ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Тульский трамвай и троллейбус глазами питерца: застой или начала развала?

27 марта 2004 года я и Вадим Розалиев посетили город-герой Тулу, славящуюся своими пряниками, самоварами и стрелковым оружием. Из 600 с лишним тысяч когда-то населявших Тулу, осталось лишь 490 000 жителей, с посёлками Скуратовский, Менделеевский и Косая Гора, входящими в черту Тулы – около 550-560 тысяч. Причина такого обильного сокращения населения – как почти трёхкратное превышение смертности над рождаемостью (детей в центре Тулы в возрасте 7-14 лет я не заметил вообще!), так и обильное, по словам Эдуарда, выселение народа из квартир местными судами в пригороды за долги по квартплате. Однако несмотря ни на что туляки очень любят общественный транспорт (прежде всего трамвай) и в упор не переваривают «Козели». В городе по прежнему имеется 3 вида транспорта, однако автобус понёс самые тяжёлые потери: из 500 машин в 1991 году в муниципальной собственности осталось лишь около сотни. Интервалы в часы пик составляют 40-45 минут и потому не удивительно, что основным видом транспорта в Туле является трамвай. Обрадовало, что не увидел там ни одного ржавого 677-го ЛиАЗа, зато видел кучу КАВЗов, используемых в качестве маршрутных такси и автобусов «Рено» 1981-182 годов выпуска.
Как и положено, мы прибыли в Тулу в 11.32, где на перроне нас уже поджидал Эдуард Грачёв. Позже у вокзала мы встретили Дениса Денисова, и, осмотрев троллейбусное кольцо у вокзала (находящееся на самой Привокзальной площади) отправились на трамвайное, находившееся в метрах двухста от площади. Сейчас там кольцуются только два маршрута - №3 и №9. №1 был отменён в январе этого года из-за малого пассажиропотока, к тому же он на 99% (за исключением последней остановки) дублировался №14. Не дождавшись на кольце в течение 5-ти минут ни одного трамвая, мы пошли вдоль улицы Коминтерна до остановки Ф.Смирнова и увидели наконец-то сплотку 316Т-317Т (многие вагоны, как и в Иванове, имеют букву «Т» для обозначение тяжёлого профиля). Дойдя до какого-то рынка свернули к депо, из которого в 1927 году вышел первый тульский трамвай. Оно очень маленькое - 5 ангаров, расчитанных на 30 вагонов серии «Х», один из которых мы видели свежевыкрашенным в депо. В депо также находился вагон Т-3 с надписью РМП-1: по словам Эдуарда Грачёва там сейчас находится только покраска и ремонт: порезка вагонов осуществляется в депо 1 и 2. Эдуард нам предложил туда зайти, однако мы отказались, и сфоткав вышеописанные экспонаты мы пошли дальше, к ближайшей трамвайной остановке, встретившись по пути с одним из старых «Рено». Кстати, линия в депо раньше шла от Красноармейского проспекта, о чём свидетельствуют как широкий проход между домами, так и толщина их стен и заборов депо.
Поехали 14-м маршрутом до посёлка Менделеевский через Энгельса. Сели во второй вагон поезда 25-26 из Т3М, который, несмотря на субботнее утро, был удивительно полон в самом центре Тулы: в Питере не встретишь такое даже на Лиговке, не говоря уже о родной улице Некрасова, где ужасные гробовидные ЛВС-ы 28-го маршрута возят в своих огромных салонах в это время всего 4-5 человек. Там было так тесно, что пришлось разбиться на две группы – я поехал спереди второго вагона с Эдуардом, а Вадим – с Денисом. Вот что мне удалось узнать интересного о тульских трамах:
- это основной вид транспорта туляков, доступный всем без исключения.
- в отличие от других городов парники не расцепляют, поскольку водителей не хватает, да и особого смысла в этом нет учитывая тульские пассажиропотоки.
- обновления парка в ближайшие годы не ожидается, так как бюджет Тулы на 2/3 состоит из кредитов; правда в 2000 году ПТМЗ пытался навязать тулякам свою низкосортную продукцию, но они дали ему достойный отказ.
- недавно частично решилась проблема со стёклами для Т-6 (как известно, в большей части тульских Т-6 вместо них стоят куски железа) очень оригинальным способом – один завод по заказу Москвы изготовил вместо стёкол для Т-3, 20 комплектов стёкол для Т-6 и их, недолго думая, продали в Тулу.
- инициатор снятия линии по Советской от Энгельса до Оборонной в действительности не ГАИ, а местная администрация, чьи окна выходят как раз на перекрёсток Советской и Ленина; пока не снимают из-за отсутствия средств и угрозы того, что вместе с этим участок снимут пути по всей Советской и Энгельса.
- задержки по з/плате в местном ТТУ составляют 2-3 месяца.
Линия по Энгельса мне чем-то напомнила трамвайную линию в Москве, которая проходит по Бауманской улице – были везде пятиэтажки и лишь изредка попадались дома большей высотности. Также как и в Москве, улица сплошь состоит из трамвайных путей и лишь узкая полоса для движения автомобилей не даёт основания считать её полностью трамвайной. Кстати, подобный вид имеют также и другие основные трамвайные магистрали Тулы: улицы Руднева, Епифанская, Коминтерна и другие. Возможно, поэтому в Туле до сих пор основным видом транспорта является трамвай, а троллейбусных маршрутов вдвое меньше – для них попросту не хватает хороших дорог.
Эдуард нас покинул на остановке "улица Мира" и далее стало гораздо свободнее. Мы втроём (я, Вадим и Денис) далее продолжили путешествие в сторону посёлка Менделеевский. После остановки «Ресторан «Отдых» (рядом с южной автостанцией, где кучкуются с десяток троллейбусов) стало совсем просторно и так мы примерно в 13.40 уже были на конечной станции «посёлок Менделеевский». Она представляет из себя трёхпутную развилку с одной стороны и четырёхпутную развилку с другой, из которых один путь снабжён ремонтной ямой. Если смотреть на конечную с западной стороны – она напоминает некогда существовавшую в Питере конечную станцию «Порт», которая была уникальна тем, что при малой площади она вмещала 4 пути и там в лучшие годы кольцевалось шесть трамвайных маршрутов. В Туле некогда на данной конечной останавливались восемь маршрутов, однако 1,8 и 16 были отменены, и теперь там остались лишь маршруты 2,4,5, 12 и 14. Радует то, что даже в выходные она представляется вполне полноценной конечной и далека от тех сюрреалистических пейзажей, что мне приходилось видеть в Воронеже осенью прошлого года. Затем тут же подошла 4-ка (бортовой номер - 92) и мы немедленно поехали в сторону Косой Горы. О тульской 4-ке написано многое и поэтому я лишь скажу то, что раньше врядли кто-то писал. Эта линия была построена в далёком 1934 году и вместе с 4-кой не изменилась за прошедшие 70 лет ни на миллиметр, разве что только посёлок Косая гора формально вошёл в черту Тулы. Однако фактически он как был пригородом, так он им и остался – практически везде дома не больше 2-3 этажей, очень напоминают дальние окраины Питера – Шушары и Песочное, разве что только единственное отличие – это отсутствие в последних трамвая. Проведение трамвайной линии в Косую гору было обусловлено в основном строительством Косогорского металлургического завода. В настоящее время он практически бездействует и очень напоминает мне пейзаж после ядерной войны. Тем не менее, от этого полудохлого грандиозного сооружения вонь стоит на десятки километров такая, которой мне не приходилось чувствовать даже в Мариуполе в 50 метрах от «Азовстали». Однопутная линия до сих пор потому, что, во-первых, там очень большие уклоны, а во-вторых из-за косогорья, мост над ж/д веткой Москва-Симферополь расширить практически невозможно. Впрочем, это сейчас не является необходимым, так как пассажиропоток на маршруте невысок в отличие от прошлых времён когда, по словам Дениса, там ходили даже парники. Сейчас на маршруте ходят одни одиночки 1-го депо: в субботу их было 3 – 65, 92 и 94. Постояв немного на конечной, мы двинулись обратно: туда он шёл очень медленно из-за огромного количества уклонов что занимает в общей сложности двадцать минут езды от Менделеевского и полтора часа от вокзала. На малом разъезде нам пришлось ждать встречного трамвая и мы не упустили возможность запечатлеть на плёнку такое уникальное явление как встречу на разъезде двух 4-к – правда для этого пришлось постоять минут пять, прежде чем они встретятся друг с другом бок о бок. Вернувшись на к/ст «пос. Менделеевский» и безуспешно прождав Эдуарда пятнадцать минут, мы поехали на 12-м маршруте обратно в сторону центра в прицепном вагоне 2 (сцеплённого с вагоном 1). И тут бы мне хотелось сказать несколько слов о состоянии тульских вагонов. Т-3 выглядят неплохо, и даже несмотря на отсутствие в некоторых из них плафонов освещения, все сиденья на месте. Состояние Т-6 – ужасно, особенно прицепных вагонов, где нет не только оригинальных дерматиновых сидений, но даже плафонов, которые поставлены от Т-3. Больших скотовозов, чем тульские прицепные Т-6 я в жизни не видел, учитывая даже и то, что как минимум пара стёкол на них заварена железом, либо забита фанерой. Однако при сравнении тульских прицепных Т-6 с ярославскими КТМ-5М3, где отсутствует половина сидений и все они расписаны граффити (в тульских это частично) и выдраны все лампы, предпочтение я отдам всё равно тульским прицепным Т-6. Поэтому неудивительно, что в этом году должны порезать их 6 штук при том, что списание Т-3 практически не коснётся. Единственный нормальный состав из Т-6 – вагоны 1996 года поставки 47-48, ходящий сейчас по маршруту №12. КТМ-8 не видел (остался только один состав 21-22), но я так и не пойму чем они не приглянулись тулякам. От поставок ЛМ-ов и ЛВС-ов туляки также отказались и в итоге судьба трамвая в Туле находится теперь под угрозой: даже если деньги на демонтаж найдутся, то только на кусок у местной администрации, на замену эквивалентным количеством автобусов денег у города нет. Что же касается путей, то по всем линиям, по которым мне пришлось проехаться они в среднем состоянии, а на проспекте Ленина трамвай развивал скорость до 40 км/ч. Кондукторов катастрофически не хватает и поэтому один кондуктор приходится на 2 вагона и платят за проезд только ему, так как мы были единственными, кто компостировал билеты. Но вернёмся к линиям. Линии по Руднева, Тимирязева и Оборонной проходят по районам смешанной городско-сельской застройки, причём в отличие от Курска там все одноэтажные деревенские дома соседствуют друг с другом. Как мне показалось. Если туда приехать летом, то наверняка можно увидеть кур и уток, гуляющих по трамвайным путям: из-за того. что заводы стоят туляки вынуждены жить натуральным хозяйством. Однако это придаёт трамвайным линиям некоторую живописность несмотря на то, что они выглядят достаточно забавно. Недалеко от Красного перекопа Денис нас также покинул и мы поехали в центр одни. Мне удалось запечатлеть парник 11-го маршрута (82Т-83Т) на кольце «Красный перекоп» в момент разворота, причём несмотря на то, что я фотографировал его из вагона, никаких следов от стекла на фотографии на своё удивление не заметил. Далее мы вышли недалеко от депо №1 на остановке «Советская улица» и пошли вдоль её 600 метрового участка вдоволь нафоткавшись. Ведь неизвестно, увидим ли мы их тут в следующий наш приезд, поскольку ГАИ вместе с местной администрацией хотят снять этот участок несмотря на протесты жителей. Кстати, пути на Советской вымощены как в Москве плиткой и находятся в идеальном состоянии. Наконец мы дошли до какой-то кофейни где и остановились перекусить.
Напоследок даю перечень всех трамвайных маршрутов Тулы на 27.03.2004 г.:
2. Штыковая - пос. Менделеевский (через Ленина)
3.Вокзал - Щегловская засека
4. пос. Менделеевский – пос. Косая гора
5. пос. Менделеевский – кондитерская фабрика «Ясная поляна» (через Руднева)
6. стадион «Металлург» - Штыковая
7. стадион «Металлург» - Щегловская засека
9. стадион «Металлург» - пос. Менделеевский
10. стадион «Металлург» - ул. Советская (не обнаружен)
11. Щегловская засека – Красный перекоп
12. Штыковая - пос. Менделеевский (через Руднева)
14. пос. Менделеевский – кондитерская фабрика «Ясная поляна» (через Ленина)
15. Щегловская засека – Штыковая
К сожалению, мы не поехали смотреть тянитолкайное сообщение на ремонтируемом мосту из-за недостатка времени. Скажу лишь, что оно скоро закроется, так как там должны врезать две стрелки с организацией по нему одностороннего движения. После обильного фотканья трамов на Советской, мы пошли на обед, встретившись с тульским трамваем только перед самым отъездом.

Троллейбусная сеть Тулы не так густа как трамвайная и поэтому она не представляла для нас особого интереса. Поэтому дам лишь краткие сведения из того, что узнал Троллейбусная сеть по сравнению с 1996 годом значительно похудела и лишилась как минимум 3-х маршрутов – 4а, К и 3-ку, которую отменили год назад, по словам Эдуарда временно. Из 170 когда-то имевшихся на балансе города машин в настоящее время имеется лишь 90, из них 78-ЗиУ-9 в довольно сносном, но далеко не идеальном состоянии. На линию выходит до 70 машин в рабочие дни и до 46 – в выходные, ЗиУ-10 работают только на маршруте №6. Недавно троллейбус акционировали, однако вряд ли это исправит сложившееся положение и только ускорит его конец.
Вот список всех троллейбусных маршрутов Тулы по состоянию на 27.03.2004 г.
1. станция «Южная» - Малые Гончары
2. станция «Южная» – Троллейбусное депо
4. станция «Южная» - станция «Северная»
5. Московский вокзал – станция «Южная» (через Макаренко)
6. Московский вокзал – пос. Горелки
7. Московский вокзал – Троллейбусное депо
8. Московский вокзал – станция «Южная» (через Ленина)

Кстати, чуть не забыл написать, что проезд в Туле теперь стоит не 3, а 4 рубля. В половину пятого мы были уже возле моста, за которым рукой подать до привокзальной площади. Там стоят два списанных КТМа с бортовыми номерами 69 и 70, купленных предпринимателями под кафе. Реконструкция их ведётся прямо на месте (о чём свидетельствует куча металлической арматуры, сваленной около вагонов) и к моменту нашего визита успели сделать только перед и зад обоих вагонов – их середина представляла плачевное зрелище с выдранными внутренностями, но целыми стёклами дверей и салона, с надписями типа «в переднюю дверь не входить» или «место кондуктора».
Покинули мы Тулу в 16.55 мск, помахивая руками проезжающему со стороны кондитерской фабрики «Ясная поляна» по путепроводу парнику из Т-3. Если кто хочет - добавляйте.

Сообщение изменено (06-04-04 09:09)

Re: Тульский трамвай и троллейбус глазами питерца: застой или начала развала?
Дмитрий Касаткин  07.04.2004 11:12

> - недавно частично решилась проблема со стёклами для Т-6 (как
> известно, в большей части тульских Т-6 вместо них стоят куски
> железа) очень оригинальным способом – один завод по заказу
> Москвы изготовил вместо стёкол для Т-3, 20 комплектов стёкол
> для Т-6 и их, недолго думая, продали в Тулу.

Ага, как же, продали! До сих пор у нас на складе эти 20 штук лежат, никто покупать не хочет. Уже собираемся меняться на запчасти для Т3. И вовсе там не комплекты стёкол, а только задние средние. А туляки в Воронеже стёклами поживились, поскольку там много Т6Б5 разрезали, а запчасти распродают.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]