Полустанок (термин)
KT4D
24.05.2012 21:20
Доброе время суток!
Нужна помощь в определении этого исторического термина. В интернете найти ничего правдоподобного не удалось, в различным словарях приводятся различные формулировки, однако, при наложении на факты все версии, к сожалению, проваливаются. Конечно, везде могут быть ошибки и неточности, но я лично склонен доверять больше старым книгам, чем, например, Википедии. Дело в том, что мы с коллегой занимаемся сбором исторической информации по местным железным дорогам. Ранее, не зная истины, при упоминании в литературе "полустанка" мы считали это станцией, однако теперь, когда копать стали глубже и подробнее, картина стала меняться. Информации крайне мало, общую картину приходится собирать по крупицам, просматривая десятки книг и сайтов. Что касается "полустанка" - картина получается и ясная и неясная. Выясняется, что термин "полустанок" не связан напрямую с путевым развитием, но, вероятно, связан с обслуживанием либо поездов, либо пассажиров. Т.е. может быть в нашем понимании о.п. - полустанок (без путевого развития), а может быть пункт с путевым развитием, но еще не станция. Вероятно, термин "станция" тогда тоже определялся по-другому. Из обработанной информации прослеживается, что термин перестает использоваться приблизительно после 1917 года (возможно изменение инструкций?). Вот, например, краткая хронология одного пункта на "Апельсиновой" железной дороге: Платформа открыта в 1870 году; С 1876 года - полустанок; В 1914 г. построен боковой путь; С 1927 г. статус станции; С 1992 г. остановочный пункт. Версии определения "полустанка", которые мы встречали в различных источниках, но уже откинули, как несостоятельные: * Маленькая железнодорожная станция * Станция 5-го класса * Разъезд * Остановка или станция, где поезд останавливается по требованию * Остановка или станция, где не осуществляется продажа билетов. Из того, что осталось, сложилась такая предположительная формулировка термина "полустанок": Остановочный пункт или небольшая станция, имеющая пассажирское помещение и дежурного (по полустанку/платформе). Очень надеюсь, что кто-нибудь сможет подтвердить, опровергнуть, дополнить, уточнить, поделиться ссылками на информацию и т.д. Заранее большое спасибо! Re: Полустанок (термин)
Mickie
24.05.2012 22:51
"Полустанок" - это разговорный вариант официального термина "полустанция". В конце 19 - начале 20 в. железнодорожные станции делились на классные станции (с 1 по 4 класс), полустанции, остановочные пункты и платформы. Класс станции устанавливался исходя из объема движения. От него зависели строительные размеры станции (например, внутреннее помещение пассажирского здания станции 1-го класса должно было быть не менее 150 кв. саженей, а полустанции — 30 кв. саженей) и штат служащих. Re: Полустанок (термин)
Mike
24.05.2012 22:56
Шампанское (Чехов, 1887) " В тот год, с которого начинается мой рассказ, я служил начальником полустанка на одной из наших юго-западных железных дорог. Весело мне жилось на полустанке или скучно, вы можете видеть из того, что на 20 верст вокруг не было ни одного человеческого жилья, ни одной женщины, ни одного порядочного кабака, а я в те поры был молод, крепок, горяч, взбалмошен и глуп. Единственным развлечением могли быть только окна пассажирских поездов да поганая водка, в которую жиды подмешивали дурман. Бывало, мелькнет в окне вагона женская головка, а ты стоишь, как статуя, не дышишь и глядишь до тех пор, пока поезд не обратится в едва видимую точку; или же выпьешь, сколько влезет, противной водки, очертенеешь и не чувствуешь, как бегут длинные часы и дни. На меня, уроженца севера, степь действовала, как вид заброшенного татарского кладбища. Летом она со своим торжественным покоем — этот монотонный треск кузнечиков, прозрачный лунный свет, от которого никуда не спрячешься, — наводила на меня унылую грусть, а зимою безукоризненная белизна степи, ее холодная даль, длинные ночи и волчий вой давили меня тяжелым кошмаром. На полустанке жило несколько человек: я с женой, глухой и золотушный телеграфист да три сторожа." А чем же тогда остановочный пункт от платформы отличался? (-)
TEP60
26.05.2012 20:54
Re: А чем же тогда остановочный пункт от платформы отличался?
Mickie
26.05.2012 22:26
Насколько помню, остановочный пункт отличался от платформы наличием пассажирского здания. Вообще вся эта станционная терминология и классификация многократно менялась и до революции, и после. Re: А чем же тогда остановочный пункт от платформы отличался?
KT4D
27.05.2012 23:29
Тогда не совсем понятно, чем же отличался остановочный пункт (тот, который со зданием) от полустанка без путевого развития? Неужели величиной здания? Re: А чем же тогда остановочный пункт от платформы отличался?
Mickie
27.05.2012 23:41
Думаю, не было полустанций без путевого развития - хотя бы второго пути на однопутной линии или третьего пути на двухпутной. Еще раз повторяю: "полустанок" не являлся узаконенным термином, и в быту так могли называть любой малый раздельный пункт, хотя официально он классифицировался иначе. Re: А чем же тогда остановочный пункт от платформы отличался?
ailcat
30.05.2012 20:52
Станция - это структура с путевым развитием, позволяющая выполнять минимальную маневровую работу (т.е. разъзд в классическом понимании - не станция).
Платформа (она же с реформы МПС где-то после ВОВ - остановочный пункт) - промежуточная остановка на главном ходу, оборудованная пассажирским перроном. (т.е. ни вокзала, ни стрелочника, ни чего-то подобного ей в обязательном порядке не требовалось). А теперь просто смотрим, что же есть такое полустанок (полу-станция): это платформа (остановочный пункт) или разъезд, имеющий инфраструктуру станции (здание вокзала, возможно - поездного диспетчера или стрелочника). Мог образоваться при вырождении станции (лишении её путевого развития) или, наоборот, при развитии платформы (остановочного пути). Вот примерно так... Re: А чем же тогда остановочный пункт от платформы отличался?
Mickie
31.05.2012 00:06
До революции, когда и существовал официальный термин "полустанция", эти самые полустанции не развивались из разъездов и не вырождались из станций, а с самого начала открывались в качестве полустанций. Re: А чем же тогда остановочный пункт от платформы отличался?
KT4D
01.06.2012 21:10
Не думаю. Случаи изменения статуса пункта нередки как сейчас, так и тогда. В годы активного развития ж/д транспорта, увеличения количества поездов и пассажиров частенько пункты, построенные изначально как платформы и разъезды достраивались до полустанков и станций, мелкие станции достраивались до крупных и т.д. Когда пошел обратный процесс, полустанков (как класса) уже не было, поэтому и случаев вырождения из станций нет. Re: А чем же тогда остановочный пункт от платформы отличался?
ailcat
01.06.2012 22:55
Так.
1. Читаем внимательно: "полустанок Мог образоваться при вырождении станции или развитии разъезда". Я специально убрал всё лишнее. 2. Да, мог! И примеров обоих вариантов есть на просторах инета достаточно (москвичи, например, могут прокатиться до платформы "Рабочий поселок", чтобы увидеть полустанок, развившийся из разъезда) 3. Но эта же фраза означает, что полустанок в равной степени мог возникнуть и "на пустом месте" (чтобы убедиться в этом, достаточно лишь доехать до платформы "Ильинское" Усовского направления всё той же белорусской дороги)... P.S. Естественно, что "полустанком" он будет именно в упомянутом мной исторческом значении (не только поздний Ожегов, но даже Ушаков из 20-х годов прошлошго века толкуют "полустанок" уже как "маленькую станцию" - что позволяет достаточно однозначно сказать, что подаляющее большинство "полустанков" на момент строительства ж/д были простыми разъездами) Re: А чем же тогда остановочный пункт от платформы отличался?
Дмитрий Ковалев
07.06.2012 11:40
В настоящее время принято платформой называть остановочный пункт пригородных поездов с высокой платформой, если же платформа низкая то обычно такую остановку называют остановочным пунктом. Не знаю, может это и не официально, но так оно сейчас есть, например на Московской дороге, где платформы высокие, принято остановки и в схемах и в объявлениях называть платформами: "платформа Баковка", "платформа Жаворонки" и т.д. А вот на Северо-Кавказской, где в основном платформы низкие, все остановки называются остановочными пунктами (сокращённо о.п.): "о.п. НЭВЗ", "о.п. 1184 км", "о.п. Малое Мишкино" и т.д. Остановочный пункт
TEP60
07.06.2012 16:32
Остановочный пункт подчас может представлять собой просто переезд (в таком случае остановочный пункт принято называть "будка xx км") или даже пересечение железной дороги буквально тропинки вообще без всякой платформы Редактировано 2 раз(а). Последний раз 07.06.12 16:37 пользователем TEP60. Re: А чем же тогда остановочный пункт от платформы отличался?
Dima-k
08.06.2012 06:57
Не совсем так. На Красноярской дороге все платформы низкие. Тем не менее, все остановочные пункты называются платформами. По крайней мере, в электричках именно так и объявляют. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.06.12 06:58 пользователем Dima-k. Re: А чем же тогда остановочный пункт от платформы отличался?
svh
08.06.2012 09:28
На Московской сейчас вообще не говорят ни "платформа", ни "остановочный пункт". ОБъявляют просто: "Следующая остановка - Жаворонки". Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.06.12 09:28 пользователем svh. Re: А чем же тогда остановочный пункт от платформы отличался?
IAGSoft
08.06.2012 12:46
Хм... Свердловский узел: "Платформа ВИЗ", "Платформа Первомайская" (платформы низкие) (Кажется ещё "платформа Электродепо", не помню.) Остальные просто: "Следующая станция - Перегон".
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]