ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы: <<1 2 345Все>>
Страница: 2 из 5
Хронология по словам предков
Артём  03.06.2006 00:50

Снова беседовал с предками (родителями и бабушкой), попросил их поднапрячь память. И вот, что они мне рассказали:

1. Первоначально, по крайней мере по состоянию на зиму 1941/42 годов, кольцо "А" проходило по улицам Макатаева (Пастера) - Космонавтов (Байтурсынова) - Толе Би (Комсомольская) - Кунаева (Карла Маркса). По улице Шевченко линии не существовало. Имелись "хвосты" на Жетысуйскую, Талгарскую по Толе Би и Алматы-2 (да, именно так, как писал Арман - вниз от перекрёстка Кунаева и Макатаева). С Кунаева на Макатаева, если ехать вниз, можно было повернуть только налево (в западном направлении), поворот на Жетысуйскую появился после закрытия движения по Кунаева ниже Макатаева. Повернуть с Кунаева на Макатаева, если ехать от Райымбека, соответственно, можно было только налево, существовало и крестообразное пересечение с Макатаева (как до 1993 года на Сатпаева и Жарокова).

2. 1942-43 годы. Сооружается однопутная линия трамвая от перектёстка Райымбека (тогда - Ташкентская) и Кунаева по Суюнбая (тогда - Капальский, позже - Красногвардейский тракт) со смыканием чуть ниже автовокзала "Саяхат" и разъездом возле нынешней одноимённой автобусной остановки, до элеватора. Суюнбая тогда была грунтовой улицей, сам разъезд находился на уровне въезда в небольшой жилой сектор между Рощей Баума и железнодорожной линией. Сектор этот существует и поныне.

3. 1945-46 годы. Сооружается линия от Толе Би и Байтурсынова в Тастак.

4. 1952-53 годы. В связи со строительством Дома Правительства на Старой Площади "верхняя грань" кольца "А" переносится на улицу Шевченко. Сквозное движение по Толе Би от Кунаева до Байтурсынова закрывается (возможно, пуск линии по Шевченко произошёл раньше, но упомянутое закрытие осуществилось в 1953-м, когда началось строительство Дома Правительства). Тогда же (или немного позже - не припомнят точно) сооружается линия на "тёщин язык" - по Шевченко в западном направлении от Байтурсынова, Муканова и до нынешнего перекрёстка Сатпаева и Чапаева.

5. 1960 год. Одновременно закрываются линии на вокзал Алматы-2 и элеватор. Сооружается поворот направо с Кунаева на Макатаева.

Вроде бы всё более-менее логично получается. Однако, хотелось бы ещё кого-нибудь из старожилов послушать.

P. S. В одной из предыдущих веток обещал отсканировать фото перекрёстка Толе Би и Тулебаева с трамвайной сцепкой типа Х. Наконец-то это сделал, извините, что так затянул. Снимок сделан не позже 1949 года.

Сообщение изменено (03-06-06 01:33)

Прошу прощения
Артём  03.06.2006 00:55

Да нет, я же не говорю, что Вы ошибаетесь - когда открывали линию в Орбиту, меня даже на белом свете ещё не было. Просто рассказываю о том, что видел на схеме. Естественно, и составители могли ошибиться. Тем более, если карта эта вышла на рубеже 1977-78 годов, а примерно тогда по Вашим словам и изменился второй маршрут. Но всё равно извиняюсь за назойливость.

Сообщение изменено (03-06-06 00:57)

Re: Первый трамвай
Арман  03.06.2006 06:14

очень интересно но не очень понятно со слов, лучше было бы привести схему
по смутным воспоминаниям моих родителей как будто бы на самом деле была линия по Талгарской

Re: Первый трамвай
Уткин Михаил  03.06.2006 22:15

По инфе ныне покойного человека, родившегося в А-Ате в 1933, трамвай ходил по Красногвардейскому до элеватора.

Re: Микрорайон
Уткин Михаил  03.06.2006 22:30

Когда я приехал жить в Алма-Ату насовсем, в июне 1975 года, по маршруту 6-ки от Жарокова до кольца на Розыбакиева висели маршрутные таблички с указанием двух маршрутов – 2 и 6!!! Однако двойки там не было и в помине – только 6! Двойка появилась потом, с постройкой линии по Шевченко от Жарокова до Муканова. В 1978 году, на момент введения линии в "Орбиту" этой линии ещё не было, а точный год её постройки я сейчас не помню. Вот когда пятёрка стала ходить по новой линии от Муканова/Шевченко до Жарокова/Шевченко, вдруг появилась и "обещанная" двойка: Орбита – Жарокова – Комсомольская – НИКОЛКА – Шевченко – К. Маркса – Пастера – Комсомольская – Жарокова – Орбита. То есть ТУПО ПРОТИВ тогдашнего маршрута 6, НО БЕЗ ЗАХОДА НА ДЖЕТЫСУЙСКУЮ.

Re: Предлагаю составить набор карт/схем
Уткин Михаил  03.06.2006 22:39

Блин, кроме СХЕМ в продаже существовали справочники "Наша Алма-Ата", где вообще не было никаких схем, однако ВСЕ маршруты городского транспорта были расписаны ТЕКСТОВКОЙ. У меня дома должна была остаться такая брошюрка за 1975 год, хрен его знает – осталась или нет, но я сейчас в Астане... Кто в А-Ате – поищите в Пушкинке, ну наверняка же там они остались...

Re: Предлагаю составить набор карт/схем
Уткин Михаил  03.06.2006 23:09

Уткин Михаил писал:

> Блин, кроме СХЕМ в продаже существовали справочники "Наша
> Алма-Ата",
* * *
Господа! Кто пойдёт в библиотеку – звыняйте, плз, старого седого склеротика, но мозги начинают работать только после 150 грамм "Хаомы-НОМАД" (божественный напиток!). Итак, брошюрка: Н. И. ЖИР-ЛЕБЕДЬ "КАК ПРОЕХАТЬ ПО АЛМА-АТЕ". Год издания – 1975, место издания – А-Ата, а вот точное название издательства не вспомню уже, даже если ещё столько же "Хаомы" выпью...

Re: Первый трамвай
Петр Смирнов  03.06.2006 23:10

Если точнее, то до Комбикормового завода. Это на метров 500 дальше. Кольцо было, говорят, чуть севернее того места, где Шолохова примыкала к Капальскому. Потом на той площади сделали автостанцию для пригородных автобусов северного направления, которую перенесли на Привокзальную площадь в связи со строительством развязки.

еще раз 2 трамвай
Арман  03.06.2006 23:31

Уткин Михаил писал(а):

> Когда я приехал жить в Алма-Ату насовсем, в июне 1975 года, по
> маршруту 6-ки от Жарокова до кольца на Розыбакиева висели
> маршрутные таблички с указанием двух маршрутов – 2 и 6!!!
> Однако двойки там не было и в помине – только 6!

На самом деле вначале 2-ка там ходила!

> Двойка
> появилась потом, с постройкой линии по Шевченко от Жарокова до
> Муканова В 1978 году, на момент введения линии в "Орбиту" этой
> линии ещё не было, а точный год её постройки я сейчас не помню.
> Вот когда пятёрка стала ходить по новой линии от
> Муканова/Шевченко до Жарокова/Шевченко, вдруг появилась и
> "обещанная" двойка: Орбита – Жарокова – Комсомольская – НИКОЛКА
> – Шевченко – К. Маркса – Пастера – Комсомольская – Жарокова –
> Орбита

Неверно!
2-ка снова пошла по Жарокова еще до прокладки линии по Шевченко от Муканова до Жарокова, прокладка этой линии никак не отразилась на 2-ке - изменился только 5-ый маршрут: с Жарокова он стал сворачивать не на Толе би, а не Шевченко

Re: Микрорайон
Петр Смирнов  03.06.2006 23:45

Это один из вариантов маршрута № 2.
Он был продлен в Орбиту, действительно, после того, как на Жарокова - Сатпаева было добавлено глухое пересечение (хотя мне показалось, что пути буквально выкопали из-под асфальта и только добавили крестовины и недостающие стрелки, как-будто рельсы уже были когда-то уложены, а потом закатаны до поры до времени; но повторяю - у меня создалось такое впечатление, как на самом деле, мне достоверно не известно).
Насколько я знаю, маршрут № 2 после продления дольше всего проработал в таком виде: Жетысуйская, Макатаева, Байтурсынова, Толе би, Жарокова, Утепова, Каблукова, Торайгырова, Саина; и обратно: Саина, Торайгырова, Каблулкова, Утепова, Жарокова, Толе би, Байтурсынова (Никольский базар), Шевченко, Кунаева, Макатаева, Жетысуйская.

Re: ещё раз 2 трамвай
Артём  04.06.2006 00:03

Нет! На Жетысуйскую этот маршрут не заходил после того, как начал в Орбиту ездить. Михаил всё правильно написал - он с Кунаева стал поворачивать на Макатаева НАЛЕВО и даже я помню именно таким этот маршрут в середине 80-х годов. И Арман совершенно точно подметил - он так ездить стал гораздо раньше пуска линии по Шевченко между Муканова и Жарокова (я писал уже в том числе в этой ветке год её открытия - 1987). Именно в таком виде он и проработал до своей кончины в 1995 году (кстати, по ходу дела: что сейчас мешает его пустить вновь?). Было, правда, недолгое время, когда в марте-апреле 1988 года ремонтировали пути на Кунаева между Макатаева и Толе Би, соорудили поворот с Толе Би по Кунаева вниз (до этого можно было только вверх повернуть, опять же - я сам хорошо помню), его пустили на конечную 4-го маршрута: с Толе Би, в противоположность 4-ки, он поворачивал по Байтурсынова вниз, шёл по Макатаева до Кунаева. Но это, повторю, продолжалось очень недолго.

Сообщение изменено (04-06-06 00:10)

Re: ещё раз 2 трамвай
Петр Смирнов  04.06.2006 00:24

Возможно, так оно и было. Но я раза два из Орбиты ездил на двойке до Зеленого Базара.

Re: Предлагаю составить набор карт/схем
Петр Смирнов  04.06.2006 00:42

Да, есть книжки:
- Справочник движения пассажирского транспорта в Алма-Ате, 1967 г. (Но в нем нет описания трамвайных и троллейбусных маршрутов, имеется только ссылка на схематический план города)
- Как проехать по Алма-Ате. Краткий путеводитель, 1976 г.
- Путеводитель по Алма-Ате, 1987 г.
Но в них во всех имеются отдельные неточности.

Re: Предлагаю составить набор карт/схем
Петр Смирнов  04.06.2006 00:49

Немного не по теме схем, извиняюсь. По поводу первых трамваев.
Выдержки из очерка А.Володева "Два товарища" ("Огни Алатау", 15.06.1980, о А.И.Позденко и А.Н.Реутте - "отцах" трамвайного движения в Алма-Ате)
"Буквально через несколько дней после своего назначения управляющий трестом "Трамвайстрой" ...пришел на железнодорожную станцию Алма-Ата-2 получать первые два трамвая... Он увидел ...платформы, на которых ослепительно краснели два деревянных трамвайных вагона. То были ...знаменитые "Бреши". ...Для каждого вагона построили мощные деревянные сани, которые тащили трактора .
За несколько месяцев до открытия движения получили в подарок первые советские трамваи с завода города Усть-Катав.
...Накануне этого ...события управляющий с главным инженером пешком обошли металлические колеи, все три очереди, имеющие протяженность 28,6 километра.
...Самый первый старт состоялся глубокой ночью... "...Назавтра, 6 ноября 1937 года, я вёл трамвай сквозь ликующие толпы..."

Re: ещё раз 2 трамвай
Арман  04.06.2006 07:57

Петр Смирнов писал(а):

> Возможно, так оно и было. Но я раза два из Орбиты ездил на
> двойке до Зеленого Базара.

трамвай часто отклонялся от своего маршрута по причине ремонта путей, трамвайного затора по причине поломки или обрыва КС и т.п.

2-ка в своем окончательном виде на Джетысуйскую не ходила.

Вообще схема маршрутов практически не менялась с конца 70-х до 1993, не считая продления 4, 7, 8 в Аксай, сооружения линии в Калкаман и по Шевченко (от Муканова до Жарокова), а также кратковременного существования кольцевой 9-ки, которая кстати воспроизводила старую "короткую" 2-ку (Джетысуйская-Макатаева-Байтурсынова-Шевченко-Кунаева-Макатаева-Джетысуйская)

Сообщение изменено (04-06-06 12:27)

Re: ещё раз 2 трамвай
Уткин Михаил  04.06.2006 11:15

Арман писал:

> Жарокова), а также кратковременного существования кольцевой
> 9-ки, которая кстати воспроизводила старую "короткую" 2-ку
> (Джетысуйская-Макатаева-Байтурсынова-Шевченко-Кунаева-Макатаева-Джетысуйская)
* * *
Не ходила 9-ка на Джетысуйскую. Выход этого маршрута был 6 вагонов, три в одну сторону, три в другую, по кольцу Космонавтов-Пастера-К. Маркса-Шевченко. Одновагонные самые старые РВЗ-6 выходили на этот маршрут пиковым графиком в рабочие дни – 7-10 утра и 4-7 вечера. За три часа работы водитель имел одно окно для захода в парк на 15-20 минут – сходить в т, буфет и т. п. Потому что всем остальным давали такую возможность на диспетчерских конечных, а 9-ка ни на одну из них по ходу НЕ ПОПАДАЛА.

Re: Предлагаю составить набор карт/схем
Максим Гольбрайхт  05.06.2006 13:46

А я в 1993 году несколько раз видел 9 на Тастакском рынке

временный 9
Арман  05.06.2006 20:48

Максим Гольбрайхт писал(а):
> А я в 1993 году несколько раз видел 9 на Тастакском рынке

это был временный маршрут, когда Толе би раскапывали за Мате Залка (ремонт теплотрассы), там на одном участке был однопутный участок. чтобы было легче регулировать движение по нему, ходил 9 Тастак-Аксай, а 4, 7 и 8 - только до Тастака

Re: Предлагаю составить набор карт/схем
kj  06.06.2006 09:52

Уважаемые участники форума!
Предлагаю Вам свой набросок стартовой конфигурации трамвайных линий.
http://www.topmail.kz/kjq/Almaty_tram_start.gif
Но мне пока кое-что не совсем ясно:
a) Точный маршрут линии от Райымбека/Кунаева до вокзала Алматы-2 (Для начала предположим, что строго напрямик);
b) Входила ли сюда (в стартовую конфигурацию) линия по Талгарской от Макатаева до Толе-би (и если входила то сразу вмсесте с кольцом на Толе-би?);
c) Была ли она однопутной с самого начала (как и в 1966 по сведениям Петра, и были ли разъезды);
d) Была ли также однопутной линия по Макатаева от Кунаева и далее (до ст. Жетысу?) с самого начала (как и в 1966 по сведениям Петра, насчёт разъездов также не ясно);
e) Также под вопросом конфигурация путей на всех перекрёстках 1-4 (Все нарисованы ориентировочно);
Жду Ваших ответов и предложений.
P.S. Если у кого-нибудь из Вас имеется более пригодный план города (топоподоснова) для рисования схем, прошу выслать мне на e-mail:kjr@topmail.kz или же сообщить адрес ресурса.

Re: Предлагаю составить набор карт/схем
Артём  06.06.2006 14:45

kj писал(а):

> b) Входила ли сюда (в стартовую конфигурацию) линия по
> Талгарской от Макатаева до Толе-би (и если входила то сразу
> вмсесте с кольцом на Толе-би?);

Никто из моих предков не помнит этой линии. Бабушка в 1942-44 годах ездила от Жетысуйской до АЗТМ (прошу прощения - я наврал про годы строительства линии в Тастак в одном из предыдущих сообщений этой ветки, указав 1945-46 - на самом деле движение по ней открыто 4 февраля 1942 и её необходимость была обусловлена именно подвозом рабочих на АЗТМ) и утверждает, что ничего там не было. Отец в детстве жил в том же доме, что и я - на Жибек Жолы (Горького), 60, родился он в 1949-м. Нередко ездили в ЦПКиО. Утверждает, что троллейбус, шедший по улице Гоголя, ни в какое время каких-либо трамвайных путей не пересекал.


> d) Была ли также однопутной линия по Макатаева от Кунаева и
> далее (до ст. Жетысу?) с самого начала (как и в 1966 по
> сведениям Петра, насчёт разъездов также не ясно);

По крайней мере, в ноябре 1941-го была двухпутной на всём протяжении.


> e) Также под вопросом конфигурация путей на всех перекрёстках
> 1-4 (Все нарисованы ориентировочно);

С Кунаева на Толе Би можно было повернуть только направо. Да и (я писал уже не раз об этом) после переноса линии с Толе Би на Шевченко, долгое время с Толе Би на Кунаева можно было повернуть только вверх (налево). Поворот же вниз (направо) появился лишь в марте - апреле 1988 года.

Сообщение изменено (06-06-06 15:09)

Страницы: <<1 2 345Все>>
Страница: 2 из 5
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]