Булгаков и троллейбус
Олег Куликов
21.03.2001 14:05
Очень много было сказано исследователями романа "Мастер и Маргарита" о роли трамвая. Однако и троллейбус сыграл свою роль в этом авантюрно-веселом романе. Ниже приводятся две цитаты, которые на мой взгляд представляют интерес.
Вопрос: Какие это были маршруты(номера)? Цитата 1: "Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату и то думала о своем, то прислушивалась к тому, о чем шепчутся двое граждан, сидящие впереди нее". Цитата 2: "Через несколько минут троллейбус уносил экономиста-плановика по направлению к Киевскому вокзалу" RE: Булгаков и троллейбус
Кирилл
21.03.2001 15:14
Троллейбус №2 ходил в 30-е годы от пл Дзержинского до Дрогомиловской заставы (нынешнее пересечение Бол. Дрогомиловской и Кутузовского) через Арбат и Бородинский мост мимо Киевского вокзала. RE: Булгаков и троллейбус
Кирилл
21.03.2001 15:16
В первом случае вероятнее всего, что речь идет о 2-м троллейбусе, ходившему в те годы по Арбату. Соответственно, на нем можно было доехать и до Александровского сада, куда Маргарита и направлялась, и до Киевского вокзала.
По второму вопросу скорей всего имеет место ошибка Булгакова; точно не помню, но кажется, что экономист-плановик уносил ноги в родной Киев из квартиры № 50 на Бол. Садовой, а троллейбуса там тогда не было, но трамвай-то ходил. RE: Булгаков и троллейбус (+)
Макс
28.03.2001 22:42
""В январе 1934 г. первую линию от Тверской заставы продлили в центр по Тверской улице до площади Революции; в декабре 1934 г. закончили по стройку второй линии
по Арбату до Дорогомиловской заставы. В конце этого года по обоим маршрутам курсировали 36 машин серии ЛК. В январе 1935 г. на Ленинградском шоссе открыли недостроенный большой гараж, куда были переведены все троллейбусы (до этого они стояли вдоль Ленинградского шоссе). В ноябре 1935 г. ввели в эксплуатацию третью троллейбусную линию из центра по Петровке, Каретному ряду, через Сухаревскую площадь, по 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира) до Ржевского (ныне Рижского) вокзала - сюда стали ходить троллейбусы второго маршрута (от Дорогомиловки). В октябре 1936 г. в связи со снятием трамвая с северной части Садового кольца началось движение троллейбусов по новой линии "Б" ("Букашка") от Кудринской площади до Курского вокзала. "" (сайт Московский троллейбус на Чат.ру) Интересно, что метро в романе никаким образом не было отражено, даже его строительство (ведь это происходило с такой помпой, постоянные экспозиции, макеты в центре города, например, в Охотном ряду), что позволяет предположить, что Булгаков привязал действие книги к весне 1935 г. - трамвай уже снят, метро еще не открыто). К тому же в с сентября 1938 г. дяде было бы куда удобнее доехать до вокзала на метро через Маяковскую - Пл. Свердлова - Пл. Революции - Киевскую. А двойка, как видно, ходила от Дорогомилова до Крестов. Собственно, позже это почти соответствует 2к, а полный маршрут продлили до ВСХВ. RE: Булгаков и троллейбус (+)
Макс
28.03.2001 22:44
""В январе 1934 г. первую линию от Тверской заставы продлили в центр по Тверской улице до площади Революции; в декабре 1934 г. закончили по стройку второй линии
по Арбату до Дорогомиловской заставы. В конце этого года по обоим маршрутам курсировали 36 машин серии ЛК. В январе 1935 г. на Ленинградском шоссе открыли недостроенный большой гараж, куда были переведены все троллейбусы (до этого они стояли вдоль Ленинградского шоссе). В ноябре 1935 г. ввели в эксплуатацию третью троллейбусную линию из центра по Петровке, Каретному ряду, через Сухаревскую площадь, по 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира) до Ржевского (ныне Рижского) вокзала - сюда стали ходить троллейбусы второго маршрута (от Дорогомиловки). В октябре 1936 г. в связи со снятием трамвая с северной части Садового кольца началось движение троллейбусов по новой линии "Б" ("Букашка") от Кудринской площади до Курского вокзала. "" (сайт Московский троллейбус на Чат.ру) Интересно, что метро в романе никаким образом не было отражено, даже его строительство (ведь это происходило с такой помпой, постоянные экспозиции, макеты в центре города, например, в Охотном ряду). Хотя, ничего не остается как предположить, что Булгаков привязал действие книги к весне 1935 г. - трамвай уже снят, метро еще не открыто). К тому же в с сентября 1938 г. дяде было бы куда удобнее доехать до вокзала на метро через Маяковскую - Пл. Свердлова - Пл. Революции - Киевскую. А двойка, как видно, ходила от Дорогомилова до Крестов. Собственно, позже это почти соответствует 2к, а полный маршрут продлили до ВСХВ.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]