ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
100 лет Новочеркасскому автобусу!
Дмитрий Ковалев  23.01.2010 00:46

В январе этого года исполняется 100 лет со дня открытия в Новочеркасске автобусного движения. К сожалению дата эта никак не отмечается, мало кто даже о ней знает. Между тем, Новочеркасск был одним из первых городов Российской империи, в котором появился этот новый тогда вид транспорта. Немного исторических фактов.
Основателем «Новочеркасского автобусного общества» стал в 1909 году энергичный местный предприниматель – военный инженер Константин Иванович Фомин.
В январе 1910 года первый принадлежавший обществу автобус начал курсировать по наиболее оживленным улицам города. Маршрут проходил от железнодорожного вокзала по Крещенскому (Красному) спуску, через Соборную площадь, по Платовскому проспекту, Московской улице, мимо строящегося городка Донского политехнического института, далее выходил на Баклановский проспект и следовал до кадетского корпуса. Немногим позднее добавились еще две машины, которые ходили по двум другим линиям – от Азовского базара по Платовскому проспекту, Московской улице, через Троицкую площадь - до улицы Сенной (ныне улицы Крылова) и от Азовского базара через Соборную площадь - до железнодорожного вокзала. Подвижной состав автобусного товарищества состоял, к концу его деятельности, из трех автобусов и одного автомобиля. Все три автобуса были произведены в Германии, имели мощность мотора до 20 лошадиных сил и были рассчитаны на перевозку, соответственно, 14, 16 и 8 пассажиров. В случае ремонта какого-либо из автобусов вместо него предприниматель должен был ставить на линию «запасной» автомобиль французского производства, рассчитанный на шесть пассажиров и имеющий мотор мощностью 10 лошадиных сил. Однако из-за плохих дорог и несовершенства тогдашних машин уже в декабре автобусы ходить перестали. Возобновилось движение только в 1928 году. После Великой Отечественной войны движение автобусов возобновилось в Новочеркасске только в 1947 году, когда на заводе имени Буденного (ныне НЭВЗ) было восстановлено несколько старых автобусов. Машины того времени автобусами можно было назвать с натяжкой, т.к. это были грузовики ЗИС с деревянными будками вместо бортового кузова. К тому же ходили они нерегулярно, без четких графиков, и лишь в 1951 году, с приходом в город новых, уже настоящих, автобусов ЗИС-155, было налажено четкое движение по городским и пригородным маршрутам. В последующие годы новочеркасский автобус развивался быстрыми темпами, росло количество маршрутов, приходили новые комфортабельные автобусы: ЛиАЗ-158, ЛиАЗ-677, Икарус-180, Икарус-556, Икарус-280, Икарус-260, ЛАЗ-695, ЛАЗ-42021, ЛАЗ-52523, Scania, Volvo, MAN, Mercedess, ПАЗ-3205, ПАЗ-4234, ПАЗ-3204, Богдан А092, ЛиАЗ-5256.
В настоящее время автобус является основным видом городского транспорта в Новочеркасске и насчитывает 52 маршрута. Совсем недавно, в декабре прошлого года, город приобрел 21 новый автобус - 9 машин ПАЗ-320402-03 и 12 ЛиАЗ-5256.53.
К сожалению, в последние годы автобус в городе склонен к минимизации. Если в 70 - 90-е годы на основных маршрутах ходили автобусы особо большой вместимости Икарус-180 и Икарус-556, затем Икарус-280 и Икарус-260, то в настоящее время на части маршрутов с большим пассажиропотоком работают машины даже не средней, а малой вместимости (!) Богдан А092 и ПАЗ-320402-03, немного "разбавленные" большими ЛиАЗами-5256. А половина маршрутной сети обслуживается маршрутками Газелями.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 23.01.10 00:48 пользователем Дмитрий Ковалев.

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!
Rexby  23.01.2010 05:14

Повеселило про Икарус-180 и -556 в 90-е годы :)

А вообще ситуация, как и в большинстве рссийских городов - муниципальных автобусов всё меньше, маршруток всё больше.
Однако в последнее время новый муниципальный подвижной состав все же закупается, что не может не радовать.
В Иркутске всё точно так же - только у нс преобладают не Газели, а корейские маршрутки, а из новых муниципальных автобусов - МАЗ-103, которые превратились из диковинки в привычную машину.

Читайте внимательнее, написано "в 70 - 90-е годы" :) (-)
Дмитрий Ковалев  23.01.2010 15:35

Цитата (Rexby)
Повеселило про Икарус-180 и -556 в 90-е годы :)

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]