Муниципальному предприятию «Троллейбусный транспорт» - 35 лет! (Йошкар-Ола)
Иван Поспехов
15.10.2005 22:51
В конце 1960-х годов г. Йошкар-Ола рос и развивался, и 9 имеющихся автобусных маршрутов уже не справлялись с перевозкой горожан. Поэтому Советом Министров Марийской АССР было принято решение о строительстве в нашем городе троллейбусного парка. Разработку проекта поручили ленинградским специалистам. В 1967 году в Йошкар-Олу из Ленинграда для разработки проекта системы троллейбусного транспорта приехал Эрнест Эрера – испанец по национальности. Внимательно изучив наш город, он составил проект троллейбусной сети и строительства депо на 50 машин. Ранним ноябрьским утром 1967 года жители проезда Котовского, что находится на северо-западе Йошкар-Олы, проснулись от странного гула. Выглянув в окно, они увидели, что по их картофельным полям разъезжают бульдозеры, сгребая в кучу плодородный слой земли. Возмущению картофелеводов не было предела. С лопатами и вилами они кинулись на бульдозеристов и от них первыми в Йошкар-Оле узнали о строительстве троллейбусного парка. Новостройка росла на картофельных полях как на дрожжах, и уже к осени 1970 года депо было почти готово. 15 октября 1970 года, в соответствии с приказом Совета Министров Марийской АССР, было организовано Управление троллейбусного транспорта (ныне Муниципальное предприятие «Троллейбусный транспорт»). В конце октября в Йошкар-Олу пришло 8 первых троллейбусов марки ЗиУ-5. Троллейбусникам была поставлена задача: запустить троллейбус к 4/XI 1970 года – 50-летию Марийской АССР. Ценой неимоверных усилий 5/XI 1970 года троллейбусное движение было открыто. На два пробных маршрута «А» и «Б» вышло 2 троллейбуса под гаражными номерами 1 (водитель – Иван Михайлович Кочаков) и 2 (водитель - Василий Егорович Кодочигов). Маршрут «А» ходил от троллейбусного парка до ДК им. Ленина, «Б» - от троллейбусного парка до завода ЖБК. Потом по этим двум маршрутам обкатывались все 8 троллейбусов. Кстати, до 24/XII троллейбусы возили народ бесплатно. Где-то в то же время было закуплено 6 грузовых троллейбусов марки КТГ-1 и КТГ-2 (им присвоили номера 9-14). 24/XII 1970 года маршруты «А» и «Б» были объединены, продлены и переименованы в «Маршрут №1», следовавший от Вокзала до ЖБК. В 1972 году в Йошкар-Олу стали поступать троллейбусы новой модели ЗиУ-9(682Б). Первому троллейбусу новой марки присвоили гаражный номер 49. В 1973 году был открыт маршрут №3: Мясокомбинат – 9-й микрорайон. В 1974 году был открыт маршрут №2: ул. Вишнёвая – 9-й микрорайон и маршрут №4: ул. Вишнёвая – Мясокомбинат. В 1980 году был списан последний троллейбус марки ЗиУ-5. В 1981 г. был открыт маршрут №5: Мясокомбинат – Гомзово. В 1982 г. был открыт маршрут №6: ул. Гайдара – Гомзово. В 1986 г. был открыт маршрут №7: 3-й микрорайон – ул. Терешковой и маршрут №8: ул. Вишнёвая – ул. Терешковой. В Йошкар-Олу стали поступать троллейбусы новой модификации: ЗиУ-682В00 (№№200-232), маршрут №1 сокращён с Вокзал – ЖБК до Вокзал – ДК им. Ленина. В 1989 году был открыт маршрут №9: 2-й микрорайон – Опытное поле, в Йошкар-Олу стали поступать троллейбусы переходной модификации ЗиУ-682В0А (№№ 233-242). В 1990 году стали поступать троллейбусы следующей переходной модификации ЗиУ-682В0В (№№ 243-247). В 1991 году были открыты маршруты №10: ул. Гайдара – 3-й микрорайон и кольцевой №11: Вокзал – Центральный микрорайон – Вокзал, в Йошкар-Олу стали поступать троллейбусы новой марки ЗиУ-682Г00. В 1992 году был открыт маршрут №12: Вокзал – Медведево, и закрыт маршрут №4. В 1994 году в Йошкар-Олу пришла последняя большая партия троллейбусов. В ней было 15 троллейбусов марки ЗиУ-682Г00 (№№261-275). В этом же году было и последнее массовое списание йошкар-олинских троллейбусов. 5/Х 1996 года после страшной аварии был списан троллейбус ЗиУ-682В №21095 1983 г.в. (гаражный номер 162). С этого дня до 30/V 2005 года ни одна машина в Йошкар-Оле не была списана. 1/XII 1997 года был открыт маршрут №4: Микрорайон «Звёздный» – ДК им. Ленина. 28/II 1998 года был открыт маршрут №13: Вокзал – Вещевой рынок, работавший только в выходные и праздничные дни. В 2000 году были закрыты маршруты №7 и 13. В 1998 году было куплено 2 троллейбуса марки ЗиУ-682Г0А (№№ 276-277). В 2001 году из г. Атырау (Казахстан) было куплено 2 троллейбуса ЗиУ-682Г00 1994 г.в. (№№ 278-279) В 2002 году было куплено 2 троллейбуса марки ЗиУ-682Г0А (№№ 280-281). В 2003 году было куплено 2 троллейбуса марки БТЗ-5276-04 (№№282-283). Сейчас в нашем городе 151 троллейбус. Причём марки ЗиУ-682В – 61 машины, ЗиУ-682В00 – 33, ЗиУ-682В0А – 13, ЗиУ-682В0В – 5, ЗиУ-682Г00 – 32, ЗиУ-682Г0Е – 1, ЗиУ-682Г0А – 4, БТЗ-5276-04 – 2. Они обслуживают 11 маршрутов. 14 троллейбусов на 1, 23 – на 2, 9 – на 3, 7 – на 4, 16 – на 5, 19 – на 6, 22 – на 8, 4 – на 9а, 12 – на 10, 19 – на 11, 4 – на 12, 2 – учебных. Самый старый троллейбус – ЗиУ-682В №11414 1978 г.в. (гаражный номер 124, до 1989 г. – 103?), работает по 11 маршруту. Это самый старый троллейбус в Поволжье. Для сравнения, в г. Новочебоксарске сейчас списываются троллейбусы 1992 г.в. Во многих городах России не осталось ни одного ЗиУ-682В, у нас же их 40% от общего числа троллейбусов. То, что при отсутствии обновления подвижного состава троллейбус в Йошкар-Оле ещё работает, стало возможно благодаря директору троллейбусного парка В. Г. Шорину. В 1994 году он предусмотрительно создал ремонтные мастерские, аналогов которым в Поволжье нет. Фактически, у нас делают троллейбусы заново. Меняют всё: от дверей до обмотки электродвигателя. В рамках Президентской программы «Столица» планируется приобретение до 2008 г. 24 новых троллейбусов, строительство новой линии в Ширяйково. У троллейбусного транспорта есть будущее. 35 лет – время расцвета! Вопрос
Юрий
17.10.2005 16:15
Иван Поспехов писал(а): > 15 октября 1970 года, в соответствии с приказом Совета > Министров Марийской АССР, было организовано Управление > троллейбусного транспорта (ныне Муниципальное предприятие > «Троллейбусный транспорт»). Странно... Был в Йошкар-Оле летом 2001 года и видел троллейбус (ЗиУ-9) с надписью что-то вроде " 30 лет троллейбусу Йошкар-Олы 1971-2001". Он был зеленого цвета с желтыми буквами. Я это хорошо запомнил, т.к. в это же время в Петрозаводске ездил троллейбус "40 лет троллейбусному управлению Петрозаводска 1961-2001. Кстати, вдоль дороги в сторону Яранска видел несколько кузовов троллейбусов ЗиУ-9, на некоторых дачных участках стояло по 2 штуки. Есть ли они сейчас? Re: Вопрос
Иван Поспехов
17.10.2005 22:06
15 октября 1970 г. было организовано Управление троллейбусного транспорта, 5 ноября - открыто ПРОБНОЕ движение. А вот когда точно открыли РЕГУЛЯРНОЕ движение - вопрос спорный: в некоторых статьях в архиве профкома парка написано, что регулярное движение троллейбусов было открыто 24 декабря 1970 года (что более вероятно), а в некоторых - февраль 1971 года. Я помню 2 троллейбуса с надписью что-то вроде "30 лет троллейбусу Йошкар-Олы" - это №191 (зелёная реклама, ЗиУ-682В 1985 г.в.) и №239 (синяя реклама, ЗиУ-682В0А 1990 г.в.), но какие конкретно года там были написаны - хоть убей не помню (5 лет почти прошло). По поводу троллейбусов по дороге в Яранск я ничего не знаю. Но точно могу сказать, что кузов троллейбуса ЗиУ-682В 1981 г.в. (№127) стоит в д. Данилово (по дороге из Йошкар-Олы в п. Советский). Троллейбус этот списали 16 октября 1994 года. Вообще, в 1994 году было последнее массовое списание. И тогда МПТТ (тогда оно так называлось: Муниципальное предприятие троллейбусного транспорта) продавало кузова списанных машин за 700 000 руб. (тогда штраф за безбилетный проезд был 3 000, а 700 000 – это была средняя зарплата работника МПТТ). Дачники и деревенские жители с удовольствием покупали «сараи» под сараи. Остов пассажирского троллейбуса ЗиУ-682В №15914 1981 г.в. (№127) в д. Данилово Фото: Иван Поспехов, 16.05.05 Re: Муниципальному предприятию «Троллейбусный транспорт» - 35 лет! (Йошкар-Ола)
Моро
18.10.2005 19:25
Поздравляю Вас с юбилеем! Пожелаю Вашим тролям долгих лет! Где-то в то же время было закуплено 6 грузовых троллейбусов марки КТГ-1 и КТГ-2 (им присвоили номера 9-14). Ожнако,ни когда бы не подумал,что можно нумеровать грузовики с пассажирскими вместе,впрочем ни кто и не запрещал конечно,но факт интересный. Сам я эти грузовики уже не застал, ...
Иван Поспехов
18.10.2005 21:40
... но, как мне говорил начальник технического отдела, эти троллейвозы имели номера то ли 9-14, то ли ГР-9 - ГР-14, а пассажирских троллейбусов с номерами 9-14 не было.
Кстати, КТГ-2 с гаражным номером 14 (ГР-14?) был переделан в грузовик, и теперь ездит с автомобильным номером. Фото бывшего троллейвоза здесь. Сообщение изменено (18-10-05 21:42)
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]