить стоимость строительства троллейбусной линии в сумме 1 млн. рублей, в том числе за счет Наркомхоза РСФСР 300 тыс. рублей, Наркомбоеприпасов - 400 тыс. рублей, Наркомавиапрома 200 тыс. рублей и Наркомтанкопрома 100 тыс. рублей.

3. Возложить строительство троллейбусной линии на Наркомхоз РСФСР и Кировский облисполком.

4. Разрешить Ленгорисполкому передать Кировскому облисполкому 6 троллейбусов и 1 ртутный выпрямитель с силовым трансформатором и масляным выключателем.

5. Разрешить Наркомавиапрому передать Кировскому облисполкому 4,2 тонны троллейного провода, не используемого на заводе № 266.

6. Предложить Госплану СССР предусмотреть выделение во II квартале 1943 года для строительства троллейбусной линии в гор. Кирове 12 тонн троллейного провода за счет фондов Совнаркома РСФСР.

Зам. Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР А.Косыгин".

Вслед за получением кремлевского документа в очередную командировку в Ленинград для приемки троллейбусов и оборудования подстанции отправились заместитель председателя облплана А.И.Борисов, а от обкома ВКП(б) М.Н.Захаров. Узнав, что троллейбусы направляются в Киров, ленинградцы подготовили шесть своих лучших машин, но очередной ночной налет немецкой авиации превратил это бесценное богатство в груду руин. Тогда с неимоверным трудом удалось отыскать на ленинградском "кладбище троллейбусов" еще шесть машин, да тут выяснилось, что город остался без электричества. Всего за одну ночь была смонтирована линия к вокзалу. Увидев свет, ленинградцы решили, что прорвана бесконечная блокада, и счастливые вышли на улицу. На их глазах троллейбусы медленно передвигались в сторону вокзала. Совсем скоро поезд уже мчал их по кое-как уложенным рельсам под беспрерывным дождем вражеского обстрела. Путь лежал через Ладожское озеро на станцию Мга, которая также находилась под постоянным обстрелом и бомбежками.

25 апреля 1943 г. шесть троллейбусов, ртутный выпрямитель с трансформатором и масляником, преодолев тяготы дальнего и небезопасного путешествия, благополучно прибыли в Киров. Рабочие-железнодорожники с большой скоростью доставили вагоны прямым сообщением из города Ленина до города Кирова.

Доставленного из города Ленина единственного ртутного выпрямителя марки РВ-10 выпуска завода "Электросила" для нормального питания контактной сети было всё же недостаточно. Поэтому в соответствии с распоряжением Совнаркома СССР со строительства Кирово-Чепецкой ТЭЦ для кировского троллейбуса передали еще один ртутный выпрямитель РВ-10 в комплекте с трансформатором и масляным выключателем.

Перед облисполкомом стояла другая не менее ответственная задача - найти недостающий провод для контактной сети. Для этого пришлось обратиться с просьбой к Моссовету. Московский завод № 330 Наркомата электропромышленности пообещал отпустить в адрес Кирова 12 тонн троллейного провода.

Возглавил (временно) вновь образованное троллейбусно-трамвайное управление Ф.Н. Тихвинский - тот самый Тихвинский, который еще в 1937 году активно отстаивал идею появления именно троллейбуса, трамвайное же движение из-за высоких подъемов и спусков на наших крутых улицах он считал затруднительным. Точно так же не смог он принять необоснованные доводы о том, что строительство трамвая обойдется городу дешевле, чем строительство троллейбуса. Однако время рассудило по-своему и расставило все по своим местам.

Доставленные в Киров старенькие полудеревянные троллейбусы имели на своих бортах ленинградские номера: № 4, 5, 10, 12, 13 и 14. Судя по номерам, машины эти в 1936 году открывали движение по улицам и площадям города на Неве. Поначалу требующие основательного ремонта троллейбусы разместили во дворе 1-й пожарной части (ул. Коммуны, 27). Здесь с помощью мастерских пожарной части предполагалось начать их восстановительный ремонт.

В мае по кировскому радио прозвучало объявление о первом наборе на курсы по подготовке водителей троллейбуса. Набор молодых водителей проводил Ф.Н.Тихвинский. Поначалу будущие водители троллейбусов совместно с населением города отправились копать ямы глубиной свыше двух метров под деревянные опоры контактной сети. Генеральным подрядчиком строительства первой троллейбусной линии и ремонту дорог выступила стройконтора № 83 треста "Коммунстрой", а монтаж контактной сети и тяговой подстанции возлагался па особо-монтажную часть № 1 "Севзапэлектромонтаж".

Самым удобным местом для размещения троллейбусного парка была признана не Театральная площадь, а площадь Революции (район нынешней филармонии и парка имени Гагарина). Расположенные здесь здания бывшего зверинца можно было приспособить под ремонтное депо троллейбусов, но пока в них размещался филиал завода № 32. Поэтому начальник троллейбусно-трамвайного управления Тихвинский предлагает временно, до переезда на площадь Революции, устроить парк троллейбусов на территории трамвайного парка по улице Октябрьской, 11, где уже в двухэтажном доме обосновалась контора № 83 треста "Коммунстрой", ведущая строительство троллейбусной линии.

В июне из Москвы прибыл вагон с 12 тоннами провода и прочим необходимым оборудованием и материалами. Вместе с ценным грузом приехал из столицы и так нужный здесь специалист по строительству троллейбуса вместе с образцами подвесной арматуры для контактной сети. Вообще, специалистов и мастеров нового для кировчан дела разыскивали повсюду, обращая особое внимание на пункты эвакуации и пересылки.

Решением исполкома горсовета с 8 июля 1943 г. новым начальником троллейбусно-трамвайного управления назначается приехавший из Ленинграда Александр Петрович Кочнов, прежде работавший в горсовете г. Кирова. Согласно поданному заявлению Ф.Н.Тихвинский назначается главным инженером управления.

До установленного срока пуска движения - к 26-й годовщине Великого Октября - остается всего три с небольшим месяца. Учитывая сложности военного времени и предстоящий непочатый край работ, срок рекордно короткий. Прежде всего, с колоссальными трудностями пришлось столкнуться при организации ремонта троллейбусов. Шесть троллейбусных машин, отпущенных Ленсоветом из своего старого парка, имели пробег свыше 185(!!!) тысяч километров, т.е. уже изрядно поколесили по улицам и проспектам города Ленина. В докладной записке председателю исполкома Кировского горсовета Смирнову от 22 июля 1943 г. начальник управления Кочнов сообщал:

Имеется в наличии 6 единиц, причем устаревшей марки ЯТБ-1, выпуска 1936 года. Наружный осмотр троллейбусов без вскрытия корпусов, моторов, шасси и пр. показал, что не хватает ряда деталей и, судя по году выпуска, механическое и электрическое оборудование сильно изношено. Состояние автообуви очень плохое. Кузова помяты, нет стекол, измерительной аппаратуры. Необходим капитальный ремонт, для производства которого нет необходимых условий, а именно: нет депо, нет механических мастерских, кузницы, нет инструментального хозяйства. Тяжелое положение с роликами токоприемников, где идет особый сплав цветных металлов. Запасных деталей, необходимых для ремонта, совсем нет. Придется таковые заказывать на местных заводах.

Первый троллейбус взялась ремонтировать стройконтора № 83 под руководством В.В.Никитина. Ввиду отсутствия собственной ремонтной базы единственным выходом в сложившейся ситуации могла быть передача троллейбусов в капитальный ремонт крупным заводам: Коломенскому машиностроительному, агрегатным авиазаводам № 32 и 266 и другим, для чего управление вступило с ними в переговоры. Начиналось устройство асфальтированного шоссе, предназначенного для движения троллейбусов второй очереди (от драмтеатра к заводам северного промышленного района).

В конце лета начались работы по подвеске гирлянд контактной сети на трассе первой очереди троллейбуса от вокзала до Центральной гостиницы. Уже в сентябре монтажники приступили к подвеске троллейного провода по улицам Коммуны, К.Маркса, а затем и по ул. Комсомольской. Провод позаимствовали с 266-го завода, со строительства Кирово-Чепецкой ТЭЦ, а недостающую часть получили из Москвы через Госплан. Если сооружение контактной сети проходило в целом успешно, то со строительством и монтажом тяговой подстанции получилась недопустимая задержка - ГЭС № 1 до сих пор не освободила помещения столовой и механической мастерской, предназначенные под размещение подстанции.

Заводу № 324 (теперь "Сельмаш") предстояло засыпать землей неровную середину дороги по улице Комсомольской, у сада железнодорожников* и выстроить у вокзала остановочный павильон. В дождливую и туманную погоду дорожно-транспортная контора вела ремонт асфальтовых мостовых по улицам Комсомольской, К.Маркса, Коммуны и Ленина. Свою помощь конторе автотранспортом оказали заводы № 537, 38, ГАУ № 2, "Физприбор", а также Гортоп, СМУ-1, облавтоуправление, Военно-морская медицинская академия, институт Красной Армии, начальник гарнизона города Кирова и другие. Без преувеличения, можно сказать: строили троллейбус всем городом.

На 1 октября в денежном выражении было выполнено работ на 790 тыс. рублей. Контактная сеть готова на 65 проц. Полностью установлены опоры по ул. Коммуны; на 99 проц. – по ул. Карла Маркса; на 92 проц. - по Комсомольской и на 95 проц. - по ул. Ленина. По ул. Коммуны закончена подвеска гирлянд и провода; по ул. Карла Маркса гирлянды подвешены на 90 проц., идет подвеска проводов; по улице Комсомольской гирлянды подвешены па 70 проц.; по ул. Ленина эта работа еще не начата. Дороги по линии троллейбусной трассы отремонтированы на 90 проц. Строительство подстанции задержалось из-за того, что "Кировэнерго" долго не освобождало помещение, занятое столовой. До сих пор не освобождено помещение механической мастерской, также необходимое для подстанции. Мастерская будет освобождена лишь 20 октября. Монтаж оборудования подстанции задержался в результате отсутствия некоторого оборудования и материалов, к приобретению которых приняты меры. Все шесть троллейбусов, имевшихся в распоряжении троллейбусного управления, нуждались в ремонте. Отремонтировать их взялись промышленные предприятия гор. Кирова.

5 ноября был окончательно завершен монтаж контактной сети первой очереди, что дало возможность произвести первые испытания подготовленных троллейбусов. В тот же день начальник троллейбусно-трамвайного управления Кочнов, начальник конторы № 83 "Коммунстроя" Никитин и начальник особого монтажного управления № 1 ОСМЧ "Севзапэлектромонтаж" Капитонов рапортовали высшей областной и городской исполнительной власти:

В г. Кирове в короткий срок, в 3 1/2 месяца выстроена первая очередь троллейбусного транспорта. Несмотря на значительные трудности, при содействии обкома и горкома ВКП (б), облсовета и горсовета и других общественных организаций трудности были преодолены и трудящиеся г. Кирова получили к 26-й годовщине Великой Октябрьской революции скромный подарок - троллейбусный транспорт.

Киров готовился к достойной встрече праздника Октября, а вместе с ним и к торжественному открытию движения нового вида городского пассажирского транспорта - троллейбуса. К пуску движения троллейбуса удалось капитально отремонтировать и подготовить половину имеющихся машин. Один троллейбус выпустило само управление, два других стройконтора № 83 (сверх плана по собственной инициативе).

6 ноября "Кировская правда" не без гордости сообщала:

К 26-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции трудящиеся гор. Кирова получают замечательный подарок - троллейбус. 3 ноября утвержденная исполкомом горсовета комиссия по приемке контактной сети троллейбуса под председательством зам. председателя исполкома горсовета тов. Шабалина обследовала участок сети, но ул. Коммуны. Состоялось опробование первого троллейбуса на участке трассы по улице Коммуны от Театральной площади до улицы Ленина (поворотной петли). Проба показала хорошую работу троллейбуса. Однако, как оказалось, контактная сеть имеет ряд недоделок, которые устраняются. Подготовлено к опробованию еще два вагона. 4 ноября комиссия продолжала свою работу по приемке контактной сети на участке по улицам Карла Маркса и Комсомольской.

7 ноября состоится торжественный пуск первых двух вагонов троллейбуса, а 8-го начнется его эксплуатация от здания исполкома областного Совета по улице Коммуны до Театральной площади и далее по улице Карла Маркса и Комсомольской до станции Киров I.

И вот настал праздничный день 7 ноября 1943 года. В 6 часов вечера к зданию облисполкома (позднее тут разместилась центральная поликлиника) были поданы два красиво иллюминированных троллейбуса под управлением эвакуированных ленинградцев Евгения Николаевича Глебова и Елизаветы Григорьевны Евдокимовой. Улицы Ленина и Коммуны вокруг торжественной церемонии были в полном смысле запружены собравшейся публикой. В 18 часов 15 минут первый секретарь обкома КПСС, Владимир Васильевич Лукьянов перерезал красную ленточку на входных дверях первого троллейбуса. Движение было объявлено открытым. Начал свой первый рейс шумный полудеревянный троллейбус, сопровождаемый счастливой и восторженной детворой...

25 декабря вступила в строй преобразовательная подстанция, оборудованная в подвальном помещении ГЭС № 1 на углу улиц К.Маркса и Дрелевского, после чего движение троллейбусов стало осуществляться за счет собственной электроэнергии.

За два неполных месяца 1943 года троллейбусы Кирова перевезли 42,8 тысячи пассажиров. И пусть на линии выходило не столько машин, сколько хотелось, но тогда уже было ясно главное - троллейбус проторил себе путь на улицах города на семи холмах над Вяткой-рекой и уверенно смотрел в пока еще непредсказуемое будущее.


Вот ЯТБ - а не ЛК!

ЛК в кинохронике
corax  22.02.2009 17:51

Нашел интерсный цикл фильмов о истории городского транспорта Москвы.
3-я серия - как раз о троллейбусах.

Когда начал просматривать, там оказалось много уникальных кадров: постройка ЛК на СВАРЗе, пуск их в ноябре 33-го, поездка в салоне пассажиров и (самое интересное) кинохроника ЛК-3!

А ведь до этого пока известно было о 3-х фото ЛК-3, а здесь теперь еще и его кинохроника.

http://rutube.ru/tracks/1438089.html?v=c8ec0511918c0f6e1f9995f8549c07c6


А здесь о том, как снимали фильм:

http://www.omnibus.ru/N6.2004/bardahok.html


На этой странице вы можете сохранить себе этот фильм с RuTube:

http://videosaver.ru/

Если кто нибудь знает, где можно этот фильм достать в более лучшем качестве, пишите.



Редактировано 4 раз(а). Последний раз 22.02.09 17:57 пользователем corax.

Страницы: <<1 2 Все
Страница: 2 из 2
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]