Выгодны ли транспортникам карточки, и для чего вообще нужен транспорт?
Виктор Кострицкий
18.12.2006 16:56
Написать этот вопрос меня побудила вот эта цитата водителя трамвая:
Вопрос участникам форума: как вы думаете, для чего нужен транспорт - для перевозки людей или зарабатывания денег? Создаётся впечатление, что 2). В Петербурге сложилась такая ситуация, что сокращают и даже отменяют "невыгодные" маршруты, которые везут мало денег. Но мало денег они везут не потому, что мало народу ездит, а потому, что многие ездят с карточками. А карточка - это не халява, а альтернативный способ оплаты проезда. И то, что на маршруте ездит много людей с карточками - свидетельство того, что он популярен среди постоянных пассажиров. Однако оставляют тот маршрут, где ездит меньше народу, но случайного, с "живыми" деньгами. Теперь другая часть вопроса. Выгодны ли карточки для транспорта вообще, или лучше их отменить и пусть все платят наличными за каждую поездку? Водителей и кондукторов - с ними всё понятно, им хоть трава не расти, лишь бы побольше денег собрать с входящих пассажиров, а владельцев карточек они убить готовы. Чтобы собрать побольше, они готовы "подрезать" и "тащиться", из-за чего трамвай не является скоростным видом транспорта. Что будет с транспортом, если карточки отменить? Он зацветёт или наоборот откинется совсем? Re: Выгодны ли транспортникам карточки, и для чего вообще нужен транспорт?
AgRiG
18.12.2006 17:50
Виктор Кострицкий писал(а):
------------------------------------------------------- > Вопрос участникам форума: как вы думаете, для чего > нужен транспорт - для перевозки людей или > зарабатывания денег? ОТ по определению нужен для перевозки людей. Зарабатывание денег - лишь вопрос источника финансирования расходов на закупки, строительство, текущую эксплуатацию, зарплату и т.п. Только компенсации расходов, т.к. ИМХО прибыльный городской ОТ - это... странно. Мне непонятно, зачем нужно собирать деньги в бюджет таким путем. Можно выделить расходы на ПС, з/п и часть административных в виде оплаты созданных частниками пассажиромест, но без прибыли (хоть и при зарплате) частник работать не будет - а это отток определенного % от финансирования ОТ. > Теперь другая часть вопроса. Выгодны ли карточки > для транспорта вообще, или лучше их отменить и > пусть все платят наличными за каждую поездку? С точки зрения финансирования нет разницы, будет ли одна и та же сумма собираться с оплаты каждой поездки, либо централизованно с продаж карточек, либо дотациями из наших налогов, сложенных в бюджет, либо все эти способы в разных пропорциях, что и происходит в большинстве городов. Но есть разница в психологии. Чем дешевле ОТ разово, тем больше им будут пользоваться, чем дороже - тем больше будут сомневаться. "Золотая середина" зависит от поставленной цели. Если стоит задача популяризации ОТ для решения, например, транспортных проблем, то финансирование переводится на более "общенародные" источники - ежемесячные(суточные, недельные и т.п.) карточки и дотации из бюджета. За счет распределения расходов на большее число горожан, цена разовой поездки (разового билета либо соотношения стоимости карточки к среднему числу совершаемых поездок) для тех, кто пользуется ОТ, станет ниже -> им начинают чаще пользоваться. > Водителей и кондукторов - с ними всё понятно, им > хоть трава не расти, лишь бы побольше денег > собрать с входящих пассажиров, а владельцев > карточек они убить готовы. Это проблема организации оплаты проезда - з/п водителя и кондуктора не должны зависеть от сборов разовых билетов. > Что будет с транспортом, если карточки отменить? > Он зацветёт или наоборот откинется совсем? Как я уже сказал, способ финансирования непринципиален. Более-менее эффективно может работать ОТ и так и этак, но некоторые проблемы придется решать другими способами; вероятно, менее эффективными, если таковые будут найдены. Самый цивилизованный способ – чтобы билеты продавала другая организация
А.С.
18.12.2006 18:30
Идеальный вариант: чтобы сами транспортники (кроме частично метро и ж.д.) вообще не имели дело с наличными деньгами. Так, собственно, во многих развитых странах и делают.
Город должен сам организовать или дать на откуп кому-то торговлю билетами всех видов: разовые, многократные (карнеты), на время (недельные, месячные), льготные и проч. Это можно делать в киосках, автоматах на остановках, в кассах магазинов… Билеты могут быть как бумажные, так и на магнитном носителе (типа картонных карт московского метро или билетов токийского метро и электрички). А полученную выручку город должен делить, – уже в безналичном виде, – между перевозчиками, спрашивая с них исключительно за выполнение заказанных графиков. Такая система, кстати, дает возможность вводить разные гибкие тарифные схемы, поощрающие много ездящих пассажиров. И еще такая система дает возможность внедрения более прогрессивной и справедливой системы оплаты "по времени за поездку", а не "за маршрут" – когда тарифным "квантом" служит одна поездка в течение ограниченного времени (скажем, полутора часов) с любым числом пересадок любыми видами городского транспорта. Надо еще и соизмерять уровень развития мозга нашей власти - не дай где нибудь такое сделают - транспортники вообще ничего не получат (-)
Васисуалий
18.12.2006 20:56
0 Re: Самый цивилизованный способ – все на халяву!
Andy
20.12.2006 00:13
А.С. писал(а):
------------------------------------------------------- > Идеальный вариант: чтобы сами транспортники (кроме > частично метро и ж.д.) вообще не имели дело с > наличными деньгами. Так, собственно, во многих > развитых странах и делают. В развитых странах - социализм, когда выгодно не работать, а кататься на тармвае. > А полученную выручку город должен делить, – уже в > безналичном виде, – между перевозчиками, > спрашивая с них исключительно за выполнение > заказанных графиков. Вот и корень проблемы - выгоднее будет не пассажиров возить, а биться за безнал, из которого и будут образовываться конвертики с налом. А что касается графиков, так всегда можно найти 1001 причину срыва графика. Более того, как только образуется доверенная компания, так она сразу приступает к шантажу заказчика. Вы скажете, конечно, что можно легко сменить доверенную компанию. Наверное, все-таки нелегко и не сразу, но когда доверенная компания поймет, что под ней земля горит, уж поверьте, все доверенное оборудование будет приведено в негодность путем усиленной эксплуатации. В конце прошлого века Петербург национализировал конку (в строгом соответствии с контрактом, кстати). Ну и в каком состоянии досталось имущество национализированной компании? > И еще такая система дает возможность внедрения > более прогрессивной и справедливой системы оплаты > "по времени за поездку", а не "за маршрут" – когда > тарифным "квантом" служит одна поездка в течение > ограниченного времени (скажем, полутора часов) с > любым числом пересадок любыми видами городского > транспорта. В начале 1921 года трамвай в Р.С.Ф.С.Р. стал вообще халявным. Вскоре он остановился вообще. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 20.12.06 00:15 пользователем Andy. Re: Самый цивилизованный способ – все на халяву!
VictorT
20.12.2006 13:22
>В начале 1921 года трамвай в Р.С.Ф.С.Р. стал вообще халявным. Вскоре он >остановился вообще.
Могли б пример из более близкого времени подогнать. В 90-х годах халявный проезд много где вводили с аналогичным результатом. Только непонятно, какое отношение эти примеры имеют к всяческим многоразовым карточкам, котрые по сути являются гибкой системой скидок оптовым покупателям, что всяко полезно, особенно в условиях конкурентной борьбы. Re: Выгодны ли транспортникам карточки, и для чего вообще нужен транспорт?
Petro
20.12.2006 15:13
Виктор Кострицкий писал:
------------------------------------------------------- > Теперь другая часть вопроса. Выгодны ли карточки > для транспорта вообще, или лучше их отменить и > пусть все платят наличными за каждую поездку? > Водителей и кондукторов - с ними всё понятно, им > хоть трава не расти, лишь бы побольше денег > собрать с входящих пассажиров, а владельцев > карточек они убить готовы. Чтобы собрать побольше, > они готовы "подрезать" и "тащиться", из-за чего > трамвай не является скоростным видом транспорта. > Что будет с транспортом, если карточки отменить? > Он зацветёт или наоборот откинется совсем? Ну что Вы как маленький. У водятла и кондуктора есть план по продаже билетов. План не выполнил, получил по рогам. То что народ с проездными, дык это никого не волнует. Никто из водятлов и кондукторов не пойдёт в суд доказывать, что требование выполнения плана по выручке совершенно незаконно. А что будет? Ничего не будет. Надо отменять план по сбору выручки и всё. План
житель ЗАО
20.12.2006 19:18
План на выручку отменить конечно надо, но взамен надо ввести план на количество перевезённых пассажиров. Как это количество будет определяться - уже дело техники (данные от непосредственной продажи билетов, данные с валидатора по перевезённым пассажирам с проездными и льготникам)
Простой отменой плана добьёмся либо левака, либо кондуктора попросту перестанут заниматься своей непосредственной работой Редактировано 1 раз(а). Последний раз 20.12.06 19:20 пользователем житель ЗАО. Re: План
Неунывающий питерский бродяга
20.12.2006 21:15
-------------------------------------------------------
> План на выручку отменить конечно надо, но взамен > надо ввести план на количество перевезённых > пассажиров. А если так получилось, что план не выполнился (ну, мало народу почему-то проехало)? Как предлагаете добиваться выполнения плана? Выбегать на улицу и силой затаскивать прохожих в вагон? И наоборот, если план выполнен и немножко перевыполнен, то можно вообще прекратить останавливаться на остановках - ведь от лишних пассажиров не будет пользы. Хорошо, что у нас тут никаких планов нет. Отмены левака можно добиться вводом билетопечатающих машин заместо билетых рулонов, а также существенным повышением стоимости единичного билета, чтобы у пассажиров был стимул заранее покупать карточки в киосках. Re: Самый цивилизованный способ – все на халяву!
Andy
21.12.2006 00:44
VictorT писал:
------------------------------------------------------- > Только непонятно, какое отношение эти примеры > имеют к всяческим многоразовым карточкам, котрые > по сути являются гибкой системой скидок оптовым > покупателям, что всяко полезно, особенно в > условиях конкурентной борьбы. Собственно к карточкам - никакого, а вот к халяве - прямое. См. http://forum.tr.ru/read.php?9,453398,455777#msg-455777 Постинг немного утрированный, но в общем и целом - верный. Писал не я. Неунывающий питерский бродяга писал: ------------------------------------------------------- > существенным повышением стоимости единичного билета, чтобы у пассажиров был > стимул заранее покупать карточки в киосках. Еще больший стимул будет сесть в маршрутку. Re: Самый цивилизованный способ – все на халяву!
VictorT
21.12.2006 09:59
Кто, кого и где к халяве призывает - не понял.
>Собственно к карточкам - никакого, а вот к халяве - прямое. См. >http://forum.tr.ru/read.php?9,453398,455777#msg-455777 Постинг немного >утрированный, но в общем и целом - верный. Писал не я. Ну ссылочка, положим, на питерский форум. О питерской ситуации судить не могу. >Пообещай сделать ОТ халявой на предвыборной кампании и исполни,губернатором >будешь вечно. Фигня какая-то. Вряд-ли сейчас кто-то на такое поведется. Особенно там, где это уже проходили. Да и губернаторов уже не выбирают. >Еще больший стимул будет сесть в маршрутку. Когда как и кому как. Тут одинакового ответа не то что для разных городов - для соседних улиц не будет. Re: Самый цивилизованный способ – все на халяву!
Andy
21.12.2006 11:26
VictorT писал(а):
------------------------------------------------------- > Фигня какая-то. Вряд-ли сейчас кто-то на такое > поведется. Особенно там, где это уже проходили. Откровенно бесплатного проезда в Петербурге не было с 1921 года, однако призрак халявы сохраняется. Месячная карта на метро стоила 430 руб., а единая карточка - 600 (цифры прошлого, 2005 года, новых я не знаю, на ПзаОТ мне их говорили, но я забыл) > Когда как и кому как. > Тут одинакового ответа не то что для разных > городов - для соседних улиц не будет. В самих карточках ничего плохого нет, плохо тогда, когда они используются для недобросовестной конкуренции. Для гусударства, у которого ресурсы безграничны (но вот которых никогда не хватает) есть соблазн покрывать убытки "своих" с помощью дотаций. Как писали, если я не ошибаюсь, недавно в Дискоклубе, маршрутки в Нью-Йорке были, но умерли после того, как был сделан бесплатный проезд для пассажиров метро на автобусе. "Почему в автобусах такие большие окна? Чтобы было видно, что в них ездят одни негры" (с) Столкновение. Наверное, это преувеличение, тем более, что его произносит расово-озабоченный герой фильма. Наверное, у нью-йоркского обкома имеются средствА, чтобы обеспечить адекватное возмещение убытков автобусной компании. Вот только у автобусной компании нет никаких экономических стимулов бороться за пассажира. Re: План
житель ЗАО
21.12.2006 12:52
Неунывающий питерский бродяга писал(а):
------------------------------------------------------- > -------------------------------------------------- > ----- > > План на выручку отменить конечно надо, но > взамен > > надо ввести план на количество перевезённых > > пассажиров. > > А если так получилось, что план не выполнился (ну, > мало народу почему-то проехало)? Проводить периодически оценки пассажиропотока силами руководства предприятия (и вот не надо мне говорить что такое невозможно, в подмосковном Долгопрудном такие оценки проводились не раз) > Как предлагаете > добиваться выполнения плана? Выбегать на улицу и > силой затаскивать прохожих в вагон? Ну купить билетов самому у себя и пропустить их через валидатор (если таковой есть) > И наоборот, > если план выполнен и немножко перевыполнен, то > можно вообще прекратить останавливаться на > остановках - ведь от лишних пассажиров не будет > пользы. Хорошо, что у нас тут никаких планов нет. > Линейного контроля никто не отменял > > Отмены левака можно добиться вводом > билетопечатающих машин заместо билетых рулонов, а > также существенным повышением стоимости единичного > билета, чтобы у пассажиров был стимул заранее > покупать карточки в киосках. Ну а зачем нужны киоски при кондукторной системе (с терминалами кондуктора)? НЯЗ в Питере работает как раз такая система Редактировано 1 раз(а). Последний раз 21.12.06 12:54 пользователем житель ЗАО. Re: План
mishel' savi
21.12.2006 13:07
житель ЗАО писал(а):
> Ну купить билетов самому у себя и пропустить их > через валидатор а можно сразу отказаться от заработной платы в пользу родного,горячо любимого предприятия,дабы оно перестало быть убыточным :)))) Re: План
Petro
21.12.2006 13:13
житель ЗАО писал:
------------------------------------------------------- > План на выручку отменить конечно надо, но взамен > надо ввести план на количество перевезённых > пассажиров. Как это количество будет определяться > - уже дело техники (данные от непосредственной > продажи билетов, данные с валидатора по > перевезённым пассажирам с проездными и > льготникам) Ещё раз объясняю, план на выручку отменяется, план на перевозку отменяется. Остается только исполнение графика движения. Ибо следуя вашей логике, ОТ должен прекращать работу в 22:00 ибо после этого времени план по пассажирам не выполнишь. > Простой отменой плана добьёмся либо левака, либо > кондуктора попросту перестанут заниматься своей > непосредственной работой С леваком боремся согласно ТК, УК РФ. С помощью ТК боремся с неисполнением ДИ. Re: Самый цивилизованный способ – все на халяву!
VictorT
21.12.2006 14:10
>Для гусударства, у которого ресурсы безграничны (но вот которых никогда не >хватает) есть соблазн покрывать убытки "своих" с помощью дотаций.
Есть ли это плохо? В любом случае, насчет убыточности/прибыльности муниципальных перевозчиков НОТ ни по Москве ни по Питеру никаких сведений не имею. Может, искал плохо. Если имеете - поделитесь, тогда будет что обуждать :)). Насчет московского метро читал, что оно по крайней мере безубыточно. Насчет питерского слышал то же самое. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 21.12.06 14:11 пользователем VictorT. Re: Самый цивилизованный способ – все на халяву!
Andy
21.12.2006 14:17
VictorT писал(а):
------------------------------------------------------- > >Для гусударства, у которого ресурсы безграничны > (но вот которых никогда не >хватает) есть соблазн > покрывать убытки "своих" с помощью дотаций. > > Есть ли это плохо? Здесь ключевое слово - не убытки )что само по себе плохо, но м.б. терпимо), а "своих", потому что вынуждает уходить с рынка "чужих", и толкает "своих" бороться не за пассажира, а за дотации. Короче - недобросовестная конкуренция. > В любом случае, насчет убыточности/прибыльности > муниципальных перевозчиков НОТ ни по Москве ни по > Питеру никаких сведений не имею. Может, искал > плохо. Если имеете - поделитесь, тогда будет что > обуждать :)). Сам не знаю. Знаю только, что наш НОТ убыточен, но где это написано, тоже не знаю. Может, к вечеру чего узнаю, да и на ПзаОТ спрошу. > Насчет московского метро читал, что оно по крайней > мере безубыточно. Насчет питерского слышал то же > самое. Да. Re: План
житель ЗАО
21.12.2006 15:26
Petro писал(а):
------------------------------------------------------- > житель ЗАО писал: > -------------------------------------------------- > ----- > > План на выручку отменить конечно надо, но > взамен > > надо ввести план на количество перевезённых > > пассажиров. Как это количество будет > определяться > > - уже дело техники (данные от непосредственной > > продажи билетов, данные с валидатора по > > перевезённым пассажирам с проездными и > > льготникам) > Ещё раз объясняю, план на выручку отменяется, план > на перевозку отменяется. Остается только > исполнение графика движения. Ибо следуя вашей > логике, ОТ должен прекращать работу в 22:00 ибо > после этого времени план по пассажирам не > выполнишь. Элементарно, Ватсон. Делается план на перевезённых пассажиров исходя из каждого рейса (считается заранее в ходе мероприятий по подсчёту пассажиропотока). Контроль за соблюдением этого плана возлагается на отдел перевозок (эксплуатации), контроль за соблюдением графика возлагается на диспетчерские пункты (можно и это автоматизировать вводом системы навигации) > > Простой отменой плана добьёмся либо левака, > либо > > кондуктора попросту перестанут заниматься своей > > непосредственной работой > С леваком боремся согласно ТК, УК РФ. С помощью ТК > боремся с неисполнением ДИ. А теперь представляем себе это на практике: ведь не поставишь же к каждому водителю/кондуктору по контролёру Re: Самый цивилизованный способ – все на халяву!
VictorT
21.12.2006 16:01
>Здесь ключевое слово - не убытки )что само по себе плохо, но м.б. терпимо), >а "своих", потому что вынуждает уходить с рынка "чужих", и толкает "своих" >бороться не за пассажира, а за дотации. Короче - недобросовестная конкуренция
Кого вынудил уйти с рынка ввод бесплатного проезда? Насколько я понимаю, такие эксперименты привели к обратному результату - благодаря резкому ухудшению качества работы муниципалов частные перевозчики благополучно захватили рынок. Это я к тому, что демпинг может вынудить уйти с рынка "чужих" только если "свои" предоставляют приемлемый уровень сервиса. Ну, или если в более общем виде, то соотношение долей рынка, занимаемых частниками и муниципалами, определяется не только ценой, но и качеством услуг. Ну а если "недобросовестная конкуренция" не нанесла ущерб потребителю - то какое нам до нее дело? Да, а что Вы понимаете под дотацией? Оплата проезда льготников по сути своей дотацией не является, так? Если перевозчику выплачивалась только она, то в чем "недобросовестность"? О "безубыточности" метро
А.С.
21.12.2006 16:02
VictorT писал(а):
------------------------------------------------------- > Насчет московского метро читал, что оно по крайней > мере безубыточно. Насчет питерского слышал то же > самое. Это – НЕПРАВДА. Или, точнее сказать, прямой обман налогоплательщиков. Когда московские и питерские метрошные начальники говорят о якобы "безубыточности", они на самом деле имеют в виду окупаемость только ТЕКУЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК за счет взымания проездной платы. Если же говорить не о технике бухгалтерских проводок, а об ЭКОНОМИКЕ, то в себестоимость перевозки нужно включать, во-первых, капитальные расходы на строительство, разложенные на срок амортизации (что для таких долговременных сооружений как метро достаточно условно – за время амортизации радикально меняются масштабы и соотношения цен), а во-вторых, расходы на покупку и КВР подвижного состава. Насчет КВР точно не знаю, включают ли его сейчас в издержки метро, а вот покупка нового ПС точно не включается: вагоны покупаются за счет городских бюджетов и даются метро "в подарок". Вот учтите все такие расходы в издержки – тогда можно обсуждать всерьез вопрос о себестоимости и сравнивать разные виды транспорта. Как бы то ни было, во всем цивилизованном мире городской ОТ как правило дотируется, и на это все идут. Наличие удобного и комфортного ОТ несет непрямые, трудно учитываемые в деньгах социальные и экономические выгоды: привлекательность города и конкретных мест в нем для бизнеса и жизни, расширение спроса и предложения на рынке труда, стимулирование отказа от пользования в крупных городах личными автомобилями (улучшение экологии и качества городской среды) и т.д. и т.п. Скажем, какую прибыль несет уход за зелеными насаждениями в городе, или уборка мусора с улиц, или поддержание системы регулирования движения (светофоры и др.), или строительство транспортынх развязок? Тем не менее, это всё делается – за счет налогоплательщиков. Так же надо относиться к городскому транспорту. Это не значит, что не нужно считать деньги и бросать их на ветер. Но не нужно и ставить задачу 100% окупаемости.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.004 seconds ]