Советские автоколонны.
Антоха
27.07.2007 01:39
С советских времен во многих городах остались вывески на проходных автобаз: Автоколонна 1115, ПАТП 2 и т.п. А все эти автоколонны принадлежали какой-то одной организации? Можно ли по номеру автоколонны, определить в каком регионе она находилась? Можно ли где-то отыскать их перечень? И вообще, каким организациям в советские времена принадлежали маршрутные автобусы?
Если кому интересно, то в Калининградской области я знаю такие: 1114-Калининград,грузовики,в основном КАМАЗы-самосвалы 1115-Калининград,автобусы,нынешняя Кёниг-Авто, 1359-Калининград,грузовики(в основном хлебовозы) 1704-Советск,автобусы 1801-Черняховск 1802-Гусев,автобусы и грузовики ПАТП-1 Калининград,автобусы Были ли какие-то еще автоколонны в Калининградской области? Re: Советские автоколонны.
OlegSS
27.07.2007 07:34
>Можно ли где-то отыскать их перечень?
наверное можно, где-нибудь в недрах минобороны Re: Советские автоколонны.
Krolikov
27.07.2007 09:51
Антоха писал(а):
------------------------------------------------------- > А все эти автоколонны принадлежали > какой-то одной организации? Да. Миншосдор РСФСР (министерство шоссейных дорог). > И вообще, каким организациям в советские времена > принадлежали маршрутные автобусы? Тому же самому министерству. Общий принцип был таков: если на балансе некоего автохозяйства числились только маршрутные автобусы, то оно называлось "Атобусный парк" (АП №...), если же, помимо них, там имелся и другой транспорт (грузовики; служебные и экскурсионные автобусы и т.п.) - то это была уже "Автоколонна №..." Re: Советские автоколонны.
lightning
27.07.2007 10:11
Krolikov писал(а):
------------------------------------------------------- > Антоха писал(а): > -------------------------------------------------- > > А все эти автоколонны принадлежали > > какой-то одной организации? > > Да. Миншосдор РСФСР (министерство шоссейных > дорог). В 90-е годы некоторые автоколонны перешли в ведение городов. Например Автоколонна-1456 в Череповце стала МУП "Автоколонна-1456". Re: Советские автоколонны.
ZavGar
27.07.2007 10:30
Krolikov писал(а):
------------------------------------------------------- > Антоха писал(а): > -------------------------------------------------- > ----- > > А все эти автоколонны принадлежали > > какой-то одной организации? > > Да. Миншосдор РСФСР (министерство шоссейных > дорог). > Точнее - Министерству автомобильного транспорта (и шоссейных дорог) союзных республик. В некоторых - минавтотранс, в других - минавтошосдор. Миншосдор - прямой "гражданский" наследник ГУШОСДОР, т.е. "филиала" ГУЛАГа Re: Советские автоколонны.
ZavGar
27.07.2007 12:38
OlegSS писал(а):
------------------------------------------------------- > >Можно ли где-то отыскать их перечень? > > наверное можно, где-нибудь в недрах минобороны Вот, нарыл историю создания. Предполагалась действительно военная организация в гражданском секторе. Но военные, передав подвижной состав "в народное хозяйство", утратили всякую связь с этими организациями, а автоколонны, имея лишь вольнонаёмный состав, не могли выполнять задачи, ради которых были созданы, и превратились в обычные автопредприятия. Из мемуаров С. П. Артемьева: было принято решение о направлении в систему Министерства автотранспорта РСФСР десяти тысяч армейских автомобилей, а также признано целесообразным создание Союзно–республиканского министерства автомобильного транспорта. Первое мероприятие получило довольно быстрое осуществление. Было принято постановление Совмина СССР о создании за счст 10 тысяч армейских автомобилей в системе Министерства автотранспорта РСФСР «Автоколонн централизованного резерва». Их дислокация согласовывалась с Министерством обороны СССР. Поэтому они были размещены не только на территории РСФСР, но и других союзных республик, с подчинением Министерству автотранспорта РСФСР. Руководящий состав автоколонн комплектовался из демобилизуемого офицерского состава Советской Армии. Для руководства работой автоколонн в министерстве было создано специальное Главное управление, во главе которого был поставлен полковник. Офицерами были и его заместители. Основная идея при формировании автоколонн централизованного резерва заключалась в том, чтобы иметь мобильные автотранспортные подразделения, которые можно было бы направлять для работы в любое время и в любом месте. Жизнь показала невозможность реализации этой идеи при наличии вольнонасмного состава автоколонны, постоянно проживающего в пункте их дислокации. Эту идею можно было осуществить лишь при наличии военизированного персонала автоколонн. В связи с этим, автоколонны были реорганизованы в обычные автотранспортные предприятия, а находящиеся за пределами РСФСР даже переданы министерствам соответствующих республик. Эта идея вскоре потерпела крах, но автотранспорт общего пользования получил тысячи новых автомобилей, особенно нужных в первые послевоенные годы. Идея о создании Союзно–республиканского министерства автомобильного транспорта была реализована через семь лет. Лишь в конце 1952 года было принято постановление Совмина СССР о создании этого органа. Министром был назначен А. Н. Куршев, бывший до этого министром автотранспорта РСФСР. Я был назначен членом коллегии вновь созданного министерства, общий штат которого был установлен в 700 человек. Началось формирование центрального аппарата, которое в основном завершилось в феврале 1953 года. Наступил март 1953 года. Умер И. В. Сталин. После его смерти началась волна объединения и ликвидации министерств. Неожиданно для нас было опубликовано постановление Совмина СССР, в котором записано: «Упразднить Министерство автомобильного транспорта РСФСР». Многие его предприятия были возвращены соответствующим министерствам союзных республик. Исключение составили автотранспортные и промышленные предприятия, находящиеся ранее в системе Министерства автотранспорта РСФСР. Они были включены в систему вновь созданного Главного управления автомобильного транспорта, включенного в состав Министерства путей сообщения СССР. Министр Куршев перешел на должность заместителя министра путей сообщения, и ему было присвоено звание генерала. Я был назначен заместителем начальника Главного управления, и мне было присвоено звание полковника. В этом чине мне пришлось заниматься главным образом трудоустройством сокращаемых сотрудников ликвидированного министерства. Прошло несколько месяцев. Успешно завершено трудоустройство сокращенных сотрудников. Вдруг получаем известие о принятом решении Совмина СССР, которым предусматривалось создание Союзно–республиканского министерства, но не только автотранспорта, но и шоссейных дорог. Re: Советские автоколонны.
Krolikov
28.07.2007 11:14
ZavGar писал(а):
------------------------------------------------------- > Точнее - Министерству автомобильного транспорта (и > шоссейных дорог) союзных республик. В некоторых - > минавтотранс, в других - минавтошосдор. Согласен с поправкой. Более того, встречалось также и "мингоравтошосдор" - министерство городских автомобильных шоссейных дорог. В чьем ведомстве находились сельские дороги, я не помню. Сами автоколонны тоже могли менять профиль с течением времени. Например, в Минске автоколонна 2438 превратилась в 5-й автобусный парк - после того, как в ней остались только рейсовые автобусы. Чуть позже автоколонна 2411 стала называться АП № 3 (недавно расформирован), еще позже автоколонна 2427 стала 4-м парком. Трамваи же и троллейбусы находились в ведении минкомхоза - министерства коммунального хозяйства (здесь тоже были возможны вариации: "минжилкомхоз" - министерство жилищно-комунального хозяйства, и т.п.) lightning писал(а): ------------------------------------------------------- > В 90-е годы некоторые автоколонны перешли в > ведение городов. Да, но это уже пост-советская история. Re: Советские автоколонны.
Владимир Венедиктов
28.07.2007 13:10
ZavGar писал(а):
------------------------------------------------------- > Миншосдор - прямой "гражданский" наследник > ГУШОСДОР, т.е. "филиала" ГУЛАГа Нельзя ли поподробнее? Как это они связаны - Главное Управлениме Лагерей (НКВД) и Главное Управление Шоссейных Дорог? ГУ - это всего лишь сокращение от слов "главное управление", в просторечии "главк", т.е. сруктурное подразделение того или иного министерства или ведомства. В сегодняшней управленческой структуре они называются "агенствами", но суть не очень изменилась. Re: Советские автоколонны.
ZavGar
30.07.2007 12:20
Владимир Венедиктов писал(а):
------------------------------------------------------- > > Нельзя ли поподробнее? Как это они связаны - > Главное Управлениме Лагерей (НКВД) и Главное > Управление Шоссейных Дорог? ГУ - это всего лишь > сокращение от слов "главное управление", Полная аббревиатура ГУШОСДОР НКВД СССР. Особенность НКВД состояла в том, что это было САМООКУПАЕМОЕ (более того - рентабельное!) ведомство. Понятно, за чей счёт. Первоначально разнообразные ГУ организовывались в системе НКВД-МВД, и только после 53-го года они передавались в гражданские министерства сообразно профилю. http://www.rosavtodor.ru/doc/history/gushosdor/index_1.htm Более того, автомобильно-дорожные институты в СССР с момента организации и до 50-х годов относились к ГУШОСДОР НКВД. Re: Советские автоколонны.
ZavGar
30.07.2007 12:43
Krolikov писал(а):
------------------------------------------------------- > В чьем ведомстве находились сельские > дороги, я не помню. > Внутрихозяйственные - на балансе хозяйства (совхоза, колхоза), остальные (кроме общегосударственного значения) - на балансе Исполнительного Комитета областного (республиканского) Совета народных депутатов. Re: Советские автоколонны.
Krolikov
30.07.2007 21:42
ZavGar писал(а):
------------------------------------------------------- > Внутрихозяйственные - на балансе хозяйства > (совхоза, колхоза), остальные (кроме > общегосударственного значения) - на балансе > Исполнительного Комитета областного > (республиканского) Совета народных депутатов. Да, но исполком (районный, городской, областной, краевой) - исполнительный орган, аналог совета министров в своем масштабе (республиканские исполкомы, кстати, и назывались министерствами). Соответственно, каждый исполком делился на "министерства" (именуемые отделами). Так вот - к какому отделу относились областные дороги? Был ли какие-то "отделы шоссейных дорог облисполкома" - аналоги аналогичных республиканских министерств? Re: Советские автоколонны.
ZavGar
31.07.2007 09:06
Ну, отделов в облисполкоме не могло быть столько же, сколько министерств в правительстве - штат не позволял.
Отделы и комиссии облиспсолкома создавались решением Совета, в каждой области по-своему. Как правило, дорожный отдел был. Возможно, в некоторых областях дороги и дорожное строительство были в ведении отдела промышленности и строительства, в некоторых - в ведении отдела транспорта и связи (...и дорожного строительства) всё зависело от масштабов той или иной отрасли в конкретной области. Не помню. МалОй был :-). "Партийное и государственное строительство" не изучал. В Кронштадте ГАТП-24, были и пассажирские автобусы и грузовики, сейчас остались только грузовики (0) (-)
Бараш Алексей
06.08.2007 02:02
0 Автоколонны
Стас (г. Петрозаводск)
22.11.2008 04:00
Господа форумчане! Тема заинтересовала меня :)
Решил составить список автоколонн... Ой, как много... Очень интересуют упомянутые эстонские автоколонны... № 30хх ведь были Казахстанские а/к... Или они были в перемешку... В общем, кто может - смотрите, исправляйте, добавляйте здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0 А также в этой теме комментируйте изменения :) Тула (+)
Владимир Глазков
22.11.2008 16:51
Автоколонна 1135 (грузовые перевозки), автоколонна 1809 (автобусы). Щекино Тульской области - автоколонна 1810 (автобусы). Кроме того, в Туле были ГАТП №2 (грузовые перевозки), ПАТП №2 (таксопарк) и ПАТП №3 (автобусы). Все эти автопредприятия входили в Тулаавтотранс, подчинявшийся Минавтотрансу РСФСР.
Не забывайте, что кроме автоколонн (а/к) были еще ПМК (передвижные механизированные колонны), где была строительная техника. Редактировано 2 раз(а). Последний раз 22.11.08 16:52 пользователем Владимир Глазков. Re: Тула (+)
Стас (г. Петрозаводск)
22.11.2008 23:47
а/к Клина и Тулы - все они перечислены в списке.
Называйте а/к, которых ещё нет в перечне :) Эстония
Aare Olander
23.11.2008 00:59
Эстонские колонны можно смело добавить. Номера шли с 3051 без пропусков. Некоторые видимо существовали совсем недолго, номера освободились и могли быть использованы повторно. Re: Эстония
Стас (г. Петрозаводск)
23.11.2008 02:06
Aare Olander, дак правьте, добавляйте в Википедии эстонские а/к :) Информация Ваша бесценна, кроме Вас, похоже, никто не знает об этом....
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.001 seconds ]