ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Стандарт на маршрутоуказатели
McFly  26.10.2010 12:57

Существует некий федеральный стандарт, регламентирующий размеры маршрутоуказателей, их расположение. ГОСТ или СНиП, точно не знаю. Кто знает?

Re: Стандарт на маршрутоуказатели
Антон Чиграй  26.10.2010 13:13

Цитата (McFly)
Существует некий федеральный стандарт, регламентирующий размеры маршрутоуказателей, их расположение.
ГОСТ 25869-90, ещё советский, поэтому уши советских реалий торчат из каждого пункта, и например ЭМУ ещё не предусматривались в принципе за отсутствием оных в серийном производстве.

2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ПАССАЖИРСКОГО НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

2.1. Информационное обеспечение автобусов, троллейбусов, трамваев (далее - подвижного состава) должно содержать объем информации для пассажиров по вопросам организации их перевозки.
Информационное обеспечение подвижного состава производят посредством звуковой и визуальной информации.
2.2. Звуковую информацию осуществляет водитель подвижного состава или автоинформатор по громкоговорящей связи с целью четкого и своевременного оповещения пассажиров о наименованиях остановочных пунктов, своевременности оплаты проезда, возможных пересадках и т.д.
Информацию передают на двух языках - национальном языке союзной республики и русском.
2.3. Визуальную информацию наносят на указателях, схемах маршрутов и информационных табличках подвижного состава.
2.4. Указатели маршрутов подвижного состава должны содержать информацию о номерах маршрутов, названиях начальных, конечных и основных промежуточных остановочных пунктах.
2.5. По месту расположения на подвижном составе указатели маршрутов (далее - указатели) подразделяют на передние, боковые и задние.
2.6. На переднем указателе подвижного состава указывают номер маршрута и названия начального и конечного остановочных пунктов. Допускается наносить только номер маршрута, если конструкция ниши не позволяет разместить всю информацию.
В автобусах пригородных маршрутов на переднем указателе наносят номер маршрута и названия начального и конечного остановочных пунктов.
В автобусах междугородных и дальнего следования на переднем указателе наносят только названия начального и конечного остановочных пунктов.
В автобусах, следующих по маршруту с ограниченным числом остановок и с оплатой проезда по повышенному тарифу, на переднем указателе наносят номер маршрута, названия начального и конечного остановочных пунктов и надпись "Экспресс". Допускается наносить на переднем указателе только надпись "Экспресс".
Передний указатель, освещаемый в темное время суток, устанавливают в специальной нише, предусмотренной конструкцией подвижного состава. При отсутствии ниши допускается установка переднего указателя внутри салона на специальном держателе за ветровым стеклом, при условии обеспечения требований необходимой обзорности с места водителя в соответствии с ГОСТ 28070.
2.7. На боковых указателях городских и пригородных маршрутов указывают их номера, названия начальных, конечных и основных промежуточных остановочных пунктов.
В автобусах междугородных и дальнего следования на боковых указателях наносят названия начальных и конечных остановочных пунктов. Допускается наносить названия одного или двух основных промежуточных остановочных пунктов.
В автобусах экспрессных маршрутов на боковых указателях наносят их номера, названия начальных и конечных остановочных пунктов и, над ними, надпись "Экспресс".
В автобусах РАФ, используемых в качестве таксомоторов, на боковых указателях наносят номера маршрутов, названия начальных и конечных остановочных пунктов.
Боковые указатели следует устанавливать в специальных нишах, предусмотренных конструкцией подвижного состава.
При отсутствии ниш боковые указатели устанавливают возле входных дверей в специальных держателях снаружи у нижней окантовки оконного проема или внутри салона за боковым стеклом.
В двух- и трехвагонном подвижном составе боковые указатели устанавливают у входной двери каждого вагона. В сочлененном подвижном составе устанавливают один боковой указатель у задней входной двери.
2.8. На задних указателях указывают только номера маршрутов.
Задние указатели устанавливают в нишах, если это предусмотрено конструкцией, или в специальных держателях за задним стеклом.
В автобусах междугородного и дальнего следования задние указатели не устанавливают.
2.9. Указатели маршрутов изготовляют заводы-изготовители подвижного состава; они входят в комплект поставки. Допускается боковые указатели изготовлять транспортным предприятиям.
При отсутствии в конструкции подвижного состава специальных ниш для указателей заводы-изготовители должны устанавливать для них специальные держатели.
Держатели должны обладать жесткостью крепления и удобством замены указателей в процессе эксплуатации.
2.10. На передних и боковых указателях названия остановочных пунктов должны наноситься на двух языках в две строки: верхняя - на национальном языке союзной республики; нижняя - на русском языке.
2.11. Надпись "Экспресс" на переднем и боковом указателях наносят красной краской над наименованиями остановочных пунктов.
2.12. Освещение переднего и заднего указателей маршрутов, а также размеры информационных надписей на всех указателях маршрута следования должны обеспечивать их читаемость в светлое и темное время суток: на переднем и заднем номере маршрута с расстояния не менее 15 м, на боковом указателе - с расстояния не менее 3 м.
Читаемость информации определяют визуально в светлое и в темное время суток.
2.13. Схемы маршрутов, предназначенные для информации пассажиров о последовательности прохождения всех остановочных пунктов маршрута, устанавливают в салонах подвижного состава в местах, удобных для обозрения пассажирами.
На схеме маршрута наносят графическое изображение маршрута с названиями начального, конечного и всех промежуточных остановочных пунктов.
2.14. Информационные таблички, устанавливаемые в салонах, предназначены для информации пассажиров об организации их перевозки на данном виде подвижного состава.
2.15. Информационные таблички должны содержать следующий объем обязательной информации:
инвентарный номер подвижного состава;
индекс и номер телефона транспортного предприятия;
места для пассажиров с детьми и инвалидов (для подвижного состава городских маршрутов);
место расположения огнетушителя;
место расположения кнопки экстренной остановки;
место расположения аптечки;
правила пользования подвижным составом;
вход и выход;
места аварийных выходов (через окна, двери, люки) с указанием способа их открывания.
2.16. Информационные надписи на табличках могут дополняться или заменяться соответствующими символическими изображениями (пиктограммами).
2.17. Фон указателей маршрута, схем маршрута, информационных табличек должен быть белого цвета; информационные надписи - черного цвета. Цветографическое решение пиктограмм - черно-белое или цветное.
Информационные надписи на табличках, обозначающих аварийные выходы, должны быть красного цвета.
2.18. Цветовое кодирование номеров маршрутов в указателях устанавливают республиканские министерства и ведомства по принадлежности вида транспорта.




Более новые упоминания содержатся в правилах перевозок (постановление Правительства РФ от 14.02.2009):

29. Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:
а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
в) на заднем окне транспортного средства.
30. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.
31. Высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле транспортных средств категории "M3", - минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.
32. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.
33. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.
34. Допускается использование информационного электронного табло в качестве указателя маршрута регулярных перевозок.
35. В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется вход пассажиров, за исключением транспортных средств категории "M2", над каждой дверью с наружной стороны укрепляется табличка с надписью "Вход" или наносится надпись "Вход".
36. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
37. Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:
а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;
б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;
в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;
г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;
д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;
е) указатели мест расположения огнетушителей;
ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;
з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
38. В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется выход пассажиров, за исключением транспортных средств категории "M2", над каждой дверью с внутренней стороны укрепляется табличка с надписью "Выход" или наносится надпись "Выход".
39. Вместо указателей, предусмотренных подпунктами "д" - "з" пункта 37 настоящих Правил, допускается использование соответствующих символических изображений (пиктограмм).
40. Помимо информации, указанной в пункте 37 настоящих Правил, внутри транспортного средства может размещаться другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Re: Стандарт на маршрутоуказатели
E69  26.10.2010 13:24

Сейчас ориентируются на Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом 2009 г.:

Цитата
29. Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:
а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
в) на заднем окне транспортного средства.
30. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.
31. Высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле транспортных средств категории "M3", - минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.
32. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.
33. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.
34. Допускается использование информационного электронного табло в качестве указателя маршрута регулярных перевозок.
35. В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется вход пассажиров, за исключением транспортных средств категории "M2", над каждой дверью с наружной стороны укрепляется табличка с надписью "Вход" или наносится надпись "Вход".
36. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
37. Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:
а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;
б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;
в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;
г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;
д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;
е) указатели мест расположения огнетушителей;
ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;
з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
38. В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется выход пассажиров, за исключением транспортных средств категории "M2", над каждой дверью с внутренней стороны укрепляется табличка с надписью "Выход" или наносится надпись "Выход".
39. Вместо указателей, предусмотренных подпунктами "д" - "з" пункта 37 настоящих Правил, допускается использование соответствующих символических изображений (пиктограмм).
40. Помимо информации, указанной в пункте 37 настоящих Правил, внутри транспортного средства может размещаться другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Всем громадное спасибо (-)
McFly  26.10.2010 14:09

0

Re: Стандарт на маршрутоуказатели
McFly  26.10.2010 16:19

А какова должна быть высота бокового маршрутоуказателя? Я сначала прочитал - 140 мм, - но это для переднего.

Re: Стандарт на маршрутоуказатели
FanTrans  28.10.2010 18:50

Цитата (McFly)
Существует некий федеральный стандарт, регламентирующий размеры маршрутоуказателей, их расположение. ГОСТ или СНиП, точно не знаю. Кто знает?
А откуда пошла традиция писать номер маршрута на жёлтом фоне? Во многих населенных пунктах это практикуется.

Re: Стандарт на маршрутоуказатели

Цитата (FanTrans)
Цитата (McFly)
Существует некий федеральный стандарт, регламентирующий размеры маршрутоуказателей, их расположение. ГОСТ или СНиП, точно не знаю. Кто знает?
А откуда пошла традиция писать номер маршрута на жёлтом фоне? Во многих населенных пунктах это практикуется.

И вовсе не обязательно на синем. На краснодарских Т-3 номера поначалу наносились чёрные на белый фон, а затем и до сих пор белые на синий. И на КТМ-5 тоже.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 28.10.10 20:15 пользователем Владислав Мартианов.

Re: Стандарт на маршрутоуказатели

Цитата (FanTrans)
А откуда пошла традиция писать номер маршрута на жёлтом фоне?
Исследования показали, что чёрный на светло-жёлтом обеспечивает лучшую видимость, чем чёрный на белом. Но те, кто рисуют трафареты, про это не знают, и поэтому часто делают жёлтый настолько тёмным, что видимость делается хуже.

Re: Стандарт на маршрутоуказатели
Олег Бодня  29.10.2010 17:58

Цитата (Андрей Подрубаев)
Исследования показали, что чёрный на светло-жёлтом обеспечивает лучшую видимость, чем чёрный на белом.

Можно ссылку на эти "исследования"? А то вот издатели печатной продукции как-то не спешат переходить с белой бумаги на жёлтую. Да и на этом форуме почему-то до сих пор белый, а не жёлтый фон взят за основу. И если в бумажном враианте можно говорить об определённой экономии краски (которая при современных технологиях зачастую не так существенна), то компьютеры позволяют выводить любой фон текста, хоть серо-буро-малиновый.

Дело не в лучшей видимости (это - бред), а в том, что при большом количестве текста номер маршрута требует какого-то выделения. Хоть цветом, хоть фоном. Второе и применяется многие годы в Ленинграде - Петербурге, из которого, вероятно, и разошлось по другим городам и весям.

Re: Стандарт на маршрутоуказатели
ailcat  01.11.2010 20:57

Цитата (Олег Бодня)
Можно ссылку на эти "исследования"? А то вот издатели печатной продукции как-то не спешат переходить с белой бумаги на жёлтую. Да и на этом форуме почему-то до сих пор белый, а не жёлтый фон взят за основу. И если в бумажном враианте можно говорить об определённой экономии краски (которая при современных технологиях зачастую не так существенна), то компьютеры позволяют выводить любой фон текста, хоть серо-буро-малиновый.
Дело не в лучшей видимости (это - бред), а в том, что при большом количестве текста номер маршрута требует какого-то выделения. Хоть цветом, хоть фоном. Второе и применяется многие годы в Ленинграде - Петербурге, из которого, вероятно, и разошлось по другим городам и весям.
1) я результаты подобных исследований видел под грифом ДСП - и положенный срок еще не истек. Из "гражданского" обратитесь к учебникам по авиационной светотехнике и 14 приложению ИКАО - там многое поясняется.
2) "этот форум" не принято читать с расстояния 20 метров и за полсекунды "снимать информацию".
А "черный на желтом", как и "желтый на синем" - это сочетания "быстрого восприятия", то есть рефлекторно выделяемые человеком на общем фоне и, что немаловажно, "фотографируемые" сетчаткой (т.е распознается не само изображение в момент обнаружения, а его "след" на сетчатке) - что, согласитесь, весьма актуально в случае раскачивающегося транспаранта вагона или, наоборот, знака на остановке при виде из движущегося вагона.
Сочетание "черный на белом" здесь - наихудшее, т.к. очень долго распознается (белый фон не "фотографируется" глазом, поэтому мозг распознает ту картинку, что видит глаз), хотя и обладает высокой читаемостью благодаря наибольшему контрасту (потому и используется на сайтах и в газете, где текст неподвижен). "Белый на черном" распознается гораздо быстрее, но с больших расстояний тёмный фон "замыливает" светлый текст, делая его малоразборчивым.
Белый на синем - разумный компромисс: высокая читаемость + малое время распознавания (очень удобное сочетание для маршрутных транспарантов, подсвечиваемых изнутри). Желтый на синем и черный на желтом = мгновенное считывание + приемлемая читаемость
3) Пришло это сочетание, кстати, не из Питера, а из авиации, которая, благодаря специсследованиям, знала о таких сочетаниях еще в 20-х годах (когда цветовые схемы обозначения маршрутов ОТ были только в Ленинграде), и, естественно, небогатое государство это цветовое кодирование (первоначально разрабатываемое для авиации) вовсю распространяло на остальную жизнь (кроме автопрома, пожалуй - там до 60-70-х довлела "сименсовская" система из "большой энергетики": зеленый - выключено, но "в готовности", красный - включено).
4) номер маршрута с 1800-х годов и по сей день выделяется не цветом, а расположением (особенно это было заметно в вагонах 40-60-х годов разработки) и размером. Так что дополнительного выделения еще и фоном или цветом - не требует (хотя такое выделение, конечно, повышает время распознавания благодаря "фильтрации" ненужной части транспаранта по цвету)...

Re: Стандарт на маршрутоуказатели
FanTrans  04.11.2010 13:02

Цитата (Олег Бодня)
то компьютеры позволяют выводить любой фон текста, хоть серо-буро-малиновый.
Хм, так для создния жёлтого фона тоже придётся расходовать краску принтера:) Так что использование белых (неокрашенных) листов для документов - огромная экономия краски.

Но не лучше ли испоьзовать, как когда-то, бумагу естественного, кремого цвета? Чтобы не тратиться на отбеливание. Сочетание "Чёрный на кремовом" лучше, чем "Чёрный на белом"?



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 04.11.10 13:04 пользователем FanTrans.

Re: Стандарт на маршрутоуказатели
ailcat  04.11.2010 17:40

Цитата (FanTrans)
Но не лучше ли испоьзовать, как когда-то, бумагу естественного, кремого цвета? Чтобы не тратиться на отбеливание. Сочетание "Чёрный на кремовом" лучше, чем "Чёрный на белом"?
Нет, не лучше.
1) для статичного текста, тем более находящегося на малом расстоянии от глаз, важно не быстрое считывание, а наименьшее утомление глаз. А для этого нужен максимальный контраст - который и дает "черный на белом". Другое дело, что не всегда тербуется идеальная белизна - что вы, наверняка, замечали по цвету газетной бумаги (она отнюдь не идеально белая).
2) коричневый (кремовый = светло коричневый), бурый, красный, пурпурный - "замыливают" черный текст, сильно ухудшая его читаемость даже на светлом фоне. Вам оно надо? Хотите примера? - дойдите до остановки НОТ и посмотрите на вывески (которые оранжево-бурого цвета вместо положенного желтого): они читаются издалека? Фиг! хотя размер цифр позволяет "снять" информацию за 12-15 метров, возможность прочесть цифры появляется лишь при приближении на 2-4 метра...

Re: Стандарт на маршрутоуказатели
Олег Бодня  08.11.2010 10:32

Цитата (ailcat)
А "черный на желтом", как и "желтый на синем" - это сочетания "быстрого восприятия", то есть рефлекторно выделяемые человеком на общем фоне и, что немаловажно, "фотографируемые" сетчаткой (т.е распознается не само изображение в момент обнаружения, а его "след" на сетчатке) - что, согласитесь, весьма актуально в случае раскачивающегося транспаранта вагона или, наоборот, знака на остановке при виде из движущегося вагона.

В теории это всё, скорее всего, верно. И в качестве примера даже лучше привести дорожные знаки - информационные с чёрным текстом на жёлтом фоне, а также запрещающие и предупреждающие с яркой жёлто-фосфорной окантовкой. Но на практике ни автобусные таблички, ни краснодарские троллейбусные маршрутоуказатели (они как раз жёлтые с чёрным текстом) некрасивы и неудобны. Думаю, что это связано с двумя вещами - применением дешёвой тёмно-жёлтой краски для фона и отсутствием нормального освещения маршрутных таблиц в тёмное время суток. Поэтому уж лучше делать маршрутоуказатели на белом фоне (тёмно-белый фон сделать гораздо труднее :-)), что и наблюдается в той же Москве. А все эти научные изыски оставить для авиации и дорожных служб :-)

Re: Стандарт на маршрутоуказатели

Цитата (Олег Бодня)
тёмно-белый фон сделать гораздо труднее :-)
Ой ли? :) Сравни читаемость штатного маршрутника "светло-серыми буквами на тёмно-белом фоне" и обычной доски "чёрным по белому" за лобовым стеклом.
http://fotobus.msk.ru/photo/76117/

Re: Стандарт на маршрутоуказатели
Олег Бодня  11.11.2010 14:24

В данном примере это уже недоработка ЛиАЗа - слишком большое расстояние от плёночного указателя до лицевой поверхности автобуса + два стекла между ними. Не надо было поверх старой металлической маски ещё и пластиковую ставить. Впрочем, ликинцы быстро поняли, что они в этом плане не правы, и сделали новый дизайн линейки 5256/6212.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]