ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
Распределение троллейбусных городов России по численности населения
Павел Пилецкий  05.06.2003 11:41

Добрый день!

В Интернете имеется несколько списков троллейбусных городов России. На этом форуме был список Вадима Фалькова, есть база данных городов элетротранспорта на http://www.parovoz.com/electro Однако в этих перечнях города обычно выстраиваются просто по алфавиту. Я на основе этих списков упорядочил троллейбусные города Российской Федерации по населению. Информация о населении городов взята по адресу.
http://www.gks.ru/PEREPIS/itog.htm В ходе составления списка выявилось несколько интересных закономерностей, которые перечислены внизу.

Распределение троллейбусных городов Российской Федерации по численности населения.
Города с численностью населения 1 млн. человек и более
(всего городов 13, 13 имеют троллейбус)
Москва
Санкт-Петербург
Новосибирск
Нижний Новгород
Екатеринбург
Самара
Омск
Казань
Челябинск
Ростов-на-Дону
Уфа
Волгоград
Пермь
Города с численностью населения от 500 тыс. человек до 1 млн. человек
(всего городов 20, 19 имеют троллейбус)
Красноярск
Саратов
Воронеж
Тольятти
Краснодар
Ульяновск
Ижевск
Ярославль
Барнаул
Иркутск
Владивосток
Хабаровск
Новокузнецк
Оренбург
Рязань
Пенза
Тюмень
Астрахань
Липецк
Города с численностью населения от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек
(всего городов 42, 33 имеют троллейбус)
Томск
Кемерово
Тула
Махачкала
Киров
Чебоксары
Иваново
Брянск
Калининград
Курск
Тверь
Архангельск
Ставрополь
Курган
Белгород
Мурманск
Калуга
Орел
Смоленск
Чита
Владимир
Владикавказ
Саранск
Тамбов
Вологда
Таганрог
Кострома
Нальчик
Петрозаводск
Стерлитамак
Дзержинск
Братск
Йошкар-Ола
Города с численностью населения от 100 тыс. человек до 250 тыс. человек
(всего городов 93, 24 имеют троллейбус)
Новороссийск
Рыбинск
Шахты
Благовещенск
Великий Новгород
Балаково
Армавир
Энгельс
Сызрань
Каменск-Уральский
Подольск
Березники
Волгодонск
Абакан
Рубцовск
Майкоп
Миасс
Ковров
Химки
Альметьевск
Новочебоксарск
Черкесск
Новокуйбышевск
Ленинск-Кузнецкий
Города с численностью населения до 100 тыс. человек
(общее число городов не указано, 1 город имеет троллейбус)
Видное

Имелось 4 случая прекращения троллейбусного сообщения в городах на территории
Российской федерации
Калининград(Кенигсберг) 1945
Черняховск(Инстербург) 1945
Качканар 1985
Грозный 1994
Кенигсберг и Грозный - крупные города с численностью населения на момент закрытия несколько сот тыс. человек. Инстербург и Качканар малые города, на момент закрытия имели менее 100 тыс. человек. Троллейбусное сообщение в городах Калининград
(Кенигсберг), Черняховск (Инстербург) и Грозный было прекращено в результате боевых действий. В Качканаре троллейбусное сообщение было прекращено в мирное время (единственный случай на территории России). В Калининграде троллейбусное сообщение
было вновь организовано после длительного перерыва в 1975 (единственный случай на территории России, если не учитывать перерывы во время Великой Отечественной войны).

Всего троллейбусные системы действуют в 90 городах. Всего в России 93 города имеют или имели троллейбусное сообщение Так как в Калининграде троллейбусное сообщение открывалось дважды, то имеется 94 случая открытия троллейбусного сообщения.

Интересные закономерности

1. Граница "уверенного" рапространения троллейбуса в Российской Федерации проходит сейчас примерно по 140 тыс. человек. Среди 121 города с населением более 140 тыс. человек троллейбус имеют 85. Среди 47 городов с населением от 100 до 140 тыс. человек троллейбус имеют только 4. Среди городов с населением менее 100 тыс. человек троллейбус имеет только 1 город.

2. Все города с троллейбусными системами в настоящее время имеют железную дорогу. Есть два интересных случая. В Альметевске железная дорога довольно далеко за чертой города. В Новочебоксарске по железной дороге возможно не было пассажирского сообщения.

3. Все города с троллейбусным движением являются городами регионального подчинения или федерального подчинения. Городов районного подчинения и поселков городского типа среди них нет. Все города с троллейбусным движением стали городами до появления
троллейбуса(среди трамваев есть исключения).

4. 10 крупнейших городов без троллейбуса
Набережные Челны(510,0)
Магнитогорск(419,1)
Нижний Тагил(390,6)
Улан-Удэ(359,4)
Сочи(328,8)
Череповец(312,2)
Волжский(310,7)
Сургут(285,5)
Комсомольск-на-Амуре(281,0)
Орск(250,6)
Во всех этих городах, кроме Сочи и Сургута, есть трамвай.

5. 10 крупнейших городов без троллейбуса и трамвая
Сочи(328,8)
Сургут(285,5)
Нижневартовск(239,0)
Сыктывкар(230,0)
Грозный(223,0)
Зеленоград(215,9)
Якутск(209,5)
Псков(202,7)
Северодвинск(201,5)
Петропавловск-Камчатский(198,2)
В Грозном система была закрыта.
Якутск и Петропавловск-Камчатский не имеют железной дороги.
Сургут и Нижневартовск находятся в автономном округе.
Зеленоград находится в подчинении Москвы.
Сочи имеет слишком оригинальную планоровку.
Сыктывкар, Псков и Северодвинск не имеют электротранспорта "без уважительных причин".

6. 10 малых городов с троллейбусом
Видное(

Павел, а ведь есть и троллейбусный форум! (0)
Виталий (wit721)  05.06.2003 11:52

(0)

Электротранспорт в Пскове...
Антон Чиграй  05.06.2003 12:20

> Сыктывкар, Псков и Северодвинск не имеют электротранспорта
> "без уважительных причин".

Трамвай Пскова был разрушен в 1941 году. В конце 80-х - начале 90-х были разговоры (и даже некоторое выделение средств) на строительство троллейбуса. Разговоры после очередных выборов заглохли, деньги потратили на автобусы.

Качканар
Вячеслав  05.06.2003 13:25

По непроверенным данным, в Качканаре троллейбусную линию построил местный ГОК (горно-обогатительный комбинат) безо всяких согласований с кем-либо. Во время очередного посещения высокой комиссии из Москвы лавочка была прикрыта ввиду самопального происхождения.

Что значит самопальное происхождение?
Boris  05.06.2003 14:14

Если Качканарский ГОК построил троллейбус как ведомственный транспорт, сам его финансировал, то чего ж тут плохого? А ведомственные трамвайные линии ряда городов? С кем то действительно советовались перед началом их постройки?

Одна неточность
Boris  05.06.2003 14:18

Павел Пилецкий писал(а):
>
> Города с численностью населения от 500 тыс. человек до 1 млн.
> человек
--- skip ---
> Рязань

> Города с численностью населения от 250 тыс. человек до 500
> тыс. человек
--- skip ---
> Тула

Тула больше Рязани, причем заметно. Но почему-то попала в другой диапазон. А вообще замечательная статистика, с удовольствием почитал.

RE: Электротранспорт в Пскове...
Павел Пилецкий  05.06.2003 14:34

В этом районе было три областных центра без троллейбуса: Смоленск, Новгород и Псков. В Смоленске троллейбус появился в 1991, в Великом Новгороде (тогда ещё просто Новгороде) в 1995. А Псков видимо совсем опоздал.

RE: Одна неточность
Павел Пилецкий  05.06.2003 15:17

Госкомстат(http://www.gks.ru/PEREPIS/itog.htm) утверждает обратное. По итогам переписи 2002
Рязань - 521,7
Тула - 472,3
Правда это данные без населенных пунктов, подчиненных администрациям городов.

Кстати, в этой статистике по численности населения городов есть ещё одна любопытная закономерность. Есть 5 городов с населением от 1 млн. чел до 1 млн. 100 тыс. чел
Челябинск 1078,3
Ростов-на-Дону 1070,2
Уфа 1042,4
Волгоград 1012,8
Пермь 1000,1
и только один город с населением от 900 тыс. чел до 1 млн. чел
Красноярск 911,7
Так что подтверждается наблюдение о том, что в любом списке чаще встречаются значения, начинающиеся на маленькие цифры(1), чем на большие(9)
А может просто в этой переписи "сотысячникам" и "миллионникам" натянули население.
Есть 23 города с населением от 100 тыс. чел до 110 тыс. чел, и только 9 городов с населением от 110 тыс. чел до 120 тыс. чел

RE: Качканар
Павел Пилецкий  05.06.2003 15:58

Возможно так и было. У качканарского троллейбуса две странности
-по меркам СССР город слишком маленький для открытия троллейбуса (меньше 50 тыс., наверно только в Грузии в таких городах появлялся троллейбус)
-как написал Вадим Фальков на этом форуме (http://trolley.ruz.net/forum/read.php?f=1&i=6019&t=6019&v=f)"система никогда не имела депо". Если бы она строилась официально, вряд ли такое могло случится.

Кстати, как я прочитал на официальном сервере правительства Свердловской области (http://www.midural.ru/midural-new/page_oblast11.htm), в Свердловской области прошла целая административно-территориальная реформа. Появились "управленческие округа", а бывшие районы и города областного подчинения получили статус "муниципальных образований". Город Волчанск получил этот статус "муниципального образования" и, по советской термилогии, стал городом областного подчинения. По моим подсчётам, в РСФСР Волчанск был единственным городом районного подчинения, имеющим электроторанспорт(трамвай).

Я об этой реформе не знал, думал что на уровне областей административно-территориальное деление везде осталось как в РСФСР.

М-да
Зигфрид  05.06.2003 16:11

Сохранили бы трамвай во Пскове - нынче наверное была бы одна из интереснейших систем :-/ ЛМы, РВЗ, одинокие КТМы...

RE: Так там же узкоколейная вроде была система...(-)
Alens  05.06.2003 17:04

0

О числах, начинающихся с маленьких цифр

В данном случае, уверен, это попытка местных властей "дотянуть" до заветного рубежа (миллион, сто тысяч, ...). Больше оснований претендовать на строительство метро и т.п. Ради этого можно и границы административные подкорректировать, например.

В других же случаях - таблицы физических величин, например - такая закономерность (преобладание чисел, начинающихся с маленьких цифр) является следствием того, что величины распределены равномерно по логарифмической шкале. Что, в свою очередь, объясняется тем, что единицы величин выбраны достаточно произвольно, а распределение должно сохранять свой вид при переходе к другим единицам (от килограммов к фунтам или золотникам :)).

Cпасибо! Интересная статистика! (+ два комментария)

1) Зеленоград ни в коей мере не является самостоятельным городом - просто часть Москвы (этакий эксклав).

2) Население г. Видное - около 55 тыс. чел. (если верить Интернету).

Ну да. Равномерно, это когда чисел, начинающихся с 9 на 10% больше, чем
Абросимов Николай  05.06.2003 17:13

тех что с 10. А11, 12 и т.д. в расчет не берем.

Уточнения по городам
Сергей Ковалевский  05.06.2003 17:22

В Костроме по данным переписи не учли 4 военных городка с общей численностью населения 21.000. Таким образом, её и Таганрог надо поменять местами. Также как и Курск (по переписи-412 тыс, фактическ-443)

RE: Cпасибо! Интересная статистика! (+ два комментария)
Павел Пилецкий  05.06.2003 17:32

Зеленоград вообще имеет интересный статус. Фактически это конечно часть Москвы. Но на сервере Госкомстата указано, что субъект федерации город Москва состоит из города Москвы, города Зеленограда и ещё трёх каких-то поселков. Так что формально это наверно пока ещё самостоятельный город.

А город Видное - центр Ленинского района:), конечно радует. Очень хорошо, что они сломали советскую традицию "троллейбус только после 100 тыс.", и успешно развивают сеть. Будем надеятся, что их примеру последуют и другие.

Я в шоке
Boris  05.06.2003 17:40

Павел Пилецкий писал(а):
>
> Госкомстат(http://www.gks.ru/PEREPIS/itog.htm) утверждает
> обратное. По итогам переписи 2002
> Рязань - 521,7
> Тула - 472,3

Всю жизнь считал Тулу самым большим городом из всех "околомосковских" городов, т.е. Владимира, Ярославля и т.д. Даже чисто субъективно, по второстепенным признакам. В Туле заметно более мощная транспортная сеть (была?), 18 трамвайных и 7 троллейбусных маршрутов - не шутка, шестизначные телефонные номера были уже тогда, когда в Рязани только предполагался переход на них, бОльшая площадь города. Ничего не понимаю. По последней переписи СССР Тула была больше, цифр не вспомню, но точно помню, что больше Рязани.

RE: Качканар
Павел Торгалов  05.06.2003 18:01

Насколько мне известно,качканарский троллейбус умирал долго-с 1982 года (до закрытия в 1985) он перешел из рук ГОКа в руки АТП из соседней Нижней Туры.То есть закрылся он скорее всего из-за того,что перестал быть нужным ГОКу,а не из-за приезда высокой комиссии.Кстати,еще в 2000 году в Кам.-Уральском ТУ работали водители,получавшие в 1986 машины из Качканара.
Что касается депо- например,в Мингечауре,где движение открылось
в 1987 году,депо нет до сих пор,есть только площадка с 2 канавами.Также было и в Бухтарме.И во многих росс.городах(Горький,Рязань,Куйбышев,Киров...)на момент открытия депо не было,а появлялись они позднее.В Качканаре,думаю,под депо приспособили гараж ГОКа...Впрочем,надо ехать и выяснять,никак только вырваться туда не могу...
И последнее.Все-таки троллейбус Кенигсберга прекратил свою работу перед боями в этом городе,то есть тогда ,когда он был еще в Германии,а не в СССР.
А в целом-Павел,очень здорово,что Вам настолько интересен именно российский троллейбус,что Вы предприняли такой труд.К сожалению,многие наши московские любители замыкаются в Москве...
Спасибо.

RE: Я в шоке
Дима Садовников  06.06.2003 06:14

Приветствую, Борис!

Самым большим из всех околомосковских городов всегда был и будет есть Ярославль. Он и по площади здоровенный, и по населению первым за семисотник выйдет, да и промышленность там дай Бог всякому городу (или не дай Бог, тут уж кто как).
Касаемо Рязани и Тулы - Тула больше разбросана, Рязань кажется компактней, от того и возможно такое впечатление.
А самая солидная сеть ГЭТ, по моему разумению всё же была в Твери - подчеркну, БЫЛА, ибо там теперь уже нет многого из того, что глаз радовало.

С уважением, ДИмС

RE: Качканар
Павел Пилецкий  06.06.2003 09:43

Насчёт отсутствия депо в Мингечауре не знал, интересная информация.
В Куйбышеве(я живу здесь) троллейбус был открыт на 7 ноября 1942 года. В это время в Куйбышеве были все иностранные послы и правительство страны. 7 ноября 1941 года в Куйбышеве состоялся знаменитый парад, и через год гостей надо было чем нибудь удивить, так что было не до строительства депо. Киров, Горький, Рязань - это военные или послевоенные годы, всё таки нетипичная ситуация.
В Кёнигсберге и Инстербурге движение троллейбусов было прекращено ещё в Германии. Но решение о закрытии этих систем (то есть о том, чтобы их не восстанавливать) было принято наверно в СССР. Ведь трамвай в Кёнигсберге восстановили. Поэтому я думаю, что правилнее будет считать эти закрытыми в СССР(не восстаналивались из-за сильных повреждений).

У меня к Вам вопрос по Новой Бухтарме. Как я понимаю, она находится в Восточно-Казахстанской области. У меня хорошей карты этого региона нет, а в атласах нет такого населённого пункта. Не могли бы Вы объяснить, где имеено находиться Новая Бухтарма с привязкой к крупным городам?

Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.003 seconds ]