Азербайджан: памяти электротранспорта
Юрий Анисимов
21.11.2008 21:07
Побывал в Азербайджане в октябре.
Эта республика считается самой богатой, успешной и процветающей страной Закавказья. Посетив 3 города, я попытался найти хоть какие-то напоминания об электротранспорте. БАКУ Столица ухожена, чиста и красива (особенно в центре), правда на окраинах попадается нечто, напоминающее большой базар или помойку. Автовокзал один, и находится в одной из таких окраин. Сейчас правда строится ещё один огромный автовокзал - он находится на выезде из города по трассе М2 в сторону Сумгаита, Кубы и Махачкалы. Старый АВ скорее всего снесут. Транспорт: метро, автобусы и маршрутки. Бакинский метрополитен работает вовсю, а нагузки на него сравнимы с Киевом. Поезда из 5 вагонов ходят с интервалом 1,5-6 мин. Имеется 2 линии - одна разветвляющаяся (основная) и одна малюсенькая, которую обслуживает 1 поезд и ходит челноком от ст. Джаффар Джаббарлы до ст. Шах Измаил Хатаи. Основная линия разветвляется на 4(!) маршрута: Мэмар Аджами - Ази Асланов (основной) Баксовет - Ази Асланов (ст. Баксовет сейчас в ремонте, и поезда ходят только до ст. Сахиль) Мэмар Аджами - Бакмиль (депо) Баксовет - Бакмиль (депо) Два последних маршрута используются при заезде/выезде из депо и работают по расписанию, которое можно увидеть на ст. Нариман Нариманов. Куда пойдёт поезд - покажет указатель. Все станции подземные и только Бакмиль - надземная. Автобусов в городе много, и представлены они моделями МАЗ-203, МАЗ-206, МАN, а также Узотойолами, Отойолами и проч. (китайской?) гадостью. Говорят, что в последнее время туда пришла партия из Богданов (А092, наверное), которые до этого почти не наблюдались. Маршруток навалом - Мерседесы различной величины; не помню, есть ли Газели и Рафики. Гуляя по городу, от трамвая и троллейбуса не нашёл ни малейшего воспоминания. СУМГАИТ Город химиков, а также известный резнёй армян в 1990-е гг., выглядит вполне достойно. Это единственный город, в котором осталось так много напоминаний о троллейбусе и даже трамвае! Троллейбусное депо находилось в 8-м микрорайоне (улицу не скажу, т.к. местные затруднились ответить, как она называется), в районе депо сохранились растяжки КС с характерными ушками. Есть несколько боксов, в одном из них чинятся какие-то машины и микроавтобусы. На территории депо есть помойка и пасутся стада овец. О машинах нет ни малейшего напоминания. Троллейбусных маршрутов было 6, но как ходил каждый из них, мне выяснить не удалось. Известно, что троллейбусы были на ул. Ленина, пр. Мира, ул. Нариман Нариманов, 4,8,12 и 45-м микрорайонах. К Химзаводу ходил маршрут №4 (кстати по этой линии сохранилось ооочень много растяжек с ушками!). Ушки встречаются также и в некоторых других местах. Трамвай был представлен всего 1 маршрутом, который возил рабочих из центра к ряду хим. предприятий. Маршрут "Центральный рынок - пос. Насосный" следовал по улицам Самад Вургун, Низами и далее вдоль Каспийского моря, чуть не доезжая пос. Насосный. От трамвая остались: 2 остановки и пару столбов, а практически по всей длине линии высажены саженцы. На месте трамвайного депо сейчас находится частный сектор. От кольца трамвая в Насосном не осталось ничего, только большой котлован, в котором находится помойка. От кольца трамвая в центре также не осталось ничего, а на его месте сейчас отстроили огромный торговый центр полукруглой формы. (За помощь в исследовании города спасибо Гасану Асланову) ГЯНДЖА Очень красивый и древний город (недавно отпраздновал своё 2502-летие). Трамвая и троллейбуса здесь давно нет, уже более 20 лет. Гуляя по городу, никаких напоминаний об ЭТ не обнаружил, и попытался восстановить картину, спрашивая местных. Трамвай был представлен 3 маршрутами и работал до конца 70-х - нач. 80-х гг. (мне называли разные даты вплоть до 1982 г.) Все трамвайные маршруты начинались от ж/д вокзала и шли след. образом: 1. Ж/д вокзал - пр. Ататюрк - ул. Аббас-Заде - пр. Нариманова - ул. Джавад-Хан - 2-я часть; 2. Ж/д вокзал - пр. Ататюрк - ул. Табриз - пос. Багбанлар; 3. Ж/д вокзал - пр. Хатаи - больница №3. ТТУ находилось на пр. Хатаи недалеко от вокзала. Троллейбусных маршрута сначала было тоже 3, а затем появился 4-й. Меня поразило то, что троллейбусные маршруты 1 и 2 полностью совпадали с аналогичными трамвайными, в чём я усомнился, но человек упорно мне пытался это доказать. 3. Ж/д вокзал - пр. Алиева - больница №3 - Центральный рынок; 4. Ходил по пр. Гейдара Алиева от Приборостроительного до Фарфорного завода (вроде как по одной прямой). Он был открыт в нач. 80-х в связи с открытием Фарфорного завода и Кондитерской фабрики. О дате закрытия судить сложно - мне называли от 1984 до 1987 г., а также то, что "трамвай был закрыт на несколько (3-5) лет раньше троллейбуса". Насчёт маршрутов 1 и 2 остаются сомнения, когда я спрашивал о них у других, то мне то не могли ответить, то вообще сказали, что трамвайных м-та было 2, а троллейбусных 3, и что на пр. Хатаи был только троллейбус, а на Ататюрк - только трамвай. И ещё предоставили такую инфу. Трамвай: 1. Ж/д вокзал - ул. М. Горького (Фирдоуси); 2. ул. Коммунистов (Табриз) - ул. 26 Бакинских комиссаров - Багбанлар. Вроде как не совсем похожи на предыдущую схему (может это связано с разницей в старых и новых названиях, но скорее всего пробелы в памяти у местного населения). Так что как оно точно ходило - неизвестно. Автобусов много, маршруток ещё больше. Автобусы представлены в основном ПАЗиками-3205, также достаточно ЛАЗов-695, встретился даже 1 Лиаз-677! Маршрутки - Рафики и Газели. МИНГЕЧАУР Здесь я не был, но говорят, что очень красивый и современный город, а значит об остатках троллейбуса говорить не приходится. Кто-то мне сказал, что здесь работал всего 1 троллейбусный маршрут, который ходил по центральной улице (Ленина?) от Автовокзала с левого берега Куры на правый. Но другие источники говорят, что сеть города этого была более обширной. НАХИЧЕВАНЬ Не побывал. Самолёт из Баку нынче стоит 96 манат (120 дол.) для иностранных граждан и 41 манат (51 дол.) для азербайджанцев. Так что кому интересно, слетайте! Re: Азербайджан: памяти электротранспорта
Юрий Анисимов
21.11.2008 21:58
Наверное изобилие нефти - мол автобусами обойдёмся. А вообще ГЭТ содержать дорого - автобусы и маршрутки проще... Re: Азербайджан: памяти электротранспорта
Дмитрий 89
21.11.2008 22:19
Изношенность ПС, дешёвая нефть и отток части населения (прежде всего русского и арямнского) в Россию. Фото
Юрий Анисимов
21.11.2008 22:35
А вот и фото:
БАКУ Схема Бакинского метро. М "Нариман Нариманов". Фото сделано днём, в межпиковое время. М "Бакмиль" - ветка, ведущая в депо. М "Низами" - красивейшая станция в Баку, её стены украшены картинами, описывающими творчество Низами Гянджеви. МАЗ-203 возле ст. М "Хатаи". МАЗ-206 там же. MAN там же. Daewoo на ул. Дилара Алиева (недалеко от вокзала). СУМГАИТ Один из боксов троллейбусного депо. Ушки крупным планом при выезде из депо. А вот это - трамвайная остановка. Роль трамвая сейчас выполныют маршрутки №№7 и 30, может ещё какие. Это вместо трамвая... Здесь когда-то разворачивался трамвай. Теперь здесь находится свалка, а ещё вроде какой-то водопровод строят. Трамвайный столб. Конечная троллейбуса №4 - Химзавод. Линия троллейбуса №4 к Химзаводу. Газель 8-го маршрута за него. Так сейчас выглядит трамвайная конечная "Центральный рынок". ГЯНДЖА ПАЗ-3205 в центре на просп. Хатаи. ЛАЗ-695 в центре на ул. Низами. Рафик на ул. Низами. Лиаз-677 на ул. Гейдара Алиева (бывш. 28 мая). Re: Азербайджан: памяти электротранспорта
Georg
22.11.2008 01:03
Офигеть, в Гяндже скотовозы есть, кто бы мог подумать! Знал бы, обязательно заехал :)
Вообще, конечно, малоприятное впечатление Азербайджан производит в плане транспорта. Кстати, когда я был в Баку, даже автобусов не видел, одни маршрутки, которые забиваются под завязку. Видать недавно решили всё-таки купить автобусы. Сумгаит
Laser09
22.11.2008 06:48
Юрий Анисимов писал:
------------------------------------------------------------------- > СУМГАИТ Трамвай был представлен всего 1 маршрутом, который возил рабочих из центра к ряду хим. предприятий. Маршрут "Центральный рынок - пос. Насосный" следовал по улицам Самад Вургун, Низами и далее вдоль Каспийского моря, чуть не доезжая пос. Насосный. От трамвая остались: 2 остановки и пару столбов, а практически по всей длине линии высажены саженцы. На месте трамвайного депо сейчас находится частный сектор. От кольца трамвая в Насосном не осталось ничего, только большой котлован, в котором находится помойка. От кольца трамвая в центре также не осталось ничего, а на его месте сейчас отстроили огромный торговый центр полукруглой формы. < Трамвай в Сумгаите работал с 1959 по 2003 гг. Одно время было 2 м-та: "Ц.Рынок - Трубный з-д" (закрыт в 1976), "Ц.Рынок - Химкомбинат". > Троллейбусных маршрутов было 6, но как ходил каждый из них, мне выяснить не удалось. < Троллейбус работал с 1961 по 2006 гг. Было 8 м-тов. В последние годы работал только один м-т №6 "Торговый центр - Микрорайоны". Депо расположено неподалеку от Проспекта Металлургов. По данным "Энциклопедии ГЭТ-2007" Редактировано 2 раз(а). Последний раз 22.11.08 06:54 пользователем Laser09. Гянджа
Laser09
22.11.2008 07:16
Трамвай в Кировобаде (Гянджа) работал с 1933 по 1976 гг. До трамвая была конка и городская УЖД на паровой тяге. Маршрутов у трамвая было 4. Трамваи ходили по м-там (1960):
1. "Вокзал - ул.Азизбекова (Софулу) - ул.Джапаридзе"; 2. "ул.Джапаридзе - Красное село"; 3. "ул.Джапаридзе - ул.Коммунистическая (Тебриз) - Багманляр - ул.26 Бак.комиссаров - ул.Ататюрка - ул.Джапаридзе" (кольцевой). Как ходил 4 м-т непонятно, возможно навстречу 3 (?). Троллейбус работал с 1955 по 2004 гг. Было 8 м-тов. Последний м-т ходил от Вокзала до Багманляра, как правильно заметил Юрий Анисимов вдоль бывшей трассы трамвая. По данным "Энциклопедии ГЭТ-2007" Редактировано 1 раз(а). Последний раз 22.11.08 07:17 пользователем Laser09. Минчегаур
Laser09
22.11.2008 07:24
Про Минчегаур можно добавить, что троллейбус там работал с 1986 по 2006 гг. Был один м-т.
В Нахичевани троллейбусных м-тов было 3. Троллейбус также, как и в Минчегауре открыт в 1986 г, а закрыт раньше - в 2004 г. Re: Минчегаур
Юрий Анисимов
22.11.2008 19:06
2 Laser09:
> Про Минчегаур можно добавить, что троллейбус там работал с 1986 по 2006 гг В статье К. Климова указано, что троллейбус в Мингечауре открыт в 1989 г. - самая молодая система в Азербайджане. Мингечаур
Laser09
22.11.2008 21:09
Юрий Анисимов писал(а):
------------------------------------------------------- > В статье К. Климова указано, что троллейбус в > Мингечауре открыт в 1989 г. - самая молодая > система в Азербайджане. Да-да, точно. Троллейбус в Мингечауре: пробное движение 19 марта, регулярное с 15 апреля 1989 г. Депо отсутствовало. 1 маршрут "Роддом - Садовое хоз=во". ПС - 17 ед. ЗИУ-9 (1992 г). Макс. протяженность КС - 34 км (2000) г. Закрыт в декабре 2005 г. "Энциклопедия ГЭТ"(с)2007 Редактировано 3 раз(а). Последний раз 22.11.08 21:16 пользователем Laser09. Re: Азербайджан: памяти электротранспорта
Marko Thompson
24.11.2008 22:07
Юрий Анисимов писал(а):
------------------------------------------------------- >А вообще ГЭТ содержать дорого - > автобусы и маршрутки проще... Откуда тема, что автобус на электротяге ("троллейбус") дороже в эксплуатации, чем дизельный? Где экономическое обоснование? По-моему все наоборот, на 1 доллар затрат на дизельный автобус в США уходит 68 центов на элктро-, и он (электроавтобус) там сворачивался в 60-е годы не по причине дороговизны. а из-за пробок, которые создавал. Re: Азербайджан: памяти электротранспорта
Юрий Анисимов
24.11.2008 22:55
Вы не забывайте, что для эксплуатации автобуса не нужно обслуживать опоры КС, КС и тяговые подстанции, а на такое обслуживание уходит много денег. Почему-то частные перевозчики не стремятся приватизировать троллейбус, а владеют только парком маршруток и автобусов.
Троллейбус и трамвай - те виды транспорта, которые должны постоянно находиться на попечении государства/городской власти. Видно азербайджанское государство не захотело дотировать электротранспорт (по непонятным причинам - ведь страна не бедная и при желании нашла бы средства?). Конечно, то убожество, что существовало там в последние годы, никак не могло рассчитывать на дальнейшее существование, но при массовом ремонте путевого хозяйства и закупке нового ПС можно было бы привести всё в порядок. Теперь же утеряно всё: депо, путевое хозяйство, КС, территории, ремонтные мастерские, ПС и квалифицированный персонал. Восстановить всё это теперь будет очень трудно, поэтому я думаю, что в ближайшие лет 50 в Азербайджане ни троллейбуса, ни тем более трамвая не будет. Re: Азербайджан: памяти электротранспорта
Анар
28.11.2008 10:09
Интересное обсуждение однако. Как человек, живущий в Баку, скажу, что многое сказано правильно: и про однобокое развитие, и про чистоту в центрах городов vs помойки на окраинах, и про радушное гостеприимство, и про авторитарный режим, которому ГЭТ по боку.
Комментарии: - Мингечаур появился раньше 1989-го, так как у меня есть схема пасс.транспорта 1984г., с тремя тролл.маршрутами (1, 1а и 2), и 5 автобусными. - Следы троллейбуса и трамвая в Баку: неиспользуемые бетонные опоры КС на многих улицах хрущевского периода застройки (Юсифа Везира, Тагизаде и пр.), трамвайный и тролл. парки которые раздали частично, и должно стоять еще здание с собственно трамваями (тролли уже порезаны), растяжки напр. у жд станции в пос. Бакиханова (экс-Разина) - про бакинские электрчики ничего не рассказано, но они дышат на ладан, и могут тоже вскоре исчезнуть, т.к. покупку подвижного состава не планируют (?!) - На схеме пасс.транспорта Кировабада (что есть Гянджа) от 1986г. показано 6 тролл.маршрутов. Re: В Баку еще фуникулер есть.
Юрий Анисимов
01.12.2008 02:51
Фуникулёр таки да есть! Забыл почему-то о нём сказать.
Нижняя станция - просп. Нефтчилар Верхняя станция - просп. Нариман Нариманов, просп. Парламент - там ещё находится Меджлис (Парламент). Он представляет собой однопутку с разъездом посередине и 2 вагонами. Пути железнодорожные вроде. Можно даже пешком подняться по шпалам, но только до тех пор, пока не сгонит охранник :) Фотки Сумгаит
Шуршик
18.01.2009 12:19
В Сумгаите троллейбусный маршрут был один, а сколько машин на нем работало и когда его закрыли? Re: Азербайджан: памяти электротранспорта
Marko Thompson
20.01.2009 19:43
Юрий Анисимов писал(а):
------------------------------------------------------- > Почему-то частные перевозчики не стремятся > приватизировать троллейбус, а владеют только > парком маршруток и автобусов. Они не стремятся или им не дают? Приватизировать троллейбус можно было бы, если бы его нынешние реальные хозяева его отдали. А кто ж отдаст золотое дно? Причем доходность этого места во многом связана именно с государственным статусом предприятия. Я имею в виду такие вкусные вещи, как завышение числа льготных пассажиров и прокрутку субвенции из бюджета за них, как покупка дорогущих машин за бюджетные деньги с последующими откатами от производителей и т.п. Мингечаур
Юрий Анисимов
14.11.2009 09:03
Побывал я в Мингечауре. Единственный город, где все машины ещё в целости. Стоят на территории депо, их 13 штук. Там же свалены и растяжки, ушки и пр. элементы КС. Пока весь этот хлам не убирают, мол нет разрешения из Баку. Охранник этой территории раньше работал диспетчером. Он подтвердил тот факт, что движение открыто в 1989 г. и сказал, что было 3 маршрута. Однако 3-й просуществовал недолго, где-то 8 лет, приблизительные даты 1992 - 2000.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.003 seconds ]