ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
krechet  17.01.2013 09:50

Давно волнует этот вопрос. Зачем борта автобусов и троллейбусов делают слегка выпуклыми? Это явно не элемент дизайна, ибо выпуклость присутствует даже у ТС с вполне "коробчатым" дизайном. Исключения очень редки, я знаю только старые городские "Scania" 70-х - 80-х годов.
Единственное разумное предположение, которое пришло в голову - это элемент пассивной безопасности, такая конструкция при опрокидовании или сильном боковом ударе не позволяет борту сложиться внутрь. Но тут тоже сомнения, ибо "выпуклость" бортов была характерна ещё для 30-х годов, когда о пассивной безопасности и не думали. Хотя тогда как раз это мог быть и элемент дизайна, тогда была мода на "дутые" кузова.

На вагонах трамвая выпуклые борта тоже встречаются, но гораздо реже, чем на колёсном транспорте. А вот на железнодорожном их почти нет. Исключений немного, в основном это скоростные поезда, где это требования аэродинамики, либо двухэтажные или другие крупногабаритные вагоны (например, электропоезда Regina с шириной кузова 3600 мм), где выпулость определяется необходимостью вписать вагон в габарит.

Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
Лев  17.01.2013 13:04

Вопрос был бы много более авторитетным, если бы сопровождался чертежами, на которых была бы заметна выпуклость борта.






Выпуклость - в технологических рамках.

Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
krechet  17.01.2013 15:06

Цитата (Лев)
Вопрос был бы много более авторитетным, если бы сопровождался чертежами, на которых была бы заметна выпуклость борта.
Ну на приведённых чертежах такой масштаб, что заметить выпуклость сложно. Хотя на самом нижнем её видно.
Выпуклость прекрасно видно в реале, если смотреть на ТС с открытой дверью (пример), либо с закрытой, если дверь плоская.

ТролЗа-5265, похоже ещё одно исключение из этого правила (посмотрел фотографии). Оправданием того, что это не заметил, может служить то, что данный троллейбус я видел несколько раз в жизни, а ездил на нём всего один раз. А вот МАНы UL вполне "выпуклые", просто в том масштабе этого не видно.

Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
Борщевский  17.01.2013 16:48

Старые Волжане (вроде бы 5270) тоже не выпуклые.
Думаю, что выпуклость - это исключительно дизайн.
Что же касается "вмятия борта внурь", то как правило, если автобус "делает уши", т.е. переворачивается, то в первую очередь сгибаются оконные стойки. Они слабее фермы, которая скрывается за обшивкой бортов.

Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
Дем  25.01.2013 13:41

Может для того, чтобы при крене (все пассажиры сели на одну сторону) вписываться в габарит?
А может тупая экономия материала на крышу :)

Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
Лев  25.01.2013 16:24

Цитата (Дем)
...при крене (все пассажиры сели на одну сторону) вписываться в габарит?
Эт`вряд ли. Ибо за наклон кузова отвечают пневмоэлементы; чем больше нагрузка, тем больше воздуха будет подано в пневмоэлементы соответствующего борта.
Цитата
...тупая экономия материала на крышу :)
Насчёт экономии вообще - а что, идеальная форма ведь цилиндрическая (точнее - сфера, но это уж совсем-совсем идеал); максимальный объём при минимальной площади поверхности...

Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
А. Сергей_И  27.01.2013 23:59

На современных низкопольниках явной выгнутости борта нет. Там основной силовой структурой кузова является пол и борта можно особо не утолщать (только для размещения теплоизоляции и проводки). А если посмотреть на "срез" борта, например, ЛиАЗ-677 или старых ЛАЗов - там действительно заметна явная "выпяченность" подоконного бруса. И наверное это было сделано для повышения жёсткости каркаса кузова. Особенно его хлипкой "оконной" части, т.к. там диагональных раскосов не наставишь (как в ботрах). А стойки окон можно и немного завалить внутрь кузова в верхней части. Так и красивее и не особо нужен очень широкий кузов на уровне голов пассажиров.

Re: Зачем у автобусов и троллейбусов выпуклая форма?
Максим Горчаков  03.02.2013 22:03

Думаю, это все, по большей части, веяние времени. Наиболее "выпуклые" автобусы и троллейбусы (а также, например, трамвай Tatra T3) разрабатывались в 50-е - 60-е годы. Тогда и автомобили были "выпуклыми" - сравните ГАЗ-21 и ГАЗ-24. Современный общественный транспорт практически ровный, по сравнению с тем, что было.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.009 seconds ]