Системы вентиляции в общественном транспорте
tu2_167
03.06.2008 00:18
Давайте рассмотрим какие существуют.
Классифицировать нужно, мне кажется, по принципу вентиляции: - принудительная (воздух гоняется с помощью механического привода - естественная (основана на принципах физических свойств воздуха) В нашем транспорте она практически везде естественная. Принудительная вентиляция не задалась. Единственное, что приходит на ум - это "Невка" с жуткими вентиляторами в потолке. Правда о кондиционерах..
tu2_167
03.06.2008 00:33
Основная ошибка в том, что у нас очень любят говорить теперь о кондиционерах для транспорта, но совершенно не задумываются о последствиях. В нашем климате использование этих устройств требует особых условий.
Для тех, кто в помнит школьную физику, прекрасно понятно откуда и почему возникает конденсат. Так вот, каждой конкретной температуре соответсвует своё количество влаги, которое может содержаться в воздухе. Когда мы начиаем охлаждать воздух - излишняя влага начинает выделяться, переходя из газообразной в жидкую фазу. Для того, кому интересно, есть специальная диаграмма параметров воздуха, думаю в инете можно найти. Таким образом, если мы хотим, чтобы было сухо, то помещение должно быть изолировано от окружающей среды, и требуется какое-то время для "разгона системы". То есть спустя какое-то время температура и влажность в кондиционируемом помещении стабилизируется, но как только дверь откроется - сразу же войдёт порция воздуха с другой влажностью и начнёт образовываться конденсат или даже туман. Согласно этому идеальное место для кондиционера - это кабина водителя. Кондиционировать салон автомобиля или ту же кабину с открытыми форточками или окнами - это крайне бессмысленное занятие. Именно поэтому кондиционирование салона в нашем климате видится мне очень и очень сомнительным мероприятием. Поскольку выделение конденсата на магистралях кондиционерной установки будет очень велико, ведь в салоне трамвая или троллейбуса распахивается сразу несколько окон и происходит поступление тёплого воздуха, насыщенного влагой. Тогда надо ставить осушители, которые бы эту влагу поглощали, но тогда это уже не троллйбус, а климатическая установка по формированию климата получится :))) Ещё один минус кондиционеров - это сложность технического обслуживания. КРивой и ржавой отвёрткой его починить не получится. Утечки хладогентов не представляют опасности для людей (научились делать безвредные), но заправить рабочее тело в парках мне видится сомнительным меропиятием :)))) Таким образом, использование кондиционеров в наземном транспорте мне кажется очень нерациональным. Метрополитен мог бы использовать системы кондиционирования, но она будет очень дорого стоить и надо подумать прежде чем что-то делать. Не стоит забывать, что мы имеем дело с электричеством, которое в свою очередь не очень хорошо общается с водой.. Использование же кодиционеров в автобусах приведёт к дополнительному расходу топлива, что негативно скажется на себестоимости поездки.. Да, электротранспорт не лишён этой проблем, но он, по крайне мере, не возит с собой несколько литров солярки только для того, чтобы работал кондиционер... Это кратко.. Далее ждите размышления на тему естественной вентиляции салонов. А вагоны?
ЩуЧи
03.06.2008 00:46
Да в метро кондиционер, как мне кажется, не самая нужная вещь... в метро и в жару прохладно, а если его ещё и лучше вентилировать - то всё будет как нужно. Проблема нашего метро с большой глубине и экономии на его вентиляции - только то.
А насчёт наземного транспорта? Ржавой отвёрткой, говорите? А как же тогда работают кондиционеры в купейных (а нонче и в плацкартных) вагонах на железно дороге? И речь не о современных новеньких вагончиках. Мне приходилось ездить в отвратительных вагонах летних дополнительных поездов, где кондиционеры, тем не менее, работали. Так может это не столь сложно в обслуживании? Другое дело, что такой вагон каждые две минуты дверьми не хлопает, а окна можно и трёхгранкой закрыть. Re: Системы вентиляции в общественном транспорте
D.I.G.G.E.R.
03.06.2008 12:49
tu2, помимо того, что Вы написали, хочу еще добавить от себя: неправильная эксплуатация кондиционеров может привести к простуде ;( вспомните сколько народу летом из-за них больными ходят.
В мето кондиционеры не нужны, там и без них нормально. А вот использование принудительной вентиляции в метро себя не оправдало (вспомните "боинг"). И потом, общественный транспорт должен быть дешевым (правда не настолько, насколько это понимают у нас в буквальном смысле). Кондиционер в кабине водителя - вещь хорошая, тем более что летом водителю из-за того, что он сидит фактически в "аквариуме" и у него "по кругу" одно сплошное стекло. Тем не менее, дороговато и это. Отсюда вывод: естественная вентиляция рулит по всем параметрам Мои размышления на тему естественной вентиляции
AgRiG
03.06.2008 16:18
Не хотел оффтопить в той теме, да и подумать больше времени вышло. Как всегда, потеоретизирую. ;-)
Рассмотрим форточку, в первом приближении - прямоугольная дырка в борту. Рисунки рисовать долго, поэтому потом, если кому-нибудь на словах будет непонятно. 1) Для начала статика - ТС стоит. Форточки, как известно, делаются для охлаждения салона, а не нагрева, поэтому открываются, если в салоне жарче. То есть вообще со стороны салона стенка теплого воздуха (легче), со стороны улицы - холодного (тяжелее), и, если больше дырок выше или ниже нет, в верхней части форточки теплый воздух давит относительно больше наружу, а в нижние - относительно больше давит холодный изнутри. Граница раздела "наклоняется" (конечно, на самой грани воздух частично перемешивается), сверху выходит теплый наружу, снизу - холодный внутрь. Если есть дырка ниже или выше (люк открытый) форточки, то относительные давления будут считаться от них обоих, и форточка окажется только верхним или только нижним краем общей "вентиляции". Тот же пример открытого люка - он будет на "выдув", форточки на "вдув". Кстати, чем больше по высоте разница между двумя дырками, тем больше разница относительных давлений и больше воздухообмен.Второе примечание: воздух в салоне выше верхней дырки просто так в воздухообмене участвовать не будет - он ведь теплее, легче. Если делать какие-нибудь работы под потолком квартиры выше форточек (особенно в кухне), это заметно. Так. Это всё интересно, но очевидно, что в стоящем ТС без принудительной вентиляции воздухообмен ничтожный. 2а) Теперь динамика - ТС едет. Пока забудем все вышеизложенное про разность температур и давлений рассмотрим просто дырку, с одной стороны которой воздух движется, порой весьма быстро. Первая мысль, что по какому-то закону (названия и имена я плохо запоминаю) будет-таки разница давлений и воздух потянет наружу. Скорость, правда, обычно небольшая (что такое 40-60 км/ч?), да и тянет со всех форточек одинаково - они все, включая и люки, самим ответстием перпендикулярны скорости. Что в итоге - ни-че-го. Тянет везде понемного, даже если давление в салоне и упадет, то несущественно. Мысль вторая - поток воздуха вдоль дырки трением передает часть энергии (скорости) воздуху "в салоне". Трение, конечно, небольшое... на этом все и заканчивается. Может быть, я здесь ошибся насчет несущественности, поправьте тогда. 2б) Теперь мысль более правильная: надо учесть перекос границы салонного и уличного воздуха при движении ТС. "Язык" теплого воздуха, выходящий сверху, сносит потоком внешнего воздуха, "язык" холодного воздуха, входящий снизу, отсекается (движущимся относительно воздуха улицы) краем форточки от улицы и тормозится в объеме салона, также перемешивая в нем воздух. Зависимость воздухообмена скорее всего близка к квадратической относительно высоты дырки, но линейна относительно длины. Если на крыше есть люк (в примитивном виде - дырка), то через него будет выход воздуха, а через форточки - вдув. Зависимость воздухообмена в таком случае не очень представляю, возможно, площади надо суммировать, но горизонтальный люк в любом случае иначе работает, чем вертикальная форточка, вероятно, у него зависимость фоздухообмена от ширины будет линейна. 3) Конструкции дырок. - Дырка бывает простая - форточка, в открытом состоянии в ближайшей окрестности представляющая именно просто дырку в поверхности. И работает она точно так же. - Дырка бывает с направляющей. Направляющей... воздух - куда надо или куда не надо. Пример "куда не надо" - создание выдува из компьютерного корпуса снизу, там где воздух ни нагреться, охладив чего-либо, не успел, ни сам выходить не хотел бы. Учитывая небольшую разницу в высоте между форточкой и люком в крыше, в салоне ТС такое не столь существенно, но там тоже где-то должен быть вдув и выдув. - Как уже писал, вдув происходит по нижней половине форточки, выдув - по верхней, причем, за счет границы раздела воздуха двух температур. Это уже к вопросу от откидных форточках. Мало того, что по высоте они в 1.5-2 раза меньше, так еще и нижняя часть в них почти закупорена мало отодвинутым "в корне" стеклом. То есть - на выдув они работать могут, хотя и подступ теплого воздуха в них усложнен - он должен от верхнего края стекла опуститься вниз, чтобы пройти под нижним краем проема. На вдув - вообще никак, особенно, если если форточки открыты в ряд, у них тогда нижний край стекол почти сплошной. Я понимаю, что такая конструкция защищает от высовывания пассажиров из окна, кидания чего-либо из них, или, как выразился В.Фальков, "залетания мухи в глаз" (цитата не точна). Но ИМХО эти цели должны достигаться иными способами, а не за счет компромисса с вентиляцией салона. Иначе и до обоснования перевозок пассажиров в автозаке дойти можно. - Черпаки. В метро работают отлично, хотя на поверхности загоняли бы осадки в салон. Но черпаки бывают разные, это ведь тоже разновидность направляющих. Например, поворотная форточка, которая слегка откидывается за плоскость борта: забор или вытяжка (по принципу пульверизатора) воздуха будет весьма активной. в случае вдува торчать будет как-то... небезопасно. Против "выдува" аргументы пока не нашел - бутылку даже бросить будет трудно. Аналогичный вариант - поворачивающаяся внутрь форточка, работать, очевидно, будет хуже - в области между самой форточкой и плоскостью борта может создаваться "буферная" зона, где воздух будет или малоподвижен относительно ТС, или будет неоднозначные (при общем рассмотрении) потоки воздуха. Впрочем, при наличии хорошего выдува, вдув более-менее потянется из любой дырки - важно, чтобы таковой были именно специальные форточки, а не щели всякие пыльные. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 03.06.08 16:19 пользователем AgRiG. Re: Мои размышления на тему естественной вентиляции
D.I.G.G.E.R.
03.06.2008 17:03
Правильно это все - сдвижные форточки хуже, чем поворотные. Кстати, непонятно, почему на автомобилях от поворотных форточек отказались - дань безопасности? Однако эффективность такой системы очень высока. Более того, она исключает возникновение сквозняков, что безопаснее для здоровья Что-то лень мне писать пока про форточки...
tu2_167
03.06.2008 22:30
Потом распишу, что там происходит при движении и при стоянке..
Хочу отметить, что необходимо оборудовать все машины не просто системой отопления и вентиляции, а некоей комбинированной системой, которая бы делала и то и другое.. Re: Системы вентиляции в общественном транспорте
Дем
04.06.2008 10:12
AgRiG
Расписал хорошо, но: 1) Тут влияние ветра всё перекрывает. 2а) При движении ТС раздвигает воздух, поэтому вокруг передней части создаётся зона повышенного давления, а сзади - пониженного. Что создаёт достаточно ощутимый поток даже через щели дверей. Да ещё, "направлять" можно только движение воздуха ИЗ отверстия, на движение К нему влиять никак нельзя (кроме движения уже внутри системы) tu2_167> Согласно этому идеальное место для кондиционера - это кабина водителя. Кондиционировать салон автомобиля или ту же кабину с открытыми форточками или окнами - это крайне бессмысленное занятие. Ты ещё скажи, что и печки зимой не нужны :) Будет кондишн - никто окна открывать и не будет. А конденсат можно и вниз сливать, ниже уровня проводки. Ну? Пока что я из сообщения AgRiGа понял, что откидные фуфло. (-)
Льготник
07.06.2008 22:30
tu2_167 писал(а):
------------------------------------------------------- > Потом распишу, что там происходит при движении и > при стоянке.. О драконах
Passazhir
07.06.2008 23:02
Пример из жизни: проехал сегодняя от Московских Ворот до Юноны на 26 в районе 21:00, добрая треть пассажиров обсуждала китайский автопром и систему вентеляции. Проще говоря духоту в Драконах. Посмотрел я по сторонам и увидел ВСЕ открытые форточки и люки, а в автобусе было страшно душно. Что же будет, когда наступит настоящее лето? А может знает кто, как китайцы ездят в таком транспорте, неужели у них нет кондиционеров? Re: Системы вентиляции в общественном транспорте
Vanya92
07.06.2008 23:14
Да нормально ездят, скорее всего. Китайцы - очень терпеливые люди, это у них природное. Да и вообще, мне кажется, что у них в Китае такие вещи, как нормальная вентиляция всегда предусмотрены. Китай - это же не Россия. У нас делать ничего не хотят... Re: В Ютонгах есть два кондиционера,в конце салона на крыше
D.I.G.G.E.R.
08.06.2008 21:13
Ага, и эти кондиционеры всегда отключены иди вообще сняты.
Кстати, вчера надо было в Колпино съездить, с другом. Он затащил на К-296А. А там автобусы какие-то, то ли китайские, то ли не очень (уточните марочку кто знает). Друг говорит: давай люк откроем. Я встаю. пытаюсь открыть - нифига! Я думал, я этот (censored) люк высажу нафиг. А он ничего. И форточек в этих маршрутках нет! Что за (censored) система! Разработчиков убить апстену два раза надо! Re: В Ютонгах есть два кондиционера,в конце салона на крыше
Сергей Якимов
08.06.2008 21:57
D.I.G.G.E.R. писал(а):
------------------------------------------------------- > Кстати, вчера надо было в Колпино съездить, с > другом. Он затащил на К-296А. А там автобусы > какие-то, то ли китайские, то ли не очень > (уточните марочку кто знает). Otoyol E29.14 Eurobus. > Друг говорит: давай > люк откроем. Я встаю. пытаюсь открыть - нифига! Я > думал, я этот (censored) люк высажу нафиг. А он > ничего. И форточек в этих маршрутках нет! Что за > (censored) система! Разработчиков убить апстену > два раза надо! Там вообще-то принудительная вентиляция над каждым сидением есть. Re: О драконах
Дем
09.06.2008 09:34
В них вентиляция нормальная, когда он едет. А когда едет больше 60 - вообще всё выдует.
А вот в пробках стоять в нём действительно жо. Re: В Ютонгах есть два кондиционера,в конце салона на крыше
D.I.G.G.E.R.
09.06.2008 14:01
Сергей Якимов писал(а):
------------------------------------------------------- > D.I.G.G.E.R. писал(а): > -------------------------------------------------- > ----- > > Кстати, вчера надо было в Колпино съездить, с > > другом. Он затащил на К-296А. А там автобусы > > какие-то, то ли китайские, то ли не очень > > (уточните марочку кто знает). > > Otoyol E29.14 Eurobus. > > > Друг говорит: давай > > люк откроем. Я встаю. пытаюсь открыть - нифига! > Я > > думал, я этот (censored) люк высажу нафиг. А он > > ничего. И форточек в этих маршрутках нет! Что > за > > (censored) система! Разработчиков убить апстену > > два раза надо! > > Там вообще-то принудительная вентиляция над каждым > сидением есть. Она-то есть, вот только когда автобус стоит, она, естественно, не работает, да и в движении не особо справляется. Приток. может, и есть, а вот вытяг - нет. Люк, особенно при наличии встречного ветра был бы лучше Судя по их популярности, они не фуфло, а работают по какому-то неизвестному мне (или посчитанному незначительным) принципу. А вот когда это принцип вообще работает и когда он оптимален - это хороший вопрос. (-) (-)
AgRiG
09.06.2008 15:08
0 Сегодня ехал из Новгорода на ГД междугороднего типа. Вентиляция нормальная, всё работает у тебя над головой, зато просто на линии коробка полетела :) (-) (-)
Стас Давыдов
09.06.2008 21:39
0
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.005 seconds ]