Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
krechet
17.01.2013 09:50
Давно волнует этот вопрос. Зачем борта автобусов и троллейбусов делают слегка выпуклыми? Это явно не элемент дизайна, ибо выпуклость присутствует даже у ТС с вполне "коробчатым" дизайном. Исключения очень редки, я знаю только старые городские "Scania" 70-х - 80-х годов.
Единственное разумное предположение, которое пришло в голову - это элемент пассивной безопасности, такая конструкция при опрокидовании или сильном боковом ударе не позволяет борту сложиться внутрь. Но тут тоже сомнения, ибо "выпуклость" бортов была характерна ещё для 30-х годов, когда о пассивной безопасности и не думали. Хотя тогда как раз это мог быть и элемент дизайна, тогда была мода на "дутые" кузова. На вагонах трамвая выпуклые борта тоже встречаются, но гораздо реже, чем на колёсном транспорте. А вот на железнодорожном их почти нет. Исключений немного, в основном это скоростные поезда, где это требования аэродинамики, либо двухэтажные или другие крупногабаритные вагоны (например, электропоезда Regina с шириной кузова 3600 мм), где выпулость определяется необходимостью вписать вагон в габарит. Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
Лев
17.01.2013 13:04
Вопрос был бы много более авторитетным, если бы сопровождался чертежами, на которых была бы заметна выпуклость борта.
Выпуклость - в технологических рамках. Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
krechet
17.01.2013 15:06
Ну на приведённых чертежах такой масштаб, что заметить выпуклость сложно. Хотя на самом нижнем её видно. Выпуклость прекрасно видно в реале, если смотреть на ТС с открытой дверью (пример), либо с закрытой, если дверь плоская. ТролЗа-5265, похоже ещё одно исключение из этого правила (посмотрел фотографии). Оправданием того, что это не заметил, может служить то, что данный троллейбус я видел несколько раз в жизни, а ездил на нём всего один раз. А вот МАНы UL вполне "выпуклые", просто в том масштабе этого не видно. Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
Борщевский
17.01.2013 16:48
Старые Волжане (вроде бы 5270) тоже не выпуклые.
Думаю, что выпуклость - это исключительно дизайн. Что же касается "вмятия борта внурь", то как правило, если автобус "делает уши", т.е. переворачивается, то в первую очередь сгибаются оконные стойки. Они слабее фермы, которая скрывается за обшивкой бортов. Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
Дем
25.01.2013 13:41
Может для того, чтобы при крене (все пассажиры сели на одну сторону) вписываться в габарит?
А может тупая экономия материала на крышу :) Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
Лев
25.01.2013 16:24
Эт`вряд ли. Ибо за наклон кузова отвечают пневмоэлементы; чем больше нагрузка, тем больше воздуха будет подано в пневмоэлементы соответствующего борта. Насчёт экономии вообще - а что, идеальная форма ведь цилиндрическая (точнее - сфера, но это уж совсем-совсем идеал); максимальный объём при минимальной площади поверхности... Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
А. Сергей_И
27.01.2013 23:59
На современных низкопольниках явной выгнутости борта нет. Там основной силовой структурой кузова является пол и борта можно особо не утолщать (только для размещения теплоизоляции и проводки). А если посмотреть на "срез" борта, например, ЛиАЗ-677 или старых ЛАЗов - там действительно заметна явная "выпяченность" подоконного бруса. И наверное это было сделано для повышения жёсткости каркаса кузова. Особенно его хлипкой "оконной" части, т.к. там диагональных раскосов не наставишь (как в ботрах). А стойки окон можно и немного завалить внутрь кузова в верхней части. Так и красивее и не особо нужен очень широкий кузов на уровне голов пассажиров. Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
Максим Горчаков
03.02.2013 22:03
Думаю, это все, по большей части, веяние времени. Наиболее "выпуклые" автобусы и троллейбусы (а также, например, трамвай Tatra T3) разрабатывались в 50-е - 60-е годы. Тогда и автомобили были "выпуклыми" - сравните ГАЗ-21 и ГАЗ-24. Современный общественный транспорт практически ровный, по сравнению с тем, что было.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]