ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Война рабочих с трамваями. Нет ли смысла поучиться?
_Ярополк_  05.04.2011 17:39

Вадим Фальков раскопал уникальный материал. Кто бы мог подумать, что война с трамваями возможна.


Общегородской бойкот


25 марта 2011 («Вести Сегодня» № 47)

105 лет назад рижане два месяца подряд громили трамваи

Автор: Вадим Фальков

Вчера состоялась предупредительная забастовка владельцев автобусных компаний с требованием для себя дотаций. Движение автобусов по провинции было сокращено на 21%. Но эта акция блекнет на фоне того, как 105 лет тому назад транспортники боролись за свои права при полной поддержке населения.

В июле 1906 года началась генеральная забастовка рижских трамвайщиков, она вошла в историю событий революции 1905–1907 годов как одно из самых ярких проявлений недовольства народа своим экономическим и правовым положением.

Причиной забастовки трамвайщиков было бесчеловечное обращение акционеров трамвайного общества с рабочими. В начале 1906 года руководство предприятия начало увольнять с работы и подвергать репрессиям рабочих, которые пользовались авторитетом и уважением в коллективе. Без суда и следствия их держали в тюрьме и пытали только потому, что они не нравились акционерам и их прислужникам. Так, например, по приказанию мастера Клемшуна были уволены семь ремонтников, арестованы и без допросов брошены в тюрьму.

Остальные рабочие трамвайной компании поначалу активно не протестовали — каждый боялся за себя, за свою семью. Однако позже трамвайщики стали осознавать значение и силу единства и требовать правление акционерного общества восстановить на работе уволенных коллег, прогнать мастера, отменить все несправедливые штрафы. Были выдвинуты и другие — экономические — требования: увеличить зарплаты, дать два выходных дня в месяц (до того был один), разрешить сотрудникам трамвая жениться и жить вне казарм. Были также выдвинуты требования улучшения условий работы вагоновожатых: установить на всех вагонах ограждения, предохраняющие лицо вожатого от снега, дождя и пыли. Также требовали улучшить медицинскую помощь. Всего было выдвинуто 14 требований. Однако правление трамвайного общества не обращало на них внимания.

Тогда 17 (30) июля началась забастовка ремонтников, а 18 (31) июля к ним, как сообщалось в отчете Акционерного Общества рижских трамваев, "присоединилась вагонная прислуга" — вагоновожатые и кондукторы.

Из среды трамвайщиков для переговоров с администрацией выбрали 7 делегатов. Но работодателю на помощь пришли учреждения царской власти. Членов правления вместе с представителями бастующих вызвали к губернатору, который выразил возмущение "необдуманным поступком" трамвайщиков, запретил в дальнейшем устраивать "беспорядки", а забастовку приказал незамедлительно закончить и приступить к работе, пригрозив в противном случае неприятностями. Одновременно с угрозами капиталисты пытались маневрировать, было обещано уволить ненавистного мастера и выполнить некоторые просьбы, а остальные вопросы решить в течение 14 дней.

Установился временный компромисс, 19 июля (1 августа) трамвайное движение было восстановлено и продолжалось до 2 (15) августа включительно.

"Требования служащих тем временем были обсуждены правлением, причем оказалось, что исполнение их большею частью невозможно", — сказано в отчете трамвайного общества за 1906 год.

Получив такой ответ, возмущенные трамвайщики решили возобновить забастовку. 3 (16) августа движение трамваев было прекращено. В утренних газетах про это было написано: "Вчера утром движение трамваев остановилось навсегда".

Трамвайщики потребовали передать трамвайное движение в ведение городского управления. Но городская дума не согласилась на такой вариант, а полиция возбудила уголовное дело. Видя, что бастующие непреклонны, правление акционерки издало приказ, что все, кто не приступит к работе 4 (17) августа, будут оштрафованы на 3 рубля и уволены с работы. Бастующих начали вызывать на допросы, пугать арестом, требовать с них штраф. У тех, кто не смог заплатить штраф, было описано и отобрано имущество. Одновременно началось выселение трамвайщиков из казарм, в которых они проживали. К середине августа было арестовано 108 рабочих.

Когда правление общества взяло на работу новый персонал, который встал на место бастующих, чтобы прекратить убытки, газета "Циня" 7 (20) августа опубликовала воззвание "Призываем всех рабочих бойкотировать вакантные места уволенных трамвайщиков. Призываем публику бойкотировать трамваи под управлением штрейкбрехеров!"

Забастовку трамвайщиков поддержали рабочие 12 больших фабрик и множества мелких предприятий. Работать отказались даже контролеры, часть из солидарности с кондукторами, часть — из страха перед гневом рабочих.

Новый персонал пришлось завозить из других городов, так как в Риге не нашлось желающих занять места бастующих. Лишь 11 (24) августа правлению трамвайного общества при помощи штрейкбрехеров под усиленной охраной полиции удалось открыть движение по маршруту от Старого города по Александровской (ныне Бривибас) улице до завода "Феникс" (ныне РВЗ).

С 11 (24) августа 1906 года по Риге начали курсировать необычные, ранее в Риге не виданные трамваи. Вагоновожатые–штрейкбрехеры боязливо оглядывались по сторонам, а в пустых вагонах сидели кондукторы и охранявшие их жандармы. Поддерживая борьбу бастующих, рижане не пользовались трамваями.

Даже при усиленной охране пустопорожнее движение трамваев прекращалось после 8 часов вечера, а в темное время суток трамваи подвергались нападениям рижских рабочих.

Так, на перекрестке Александровской (Бривибас) и Венденской (Цесу) улиц рабочий некто Стырн кинул в трамвай гранату, был пойман и расстрелян. Также на Александровской улице нападение на вагоновожатого–штрейкбрехера совершили нападение Леопольд Адам и Владислав Диблевский. Оба были пойманы, преданы военно–полевому суду и расстреляны.

Нападения на трамваи происходили почти ежедневно. Так, 11 (24) сентября полиция обнаружила бомбу в трамвайных мастерских, 12 (25) сентября в Гагенсберге в трамвай брошена бомба, ранения получили штрейкбрехер и городовой, а 13 (26) сентября был повален трамвайный строб.

Штрейкбрехеры и полицейские боялись даже случайных пассажиров. Так, например, в вагоне Александровской линии "оставлена адская машина с часовым механизмом", по показаниям персонала ее оставили две девушки–латышки, найти которых не удалось, — отмечено в документах дела № 525 Первого особого отдела департамента полиции "О бойкоте трамвая в Риге".

Бойкот трамвая внес смятение в ряды акционеров, многие из которых уже были согласны удовлетворить требования бастующих трамвайщиков, так как убытки были очень большими. К 20 августа акционеры только за непроданные билеты недополучили более 60 тысяч рублей, — зафиксировано в полицейском деле "О бойкоте трамвая в Риге". Ко всему этому, акционерное общество платило по 3 рубля в день городовым и по 5 рублей в день полицейским приставам за охрану штрейкбрехеров. И к 1 (13) сентября акционерное общество выплатило охране 1200 рублей. Оклад штрейкбрехера составлял 2 рубля в день, а месячная зарплата вагоновожатых до забастовки была 25 рублей, а кондукторов — 35 рублей при одном выходном дне в месяц.

Но и штрейкбрехеры тоже высказывали претензии в адрес правления, требовали увеличения оклада и… готовились к забастовке. Правление общества подобное просто не могло допустить и начало в качестве вагоновожатых и кондукторов нанимать городовых.

Бойкот трамвая длился 65 дней. За это время более 170 бастующих трамвайщиков было выслано из Риги и около 50 посажено в тюрьму. Забастовка трамвайного персонала и бойкот трамвая рижанами закончились 15 (28) октября 1906 года.

В наше демократическое время законы стали жестче — сотрудники общественного транспорта практически лишены права на забастовку и обязаны обеспечить минимальный объем движения.

"Вести Сегодня", № 47.

http://www.ves.lv/article/166901

Надо всего-то, мелочи...
AgRiG  05.04.2011 18:51

Цитата (_Ярополк_)
Остальные рабочие трамвайной компании поначалу активно не протестовали — каждый боялся за себя, за свою семью. Однако позже трамвайщики стали осознавать значение и силу единства и требовать правление акционерного общества восстановить на работе уволенных коллег, прогнать мастера, отменить все несправедливые штрафы.

Проблема в затянувшемся переходе от первой фразы ко второй.

Re: Надо всего-то, мелочи...
Олег Измеров  05.04.2011 20:02

Цитата (AgRiG)
Проблема в затянувшемся переходе от первой фразы ко второй.
Проблема в возможности нанять гастарбайтеров вообще-то.

Есть уже целый ряд специальностей, на которые народ не идет, пассивно протестует, так сказать. Нанимают гастарбайтеров. В итоге активные формы протеста направлены уже против "понаехавших".

Нет, не так...
Denver  05.04.2011 21:09

Цитата (Олег Измеров)
Цитата (AgRiG)
Проблема в затянувшемся переходе от первой фразы ко второй.
Проблема в возможности нанять гастарбайтеров вообще-то.

Есть уже целый ряд специальностей, на которые народ не идет, пассивно протестует, так сказать. Нанимают гастарбайтеров. В итоге активные формы протеста направлены уже против "понаехавших".
Наоборот, люди бы и рады пойти, но кто их возьмёт? Москвичу-дворнику полагается некоторая официально прописанная сумма, а заменившему его гастарбайтеру достаточно трети от оной, остальное с удовольствием разделят между собой начальники управляющей компании. Немногих оставшихся москвичей из жилищных сервисов просто выживают, дабы заменить на "сотрудников с подогревом"...
Вот безработный московский молодняк, пообломавшись в поиске первой в жизни работы, и хлещет пивасик в сквериках, заодно подыскивая себе жертву "на закусь".

С уважением, Денис.

Re: Надо всего-то, мелочи...
Виталий Шамаров  06.04.2011 06:22

Цитата (Олег Измеров)
Есть уже целый ряд специальностей, на которые народ не идет, пассивно протестует, так сказать. Нанимают гастарбайтеров. В итоге активные формы протеста направлены уже против "понаехавших".
Тема, конечно, для "Дискуссионного Клуба". Сразу отмечу, что активные формы протеста, по крайней мере в Москве, направлены не против "понаехавших", а против плохо работающих властных структур. Последняя нашумевшая московская буза связана в первую очередь не с кавказцами, а с имевшими основания подозрениями в продажности правоохранителей.
Теперь вернусь к самой теме. Проблема непрестижных профессий существует очень давно. При царе ещё дворники приезжали из деревень в обмен на городское жильё. Заводские общаги для "понаехавших" тоже при царе, даже не при последнем, появились. Именно так работает рынок труда, который и при Советской Власти никуда не исчез, и пассивный протест ни при чём. Бизнес лично мне ненавистных управляющих компаний на гастарбайтерах омерзителен, но, однако, в первую очередь основан именно на особенностях рынка труда, и лишь во вторую на коррупции.

Re: Война рабочих с трамваями. Нет ли смысла поучиться?
Ляксеич  06.04.2011 12:04

Из статьи Вадима Фалькова я так и не понял: были ли в результате удовлетворены требования бастующих?

Война всё-таки не с трамваями, а с владельцами транспортной компании. (-)
IAGSoft  06.04.2011 16:25

0

Война всё-таки и с трамваями, и с владельцами транспортной компании.
Зануда  06.04.2011 19:07

Воевали-то не только на словах:

Цитата (_Ярополк_)
в темное время суток трамваи подвергались нападениям рижских рабочих.

Так, на перекрестке Александровской (Бривибас) и Венденской (Цесу) улиц рабочий некто Стырн кинул в трамвай гранату, был пойман и расстрелян. Также на Александровской улице нападение на вагоновожатого–штрейкбрехера совершили нападение Леопольд Адам и Владислав Диблевский. Оба были пойманы, преданы военно–полевому суду и расстреляны.

Нападения на трамваи происходили почти ежедневно. Так, 11 (24) сентября полиция обнаружила бомбу в трамвайных мастерских, 12 (25) сентября в Гагенсберге в трамвай брошена бомба, ранения получили штрейкбрехер и городовой, а 13 (26) сентября был повален трамвайный строб.

Штрейкбрехеры и полицейские боялись даже случайных пассажиров. Так, например, в вагоне Александровской линии "оставлена адская машина с часовым механизмом", по показаниям персонала ее оставили две девушки–латышки, найти которых не удалось, — отмечено в документах дела № 525 Первого особого отдела департамента полиции "О бойкоте трамвая в Риге".
В-общем, доставалось всем. И железным тоже.

Re: Война рабочих с трамваями. Нет ли смысла поучиться?

Цитата (Ляксеич)
Из статьи Вадима Фалькова я так и не понял: были ли в результате удовлетворены требования бастующих?

В Екатеринодаре в 1905 и 1907 годах забастовки на трамвае были, но тогдашняя пресса обошла их стороной. 3-7 июля 1914 года (по старому стилю, между убийством эрцгерцога Франца-Фердинанда и началом Первой мировой войны) также состоялась забастовка трамвайщиков, о которой подробно писали местные газеты. Требования - повысить жалование с 1 р. до 1 р.75 коп. в день и улучшение условий труда. Руководство бельгийского трамвая наняло штрейкбрехеров из так называемых босяков, то есть, говоря по-современному, бомжей. Тут же вернули на работу тех, кого уволили когда-то за пьянство. Больше никого найти не удалось - не опустившиеся на дно безработные наниматься побрезговали. Результат - испорчено семь вагонов (ремонт обошёлся в 20 тысяч), пропито неисчислимое количество вырученных денег.

Кстати, на трамвай бросились наниматься и городовые, ибо их жалование в 20 р. уступало трамвайному заработку (32 р.). Горожане трамвай не бойкотировали, но издевались над новыми вагоновожатыми и кондукторами. Особо враждебно пассажиры встретили нескольких студентов, которые нанялись кондукторами, находясь в родном городе на летних каникулах (в то время в городе ни одного вуза ещё не было).

Областные казачьи и городские власти объявили о сочувствии забастовщикам, но ничего против зарвавшегося бельгийца-управляющего не предпринимали. Газетчики подсчитали, что городская управа за перебои движения и огромный недовыпуск вагонов по двум линиям и полное прекращение работы третьей имеет право оштраовать бельгийскую команию на 1 млн. 56 тыс. рублей, но реально взыскали... 7 тысяч. К стачке стали грозить примкнуть другие заводы и фабрики города и даже провели однодневную забастовку. Войсковой атаман, видя это, наконец, посадил управляющего и забастовщиков за стол переговоров, и бельгиец практически капитулировал.Он не уступил только по части 8-часового рабочего дня. Но, что интересно, об итогах переговоров сообщила только одна газета, а остальные промолчали (вероятно для того, дабы не приободрять остальные предприятия, которые, глядишь, опять забастуют).

Re: Война рабочих с трамваями. Нет ли смысла поучиться?
warrior  08.04.2011 14:07

Вот что интересно: тогда общественность массово поддерживала бастующих. (О том, что сами бастующие крепко держались друг за друга, я вообще молчу!). А сейчас? Всех, кто мог реализовать подобную модель поведения, Ленин и Сталин планомерно ликвидировали ещё 70 - 90 лет назад! Очень показателен в этом отношении мой недавний разговор с товарищем. Стало известно, что после планируемого Собяниным расширения МКАД она пройдёт буквально под окнами наших домов. Я говорю: "Вовек такому не бывать, народ под бульдозеры будет ложиться!". А товарищ мне цинично так отвечает: "Неисправимый ты оптимист! Если и кто и сделает вид, что собирается под бульдозер - так это до первого удара полицейской дубинкой! С властью конфликтовать - себе дороже, и народ теперь это очень хорошо понимает!". Дома я подумал над этим разговором и понял: а ведь он прав! Абсолютное большинство "электората" у нас сейчас хоть на фонарных столбах вешай - они ещё и верёвку свою принесут!

Re: Война рабочих с трамваями. Нет ли смысла поучиться?

Точно. Сейчас отметелят, осудят за протест и должат Сами-Знаете-Кому об уничтожении очередного гнезда террористов

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.001 seconds ]