В Екатеринбурге сгорел троллейбус
Евгений Кузнецов
03.06.2004 21:31
В Екатеринбурге сгорел троллейбус ЗиУ-9. Выгорел полностью, до остова. От удара молнии. Re: В Екатеринбурге сгорел троллейбус
AlMax
05.06.2004 02:48
Документ: http://www.regions.ru/newsarticle/news/id/1532488.html www.regions.ru -------------------------------------------------------------------------------- Новости -------------------------------------------------------------------------------- 4 июня 2004 г., 14:34 Екатеринбург. Удар молнии сжег троллейбус. Сильные грозы и молнии, которые наблюдались накануне практически на всей территории Свердловской области, повлекли за собой несколько крупных пожаров. Как сообщили "Новому Региону" в пресс-службе областного управления по ГО и ЧС, в Екатеринбурге разряд молнии стал причиной возгорания троллейбуса. ЧП случилось 3 июня около 19 часов на улице Щербакова. Молния ударила в провода штанги троллейбуса, огонь начал быстро распространяться по салону. Пассажиров в транспорте в момент происшествия не было, водитель и кондуктор, ехавшие со смены в автопарк, сумели самостоятельно эвакуироваться и не пострадали. К моменту приезда пожарных огонь полностью охватил салон троллейбуса, транспортное средство спасти не удалось. Re: В Екатеринбурге сгорел троллейбус
Евгений Кузнецов
05.06.2004 08:58
Вроде как троль был 6-го маршрута. И было это не в 19-00, а ближе к ночи, потому и пассажиров не было. Но самое занятное в этой новости >водитель и кондуктор, ехавшие со смены в автопарк, Вроде как (опять же по информации СМИ) молния ударила прямо в штангу, движок замкнуло и он загорелся. Re: В Екатеринбурге сгорел троллейбус
Сибиряк
05.06.2004 18:41
Евгений Кузнецов писал(а): > Вроде как (опять же по информации СМИ) молния ударила прямо в > штангу, движок замкнуло и он загорелся. Журналистам верить не следует. 2 года назад у нас сгорел новый (годовалый) троллейбус, так мы расследование вели больше 3-х месяцев (причем вместе с представителями ТРОЛЗЫ и Динамо), а журналисты уже на следующий день назвали причину пожара. Тем более в этом случае. Никакой связи между попаданием молнии в штангу и замыканием ТЭД (или любого другого двигателя) нет! Если честно, я не понимаю, как от удара молнии может троллейбус загореться? Если на контактном проводе напряжение превысит (будем говорить грубо) 600 Вольт, то у троллейбуса ДОЛЖНЫ сработать аппараты защиты (АВ и вставки). А если защита загрублена, то просто напросто сгорает обмотка (чаще якорная) ТЭД и шунтовые реостаты. За почти 10 лет работы на электротранспорте мне пришлось участвовать в расследовании нескольких пожаров, как трамваев (РВЗ и КТМ-5), так и троллейбусов (ЗиУ). Понял я, что причин, по которым троллейбус (трамвай) сгорает за 7 минут всего 2 - это попадание 550 вольт на цепи 28 Вольт (здесь спасти машину уже практически невозможно) и неисправность отопления плюс халатность водителя - вовремя не заметил (если, например, сгорает мотор обдува печи и нет терморегулятора, печь перегревается, начинает тлеть пол и если в это время не выключить печь и не увидеть дым, то начинают гореть элементы обшивки кузова, нарушается изоляция проводов и получается опять таки попадание 550 на 28). Бортовой номер 090 или 091
AlMax
06.06.2004 15:21
>а бортовой номер машины? Видел по телевизору - или 090 или 091 (последняя цифра сгорела...) С чьих слов информация?
Лев
07.06.2004 05:40
Ну, гроза-то, скорее всего, была. Молния... Могла быть - чай, во время грозы бывают. А вот попала ли она в провод, штангу, вообще в троллейбус - это кто может сказать? Уж всяко не кондуктор, да и водитель - вряд-ли. Опять же, если они (водитель и кондуктор) чего нарушили по электро/пожаро-безопасности, то с молнии всяко взятки гладки... Re: В Екатеринбурге сгорел троллейбус
Пилецкий Павел
07.06.2004 15:22
Сибиряк писал(а): > Если честно, я не понимаю, как от удара молнии может троллейбус > загореться? Если на контактном проводе напряжение превысит > (будем говорить грубо) 600 Вольт, то у троллейбуса ДОЛЖНЫ > сработать аппараты защиты (АВ и вставки). А если защита > загрублена, то просто напросто сгорает обмотка (чаще якорная) > ТЭД и шунтовые реостаты. У трамвая в элетрической схеме есть так называемые разрядники. То есть при попадании молнии в провода ток должен идти по отдельному заземляющему проводу разрядника. А у троллейбусов разрядника нет. Но при возникновении перенапряжения должен сработать автоматический выключатель. Так что действительно ничего не ясно. Написали хотя бы, где сначала появился огонь(из под пола, с крыши, из кабины..) Re: В Екатеринбурге сгорел троллейбус
Сибиряк
07.06.2004 16:36
Пилецкий Павел писал(а): > У трамвая в элетрической схеме есть так называемые разрядники. > То есть при попадании молнии в провода ток должен идти по > отдельному заземляющему проводу разрядника. Есть. По схеме. А в наличии? Года 2 назад у нас сгорел КТМ, так после этого провели проверку разрядников, и выяснили, что процентов 80 просто отсутствует. > А у троллейбусов разрядника нет. Но при возникновении > перенапряжения должен сработать автоматический выключатель. Правильно. Но есть ли гарантия, что АВ на этой машине отстроен на положенные 530 А? Опломбирован ли он? > > Так что действительно ничего не ясно. Написали хотя бы, где > сначала появился огонь(из под пола, с крыши, из кабины..) Ясно одно. Руководство депо воспользовалось обстоятельствами и свалило вину на форс-мажор. Кстати, правильно сделали, лично я бы тоже придумал что-нибудь такое, чтобы поменьше проблем было и не надо было уже задавать вопросы об очаге возгорания, распространении огня... 2 года назад (30 июня 2002 года) у нас сгорел троллейбус ЗиУ-52642-20. Сгорел красиво, через 7 минут после начала салюта по поводу Дня города, на глазах у толпы гуляющих людей (хорошо, что не позже, иначе могли бы быть и жертвы - в это время троллейбусы стояли на отстое чтобы через 15-20 минут, после окончания салюта, забирать пассажиров). Расследованием причин возгорания занимался я (конечно, в составе комиссии). Когда выяснилось (а свидетелей было много, в том числе водители и зам по эксплуатации нашего депо), что причина возгорания - техническая неисправность троллейбуса, были вызваны представители ТРОЛЗЫ и Динамо (производитель тягового электрооборудования) - троллейбус еще находился на гарантии! Конечно, реальную причину мы так толком и не установили (да по моему мнению это и невозможно), но написали, что возгорание произошло в результате пробоя разрядника производства фирмы SIEMENS (типа мы вот они, а Германия далеко). Правда Тролзовские юристы до сих пор с нами судятся - троллейбус не был полностью оплачен. Пока выигрываем процессы мы. Кстати журналисты уже утром следующего дня называли причины пожара (КЗ, попадание петарды и тому подобную чушь). Re: В Екатеринбурге сгорел троллейбус
Евгений Кузнецов
07.06.2004 19:31
По имеющейся информации разряд молнии попал в печь кабины, в результате чего произошло возгорание троллейбуса. В техустройстве троллейбуса я мало что понимаю, поэтому рязъясните пожалуйста, что такое печь кабины, и как в неё могла попасть молния. № троллейбуса 090. Случилось это в 18.33 не доезжая ост. Прониной в сторону цетра. Re: В Екатеринбурге сгорел троллейбус
Сергей Ф
07.06.2004 22:54
Печь кабины естественно находится в кабине, посередине внизу. Предохранитель 35А (ЗиУ682Г) и 10А (ЗиУ682В) плюс общий предохранитель на 35А в обоих моделях. Интересно что это была за молния или же что за предохранители там были?! У нас каждое лето молнии хулиганят но нежгут технику (только моторы). Происходит это так: молния попадает в контактный провод и на этот момент кто разгонялся получал удар по ушам от сработавшего автомата тока и дырку с палец в якоре тягового двигателя плюс еще выгорали почти все высоковольтные предохранители, иногда докучи сгорал якорь и на вспом. моторе вентиляторе. Гибель тролей чаще всего происходит по вине водителей. У нас в середине девяностых погиб троль так: загорелся контактор Ш-3 в панели ТП-94в действия водителя были таковы 1) собирает свои вещи в кабине 2) выходит на улицу и снимает зеркала заднего вида 3) отходит в сторону что бы пропустить водителей подоспевших на помощь с других тролей, но уже поздно. И как можно понять такого водителя?! Надо не от молний защиту искать а вот от таких водителей! Re: В Екатеринбурге сгорел троллейбус
Лев
12.06.2004 03:19
Печь кабины - это комбинация из 2 линеек высоковольтных ТЭНов в металлическом кожухе и низковольтных вентиляторов, эти ТЭНы обдувающих. Конструктивно они разъединены, но электрически связаны - без включённых вентиляторов нагрев ТЭНов невозможен. Расположена печь вплотную к колену правой ноги водителя - в 2-:-3 см. Попадание молнии в печь... Возможно, конечно - по высоковольтной цепи; молнии не укажешь и путь её труднопредсказуем. Но миллион-вольтный и уж совершенно запредельно-амперный разряд, возникающий почти мгновенно, приводит к мощнейшему всплеску электромагнитного поля вдоль своего "пути". Каковое поле вызывает многочисленные сопутствующие явления - пробой полупроводников, наведение токов в проводниках (а вода, почти повсеметсно содержащаяся повсюду, им является), зачастую - возгорание диэлектриков. Несомненно, при попадании молнии в печь (кабины водителя), сам водитель нёс бы на себе какие-то следы этого... А без молнии - пожар от печи вполне возможен и даже вероятен - если, например, перегорели оба мотора вентилятора. Обдув ТЭНов исчезает, а нагрев продолжается - чем не причина? Re: В Екатеринбурге сгорел троллейбус
Сибиряк
12.06.2004 08:36
Лев писал(а): > А без молнии - пожар от печи вполне возможен и даже вероятен - > если, например, перегорели оба мотора вентилятора. Обдув ТЭНов > исчезает, а нагрев продолжается - чем не причина? И такое событие является причиной многих возгораний троллейбусов (особенно, если отсутствует или неисправен термодатчик). Но в данном случае (3 июня около 19 часов) вряд-ли печь была включена. Деповчане перестарались - попадание молнии в троллейбус - отмазка грамотнейшая, а вот уточнение про печь кабины - это их ошибка потому что может свести на нет их попытки связать пожар с ударом молнии. Re: В Екатеринбурге сгорел троллейбус
Евгений Кузнецов
12.06.2004 09:22
>а вот уточнение про печь кабины - это их ошибка потому что может свести на нет их попытки связать пожар с ударом молнии.
Это была предварительная версия. В местной газете "Город Е!", которая вышла вчера пишут следующее «В конце рабочего дня водитель троллейбуса маршрута № 6 Юлдаш Рафиков, высадив на конечной остановке пассажиров, возвращался в депо. На перекрестке улиц Щербакова и Пронина остановился у светофора. В этот момент водителя внезапно ослепила вспышка, раздался хлопок, и из панели управления повалил дым. Испуганная кондуктор тут же покинула троллейбус. Не вдаваясь в причины возгорания, Рафиков отключил высоковольтное питание, заскочил в салон, извлёк из-под кондукторского места песок и стал щедро посыпать в кабине. Заметив клубы дыма, на помощь поспешил водитель соседнего троллейбуса. Но песок и огнетушитель оказались бесполезными. Через 5 минут кабина заполыхала. Порывом ветра огонь забросило в салон. Обивка на сиденьях и краска загорелись. В течение получаса машина напоминала огненный факел – от высокой температуры лопались стёкла и оплавился находившийся поблизости светофор. По словам очевидцев, потушить троллейбус не было никакой возможности. Пожарные приехали, когда от него остались рожки да ножки. В родное депо обгоревшую машину отбуксировали только в 10 вечера. На буксире доставили туда еще 4 троллейбуса. В момент электрического разряда все они находились вблизи злополучного перекрестка. Молния, пробежавшая по «внутренностям» троллейбуса, далее направилась в контактные провода, вырубив у соседних машин электроаппараты и предохранители. Последней жертвой злодейки стала ближайшая тяговая подстанция. Перед тем как уйти в землю, молния создала аварийную ситуацию и там - на некоторое время подстанция отключилась. Тайна исчезнувшего двигателя Увидев сгоревший троллейбус, в Октябрьском депо очень удивились. Случаи возгорания на электротранспорте – редкость. А чтобы в троллейбус попала молния и сожгла его почти целиком – это вообще из области фантастики. Олег Кошкин, главный инженер Октябрьского троллейбусного депо: - В моей практике это первый случай. Почему молния ударила именно в троллейбус? Не думаю, что она выбирала транспортное средство: попала в то, что находилось ближе всего. При этом резиновые шины сыграли роль изолятора. Молния не смогла уйти в землю, как при ударе в трамвай. Можно сказать, что на какие-то мгновения троллейбус превратился в электрический стул. Пока перепуганный водитель писал объяснительную, машину осмотрели его коллеги. И были поражены. Из панели управления исчез... небольшой электродвигатель. Он просто расплавился. Как сухая солома, сгорела асбестотекстолитовая огнеупорная панель управления, устойчивая к воздействию высоких температур! Причинить такие повреждения можно было, забросив троллейбус на поверхность Солнца. При всем этом нижняя часть машины, где находятся агрегаты, осталась целой и невредимой. А это значит, что молния похозяйничала только в проводах. Техническая комиссия трамвайно-троллейбусного управления, обследовавшая машину, обнаружила точку попадания молнии. Она ударила не в токоприемник, как думали первоначально, а в правый стеклоочиститель, расплавив его до основания. Сейчас остов троллейбуса ожидает своей участи в ремонтном боксе. Работники депо считают, что восстанавливать машину не имеет смысла. Троллейбус под инвентарным номером 90 должен был уйти на пенсию в 1997 году, но из-за нехватки транспортных средств проработал еще семь лет. По словам Олега Кошкина, на маршруте № 6 сейчас ходит плановое количество троллейбусов. Вышедший из строя 90-й заменили резервной машиной. Несмотря на солидный возраст пострадавшего троллейбуса, парк машин Октябрьского депо понес ущерб: в нынешнее время, когда машины не закупаются, каждый троллейбус на счету. Стоимость пострадавшей техники специалисты определили в 75 тысяч рублей.» Сообщение изменено (12-06-04 09:27) Кое-что проясняется. Но - не всё...
Лев
15.06.2004 07:31
1. С чем ясно всё и совершенно - так это со стоимостью списываемой техники. Ясень хвост, к моменту официального списания техника не должна уже стоить ни копейки, а уж через 7 лет после... Подсчитали и привели цену чёрного и цветных металлов, в "списываемой массе" содержащихся. Некоторое противоречие вышесказанному цитаты "...нижняя часть машины, где находятся агрегаты, осталась целой..." - объясняется, вероятно, желанием создать "маневровый запас" агрегатов - ТЭД, компрессор с электроприводом, мотор-вентилятор, гидронасос и гидроусилитель, пуско-тормозные реостаты (им вообще ничего не сделается), рессоры, амортизаторы, мосты (в т.ч. задний - с диференциалом, "яблоком" главной передачи и планетараными передачами). Что-то было фатально повреждено молнией, что-то - пожаром, а что-то осталось и целым! 2. Не менее понятен ход и итог пожара - уж раз взялось гореть, так и сгорит; тут никто ничего сделать не сможет - разве что пожарная машина совсем-совсем рядом случайно окажеться. Огонь в салон, конечно, не "порывом ветра...забросило" - обычное рапространение; фанерный пол с резиновым покрытием, пластиковая облицовка салона и кабины, поролон и кожзаменитель сидений, изоляция высоко- и низко-вольтных проводов - всё это горит превосходно, а вот тушится с превеликим трудом. И дымит... 3. Желание кондуктора оперативно покинуть горящую машину (и спасти сумку с нереализовнной билетной продукцией и выручкой) не может не вызывать всяческого одобрения и полнейшего понимания. А вот то, что такая возможность представилась - уже, ну, не удивительно, конечно, но - слегка странно. Они что, у светофора с отрытой дверью стояли? Потому что ПОСЛЕ попадания молнии... Странно, если даже и низковольтные цепи ещё продолжали работать. 4. [Водитель] "отключил высоковольтное питание" - а как? Только автомат выключил или вышел и штанги снял? По противопожарной инструкции последнее - обязательно! Именно с этого начинается пожара тушение - после экстренной остановки и высадки пассажиров. АВ, он конечно... но ведь и мимо него 600 вольтовая напруга может лазейку найти. 5. "Случаи возгорания на электротранспорте – редкость." - Ой ли? Чуть не несколько раз в году на этом форуме случаи приводятся и обсуждаются... Вот чтобы молния - это да, не часто. А пожары - чуть не регулярно. 6. "Можно сказать, что на какие-то мгновения троллейбус превратился в электрический стул" - К счастью, нет! Всё-таки там применяют, вроде, ПЕРЕМЕННЫЙ ток и во-первых, довольно длительное время, а во-вторых, ток пропускают именно сквозь приговорённого, а не мимо него и не рядом с ним. "При этом резиновые шины сыграли роль изолятора. Молния не смогла уйти в землю, как при ударе в трамвай" - На самом деле молния не бъёт В землю с неба - скорее уж ИЗ земли; обычная ситуация электропробоя изолятора - куда и откуда идёт искра электрофурной машинки? И что, молния, просадившая километры воздушного зазора (для миллиметров в автомобильной свече КИЛОвольты нужны!), перед сантиметрами резино-корда "спасовала"? 7. Панель, на которой контакторы крепяться - вообще говоря, не горит; это правильно. Но и уж температуру термоядерной реакции для её разрушения привлекать - несколько перебор, не такая уж она и термостойкая; превосходно при длительном контактора искрении нагревается и выгорает - именно в этом месте. Вот расплавившийся до полного исчезновения 12В двигатель стеклоочистителя - это да! Это - впечатляет. Если, конечно, он там был - речь-то идёт о ПРАВОМ "дворнике"; ясное дело, удобнее, когда они стоят оба, а правый ещё и перед зеркалом стекло очищает (его для этого в софит переносят), но, при этих двигателей некотором дефиците, первыми именно правые исчезают. Не дожидаясь ни грома, ни молнии.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]