ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
О кассах
Вадим Зыкин  29.06.2001 22:10

Уважаемые г-да участники!
У меня сложилось мнение, что большинство участников форума люди относительно молодые (до 30-ти). А значит расцвет их трамвайного самосознания пришел на эпоху талончиков и компостеров. Но есть же авксакалы, короые помнят еще относительно короткий период безкондукторного обслуживания за деньги, т.е. через кассы-копилки.
На моей памяти их было 4 вида (говорю о всех видах транспорта, исключая метро). Вначале были огромные железные сундуки с прозрачным стеклом впереди и качающейся полочкой для сбора денег. Когда их накапливалось достаточно много или просто на хорошем ухабе все они звонко летели в металлическое чрево кассы. А справа был "выдаватель" билетов. Покрутил железное колесико, оторвал себе билетик. И сколько ты бросил в кассу сразу видно, так что очень хитрых соседи сразу стыдили (особенно в троллейбусах если бросал только 3 коп.). С появлением первых Икарусов появились и более приятные с виду кассы - маленькие, на кронштейне с большой резиновой гусеницей для продвижения денег, связанной с билетовыдавателем. А были еще и механические. В одних надо было бросить соответсвующую сумму в любом наборе (над щелью было окошко с заменяемым числом, так что могли применяться в любом виде транспорта, и билет выдавали, только если вес брошенных монет соответствовал набранному в депо. А монеты весили строго: 1 коп. - 1 грамм и т.д.). Потом дергал за ручку справа и в лоточек вылетал отрезанный билетик. С этиьи кассами пацаны научились успешно бороться - стукнуть в определенном месте сзади и одновременно дернуть (или плавно потянуть) рычаг, и на тебе - живой билетик, а деньги можно сэкономить на мороженое. Правда стоящие рядом взрослые могут и по шее дать. И наконец в одесских трамваях (Татрах и МТВ) висели прямо на стенке, где потом компостеры, длинные солидные машины, чем-то напоминающие ж-д компостер. Такую не обманешь.
К кассам уважение было. В одееских троллейбусах им было выделено почетное место - над передним левым колесом за кабиной была сделана капитальная такая загородка, внутри которой я очень любил сидеть когда троллейбус переполнен. А сзади была загородочка поменьше, там уже пацану и кассе вместе не поместититься. Но когда кассы сняли, место осталось и в давке нетолстый человек спокойно там ехал. Ну а с появлением ЗИУ-9 такая возможность пропала.
В Москве ради касс даже снимали сиденья, чаще всего по левой стороне Татр напротив средней двери.
Может быть в других городах были свои варианты касс. Аксакалы, поделитесь воспоминаниями.

Разговоры о кассах навеяли мысли о билетах, талонах, кондукторах, но об этом в соседней теме.

RE: О кассах
Владимир  01.07.2001 03:53

Вадим Зыкин писал(а):
>
> Уважаемые г-да участники!
> У меня сложилось мнение, что большинство участников форума
> люди относительно молодые (до 30-ти). А значит расцвет их
> трамвайного самосознания пришел на эпоху талончиков и
> компостеров. Но есть же авксакалы, короые помнят еще
> относительно короткий период безкондукторного обслуживания за
> деньги, т.е. через кассы-копилки.


Ну, я не назвал бы этот период коротким. С начала 60-х до почти середины 80-х, это время пришлось на моё детство, юность и начало взрослой жизни, я с 58 года, поэтому воспоминания имеются. Вообще, глядя из сегодняшнего дня, удивляет какая-то наивная честность и доверчивость, с которой относились друг к другу пассажиры, а так же транспортное руководство к пассажирам. Чего стоит, например, фраза, которую произносили пассажиры, которым требовалась сдача: "не опускайте 2 копеечки, пожалуйста", это когда, например, в трамвае, где проезд стоил 3 копейки, пассажир опускал в кассу пятачок, а пассажир, имеющий 2 и 1 копейку, 2 отдавал ему. То есть, теоретически можно было таким образом, стоя у кассы, "настрелять" за короткое время некую вполне весомую сумму, но я что-то не припомню, чтобы кто-то этим занимался. А ещё в кассы-копилки в 60-х опускали и абонементные талоны, компостеры появились (в Москве)только в начале 70-х. Признаюсь, бывало, что я своими тонкими детскими пальчиками вытаскивал талончики из кассы, было это где-то в 66-67, жил я в районе Даниловского рынка, тогда там ходил трамвай 12 маршрута, от пр.Энтузиастов до Серпуховской заставы, ходили на нём поезда КМ+С Кировского депо, я садился на предпоследней остановке "Хавская ул." в прицепной вагон, и когда пустой трамвай разворачивался в конце Серпуховского вала, у к.т."Алмаз", я запускал свои пальчики в кассу и извлекал оттуда талончики, что позволяло мне совершать тогда многочисленные трамвайные путешествия и не тратить имеющиеся скудные средства, сэкономленные на школьных завтраках. А ещё тогда во всех трамваях, а также троллейбусах и автобусах у передней двери висели специальные ящички, напоминающие почтовые, с надписью: "для использованных билетов", откуда в принципе тоже можно было извлечь билетик и при необходимости предъявить его контролёру, впрочем появляющимуся в те времена крайне редко. Вообще, спасибо за то, что затронули интересную тему, я давно хотел об этом поговорить.

RE: О кассах
Mike  02.07.2001 11:17

Еще одно воспоминание о кассах-копилках. Когда кончалась катушка с билетами во время движения, нередко водитель отдавал новую пассажирам, чтобы они ее вставляли сами. И еще в вечернее время водители оставляли кассы без билетов, чтобы компенсировать недосдачу денег, из-за нечестных пассажиров. Нередко были случаи ограбления касс в вечернее время (газетные заметки тех времен). Пассажиры, которые бросали автобусные талончики в кассу трамвая нередко просили полагающую сдачу- 2 коп. у других, кто собирался оплачивать свой проезд. Кстати о контролерах. Для нас пацанов было интересное увлечение набрать 1 руб. монетами по 1 коп. и расчитываться с контролером, причем считать одновременно с ним и стараться сбить его со счета. Ситуация получалась иногда комическая и контролер сдавался и отставал.

RE: О кассах
Олег Куликов  02.07.2001 16:42

В Томске одна из касс, в троллейбусе, висела с левой стороны в промежутке между вторым(на котором едут спиной) и третьим рядом сидений. В Краснодаре одно время наравне с компостерами в автобусах одно время использовались кассы с резиновой гусеницей напротив передней двери в ЛиАЗах и странный аппарат, который не разу не работал ( в любом автобусе), на задней площадке(надо было поставить монетку и надавить на клавишу). Мне однажды пришлось на конечной откручивать себе билет, благо публика была настроена на скорейший выход из автобуса и ни кто не заметил сего проступка.

RE: О кассах

В МТВ-82 были, насколько я помню, только кассы "первого типа" - большая металлическая тумбочка с катушкой справа и полочкой сверху. Грохот от них стоял - ого-го, поскольку к шуму вагона добавлялся звон мелочи в ящике и той, что ещё не успела в него упасть. А когда лента заканчивалась в задней кассе (всего касс было две), а народу было - не протолкнуться (50-й трамвай в районе улицы Дурова), по вагону передавалась просьба водителю, а он в ответ доставал запасную катушку и передавал по вагону назад. И никому в голову не приходило по дороге билетик оторвать, хотя катушка путешествовала по вагону несколько минут. Кстати, билетики на разных видах транспорта различались цветами; трамвайные были красными.

А были ли когда-нибудь в Москве трамваи с компостерами? Имеется в виду, до повального перехода на бескассовый метод. Что-то я их никогда не встречал в трамваях, в основном компостеры были в троллейбусах.

Ящички "для использованных билетов" (круглые такие, тёмно-коричневые) и сейчас изредка встречаются. Пару месяцев назад видел такой в одном из ЛИАЗов-677 третьего парка. И в нём действительно были использованные билетики!

RE: О кассах
Михаил  02.07.2001 21:48

Вадим Зыкин писал(а):
>
> А были еще и механические ...надо
> было бросить соответсвующую сумму в любом наборе (над щелью
> было окошко с заменяемым числом, так что могли применяться в
> любом виде транспорта, и билет выдавали, только если вес
> брошенных монет соответствовал набранному в депо. А монеты
> весили строго: 1 коп. - 1 грамм и т.д.). Потом дергал за
> ручку справа и в лоточек вылетал отрезанный билетик.

В Коломне на МТВ-82 и РВЗ-6 были такие... Потом на РВЗ-6М, М2 появились похожие по принципу работы, с клавишей вверху справа, лишь билетик не отрезался автоматически, как на предыдущем варианте(очень, кстати, четко); его, высунутый, приходилось отрывать. Две такие кассы есть в Музее.

Михаил.

RE: О кассах

Вадим Зыкин писал(а):
> Вначале были огромные железные
> сундуки с прозрачным стеклом впереди и качающейся полочкой
> для сбора денег. Когда их накапливалось достаточно много или
> просто на хорошем ухабе все они звонко летели в металлическое
> чрево кассы.

В Москве на троллейбусах 2-го парка были дистанционные устройства: водитель нажимает кнопку - мелочь летит внутрь кассы. В остальных - действительно, от собственного веса.

> С появлением первых Икарусов появились и более приятные с
> виду кассы - маленькие, на кронштейне с большой резиновой
> гусеницей для продвижения денег, связанной с
> билетовыдавателем.

Таких было 2 типа.
1. Ленинградские - поменьше. Металлические части окрашены, как правило, синим. Катушка билетов - справа, в легкооткрываемой кассете с защелкой, так что заменить рулон можно было голыми руками. Такие кассы были в Москве и Ленинграде.

2. Побольше. Металлические части серые. Катушка билетов слева, в отсеке, запирающемся на ключ. Такие были в маршрутках и в автобусах других городов - не Москвы.


А были еще и механические. В одних надо
> было бросить соответсвующую сумму в любом наборе (над щелью
> было окошко с заменяемым числом, так что могли применяться в
> любом виде транспорта, и билет выдавали, только если вес
> брошенных монет соответствовал набранному в депо. А монеты
> весили строго: 1 коп. - 1 грамм и т.д.). Потом дергал за
> ручку справа и в лоточек вылетал отрезанный билетик. С этиьи
> кассами пацаны научились успешно бороться - стукнуть в
> определенном месте сзади и одновременно дернуть (или плавно
> потянуть) рычаг, и на тебе - живой билетик, а деньги можно
> сэкономить на мороженое. Правда стоящие рядом взрослые могут
> и по шее дать.

А позже были другие - с клавишей справа, под монетоприемником, билет выдвигался и надо было отрывать вручную. Те и другие страшно сбоили, глотали монеты. В Волгограде в 1982 видел такие же, но выдававшие билет независимо от опущенных монет, просто по факту нажатия на клавишу. Вот раздолье было для халявщиков!

Кстати, в Москве кассы-автоматы были только в автобусах и троллейбусах (далеко не во всех), а в трамваях их не было никогда.

И наконец в одесских трамваях (Татрах и МТВ)
> висели прямо на стенке, где потом компостеры, длинные
> солидные машины, чем-то напоминающие ж-д компостер. Такую не
> обманешь.

Это такие же, как в киевских трамваях и троллейбусах? Висело высокое узкое между окнами, монеты опускать в вертикальную щель, затем ручку справа - поворот на себя, затем от себя, билет выдвигается при обратном ходе?

> Может быть в других городах были свои варианты касс.
> Аксакалы, поделитесь воспоминаниями.

Ну так и делюсь. Переспрашивайте, если что-то конкретно интересует. На память не жалуюсь, год рождения 1957.

П1. с гусеницами - это местная переделка.

Хотя я спокойно умел открывать и второй тип.

RE: О кассах
Леонид  04.07.2001 13:22

Я помню что в некоторых троллейбусах (примеру 24 маршрута) "полочка" для сбора денег в металлических кассах опускалась вниз не только под весом денег но и по команде водителя (видимо там был установлен магнит, управляемый из кабины. В трамваях я правда такого никогда не видел, и вагоновожатые обычно на конечных остановках проталкивали вниз неопустившиеся монеты маршрутным листом, изготовленным из плотной бумаги.
И еще (немножко не по теме, но тоже о кассах). В конце 70 - начале 80 годов в течении нескольких лет я видел как в Москве на Авиамоторной продавали квас методом самообслуживания. К квасной бочке была пристегнута цепью обычная трамвайная касса (правда без приспособления для билетов) люди опускали туда деньги сами мыли стаканы и наливали себе квас. С учетом того, что стакан кваса стоял 3 копейки, а около бочки всегда толпился народ налить себе бесплатный стакан было стыдно. Я по крайней мере такого не видел. Наверное, это было выгодно, так как подобная бочка исчезла лишь тогда, когда в Москве они были ликвидированы вообще и вся торговля квасом была переведена в стационарные палатки.
Еще я видел как точно также (и примерно в те же года) продавали капусту. Касса стояла около ларя, стояли весы и была указана цена (кажется 11 копеек за кг).Народ брал капусту, сам взвешивал и сам расплачивался.
Интересно, остались ли сейчас такие вещи?

Re: О кассах
Паша  11.05.2004 22:51

Извините, если у кого есть старый билетики на автобус/троллейбус/трамвай/маршрутки и кто может их продать или отдать бескорыстно, пожалуйста, напишите мне..

До какого года билетные кассы были в Москве? (-) (-)
Дмитрий 89  05.09.2007 18:00

0

Re: О кассах
royal  05.09.2007 18:15

Хотя я не являюсь аксакалом, тем не менее, хорошо помню такие кассы. В Воронеже. Но не в троллейбусах и трамваях, а в автобусах. Где-то до 1984-85 годов такие были. А в трамваях и троллейбусах если и были, то во всяком случае они не дожили до 80-х.

Такие кассы представляли собой коробку, прикрепленную у окна на передней площадке. Сверху у нее была большая стеклянная крышка, через которые были видны билеты. Закидываешь монетку - и выкручиваешь талончик. Коробки были достаточно компактные и совершенно бесшумные.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 05.09.07 18:17 пользователем royal.

Переход на бескассовое обслуживание в Москве планировалось завершить 1 сентября 1987 года. Полагаю, что так и произошло. (0)
Виктор Бойков  05.09.2007 19:19

(0)

Re: До какого года билетные кассы были в Москве?
Впередсмотрящий  05.09.2007 19:53

По многочисленным просьбам трудящихся с 1 сентября 1987 года на трамвай, троллейбус и автобус цена одна - 5 копеек и введено бескассовое обслуживание. Талоны продавалтсь книжечкой по 10 штук.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 12.09.07 22:24 пользователем Дибуны.

А фото такой кассы где-нибудь есть? (-)
kneiphof  05.09.2007 20:40

-

Re: О кассах
Асратян Олег  05.09.2007 22:12

Вот фотография, эти кассы находятся в основном фонде Новосибирского музея городского электротранспорта
http://picasaweb.google.com/aos1986/EOCdMB/photo#5035092982976534114

Re: RE: О кассах
А.Мельников  06.09.2007 12:45

Леонид писал(а):
-------------------------------------------------------
> В трамваях я правда такого никогда не видел, и
> вагоновожатые обычно на конечных остановках
> проталкивали вниз неопустившиеся монеты маршрутным
> листом, изготовленным из плотной бумаги.

В Иванове в стекле была небольшая дырочка и проталкивали стальной спицей. Кассы такого типа были в трамваях до второй половины 80-х, в автобусах не было, в троллейбусах не помню, если ттлько в ЗиУ-5.

Re: RE: О кассах
А.Мельников  06.09.2007 12:49

Владимир писал(а):
-------------------------------------------------------
> С начала 60-х до почти середины 80-х

Это смотря где. В 1977 я был в Риге, в 1979 в Таллине и в 1982 в Киеве. Там билетных касс тогда уже не было, были только компостеры. Причём талоны у водителя не продавались, а покупать надо было в специальных ларьках на остановках. И штраф там был не 1, а 2 руб.



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 06.09.07 12:53 пользователем А.Мельников.

Re: RE: О кассах
А.Мельников  06.09.2007 12:58

Валентин Мельников писал(а):
-------------------------------------------------------
> А позже были другие - с клавишей справа, под
> монетоприемником, билет выдвигался и надо было
> отрывать вручную. Те и другие страшно сбоили,
> глотали монеты.

Такие кассы не любил. И монеты глотали, и кидать их надо было без сдачи

Re: О кассах
warrior  06.09.2007 20:32

Иногда в салонах над кассами была надпись по трафарету: "Совесть пассажира - лучший контролёр!".
В вагонах Краснопресненского депо корпуса касс были часто окрашены в два цвета: "стационарная" часть синяя, откидывающаяся - голубая. В автобусах и троллейбусах кассы чаще были одноцветные, синие. А ещё на кассах болтались на леске пломбы - из чёрной пластмассы или металлические.
Кассы "первого поколения" - огромные, со стеклом впереди и металлической полкой для пятаков - в трамваях что-то не помню, а вот в некоторых автобусах-ЛиАЗах в детстве видел их точно. Цвет их обчно был, НЯП, темно-зелёный.

Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.004 seconds ]