ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)

12 ноября на Городецком судостроительном заводе состоялись испытания паросиловой установки колесного парохода "К. М. Станюкович". Судно постройки 1957 года проекта 737А восстанавливается заново практически из состояния готовности к разделке в металлолом. Паровой котел на дизтопливе, вся арматура, вспомогательные машины и контрольные приборы установлены заново. Колеса собраны по принципу "одно из двух". Самое главное, что осталось в пароходе - "родная" паровая машина ПМ-6. Разумеется, капитально отремонтированная.
Вначале паровую машину провернули паром от парового котла. Затем "Станюкович" с гудком отошел (пока, правда, с помощью буксира) от заводского причала, прошел несколько сотен метров вперед работая своей машиной, и затем задним ходом вернулся обратно.

Фотографии и видео можно посмотреть здесь:
http://mega-watt.ru/nashi_obekti/steamboat/index.htm

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)
warrior  16.11.2008 20:36

Ура! Жаль только, что до того уничтожили гораздо лучше сохранившиеся пароходы 737-го проекта (например, находившийся на консервации "Ярослав Галан", где была аутентичной вся "начинка"), а также бывшую "на ходу" историческую "Ласточку". Интересно, а сильно котёл отличается от "родного"? Кто заказал реконструкцию? Сохранят ли "пароходный" интерьер, или поступят, как с "Богданом Хмельницким", который превратили чёрт знает во что? Остались ли ещё специалисты старой закалки, могущие управляться с паросиловой установкой, или это будет уже молодёжь?

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)
kneiphof  16.11.2008 20:58

Приятна новсть. Жаль, что от всей богатой истории россйиского пароходства нам осталась только "лебедина песня", суда пятидесятых. А ведь ещё 20 лет назад были на Волге колёсники ещё дореволюционной постройки! Но хорошо, что хоть сейчас спохватились, а то остались мы вообще без пароходов.

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)

warrior писал(а):
-------------------------------------------------------
> Ура! Жаль только, что до того уничтожили гораздо
> лучше сохранившиеся пароходы 737-го проекта
> (например, находившийся на консервации "Ярослав
> Галан", где была аутентичной вся "начинка"), а
> также бывшую "на ходу" историческую "Ласточку".

Конечно, жаль. Но надо радоваться тому, что в европейской России есть хотя бы один колесный пароход, способный передвигаться самостоятельно, более-менее аутентично выглядящий и комфортабельный для пассажиров.

> Интересно, а сильно котёл отличается от "родного"?

Как я понимаю, в КМО из "родного" оборудования осталась только машина ПМ-6. И то потому, что альтернативы ей нет никакой. Все остальные агрегаты расположены по проекту реконструкции, не имеющего с родным ничего общего. Котел польский, рабочее давление 16 атмосфер. Адаптирован к требованиям Российского речного регистра (способность нормально работать при кренах до 15 градусов и дифференте до 5 градусов). Котел топится дизельным топливом, а не мазутом. От мазута отказались по двум причинам: во-первых, экологи были против, во-вторых, эксплуатация судна на мазуте ограничивает автономность плавания окрестностями порта приписки. Ведь мазутных станций для на реках нынче не осталось, а заправиться дизтопливом гораздо проще. Правда, и на солярке, как говорят, расход топлива получается просто чумовой по сравнению с теплоходами. Вся арматура, электрика, КИПиА, системы управления, система пожаротушения сделаны заново.
Из характерных для парохода технических особенностей сохранены рулевая машина и брашпиль, приводимые паром от котла. Полностью родные остались, как я уже говорил, колеса с поворотным устройством.

> Кто заказал реконструкцию? Сохранят ли
> "пароходный" интерьер, или поступят, как с
> "Богданом Хмельницким", который превратили чёрт
> знает во что?

Владелец судна - частная компания, она же и заказчик. Какие у нее планы на использование судна - не сообщается. Радует одно: едва ли люди, вложившие в реконструкцию парохода огромные деньги, завтра потащат его на разделку.
Что касается интерьера, то аутентичности тут, естественно, не будет никакой. Вся надстройка судна фактически строится заново. Вариантов использования парохода немного: либо как VIP-банкетоход, либо как круизное судно для богатых туристов, либо для киносъемок. Либо все поочередно. Родной интерьер парохода 737-го проекта для всех этих целей, мягко говоря, малопригоден, потому что пароход строился для пассажирских перевозок, а не для круизов. К тому же за пятьдесят лет родная фанерная надстройка порядком обветшала.
Даже внешне пароход будет выглядеть не совсем так, как в 1957 году - перепланировка надстройки повлекла за собой изменение расположения окон, теперь они установлены парами, как на дореволюционных пароходах. Само собой, пластиковые окна. Даже колесный кожух, характерная деталь, - и тот отличается от оригинала. Меня все это не очень радует, но других шансов выжить у парохода не было никаких.

> Остались ли ещё специалисты старой
> закалки, могущие управляться с паросиловой
> установкой, или это будет уже молодёжь?

Сложно сказать. Судя по видеоролику, на реконструкцию КМО пригласили дедов под 60 лет, видимо тех, кто еще застал котельную технику. Вероятно, они же будут учить молодых, как обращаться с котлом и машиной.

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)

Кстати, ведь в России есть еще несколько пароходов 737-го проекта. Только вот почти всех их, увы, в ближайшее время ждет мартен. Единственное исключение - самарский "Полежаев", но он будет использоваться как стоечное судно., в просторечии - плавучий кабак. Прочие использовались как плавучие базы отдыха и сейчас, как правило, полузатоплены возле берега с прогнившим корпусом и выгоревшей надстройкой (как "Достоевский"). Есть еще два колесника 737-го проекта, и даже живых, до 2005 года работавших на линии, к сожалению, не помню их названий. Вот только находятся они на Лене, а их доставка в волжский бассейн обойдется нереально дорого. Скорее всего разрежут на месте.
Да, на Северной Двине есть еще "Гоголь" постройки 1911 года. Этот жив-здоров, каждую навигацию пашет семь дней в неделю и на покой не собирается.

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)
kneiphof  16.11.2008 22:32

Владимир Глазков писал(а):
-------------------------------------------------------
> Кстати, ведь в России есть еще несколько пароходов
> 737-го проекта. Только вот почти всех их, увы, в
> ближайшее время ждет мартен. Единственное
> исключение - самарский "Полежаев", но он будет
> использоваться как стоечное судно., в просторечии
> - плавучий кабак.

Главное - что б сохранился. "Хоть тушкой, хоть чучелком", хоть плавучим кабаком. Может году эдак в 2050 отношение к технической истории изменится, и его восстановят до рабочего состояния.

> Есть
> еще два колесника 737-го проекта, и даже живых, до
> 2005 года работавших на линии, к сожалению, не
> помню их названий. Вот только находятся они на
> Лене, а их доставка в волжский бассейн обойдется
> нереально дорого. Скорее всего разрежут на месте.

А почему сразу "разрезать"? Я читал, что они пользуются популярностью у туристов. Люди даже охотнее покупают билеты на эти пароходы, чем на современные суда. Правда эта информация нескольколетней давности. Что-то резко изменилось в худшую сторону?

> Да, на Северной Двине есть еще "Гоголь" постройки
> 1911 года. Этот жив-здоров, каждую навигацию пашет
> семь дней в неделю и на покой не собирается.

С 1911 года там только машина (а также, может быть, котёл) и название. Всё остальное вплоть до корпуса гораздо более позднее (годы 50-е)

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)
warrior  16.11.2008 22:36

Владимир Глазков писал(а):
-------------------------------------------------------
> эксплуатация судна
> на мазуте ограничивает автономность плавания
> окрестностями порта приписки. Ведь мазутных
> станций для на реках нынче не осталось, а
> заправиться дизтопливом гораздо проще.

В 1986 г. был в круизе на новеньком тогда т/х "Александр Грибоедов", одним из "гвоздей программы" была экскурсия в рубку и машинное отделение, при этом рассказывалось, что дизели теплохода работают на мазуте, который разогревают паром, чтобы он был жидким (в холодном виде он как желе), а на дизтопливо переходят только при маневрировании, т.к. на мазуте дизели неустойчиво работают на малых оборотах и "могут не среверситься" (именно так выразился стармех). Подходили заправляться и к самой мазутной базе - жутковатому сооружению, которое само было похоже на старый пароход. Я это всё к чему вспоминаю: сли современные теплоходы могут работать на мазуте, зачем же было уничтожать мазутные базы?

> на солярке, как говорят, расход топлива получается
> просто чумовой по сравнению с теплоходами.

Так, может, тогда экономически выгоднее было поставить дизеля, как на "Хмельницком"? Понятно, что всех нас как фанатов истории транспорта вариант с паровой машиной устраивает больше, но фирмачей-то более интересовал именно экономический аспект! Тем более, пароход без дымного шлейфа над трубой - это, ИМХО, всё равно уже не совсем пароход...

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)

kneiphof писал(а):
-------------------------------------------------------
> Владимир Глазков писал(а):
> --------------------------------------------------
> -----
> > Кстати, ведь в России есть еще несколько
> пароходов
> > 737-го проекта. Только вот почти всех их, увы,
> в
> > ближайшее время ждет мартен. Единственное
> > исключение - самарский "Полежаев", но он будет
> > использоваться как стоечное судно., в
> просторечии
> > - плавучий кабак.
>
> Главное - что б сохранился. "Хоть тушкой, хоть
> чучелком", хоть плавучим кабаком. Может году эдак
> в 2050 отношение к технической истории изменится,
> и его восстановят до рабочего состояния.
>
> > Есть
> > еще два колесника 737-го проекта, и даже живых,
> до
> > 2005 года работавших на линии, к сожалению, не
> > помню их названий. Вот только находятся они на
> > Лене, а их доставка в волжский бассейн
> обойдется
> > нереально дорого. Скорее всего разрежут на
> месте.
>
> А почему сразу "разрезать"? Я читал, что они
> пользуются популярностью у туристов. Люди даже
> охотнее покупают билеты на эти пароходы, чем на
> современные суда. Правда эта информация
> нескольколетней давности. Что-то резко изменилось
> в худшую сторону?

Это "Красноярск" и "Благовещенск". К сожалению, в прошедшую навигацию они на линию не вышли, их судьба мне пока неизвестна - слышал слух о том, что их якобы разрезали, но в это верить не хочеться, ну не может быть такого.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 17.11.08 09:56 пользователем Евгений из Якутска.

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)

warrior писал(а):
-------------------------------------------------------

> Подходили заправляться и к самой мазутной базе -
> жутковатому сооружению, которое само было похоже
> на старый пароход.

Не исключено, что именно старый пароход и использовался в качестве мазутной базы.

Я это всё к чему вспоминаю: сли
> современные теплоходы могут работать на мазуте,
> зачем же было уничтожать мазутные базы?

Я точно не знаю. Предположу, что и тут экологи сказали свое веское слово.

> Так, может, тогда экономически выгоднее было
> поставить дизеля, как на "Хмельницком"? Понятно,
> что всех нас как фанатов истории транспорта
> вариант с паровой машиной устраивает больше, но
> фирмачей-то более интересовал именно экономический
> аспект!

Экономически выгоднее, конечно же, дизеля. Но владельцам в данном случае важен, насколько я понимаю, именно пароход. Теплоходов полно, а рабочих пароходов единицы.

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)

Евгений из Якутска писал(а):
-------------------------------------------------------

> Это "Красноярск" и "Благовещенск". К сожалению, в
> прошедшую навигацию они на линию не вышли, их
> судьба мне пока неизвестна - слышал слух о том,
> что их якобы разрезали, но в это верить не
> хочеться, ну не может быть такого.

По состоянию на сентябрь вроде были живы-здоровы и на плаву. Беда в том, что возможности их использования в качестве круизных здорово ограничены. Во-первых, регион с неразвитой туристической инфраструктурой. Во-вторых, комфорт на 737-х очень и очень относительный, все-таки они строились не как круизные, да и возраст весьма почтенный. Поэтому ситуация тупиковая. Доставить их в европейскую часть страны своим ходом нереально, а перевозка на более крупном судне - морском или река-море - будет стоить соверешенно астрономических денег.
Такая вот грустная ситуация.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 17.11.08 20:19 пользователем Владимир Глазков.

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)

kneiphof писал(а):
-------------------------------------------------------

> Главное - что б сохранился. "Хоть тушкой, хоть
> чучелком", хоть плавучим кабаком. Может году эдак
> в 2050 отношение к технической истории изменится,
> и его восстановят до рабочего состояния.

Это вряд ли! От парохода, по сути, останется только порядком переделанный корпус, который, кстати, тоже не вечен. Решение о восстановлении "Станюковича" было принято именно потому, что на нем сохранилась родная машина. На пароходах, используемых как плавучие гостиницы или турбазы, машину почему-то разбирали и выкидывали в первую очередь. "Станюкович" стал едва ли не единственным исключением.

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)

Владимир Глазков писал(а):
-------------------------------------------------------
> Евгений из Якутска писал(а):
> --------------------------------------------------
> -----
>
> > Это "Красноярск" и "Благовещенск". К сожалению,
> в
> > прошедшую навигацию они на линию не вышли, их
> > судьба мне пока неизвестна - слышал слух о том,
> > что их якобы разрезали, но в это верить не
> > хочеться, ну не может быть такого.
>
> По состоянию на сентябрь вроде были живы-здоровы и
> на плаву. Беда в том, что возможности их
> использования в качестве круизных здорово
> ограничены. Во-первых, регион с неразвитой
> туристической инфраструктурой. Во-вторых, комфорт
> на 737-х очень и очень относительный, все-таки они
> строились не как круизные, да и возраст весьма
> почтенный. Поэтому ситуация тупиковая. Доставить
> их в европейскую часть страны своим ходом
> нереально, а перевозка на более крупном судне -
> морском или река-море - будет стоить соверешенно
> астрономических денег.
> Такая вот грустная ситуация.


Хорошо, что живы-здоровы! Буду опровергать слух об их порезке, если еще услышу. Да, инфраструктура, не только туристическая, в регионе никакая. С одной стороны, это позволило пароходам сохраниться - альтернативы водному транспорту у нас нет. Авиация дорогая и не все сможет увезти, круглогодичных дорог вдоль всей Лены нет. Частые мелководные навигации не всегда позволяют работать скоростному флоту - без посадки на мель в иную в верховья пройдет только мелкосидячий колесник. Мазутные станции по Лене сохранены - в этом году видел таковые, топливо на них было.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 17.11.08 22:21 пользователем Евгений из Якутска.

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)
Сергей_Ф  17.11.2008 23:09

Ребят, а этот "Станюкович" в 1975-76 по Днепру не ездил, случайно ? А то там была целая "писательская" флотилия из этих австро-венгерских колесников. В Черкассах мы отдыхали, тама на них и садились (а куда ехали - не помню, хучь убей). Но имя знакомое.
У папани мово, с тех пор, какие-то слайды еще небось остались ....
А то что он жив - я так рад, так рад :)

ЗЫ любая железяка , возраст которой превышает 50 лет, заслуживает уважения и бережного к себе отношения .

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)
warrior  18.11.2008 16:35

Владимир Глазков писал(а):
-------------------------------------------------------
> Доставить
> их в европейскую часть страны своим ходом
> нереально, а перевозка на более крупном судне -
> морском или река-море - будет стоить соверешенно
> астрономических денег.

А каким же образом эти пароходы в своё время доставили в "на севера" аж из Венгрии?

На пароходах, используемых как плавучие гостиницы или турбазы, машину почему-то разбирали и выкидывали в первую очередь.

Бронзы и другого цветного металла там много - вот и разбирали.

Ребят, а этот "Станюкович" в 1975-76 по Днепру не ездил, случайно ? А то там была целая "писательская" флотилия из этих австро-венгерских колесников.

Была, "Иван Франко" например. Их потом в конце 70-х жгли и резали в Днепровских бухточках. Но "Станюкович" работал как раз не на Днепре.

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)

warrior писал(а):
-------------------------------------------------------

> А каким же образом эти пароходы в своё время
> доставили в "на севера" аж из Венгрии?

Точно никто не знает. Перегон в Лену на буксире по Северному морскому пути полностью исключается - пароход просто развалился бы или перевернулся. Скорее всего была перевозка "на люках" морского судна. 737-е не так много и весят, примерно 450 тонн. Собственно, такой проект вполне осуществим и сейчас. Пароходы плоскодонные, невысокие по меркам морских судов, их вполне можно разместить на палубе. Вот только стоить эта операция будет... А потом, перетащить пароход в европейскую Россию - это только надводная часть айсберга. Далее потребуется реконструкция - вот там настоящие затраты.
Самое мерзкое в том, что линия, на которой работали пароходы, больше не дотируется из госбюджета, а владелец - Киренская база флота - объявлен банкротом.

Вот обсуждение на профильном форуме, там же фото:
http://www.infoflotforum.ru/index.php?showtopic=22518

> Была, "Иван Франко" например. Их потом в конце
> 70-х жгли и резали в Днепровских бухточках.

В середине 80-х. Конкретно "Франко" порезали во второй половине 80-х в Киеве, а кое-кто дотянул и до 90-х.

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)
warrior  18.11.2008 21:43

Владимир Глазков писал(а):
-------------------------------------------------------
>
> В середине 80-х. Конкретно "Франко" порезали во
> второй половине 80-х в Киеве.

"Франко" летом 1981 г. уже был в бухте у пристани "Русановские сады" в сожженно-полузатопленно-заржавленном состоянии, стоял там явно не первый год. Именно разрезать на металлолом могли, конечно, и позже, но вряд ли эти жуткие руины пугали народ в этом всьма людном месте ещё столько лет. Попав в Киев в 1988 г., специально поехал в Русановку фотографировать остов "Франко", но его там уже не было. Сфотографировал в ту поездку ещё вполне живой бусир "Герой Иван Дудник" и остатки другого, судя по всему, весьма старинного, буксира с огромными колёсами - но это уже оффтоп.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 18.11.08 21:48 пользователем warrior.

Re: Колесный пароход "Станюкович". Испытания котла и машины (+)
Михалыч-3  22.02.2010 18:46

Интересно никто не додумался топить котлы сжиженным газом ( пропаном)?
Он же существенно дешевле солярки.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]