Рекуперация(+)
ROOT
24.10.2009 17:42
Снова о рекуперации.
Троллейбус ТролЗа-5275.05 Оптима 3207 (на нем единственном есть спидометр))). Напряжение в тяге пляшет 580-650 В. Пусковой ток 170А, за 7с до 30 км/ч, напряжение (далее ток 25-30А) за 13с до 40 км/ч, за 19с до 50 км/ч. Тормозной ток 40-50 А в течение 20-30с. Время в пути между остановками ну пусть 90-120 секунд. По идее как нужно ездить: разогнался до 50-55 км/ч и далее выбег. Соответственно, время в тяге составляет 15-20% времени в пути, а учитывая время на остановках, еще меньше. Любая задерка на остановках даже на 5 секунд приведет к нарушению графика и к отсутствию использования энергии. Кроме того, на дорогах с интенсивным движением постоянны торможения, остановки на переходах и т.д., которые предугадать невозможно. Т.е. задача скоррелировать разгон одного и торможение другого троллейбуса - задача из области фантастики. Накапливать энергию на подстанциях - тоже задачка довольно интересная, т.к. я смутно себе представляю, сколько будет стоить такая батарея ионисторов. Единственное адекватное решение - накапливать энергию на самом троллейбусе. Но и здесь главным остается вопрос цены. http://www.maxwell.com/ultracapacitors/products/modules/bmod0063-125v.asp Одна такая батарея стоит 9690 долларов США. Сегодня я наткнулся на это: http://www.inep-acad.ru/page_pid_436_lang_1.aspx http://www.inep-acad.ru/page_pid_435_lang_1.aspx Институт новых энергетических проблем (ИНЭП ОИВТ РАН) входит в состав Объединенного института высоких температур Российской академии наук. Кто-нибудь знает, что это за организация такая и сколько стоят их услуги? Есть ли опыт какой-нибудь у них? Re: Рекуперация(+)
Антон Чиграй
24.10.2009 19:44
Кто сказал, что энергию вообще надо накапливать? Если троллейбусное движение интенсивное (а оно должно быть интенсивным, иначе толку от электрификации немного), с большой вероятностью непосредственно в момент рекуперации найдётся троллейбус, разгоняющийся и способный эту энергию принимать. Кроме того, часть рекуперируемой энергии всегда будут потреблять БПНы как самого тормозящего троллейбуса, так и остальных недалеко находящихся. Поэтому далеко не факт, что использование именно накопительных систем даст экономический эффект. Технически - да, можно высосать при торможении ещё несколько киловатт-часов, но её сохранение в накопителях может и не окупаться.
По логике, она должна стоить меньше суммарной стоимости аналогичных батарей, установленных на всех троллейбусах - она будет лишь сглаживать отдельные пики энерговыделения, возникающие при недостатке потребителей. Кроме того, бортовая батарея при установившемся движении пуста - она заполняется при торможении и опустошается при первом же разгоне, т.к. на разгон энергии нужно заведомо больше, чем выделяется при торможении и накапливается в батарее. Решение неадекватное, т.к. для получения какого-то эффекта требует переоборудования всех троллейбусов с изменением их силовой схемы. Да и дополнительный шкаф в салоне тоже снизит вместимость, а значит потребует увеличить выпуск. Единственный плюс - отсутствие потерь в проводах контактной сети. Re: Рекуперация(+)
ROOT
24.10.2009 22:55
См. выше. Вероятноть невелика, интервал в Самаре 1.5 минуты. Троллейбусы ездят по 2 друг за другом часто (интервал 1 минута). Подъезжают к светофору 2 троллейбуса одновременно (очень часто, вероятность одновременно стоять или двигаться наибольшая), остановки после перекрестков - тоже самое, одновременно торможение и почти одновременно разгон. Если еще постоянно кто-нибудь перестраивается перед троллейбусом, всякие пешеходные переходы и т.п. - непредсказуемо. Вопрос ко всем: где есть реализованные примеры рекуперации, какова их эффективность в процентах? Да хоть из сети пусть берет, его потребление по сравнению с ТЭД - фигня. Здесь вопрос как такое к подстанции прикрутить и сколько будет это стоить - не знаю. Да и если на каждой машине ставить рекуперацию, будет вероятность сбоя всей системы будет минимальна. Логично. Но пусковой ток она даст и до какой-то скорости разгонит. Новые закупать уже с рекуперацией. Все равно гнилые ЗиУ-9 придется списывать в ближайшие 10 лет, а на новые деньги все равно из бюджета. С подстанциями все хуже. Почему сразу сразу в салоне? На крышу, например. Да и в салоне обычно места достаточно, за кабиной водителя. Re: Рекуперация(+)
Антон Чиграй
25.10.2009 10:17
Это означает, что ещё пара троллейбусов идёт сзади в 2-3 минутах, за ними ещё одна пара, три пары навстречу, и ещё несколько по параллельным/пересекаемым улицам - всё это питается от одной подстанции, значит скорее всего гальванически связано, и приёмник рекуперируемой энергии в виде разгоняющегося троллейбуса найдётся. Вам нужно не о накопителях задумываться, а о покупке сочленённых машин. Сократив треть водителей, можно добиться весьма увесистой экономии. Да и расход энергии на пассажироместо у гармошек обычно поменьше будет. Просто рекуперация, с возвратом в сеть - процентов 10-20 безо всяких накопителей. Одного - фигня, а когда их десяток питается от одного тормозящего троллейбуса, уже заметно. Кроме того, сюда же - печки зимой и (если будут в светлом будущем хотя бы для водителя) кондеи летом, тоже постоянный потребитель. Пусковой ток даст и сеть, этим-то и отличается троллейбус от автомобилей-гибридов, где электрическая мощность жёстко ограничена мощностью ДВС и приходится ставить накопители не только для рекуперации (сети нет, отдавать некуда), но и для возможности кратковременного (пускового) резкого повышения мощности ТЭД без увеличения мощности генератора и приводящего его движка. Поэтому на троллейбусе (и прочем электротранспорте с внешним питанием), если он ходит только под проводами, эффективность накопителей ограничивается только той энергией, которую он не сможет отдать в сеть при торможении. Это у Мегаполиса с его кривой планировкой можно не один шкаф поставить, ему хуже уже не будет. В более приличных салонах места для шкафов не так уж и много. Крыша - да, при этом вместимость не снижается, но на крыше и так уже тесно. Re: Рекуперация(+)
ROOT
26.10.2009 01:10
1) А как же секционирование? 2) Циклы светофоров постоянно меняются и в принципе очень частая ситуация, когда все тормозят в одно время (равные циклы светофоров и расстояния между остановками). Эти 56 полупустые!!! В сочлененных - на уровне "все сидячие", они никому не нужны вообще, даже водителям. Зачем убирать лишние? Пассажирам комфортно, интервал 6-10 минут на каждом маршрутке (общий участок 40 минут по графику), водителям и кондукторам работа. Маловато + все равно схему изменять. Так лучше снизить пиковую нагрузку на подстанцию. Re: Рекуперация(+)
ROOT
09.01.2011 04:35
Отечественные ионисторы используется почему-то не для рекуперации, а для АХ. http://www.battery-industry.ru/?p=2092#more-2092 Переговоры ведутся с московским заводом «Прожектор», с конвейера которого сходит тяжелая техника. Заинтересовались новым изделием и в Саратове, где в ходе проведенных испытаний убедились, что даже в случае отсутствия электричества благодаря модульному накопителю электротранспорт может двигаться еще не менее пяти километров. Конструкторы уже заложили устройство в новые троллейбусы, выпускаемые на саратовском заводе Пишут, что применяется в Майкопе http://www.mpei.ru/lang/rus/main/aboutuniversity/science/projects/project_93.pdf А тут пишут, что применяются и для рекуперации http://hybrid.ruselprom.ru/hybrid_rus.html Редактировано 1 раз(а). Последний раз 09.01.11 04:39 пользователем ROOT. Re: Рекуперация(+)
Vadims Falkovs
10.01.2011 23:19
Извините, но как раз к "все сидячие" и нужно стремиться! Re: Рекуперация(+)
Vadims Falkovs
10.01.2011 23:34
В процентах? :) Данные вагона за всю его троллейбусную жизнь: "Троллино 18" пробег. . . . : 180699,88 км расход э-лва. : 342141,9 кВт/ч (вместе с отоплением и кондиционером) рекуперация . : 113552,6 кВт/ч и того расход . . . 1,9 кВт/ч/км и того рекуперация. 0,6 кВт/ч/км (31,5%) и того фактич.потр. 1,3 кВт/ч/км Теперь попробуйте всё это перевести в стоимость электроэнергии и посмотреть, что при Вашем предложении получается. Редактировано 2 раз(а). Последний раз 10.01.11 23:36 пользователем Vadims Falkovs. А разве на нем установлены ионисторы?(0)
ROOT
12.01.2011 23:55
А разве на нем установлены ионисторы? Re: Вы спрашивали про рекуперацию, - она есть, а ионисторов - нет (0)
Vadims Falkovs
13.01.2011 00:26
quote=ROOT Редактировано 2 раз(а). Последний раз 13.01.11 00:31 пользователем Vadims Falkovs. Re: Вы спрашивали про рекуперацию, - она есть, а ионисторов - нет
ROOT
13.01.2011 01:11
Тогда сложно оценить эффективность конкретно этой модели, ведь рекуперация в том виде, в каком она есть (отдавать энергию в сеть) зачастую бесполезна, т.к. в тяге не более 15% времени находятся троллейбусы; разгон одного с торможением другого скоррелировать нереально. Спасибо за данные! Получается, что в ионисторах можно накапливать около 30% энергии, потраченной на тягу (хотя какая в этом доля отопления и кондиционера - не знаю). Re: Вы спрашивали про рекуперацию, - она есть, а ионисторов - нет
Vadims Falkovs
13.01.2011 01:41
ROOT, Вы не поняли. В этом самом "бесполезном" с Вашей точки зрения виде, "Троллино 18" в Риге рекуперирует более 30% энергии обратно в сеть. И именно эту рекуперированную энергию потребляют этот и другие троллейбусы. Так как больше её потреблять некому. Всегда пожалуйста! Её можно просто сразу рекуперировать и потратить на другие троллейбусы. А уж сколько там останется для капаситеров, очень сложно сказать. В любом случае, Вы так и не пересчитали в деньги рекуперированную энергию и не посмотрели сроков окупаемости Вашего предложения с введением капаситеров для накоплении электричества. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 13.01.11 01:42 пользователем Vadims Falkovs. Re: Вы спрашивали про рекуперацию, - она есть, а ионисторов - нет
ROOT
13.01.2011 03:10
А на подстанциях есть оборудование, накапливающее электроэнергию? Я же говорю, вероятность того, что на нескольких участках торможение совпадет с разгоном, меньше 0.15. Куда ее потреблять? Разве что на кондиционеры и отопление (хотя и это немало). 500 тысяч рублей на 1 троллейбус, стоимость 1 кВт*ч пусть будет 4р. 125 тысяч кВт*ч надо, чтобы окупилось (не считая рост тарифов на электроэнергию). Редактировано 1 раз(а). Последний раз 13.01.11 03:15 пользователем ROOT. Re: про рекуперацию
Vadims Falkovs
13.01.2011 10:49
Конечно, - нет. И, насколько мне известно, то такого оборудования нет вообще ни на одной подстанции ни в одном троллейбусном хозяйстве мира. Re: про рекуперацию
Pau Barcelona
13.01.2011 19:43
Не хочу прослыть назойливым, но наберите в гугле, майл.ру слово "рекуперация" и Вам столько ссылок выпадет, что обчитаетесь. Вот смотрите, для начала, например, все вопросы, заданные в данной ветке форума, имеют довольно внятные ответы в википедии. Можно поискать также и про устройства тяговых подстанций. Вот зачем выставлять напоказ своё невежество? Или это стиль такой? Re: Вы спрашивали про рекуперацию, - она есть
Igorniy
17.03.2011 16:11
Вадим, вы уверены? В Санкт-Петербурге, где широко используется рекуперация, я начинаю подозревать её завышенную эффективность. Логика работы тяговых электроприводов фирм "Эпро" и "Чергос" следующая: При возврате машиной энергии в сеть напряжение в секции контактной сети повышается. Если потребителей не находится (или их мощность недостаточна), при 790 В осуществляется переход с чистой рекуперации на рекуперативно-реостатное торможение, а при 950 В - на чисто реостатное. Но если на этой же секции есть другие машины, не рекуперирующие в этом промежутке времени, то у них при 800 В всё равно включатся тормозные реостаты для гашения перенапряжения. Итак, что выходит? Одна машина рекуперирует; её счётчик честно плюсует возвращённые киловатт-часы. Вторая эту энергию гасит в реостатах, стоя на остановке; её счётчик тоже честно наматывает якобы_потреблённые киловатт-часы. Рекуперированная энергия ушла в тепло, расход энергии на тягу соседней машины оказался завышен. [Всё вышеописанное в равной степени касается как троллейбуса, так и трамвая] У вас разве не происходит подобная ситуация на пассажиронапряжённых участках? Или тяговое оборудование по-другому работает? Редактировано 2 раз(а). Последний раз 17.03.11 16:13 пользователем Igorniy. Re: Вы спрашивали про рекуперацию, - она есть
Vadims Falkovs
18.03.2011 00:33
Даже если и так, в чём я сильно сомневаюсь, но даже если и так, то со всей этой "якобы потребленной" энергией рекуперация того троллейбуса, который "якобы потребил" все равно получается по счётчику более 30%. Ведь не может быть так, что один вагон лишь рекуперирует, а другой стоя на остановке лишь только переводит её в тепло. Средние показатели всех троллейбусов, где стоят счетчки, показывают рекуперацию порядка 30% от общего потребления включая отопление. Re: Вы спрашивали про рекуперацию, - она есть
Владимир Рар
18.03.2011 16:32
При 950 В переход на чисто реостатное торможение (при норме 600 В) - или бред, или у разработчиков извращённая фантазия. Какие реостаты могут вообще использоваться "для гашения перенапряжения", тем более, если троллейбус стоит? Как "нравиться" подстанциям напряжение под 1 кВ? Что-то Вы, Igorniy, где-то прочитали не то. Re: Вы спрашивали про рекуперацию, - она есть
vadimis
21.03.2011 14:56
По ГОСТу напряжение должно быть в пределах 550-720В. Обычно оно бывает от 500-600В при разгоне до 680-790В при торможении. Принцип торможения выше описан правильно, но 950В это перебор - обычно не более 800В. Тормозные реостаты для гашения перенапряжений включаются как раз в районе 800В, а при торможении начинают работать при более низком напряжении ~750В.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.004 seconds ]