ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Типы компостеров, касс-копилок и касс-полуавтоматов

Не подскажет ли кто-нибудь ссылку, где можно ознакомиться с тем, какие компостеры, кассы-копилки и кассы-полуавтоматы применялись в отечественном городском электротранспорте (можно и в автобусном)? А то читаешь архивные документы, встречаешь наименования, а о чём конкретно речь идёт, неясно.

Было бы неплохо и фото увидеть, если, конечно, таковые будут.

И ещё вопрос киевлянам: не даст ли кто ссылку, как выглядели так называемые компостеры киевского типа?

Re: Типы компостеров, касс-копилок и касс-полуавтоматов
Владимир Cherny  01.03.2009 13:15

Ссылку не подскажу, но собственными воспоминаниями поделюсь. В Москве года до 1968 (м.б. конца 1967) был только один тип касс-копилок: большой железный ящик с плексигласовым верхом, куда опускались и монеты и абонементные талоны (никаких компостеров не было), всё это падало на качающуюся подпружиненую железную пластину, которая периодически под весом монет опускалась и содержимое ссыпалось внутрь ящика. Звон стоял ещё тот. Справа была приделана железная ёмкость для билетного рулона, с круглой железной ручкой, которую крутили и отматывали нужное количество билетов. Когда рулон кончался, кричали водителю, и он передавал новый, который пассажиры сами туда заправляли. Щель, в которую опускали монеты и талоны была довольно широкой, мои шаловливые детские пальчики туда легко проходили и иногда, когда никто не видит, извлекали оттуда талончики, которые потом использовались для легального приобретения билетов (отмотать билет бесплатно никому в голову не приходило, это было бы неслыханной, недопустимой наглостью). Извлечение талончиков практиковалось на конечной 12 трамвая (Серпуховская з-ва) когда он шёл на разворот у К/Т Алмаз, в пустом прицепном вагоне "С".
Примерно с 1968 появились первые кассы-полуавтоматы, с ручкой с правого боку. Опускаешь монетки сверху, дёргаешь за ручку - и билет (уже оторванный) падает снизу в специальной ямке. На этих кассах имелся и компостер, который по идее должен был срабатывать от той же ручки, но они никогда не работали (я по крайней мере не видел). Народ эти кассы не любил, т.к. они принимали только медяки, сдачи не давали и часто просто глотали деньги. Поначалу их ставили только на передней площадке, а сзади - обычная "копилка", потом появился ПС без копилок, тогда же появились первые компостеры: с железным блестящим "колпаком", по которому нужно было ударять ладонью.
К середине 70х появились новые кассы-копилки, пластмассовые, с движущейся резиновой лентой вместо качающейся пластины, сравнительно бесшумные, и новые полуавтоматы, с большой металлической клавишей, за которую и опускали мелочь и потом нажимали, билет вылезал из щёлочки, но нередко там заминался, и его приходилось выковыривать чем-нить, например, ключём (от квартиры). Эти тоже нередко глотали деньги.

Re: Типы компостеров, касс-копилок и касс-полуавтоматов
Впередсмотрящий  01.03.2009 13:31

Честно говоря и в семидесятых прекрасно помню кассы с подпружиненной пластиной и их "соседство" с кассами "с лентой". Помню их в трамваях 19го и 5го маршрутов на которых катались. В троллейбусах видел только "полуавтоматы"....

Re: Типы компостеров, касс-копилок и касс-полуавтоматов
Виталий Шамаров  02.03.2009 12:23

Владимир Cherny писал(а):

> В Москве года до 1968 (м.б. конца 1967)
> был только один тип касс-копилок:

Полуавтоматы впервые увидел зимой 1966/67 годов на 89 маршруте автобуса. Через год они массово стали появляться в троллейбусах. И никогда не видел в трамваях.


> Примерно с 1968 появились первые
> кассы-полуавтоматы, с ручкой с правого боку.

Квакающего звука они не издавали, кличка "лягушки" появилась гораздо позже.

> На этих кассах имелся и компостер, который
> по идее должен был срабатывать от той же ручки, но
> они никогда не работали (я по крайней мере не
> видел).

Компостер стоял отдельно. Мне по малолетству силёнок не хватало надавить на круглый металлический колпак.

> новые полуавтоматы, с большой
> металлической клавишей, за которую и опускали
> мелочь и потом нажимали, билет вылезал из щёлочки,

Вот это и были "лягушки" - при нажатии звук был квакающий.

Re: Типы компостеров, касс-копилок и касс-полуавтоматов
Владимир Cherny  03.03.2009 01:27

Виталий Шамаров писал(а):
-------------------------------------------------------
>
> Компостер стоял отдельно. Мне по малолетству
> силёнок не хватало надавить на круглый
> металлический колпак.

Не, отдельно - это само собой. Но был компостер, вмонтированный непосредственно в этот первый полуавтомат, на нем даже было написано "компостер", собственно, я это слово и узнал именно оттуда, поначалу даже думал, что это название этой новой кассы. Он никогда не работал.
>
> > новые полуавтоматы, с большой
> > металлической клавишей, за которую и опускали
> > мелочь и потом нажимали, билет вылезал из
> щёлочки,
>
> Вот это и были "лягушки" - при нажатии звук был
> квакающий.

Никогда не слышал такого названия.

Re: Типы компостеров, касс-копилок и касс-полуавтоматов

Из детства (конец 80-х, начало 90-х) помню два типа компостеров:
1. С щелью для билета посередине (поперек салона), слева рычаг, правый верхний угол скошен. Билет в щель и нажимаешь на рычаг, усилие небольшое.
2. Прямоугольный, щель для билета за корпусом (вдоль салона), для пробивки надо ударить по корпусу.

Типов компостеров в Москве было не меньше десятка. (-)
Виталий Шамаров  04.03.2009 13:41

0

А касс-копилок с лентой - обычно два.
М.Лисовин  04.03.2009 22:30

Причем одним типом комплектовались строго автобусы, другим - строго троллейбусы. Видимо, по ведомственной принадлежности. Автобусные выпускал новгородский завод. У автобусных билетный рулон располагался в теле кассы, за боковой крышкой, прижимной ролик был скрыт внутри. У троллейбусных - весь билетный узел снаружи, рулон - под откидывающейся крышкой узла, прижимной ролик был большой и виден под кромкой, по кторой отрывался билет. Возможно, существовали и другие конструкции.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.001 seconds ]