Россия - Польша: ширина колеи
Владимир Cherny
29.04.2010 15:10
Переношу из темы про Политжелдорстрой так и оставшийся без ответа вопрос, который давно меня интересует: каким образом и сколько раз менялась ширина колеи на линиях, связывающих Россию и Польшу, ну, к примеру, Москва - Варшава. НЯП, до 1918 года Варшава находилась в составе Российской империи, следовательно, изначально вся колея была российской, 1524, так? Далее: Польша стала независимой, включая западную Белоруссию (не помню точно, где там проходила граница, чуть западнее Минска) - колея перешивалась на европейскую 1435? Далее: 1939, аннексия западной Белоруссии - до Бреста перешивали обратно? Далее: 1941, немецкая оккупация (дошли почти до Москвы, стабильно продержались до осени 1943 на уровне Смоленска) - перешивали немцы на европейскую? Когда наши перешили обратно? Особенно интересует период 2МВ 1939 - 1945: движение в условиях войны обязано было быть весьма интенсивным во все периоды войны и с обоих сторон (снабжение воюющих армий, перевозка ЛС, раненых, военнопленных, трофеев...) Как оно осуществлялось? Перешивка, смена тележек, перегрузка, что-то ещё???
Аналогично - страны Балтии? Редактировано 1 раз(а). Последний раз 29.04.10 15:12 пользователем Владимир Cherny. Польша - головная боль умершей Империи...
Denver
01.05.2010 15:18
Доброе время суток.
В связи с нашим особым путём долгое время ЖД-сеть Польши, построенная купцами и прочими частниками, не имела связей с ЖД-сетью Империи, и поэтому её построили со стефенсоновской колеёй. А вот ближе к концу XIX века, когда дороги наконец-то срослись... Затруднаюсь ответить. Могу только сказать, что во времена царизма чиновников несколько напрягала неуёмность поляков, стремившихся развиваться и обустраивать территории - правительство не имело достаточно денег, чтобы строить жизненно важные ЖД на основных направлениях, а поляки тем временем дружно скинулись и начали строить сами, всем миром, без традиционного для России воровства. Оставалось только злиться и не пущать... С уважением, Денис. Re: Польша - головная боль умершей Империи...
DФ
01.05.2010 17:02
Если конспективно, без детализации, в общих чертах:
(1) до начала ПМВ в пределах Царства Польского было две (если не считать узкоколейных линий) колеи - 1435 и 1524 мм. Варшаво-Венская жд (на как магистраль, а как административная жд единица) имела в массе своей колею 1435 мм, остальные жд колею 1524 мм Иллюстрации стыка колей (2) в период ПМВ трудно сказать, что точно немцы успели перешить (3) в межвоенный период все, что было в пределах тогдашних границ Польши было перешито на 1435 мм. На границах Польши и Латвии, а также Польши и СССР (множество жд переходов) перелом колеи, сообщение с пересадкой и перегрузом. (4) 1939-41 гг. - вновь приобретенные территории СССР - частично перешито на 1524 мм, включая некторые жд линии на территоириях, которые в 1946 г. были возвращены Польше (часть линий Белостокской жд НКПС СССР) Например (5) ВОВ - частичная перешивка линий на 1435 мм (в основном магистральных, точный список привести сложно, если вобще возможно). В какой-то мере можно опираться на известные жд расписания по Украине 42 г. и Имперских жд 1944 г. (6) 1945 г. перешивка одного из путей на 1524 мм вплоть до Берлина, позже все приведено в привычный нам ныне вид. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 01.05.10 17:11 пользователем DФ. Re: Польша - головная боль умершей Империи...
Laser09
01.05.2010 20:05
В Варшаве также трамвай имел ширину колеи 1524 мм. Перешит на 1435 мм после 2-й МВ. По некоторым данным в Варшаве во время войны эксплуатировались советские трамвайные вагоны из Пскова... Редактировано 1 раз(а). Последний раз 01.05.10 20:06 пользователем Laser09. Re: Польша - головная боль умершей Империи...
Владимир Глазков
01.05.2010 21:02
Я счас заплачу от умиления. Вы случайно Польшу с Финляндией не перепутали? Ссылочку на источник можно? Re: Польша, железнодорожная колея
Unicum
02.05.2010 13:18
В Финляндии колею не меняли, так и осталась 1524 мм. Потом в СССР и в Монголии постепенно заменили на 1520 мм (на 4 мм уменьшили зазор). Хотя, может быть, кое-какие железные дороги остались с колеёй 1524 мм? Впрочем, это большого значения не имеет: одни и те же поезда свободно проходят и по одной, и по другой колее. Re: Польша - головная боль умершей Империи...
Владимир Cherny
02.05.2010 16:18
Может я чего попутал, но мне что-то помнится из школьного курса истории, что первыми железными дорогами России были: 1. СПБ-Москва, 2. СПБ-Варшава. Re: Польша - головная боль умершей Империи...
Владимир Глазков
02.05.2010 16:38
1. Царскосельская (1837) 2. Варшаво-Венская (1843) 3. Петербургско-Московская (1846) Железная же дорога Петербург-Варшава достроена только к 1862 г., когда уже действовало с пяток других дорог. Re: Польша, железнодорожная колея
Владимир Глазков
02.05.2010 16:39
Спасибо, я в курсе. Умиление вызвали слова "скинулись" и "всем миром" - это больше про Финляндские ж.д. Re: Польша - головная боль умершей Империи...
DФ
02.05.2010 18:00
Прошу прощения
Что-то не то здесь с годами. Все было нескорлько позже. И тут Вы тут с годом ничего не напутали? Даже ввод в строй первого участка несколько позже. Или имели в виду другие даты? Нужны документы? Редактировано 2 раз(а). Последний раз 02.05.10 18:01 пользователем DФ. Re: Россия - Польша: ширина колеи
abr
02.05.2010 22:43
В странах Балтии вроде оставалась российская колея. Исключение - дорога, построенная после первой мировой войны из Риги в Европу. Re: Польша - головная боль умершей Империи...
Владимир Глазков
02.05.2010 22:45
Зачем? Вы вполне в теме, вам я верю на слово. Re: Польша - головная боль умершей Империи...
DФ
03.05.2010 00:52
Вобщем все было на 3-5 лет позже указанного. Re: Польша - головная боль умершей Империи...
kneiphof
04.05.2010 22:09
По Ракову, служебное движение началось летом 1846 года (Петребург-Колпино). Этот же участок первый участок открылся для коммерческого движения в 7 мая (по сарому стилю) 1847 года. Официальное открытие "правильного" движения на всём протяжении дороги - 1 ноября (тоже старый стиль) 1851 года. Re: Польша - головная боль умершей Империи...
kneiphof
04.05.2010 22:52
Тут речь о "правильном" (т.е. регулярном, "неслужебном") движении, так что с Раквым разногласий нет (в случае разногласий первичный источник был бы, разумеется, приоритетным). По Ракову, в 1846 году началось служебное движение (хотя не знаю, что именно он имел ввиду. Ведь обычно с самого начала строительства железная дорога используется для перемещения всяких путейских тележек и вагонеток - тоже, в принципе, служебное движение). Редактировано 1 раз(а). Последний раз 04.05.10 22:52 пользователем kneiphof. Re: Польша - головная боль умершей Империи...
DФ
04.05.2010 23:05
Я делал для себя некоторые обобщения (компиляцию) различных источников, вобщем примерно так
Re: Латвия
Vadims Falkovs
04.05.2010 23:16
"Построенная в Европу". :) Эта дорога БЫЛА. Риго-Митавская. 1868 год. На 1524 мм. В Первую мировую ее перешили на 1435 мм. А после Первой мировой от Риги до Митавы (Jelgava) и дальше через ст. Глуда вторую колею 1524 мм уложили. Линию Либаву (Liepāja) Также через Латвию проходила железная дорога, начинавшаяся и уходившая в Виленский край Польши (пограничная станция Eglaine), она была на 1435 от Двинска (ст. Грива-Земгаллен). Редактировано 1 раз(а). Последний раз 04.05.10 23:20 пользователем Vadims Falkovs. Re: Латвия
Павел Ситников
07.05.2010 12:42
Участок ж.д. от нынешней границы с Литвой (ст. Мейтене) до Митавы был построен уже после 1915 года - немцами, сразу на колею 1435 мм, каковым и оставался до перешивки на 1524 мм во время Второй мировой войны. Участок от Митавы до Риги в период между двумя мировыми войнами был двухпутным, причём один путь с европейской колеёй, а второй - с русской. Поэтому не уверен, что Риго-Митавскую ж.д. перешивали в 1917 году, когда это могло стать актуальным в связи со взятием Риги войсками кайзера - с другой стороны, могли и перешить, а уже в независимой Латвии в рамках строительства ж.д. Глуда - Лиепая могли уложить второй путь колеи 1524 мм. Что касается Даугавпилса, то кроме 1435 мм на запад от него через Эглайне и дальше на Мемель (Клайпеду), вроде бы и линия на юг - через Турмантас и до Вильнюса, была между 1920 и 1940 годами колеи 1435 мм. Впрочем, не уверен. И не стоит забывать о том, что в Лиепае во времена Первой республики в Латвии сосуществовало аж 5 стандартов ж.-д. колеи: 600 мм - фельдбан на юг в район Руцавы; 750 мм - узкоколейка на север через Алсунгу до Кулдиги; 1000 мм - электрический трамвай в городе и преинтереснейшая по образцам использовавшегося там автономного подвижного состава дорога метровой колеи Либава - Газенпот (Лиепая - Айзпуте) - в 1930-е годы её, к сожалению, перешили на 750 мм, а после войны и вовсе "ликвиднули", хорошо, что хотя бы трамвай в Лиепае оставили, хотя и в сильно урезанном в 1950-е и 60-е годы виде; 1435 мм - перешитая немцами Либаво - Роменская ж.д. на участке до самой границы с Литвой и далее, как минимум до Муравьёво (Мажейкяй); 1524 мм - вновь построенная линия Глуда - Лиепая (конец 1920-х годов), при этом, как я понимаю, в период с 1915 (оккупация немецкими войсками) до 1927 года (открытие движения на новой линии) в Либаве вообще не было русской колеи. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 07.05.10 12:44 пользователем Павел Ситников. Re: Латвия
Павел Ситников
22.06.2010 11:57
Из юбилейной книги "Латвийские железные дороги 1918-1938, ХХ лет", Гос. ж.-д. изд-во, Рига - 1938 г.:
Вновь построенные линии ж.д. - указаны ширина колеи, длина линии и годы открытия движения по участкам новых линий. Последние две позиции в списке - это лесные железные дороги и вновь построенные соединительные участки в ж.-д. узлах, продления старых линий и т.д. Разобранные линии ж.д. - за 20 лет была разобрана только одна 12-километровая ветка русской колеи, ответвлявшаяся в сторону от участка Резекне - Даугавпилс, - все остальные разобранные линии являлись узкоколейками, из них только одна русская (категория "подъездных путей"), а все остальные - немецкие (категория "полевых путей" или фельдбанов). Так это выглядело в 1938 г. (красным отмечены новые ж.д., а красным пунктиром - находившиеся в стадии постройки на то время - например, на линиях Эргли - Мадона тогда уже приступили к постройке станционных зданий, а на линии Тукумс - Кулдига успели построить мост через р. Абава). На этой карте и по приведённым выше таблицам хорошо видно, что магистральные пути колеи 1435 мм (из Литвы до Лиепаи, до Елгавы и оттуда до Риги параллельно пути с русской колеёй, и из Литвы и спорного между Литвой и Польшей Виленского края до Даугавпилса) были построены немцами до 1918 г. - а в годы независимости по немецким стандартам происходили только достройка соединительных участков колеи 1435 мм, перестройка существующих линий колеи 600 мм для уменьшения уклонов и постройка фельдбанов для лесоразработок, все остальные линии прокладывались с колеёй 1524 мм и 750 мм, более того, часть линий полевых путей планировалось перевести на колею 750 мм. Таблица с распределением длины линий ж.д. в Латвии по ширине колеи (krievu platuma - русской колеи (1524 мм), normalplatuma - нормальной колеи (1435 мм), metra platuma - метровой колеи, pievedceļi - подъездные пути (750 мм), lauku ceļi - полевые пути (600 мм)) - указаны общая длина линий каждого стандарта и их доля в суммарной длине железных дорог. Редактировано 3 раз(а). Последний раз 22.06.10 12:04 пользователем Павел Ситников. Колея
Питербуржец
23.02.2011 21:16
На сколько я знаю, в Польше колея 1435 мм? А в Калининграде 1520(4) мм? Смена тележек между колеями происходит в Калининградской области или в Польше? Редактировано 2 раз(а). Последний раз 23.02.11 21:20 пользователем Питербуржец. Re: Колея
DФ
23.02.2011 23:59
Да Если про пассажирское движение, то колея 1435 мм идет до вокзала в Калининграде и единственный поезд на запад, когда в ходу, следует естественно без каких-либо перестановок. Грузовые вагоны, когда надо, переставляют в Бранево и в Железнодорожном, но в массе своей перегружают. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 24.02.11 00:01 пользователем DФ.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]