ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Ситуация с общественным транспортом в Иркутске
Carolus Magnus  19.04.2005 19:49

Маршрутный вопрос: мэрия гребет под себя?

Иркутская мэрия положительно не дает покоя ни себе, ни иркутским законодателям, ни жителям города. Теперь – с маршрутками.

Новая инициатива муниципалитета по урегулированию движения маршрутных такси вызвала широкий резонанс у всех слоев населения – ведь даже самые “крутые” жители города, разъезжающие на дорогих иномарках, так или иначе сталкиваются с проблемой маршруток – не в прямом, так в переносном смысле.

Казалось бы, чиновниками движут самые благие намерения. Действительно, маршруток в городе много, и зачастую именно они становятся причиной аварий и пробок в центре города. Чтобы решить эту проблему, чиновники предлагают логичный, с их точки зрения, выход: ввести дополнительное лицензирование маршрутных такси с тем, чтобы снизить их количество.

Однако давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения не чиновничьего, а здравого смысла.

К 2004 году стараниями муниципальных чиновников весь автобусный транспорт в Иркутске был изведен под корень. Этого факта муниципалитет никогда не отрицал, однако находил очень удобную причину для оправдания: большое количество льготников. Причем точные цифры льготников ни мэрия, ни конкретно господин Рафаэлян никогда не озвучивали – вероятнее всего, потому, что попросту не имели никакого учета и контроля. Тем не менее в число льготников мэрия всегда лукаво включала и проездные билеты – несмотря на то, что эти проездные покупались за деньги, которые шли в тот же городской бюджет.

После начала монетизации чиновники были вынуждены посчитать льготников и те деньги, которые отводятся на льготы. При этом выяснилась интересная вещь: оказывается, отсутствие льготников, получающих свои льготы теперь в денежном виде, практически не сказалось на доходности или убыточности городского транспорта. Правда, мэрия символически снизила цены на проезд в троллейбусах и трамваях, однако этот процесс с монетизацией был связан достаточно слабо. Дело в том, что доходность трамваев и троллейбусов существенно выше, чем автобусов, так как устройство и обслуживание электрического транспорта существенно проще в силу технологических причин, а стоимость электроэнергии из расчета на километр проезда – гораздо ниже, чем бензина.

Таким образом, стало совершенно очевидно, что проблема городского транспорта – отнюдь не в льготниках, а у неумелом и неграмотном руководстве.

Впрочем, свято место пусто не бывает, и на место исчезнувших городских автобусов, по всем законам рынка, пришли сначала маршрутки, а затем – более выгодные автобусы “Азия”. Бизнес оказался весьма рентабельным, что позволило в короткий срок практически полностью решить старую иркутскую транспортную проблему, руками частных перевозчиков сняв головную боль чиновников.

Маршруток действительно стало много, и они действительно сейчас создают определенные проблемы. Однако.

Ни одна маршрутка не будет ездить себе в убыток. А, следовательно, на улицах Иркутска находится именно то количество маршруток, которое необходимо для эффективной перевозки пассажиров. Кстати, мэрия ставит в вину маршрутчиков то, что многие из них работают исключительно в часы пик – однако именно эти “временные” перевозчики как раз и снимают проблему “часов пик”.

Да, действительно, в часы пик на дорогах центральной части города создается высокий трафик. Но альтернатива здесь простая – либо высокий трафик, либо толпы людей на остановках и опоздания на работу и с работы.

Не следует забывать и такой важный момент, как налоги. Маршрутные такси являются рентабельным мелким бизнесом, который дает в городскую казну мощный поток налогов. Планируя уменьшить число маршруток практически на четверть, мэрия тем самым рубит сук, на котором сидит – то есть урезает доходную часть бюджета.

Что касается претензий, предъявляемых к маршрутным такси.

Без ДТП, естественно, не обходится ни один день на городских дорогах. Естественно, что чем меньше на дорогах автомобилей – тем число ДТП ниже, а чем больше маршрутных такси – тем больше простая вероятность того, что именно маршрутки будут попадать в ДТП. При этом нужно честно признать, что при общем числе маршруток в Иркутске в 3500 штук в аварии они попадают относительно редко по сравнению с обычными автомобилями – наверное, в первую очередь потому, что за рулем маршруток большей частью сидят большие профессионалы, чем за рулем большинства обычных малолитражек.

Собственно, проблема ДТП с участием маршруток, да и всех остальных иркутских автомобилей, кроется вовсе не в количестве автомобилей на километр дороги. Тут мэрия опять лукавит, если не сказать грубее. Основная проблема ДТП – в крайне низком качестве дорожного покрытия, в результате чего автомобили быстро приходят в аварийное состояние, а водители вынуждены совершать за рулем акробатические трюки, чтобы не попасть в какую-нибудь яму. Даже улицы центральной части города зачастую напоминают какую-нибудь фронтовую трассу после бомбежки, а не современную автомобильную дорогу.

Вторая проблема, которая ставится в вину маршрутным такси – это пробки на дорогах. Однако снижением числа маршруток эту проблему не решить. Эта проблема во всем мире решается двумя способами – изменением направлений движения и перепланировкой улиц.

К примеру, два самых “слабых звена” иркутских улиц – выезд на мост из центра города и поворот на остановку “Филармония”. Совершенно очевидно, что в первом случае требуется некое радикальное решение, к примеру, в виде двухуровневой развязки, в сочетании с перенаправления ряда маршрутов с моста в центр города не по улице Чкалова, а по Степана Разина или бульвару Гагарина. Маршрутки, едущие в Ново-Ленино и Иркутск-II, можно направить через новый Ангарский мост. Что касается остановки “Филармония”, то тут вообще не совсем понятна логика муниципалитета, создавшего из района центрального рынка транспортный узел, когда существует гораздо более логичные схемы движения транспорта, соответствующие маршрутам троллейбусов.

Дорого ли построить двухуровневую транспортную развязку в обеих сторон старого ангарского моста? Возможно. Однако если сравнить эти крайне необходимые городу затраты с затратами на никому не нужный “Ледовый дворец”…

Еще одним грамотным решением мог бы стать переход с маршрутных такси на автобусы “Азия”, которые, превосходя маршрутки по вместимости в десяток раз, одновременно превосходят их и втрое по рентабельности. Само собой, вся масса владельцев малогабаритных маршрутных такси добровольно не пойдет на этот шаг, и именно тут требуется проявление определенной воли со стороны муниципалитета, к примеру, в снижении (может быть временном) налогового бремени на большие автобусы или выделение дотаций на их приобретение для существующих владельцев маршруток. Само собой, ряд отдаленных и малопосещаемых районов будет гораздо рентабельнее обслуживать именно малогабаритными маршрутками, и именно туда и нужно будет перенаправить имеющийся автопарк.

В существующем же проекте уменьшения количества маршрутных такси отсутствует самая важная часть любого муниципального проекта: улучшение условий существования населения. Решая одну проблему, муниципалитет порождает сразу десяток других. Несложно представить, кстати, во что выльется владельцам маршрутных такси новая муниципальная инициатива: безусловно, в новую бумажную волокиту, бюрократические препоны и взятки.

Мы далеки от мысли подозревать муниципальных чиновников в преднамеренной инициации проекта, способного в процесс реализации генерировать большой поток взяток. Однако российская реальность такова, что там, где в руках чиновника оказывается решение жизненно важного вопроса для бизнеса, без взяток не обходится никак. Тем самым чиновники, пытаясь решить проблему маршруток, породят новую, чрезвычайно взяткоемкую бюрократическую структуру.

В.Канцельсон, СФО

Заказная статья с неболшим количеством мыслей.
Лев  20.04.2005 04:39

А идея решить проблему увеличением доли ОТ вообще не рассматривается...

Re: Ситуация с общественным транспортом в Иркутске
Алексей Колин  20.04.2005 15:10

Самое противное, что факт ЕЖЕДНЕВНЫХ аварий с участием маршруток констатируется и его по мнению автора следует воспринимать, как должное.

Логика убедительна до безобразия. Да, долбаются маршруки каждый день. Но ведь малолитражки долбаются ещё чаще, а значит, ДТП с маршрутками - норма.

Мерзость какая! А ведь обыватели и впрямь поверят Концельсону в том, что он их интересы отстаивает.

Маршрутки в Иркутске(+)

Я был в Иркутске год назад -возможно то что я видел уже устарело.

В Иркутске на линиях маршруток работают сплошь Тойоты ди и прочие микроавтобусы японского производства.ГАЗелей там я не видел.

Дороги конечно там ой-ой-ой-с Москвой не сравнить-возможно в этом причина аварийности.

Re: ну что тут сказать...
Лапшов Игорь  20.04.2005 23:03

...если журналист не врет (а в этом, сегодня, к сожалению уверенности нет), то иркутская мэрия действует в соответствии с истинными целями и результатами демократических реформ, состоящих в том, чтобы беспредельничать и при этом ни за что не
отвечать. Поэтому можно до бесконечности вводить сертифицирования и лицензирования (вот кто бы мне объяснил, чем принципиально одно от другого отличается), но цель одна - стрясти с маршруточников еще бабла, которое они, в свою очередь, стрясут с пассажиров.

Я был в Иркутске последний раз в августе 2004, автобусы по городу (не частные) еще ходили, хотя и редко. Вид у них конечно был страшный, пустыми не ходили никогда. Маршруток много (от тойот и газелей до азий и 695-х лазов), и тоже набитые. Так что желание подсократить их число выглядит со стороны мэрии весьма странным: перемещаться по городу в часы "пик" с тем количеством маршруток было весьма напряжно. А что касается тамошнего пригородного и междугородного сообщения - это вообще караул: такую разлюли-малину для бомбил еще поискать надо!

Re: Ситуация с общественным транспортом в Иркутске
Алексей Колин  20.04.2005 23:19

Я тоже был в Иркутске в августе 2004 года в течение недели.
Газели там есть и немало.
На автобусах не ездил, поэтому о них судить не могу.
На трамваях и троллейбусах ездил много.
Трамвай в очень хорошем состоянии, как техническом, так и с точки зрения организации труда.
Троллейбусный подвижной состав тоже в относительно хорошем состоянии. Но у троллейбусов много дублёров - тех самых маршрутных такси. Вот именно их я бы и подсократил. И тут логика мерии вполне понятна

Бомбилы в Иркутске(+)

Все верно но проехать на бомбиле за город в мою бытность там стоило рублей 60-80 -это как по Москве от метро до дома проехать.

Re: вы в Листвянку пробовали попасть?(0)
Лапшов Игорь  21.04.2005 18:55

п

Re: для того, чтобы сокращать...
Лапшов Игорь  21.04.2005 18:58

...надо сначала выпуск на троллейбусные маршруты увеличить. Я был в Иркутске летом 2003 (извиняюсь за неточность), и дождаться троллейбуса тогда было делом гиблым, а на маршрутке даже в часы "пик" уедешь минут через 10 - 15 стояния на остановке. В общем, когда троллейбусы начнут ходить часто, маршрутки сами исчезнут.

Re: для того, чтобы сокращать...
Алексей Колин  21.04.2005 21:37

Лапшов Игорь писал(а):

> ...надо сначала выпуск на троллейбусные маршруты увеличить. Я
> был в Иркутске летом 2003 (извиняюсь за неточность),

Эти два мероприятия (увеличение троллейбусных выходов и сокращение маршруток) нужно проводить ОДНОВРЕМЕННО.

и
> дождаться троллейбуса тогда было делом гиблым, а на маршрутке
> даже в часы "пик" уедешь минут через 10 - 15 стояния на
> остановке.

В августе 2004 было не так плохо. Трамваи вообще ходили очень часто на всех 5-и маршрутах. Троллейбусами пользовался для проезда через плотину и по центру. Реально, хотя, конечно, далеко не идеал. На некоторых маршрутах 15-20 минут -((:

В общем, когда троллейбусы начнут ходить часто,
> маршрутки сами исчезнут.

Чем Вы тогда объясните расплодившиеяс маршрутки в городах, где троллейбусы ходили ОЧЕНЬ часто. Пример Волгоград. Просп. Ленина. Тб 8 и 12 ходили (каждый) с интервалом 2 минуты. Давок в них я не замечал. Езда исключительно скоростная. 7 лет спустя я не узнал город. Истреблённый троллейбус и толпы маршруток.

Листвянка -это местный курорт и расценки соответственные(-)

вот

Офф

>Я тоже был в Иркутске в августе 2004 года в течение недели.

А Лапшова Игоря случайно не встретили в Иркутске?

Еще офф.Но прошу ответить.Я бывал там по служебной надобности.
Вы видимо там отдыхали.Можете озвучить примерно (порядок цифр) во сколько обходится отдых в Иркутске?

Re: Офф
Алексей Колин  22.04.2005 19:08

>А Лапшова Игоря случайно не встретили в Иркутске?

Игорь написал, что был там не в 2004, а в 2003 году, поэтому не встретились -((:

>Еще офф.Но прошу ответить.Я бывал там по служебной надобности.
>Вы видимо там отдыхали.Можете озвучить примерно (порядок цифр) >во сколько обходится отдых в Иркутске?

Купе нефирменного поезда в одну сторону где-то 3500 рублей.

Далее расклад такой.
Проезд в трамвае и троллейбусе - 6 рублей.
Вообще по заверениям местных жителей Иркутск город довольно дорогой и цены внём сравнимы с Санкт-Петербургом.
Действительно, мы не долго не могли найти относительно недорогую гостиницу со свободными местами. Свободные места в августе были только в "Интуристе" по цене 2400 руб. с рыла в сутки, "Авангарде" по цене не менее 1500 руб. с рыла в сутки и т.п.

Чудом после почти дня исканий (по справочнику) всё-таки нашли недорогую гостиницу "Селена". Она находится почти на самом берегу Ангары в Студгородке. Номер на двоих стоил 600 руб в сутки (300 с рыла). Комнаты, конечно, не люкс, но мы были очень рады.
А вот питание в кафе и ресторане "Глория" обходилосб очень дёшево. Объестся вдоволь ресторанной пищей (салат, суп, мясное, гарнир, напитки и т.п.) вдвоём обходилсь максимум в 300 руб.
В Иркутске очень много турагенств, предлагающих отдых на Байкале. Мы воспользовались услугами одного из них. Поездка на автобусе 400 км обошлась где-то в 400 руб в одну сторону. Проживание в домике (правда, как оказалось, в четырёхметсной комнате, обещали двух-) на турбазе на берегу Байкала - 300 руб. в сутки с носа.
Ну музеи, театры - копейки.
Очень хотелось проехаться на туристическом ЭД4МК Ангарск - Порт Байкал по кругобайкалке. Но, к сожалению, и к своему стыду о нём узнали слишком поздно. Билет на него около 200 руб.

В общем всё, кроме гостиниц и жилья, сравнительно недорого.

Re: зато несоответственные размеры движения...
Лапшов Игорь  22.04.2005 19:19

...последний обратный автобус в 18.00 летом - это безобразие. Как и двухчасовой интервал движения оных.

Re: для того, чтобы сокращать...
Лапшов Игорь  22.04.2005 19:27

Алексей Колин писал(а):

> > ...надо сначала выпуск на троллейбусные маршруты увеличить. Я
> > был в Иркутске летом 2003 (извиняюсь за неточность),
>
> Эти два мероприятия (увеличение троллейбусных выходов и
> сокращение маршруток) нужно проводить ОДНОВРЕМЕННО.
>

Возможно. Но уж точно не сокращение маршруток без какого-либо увеличения размеров движения троллейбусов.

> и
> > дождаться троллейбуса тогда было делом гиблым, а на маршрутке
> > даже в часы "пик" уедешь минут через 10 - 15 стояния на
> > остановке.
>
> В августе 2004 было не так плохо. Трамваи вообще ходили очень
> часто на всех 5-и маршрутах. Троллейбусами пользовался для
> проезда через плотину и по центру. Реально, хотя, конечно,
> далеко не идеал. На некоторых маршрутах 15-20 минут -((:

А к иркутским трамваям у меня никаких претензий не возникло, кроме одной: трамвайная сеть в городе весьма куцая, и как следствие, в большинство мест (на ту же пристань "Ракета", откуда уходят СПК на Байкал) приходится добираться троллейбусами, а поскольку ждать их долго, то маршрутками.
>
> В общем, когда троллейбусы начнут ходить часто,
> > маршрутки сами исчезнут.
>
> Чем Вы тогда объясните расплодившиеяс маршрутки в городах, где
> троллейбусы ходили ОЧЕНЬ часто. Пример Волгоград. Просп.
> Ленина. Тб 8 и 12 ходили (каждый) с интервалом 2 минуты. Давок
> в них я не замечал. Езда исключительно скоростная. 7 лет спустя
> я не узнал город. Истреблённый троллейбус и толпы маршруток.


А между этими событиями вы в городе были? Впрочем, на примере Москвы можно утверждать, что сначала автобус/троллейбус/трамвай начинает ходить плохо, а потом появляются маршрутки, а не наоборот.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]