ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Советские автоколонны.
Антоха  27.07.2007 01:39

С советских времен во многих городах остались вывески на проходных автобаз: Автоколонна 1115, ПАТП 2 и т.п. А все эти автоколонны принадлежали какой-то одной организации? Можно ли по номеру автоколонны, определить в каком регионе она находилась? Можно ли где-то отыскать их перечень? И вообще, каким организациям в советские времена принадлежали маршрутные автобусы?

Если кому интересно, то в Калининградской области я знаю такие:
1114-Калининград,грузовики,в основном КАМАЗы-самосвалы
1115-Калининград,автобусы,нынешняя Кёниг-Авто,
1359-Калининград,грузовики(в основном хлебовозы)
1704-Советск,автобусы
1801-Черняховск
1802-Гусев,автобусы и грузовики
ПАТП-1 Калининград,автобусы
Были ли какие-то еще автоколонны в Калининградской области?

Re: Советские автоколонны.
OlegSS  27.07.2007 07:34

>Можно ли где-то отыскать их перечень?

наверное можно, где-нибудь в недрах минобороны

1137,1138,1139 - Ярославль (-)

0

Re: Советские автоколонны.
Krolikov  27.07.2007 09:51

Антоха писал(а):
-------------------------------------------------------
> А все эти автоколонны принадлежали
> какой-то одной организации?

Да. Миншосдор РСФСР (министерство шоссейных дорог).

> И вообще, каким организациям в советские времена
> принадлежали маршрутные автобусы?

Тому же самому министерству.

Общий принцип был таков: если на балансе некоего автохозяйства числились только маршрутные автобусы, то оно называлось "Атобусный парк" (АП №...), если же, помимо них, там имелся и другой транспорт (грузовики; служебные и экскурсионные автобусы и т.п.) - то это была уже "Автоколонна №..."

Re: Советские автоколонны.
lightning  27.07.2007 10:11

Krolikov писал(а):
-------------------------------------------------------
> Антоха писал(а):
> --------------------------------------------------
> > А все эти автоколонны принадлежали
> > какой-то одной организации?
>
> Да. Миншосдор РСФСР (министерство шоссейных
> дорог).

В 90-е годы некоторые автоколонны перешли в ведение городов. Например Автоколонна-1456 в Череповце стала МУП "Автоколонна-1456".

Re: Советские автоколонны.
ZavGar  27.07.2007 10:30

Krolikov писал(а):
-------------------------------------------------------
> Антоха писал(а):
> --------------------------------------------------
> -----
> > А все эти автоколонны принадлежали
> > какой-то одной организации?
>
> Да. Миншосдор РСФСР (министерство шоссейных
> дорог).
>
Точнее - Министерству автомобильного транспорта (и шоссейных дорог) союзных республик. В некоторых - минавтотранс, в других - минавтошосдор.

Миншосдор - прямой "гражданский" наследник ГУШОСДОР, т.е. "филиала" ГУЛАГа

Re: Советские автоколонны.
ZavGar  27.07.2007 12:38

OlegSS писал(а):
-------------------------------------------------------
> >Можно ли где-то отыскать их перечень?
>
> наверное можно, где-нибудь в недрах минобороны

Вот, нарыл историю создания.
Предполагалась действительно военная организация в гражданском секторе.
Но военные, передав подвижной состав "в народное хозяйство", утратили всякую связь с этими организациями, а автоколонны, имея лишь вольнонаёмный состав, не могли выполнять задачи, ради которых были созданы, и превратились в обычные автопредприятия.

Из мемуаров С. П. Артемьева:
было принято решение о направлении в систему Министерства автотранспорта РСФСР десяти тысяч армейских автомобилей, а также признано целесообразным создание Союзно–республиканского министерства автомобильного транспорта.

Первое мероприятие получило довольно быстрое осуществление. Было принято постановление Совмина СССР о создании за счст 10 тысяч армейских автомобилей в системе Министерства автотранспорта РСФСР «Автоколонн централизованного резерва». Их дислокация согласовывалась с Министерством обороны СССР. Поэтому они были размещены не только на территории РСФСР, но и других союзных республик, с подчинением Министерству автотранспорта РСФСР. Руководящий состав автоколонн комплектовался из демобилизуемого офицерского состава Советской Армии. Для руководства работой автоколонн в министерстве было создано специальное Главное управление, во главе которого был поставлен полковник. Офицерами были и его заместители.

Основная идея при формировании автоколонн централизованного резерва заключалась в том, чтобы иметь мобильные автотранспортные подразделения, которые можно было бы направлять для работы в любое время и в любом месте. Жизнь показала невозможность реализации этой идеи при наличии вольнонасмного состава автоколонны, постоянно проживающего в пункте их дислокации. Эту идею можно было осуществить лишь при наличии военизированного персонала автоколонн. В связи с этим, автоколонны были реорганизованы в обычные автотранспортные предприятия, а находящиеся за пределами РСФСР даже переданы министерствам соответствующих республик. Эта идея вскоре потерпела крах, но автотранспорт общего пользования получил тысячи новых автомобилей, особенно нужных в первые послевоенные годы.

Идея о создании Союзно–республиканского министерства автомобильного транспорта была реализована через семь лет. Лишь в конце 1952 года было принято постановление Совмина СССР о создании этого органа. Министром был назначен А. Н. Куршев, бывший до этого министром автотранспорта РСФСР. Я был назначен членом коллегии вновь созданного министерства, общий штат которого был установлен в 700 человек. Началось формирование центрального аппарата, которое в основном завершилось в феврале 1953 года.

Наступил март 1953 года. Умер И. В. Сталин. После его смерти началась волна объединения и ликвидации министерств. Неожиданно для нас было опубликовано постановление Совмина СССР, в котором записано: «Упразднить Министерство автомобильного транспорта РСФСР». Многие его предприятия были возвращены соответствующим министерствам союзных республик. Исключение составили автотранспортные и промышленные предприятия, находящиеся ранее в системе Министерства автотранспорта РСФСР. Они были включены в систему вновь созданного Главного управления автомобильного транспорта, включенного в состав Министерства путей сообщения СССР. Министр Куршев перешел на должность заместителя министра путей сообщения, и ему было присвоено звание генерала. Я был назначен заместителем начальника Главного управления, и мне было присвоено звание полковника. В этом чине мне пришлось заниматься главным образом трудоустройством сокращаемых сотрудников ликвидированного министерства.

Прошло несколько месяцев. Успешно завершено трудоустройство сокращенных сотрудников. Вдруг получаем известие о принятом решении Совмина СССР, которым предусматривалось создание Союзно–республиканского министерства, но не только автотранспорта, но и шоссейных дорог.

Re: Советские автоколонны.
Krolikov  28.07.2007 11:14

ZavGar писал(а):
-------------------------------------------------------
> Точнее - Министерству автомобильного транспорта (и
> шоссейных дорог) союзных республик. В некоторых -
> минавтотранс, в других - минавтошосдор.

Согласен с поправкой.
Более того, встречалось также и "мингоравтошосдор" - министерство городских автомобильных шоссейных дорог. В чьем ведомстве находились сельские дороги, я не помню.

Сами автоколонны тоже могли менять профиль с течением времени.

Например, в Минске автоколонна 2438 превратилась в 5-й автобусный парк - после того, как в ней остались только рейсовые автобусы. Чуть позже автоколонна 2411 стала называться АП № 3 (недавно расформирован), еще позже автоколонна 2427 стала 4-м парком.

Трамваи же и троллейбусы находились в ведении минкомхоза - министерства коммунального хозяйства (здесь тоже были возможны вариации: "минжилкомхоз" - министерство жилищно-комунального хозяйства, и т.п.)

lightning писал(а):
-------------------------------------------------------
> В 90-е годы некоторые автоколонны перешли в
> ведение городов.

Да, но это уже пост-советская история.

Re: Советские автоколонны.

ZavGar писал(а):
-------------------------------------------------------

> Миншосдор - прямой "гражданский" наследник
> ГУШОСДОР, т.е. "филиала" ГУЛАГа

Нельзя ли поподробнее? Как это они связаны - Главное Управлениме Лагерей (НКВД) и Главное Управление Шоссейных Дорог? ГУ - это всего лишь сокращение от слов "главное управление", в просторечии "главк", т.е. сруктурное подразделение того или иного министерства или ведомства. В сегодняшней управленческой структуре они называются "агенствами", но суть не очень изменилась.

Re: Советские автоколонны.
ZavGar  30.07.2007 12:20

Владимир Венедиктов писал(а):
-------------------------------------------------------

>
> Нельзя ли поподробнее? Как это они связаны -
> Главное Управлениме Лагерей (НКВД) и Главное
> Управление Шоссейных Дорог? ГУ - это всего лишь
> сокращение от слов "главное управление",

Полная аббревиатура ГУШОСДОР НКВД СССР.
Особенность НКВД состояла в том, что это было САМООКУПАЕМОЕ (более того - рентабельное!) ведомство. Понятно, за чей счёт.
Первоначально разнообразные ГУ организовывались в системе НКВД-МВД, и только после 53-го года они передавались в гражданские министерства сообразно профилю.

http://www.rosavtodor.ru/doc/history/gushosdor/index_1.htm

Более того, автомобильно-дорожные институты в СССР с момента организации и до 50-х годов относились к ГУШОСДОР НКВД.

Re: Советские автоколонны.
ZavGar  30.07.2007 12:43

Krolikov писал(а):
-------------------------------------------------------
> В чьем ведомстве находились сельские
> дороги, я не помню.
>
Внутрихозяйственные - на балансе хозяйства (совхоза, колхоза), остальные (кроме общегосударственного значения) - на балансе Исполнительного Комитета областного (республиканского) Совета народных депутатов.

Re: Советские автоколонны.
Krolikov  30.07.2007 21:42

ZavGar писал(а):
-------------------------------------------------------

> Внутрихозяйственные - на балансе хозяйства
> (совхоза, колхоза), остальные (кроме
> общегосударственного значения) - на балансе
> Исполнительного Комитета областного
> (республиканского) Совета народных депутатов.

Да, но исполком (районный, городской, областной, краевой) - исполнительный орган, аналог совета министров в своем масштабе (республиканские исполкомы, кстати, и назывались министерствами).

Соответственно, каждый исполком делился на "министерства" (именуемые отделами).
Так вот - к какому отделу относились областные дороги?
Был ли какие-то "отделы шоссейных дорог облисполкома" - аналоги аналогичных республиканских министерств?

Re: Советские автоколонны.
ZavGar  31.07.2007 09:06

Ну, отделов в облисполкоме не могло быть столько же, сколько министерств в правительстве - штат не позволял.
Отделы и комиссии облиспсолкома создавались решением Совета, в каждой области по-своему. Как правило, дорожный отдел был.
Возможно, в некоторых областях дороги и дорожное строительство были в ведении отдела промышленности и строительства, в некоторых - в ведении отдела транспорта и связи (...и дорожного строительства) всё зависело от масштабов той или иной отрасли в конкретной области.
Не помню. МалОй был :-). "Партийное и государственное строительство" не изучал.

В Кронштадте ГАТП-24, были и пассажирские автобусы и грузовики, сейчас остались только грузовики (0) (-)
Бараш Алексей  06.08.2007 02:02

0

Автоколонны

Господа форумчане! Тема заинтересовала меня :)

Решил составить список автоколонн... Ой, как много...

Очень интересуют упомянутые эстонские автоколонны... № 30хх ведь были Казахстанские а/к... Или они были в перемешку...

В общем, кто может - смотрите, исправляйте, добавляйте здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0

А также в этой теме комментируйте изменения :)

АК 1792 М.О. Клин. Пассажирские перевозки. (-)
Серёга  22.11.2008 16:11

0

Тула (+)

Автоколонна 1135 (грузовые перевозки), автоколонна 1809 (автобусы). Щекино Тульской области - автоколонна 1810 (автобусы). Кроме того, в Туле были ГАТП №2 (грузовые перевозки), ПАТП №2 (таксопарк) и ПАТП №3 (автобусы). Все эти автопредприятия входили в Тулаавтотранс, подчинявшийся Минавтотрансу РСФСР.
Не забывайте, что кроме автоколонн (а/к) были еще ПМК (передвижные механизированные колонны), где была строительная техника.



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 22.11.08 16:52 пользователем Владимир Глазков.

Re: Тула (+)

а/к Клина и Тулы - все они перечислены в списке.

Называйте а/к, которых ещё нет в перечне :)

Эстония
Aare Olander  23.11.2008 00:59

Эстонские колонны можно смело добавить. Номера шли с 3051 без пропусков. Некоторые видимо существовали совсем недолго, номера освободились и могли быть использованы повторно.

Re: Эстония

Aare Olander, дак правьте, добавляйте в Википедии эстонские а/к :) Информация Ваша бесценна, кроме Вас, похоже, никто не знает об этом....

Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.001 seconds ]