ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Булгаков и троллейбус
Олег Куликов  21.03.2001 14:05

Очень много было сказано исследователями романа "Мастер и Маргарита" о роли трамвая. Однако и троллейбус сыграл свою роль в этом авантюрно-веселом романе. Ниже приводятся две цитаты, которые на мой взгляд представляют интерес.

Вопрос: Какие это были маршруты(номера)?

Цитата 1: "Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату и то думала о своем, то прислушивалась к тому, о чем шепчутся двое граждан, сидящие впереди нее".

Цитата 2: "Через несколько минут троллейбус уносил экономиста-плановика по направлению к Киевскому вокзалу"

RE: Булгаков и троллейбус
Кирилл  21.03.2001 15:14

Троллейбус №2 ходил в 30-е годы от пл Дзержинского до Дрогомиловской заставы (нынешнее пересечение Бол. Дрогомиловской и Кутузовского) через Арбат и Бородинский мост мимо Киевского вокзала.

RE: Булгаков и троллейбус
Кирилл  21.03.2001 15:16

В первом случае вероятнее всего, что речь идет о 2-м троллейбусе, ходившему в те годы по Арбату. Соответственно, на нем можно было доехать и до Александровского сада, куда Маргарита и направлялась, и до Киевского вокзала.
По второму вопросу скорей всего имеет место ошибка Булгакова; точно не помню, но кажется, что экономист-плановик уносил ноги в родной Киев из квартиры № 50 на Бол. Садовой, а троллейбуса там тогда не было, но трамвай-то ходил.

RE: Булгаков и троллейбус (+)
Макс  28.03.2001 22:42

""В январе 1934 г. первую линию от Тверской заставы продлили в центр по Тверской улице до площади Революции; в декабре 1934 г. закончили по стройку второй линии
по Арбату до Дорогомиловской заставы. В конце этого года по обоим маршрутам курсировали 36 машин серии ЛК.
В январе 1935 г. на Ленинградском шоссе открыли недостроенный большой гараж, куда были переведены все троллейбусы (до этого они стояли вдоль Ленинградского шоссе). В ноябре 1935 г. ввели в эксплуатацию третью троллейбусную линию из центра по Петровке, Каретному ряду, через Сухаревскую площадь, по 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира) до Ржевского (ныне Рижского) вокзала - сюда стали ходить троллейбусы второго маршрута (от Дорогомиловки).
В октябре 1936 г. в связи со снятием трамвая с северной части Садового кольца
началось движение троллейбусов по новой линии "Б" ("Букашка") от Кудринской площади до Курского вокзала. "" (сайт Московский троллейбус на Чат.ру)


Интересно, что метро в романе никаким образом не было отражено, даже его строительство (ведь это происходило с такой помпой, постоянные экспозиции, макеты в центре города, например, в Охотном ряду), что позволяет предположить, что Булгаков привязал действие книги к весне 1935 г. - трамвай уже снят, метро еще не открыто). К тому же в с сентября 1938 г. дяде было бы куда удобнее доехать до вокзала на метро через Маяковскую - Пл. Свердлова - Пл. Революции - Киевскую.

А двойка, как видно, ходила от Дорогомилова до Крестов. Собственно, позже это почти соответствует 2к, а полный маршрут продлили до ВСХВ.

RE: Булгаков и троллейбус (+)
Макс  28.03.2001 22:44

""В январе 1934 г. первую линию от Тверской заставы продлили в центр по Тверской улице до площади Революции; в декабре 1934 г. закончили по стройку второй линии
по Арбату до Дорогомиловской заставы. В конце этого года по обоим маршрутам курсировали 36 машин серии ЛК.
В январе 1935 г. на Ленинградском шоссе открыли недостроенный большой гараж, куда были переведены все троллейбусы (до этого они стояли вдоль Ленинградского шоссе). В ноябре 1935 г. ввели в эксплуатацию третью троллейбусную линию из центра по Петровке, Каретному ряду, через Сухаревскую площадь, по 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира) до Ржевского (ныне Рижского) вокзала - сюда стали ходить троллейбусы второго маршрута (от Дорогомиловки).
В октябре 1936 г. в связи со снятием трамвая с северной части Садового кольца
началось движение троллейбусов по новой линии "Б" ("Букашка") от Кудринской площади до Курского вокзала. "" (сайт Московский троллейбус на Чат.ру)


Интересно, что метро в романе никаким образом не было отражено, даже его строительство (ведь это происходило с такой помпой, постоянные экспозиции, макеты в центре города, например, в Охотном ряду). Хотя, ничего не остается как предположить, что Булгаков привязал действие книги к весне 1935 г. - трамвай уже снят, метро еще не открыто). К тому же в с сентября 1938 г. дяде было бы куда удобнее доехать до вокзала на метро через Маяковскую - Пл. Свердлова - Пл. Революции - Киевскую.

А двойка, как видно, ходила от Дорогомилова до Крестов. Собственно, позже это почти соответствует 2к, а полный маршрут продлили до ВСХВ.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]