ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Пантограф для штанговой КС - реально ли?
Toman  26.11.2011 05:18

Тему создаю здесь, т.к. она относится фактически сразу к нескольким "тематическим" видам транспорта в равной мере, которые используют штанговый токосъём: это и троллейбусы, и трамваи, и, например, некоторые электрифицированные узкоколейки.

Сразу оговорюсь: речь идёт не об использовании обычного пантографного токоприёмника на трамвайной "штанговой" КС, и не о создании/модернизации КС таким образом, чтобы можно было работать на ней как с пантографами/бугелями, так и со штангами. Нет, я имею в виду именно чисто штанговую КС, в т.ч. с несколькими проводами, например, троллейбусную или подобную, и пантографный токоприёмник, который бы работал на штанговой КС по всем её законам. Со стандартными штанговыми вставками. Со стрелками, с произвольными (в разумных пределах) отклонениями КС вбок от кузова ТС и т.д. и т.п.

Т.е. грубо говоря, допустим, возьмём троллейбус, и вместо двух штанг поставим ему два плоских пантографных механизма. Они закреплены так, что не умеют поворачиваться вокруг вертикальной оси (как это делают штанги), зато умеют накреняться влево-вправо. И, разумеется, при этом держатель вставки всегда остаётся в правильном положении, не наклоняется вместе с пантографом. Естественно, держатель со вставкой вращается вокруг вертикальной оси на все 180, как минимум, градусов.
Поскольку при наклонённом пантографе сила его нажатия становится тоже наклонной, и башмак "пытается отжать" КС вбок, что, конечно, нежелательно, и вообще, потому что при большом наклоне, или при любой потере связи с КС, пантограф неизбежно завалился бы набок, вводим в крепление пантографов возвращающий механизм, рассчитанный, вкупе с механизмом разжатия пантографов, таким образом, чтобы в некоем типичном диапазоне высоты подвески КС, и при допустимом/расчётном диапазоне отклонений КС от оси кузова, суммарная сила на башмаках оказывалась почти вертикальной. А при потере контакта с КС - автоматически приводился бы к вертикали (и одновременно опускался бы - это уже за счёт выключения силы разжатия, если разжатие активно или, наоборот, подтягивания за верёвку или гидравликой/пневматикой и т.д. сработавшим улавливателем, если, наоборот, разжатие пантографа пассивно, на пружинах).

Какие проблемы такого решения видят уважаемые знатоки? Надо полагать, какие-то серьёзные проблемы там должны быть, судя по тому, что такого вида токоприёмники не применяются на практике (или, по крайней мере, мне о таковых ничего не известно).

Re: Пантограф для штанговой КС - реально ли?
Павел Ситников  26.11.2011 13:11

Не уловил как в Вашей концепции решался бы вопрос зигзага контактного провода (а то и двух весьма близко расположенных проводов) в плане - чтобы хотя бы не на первых паре-тройке километров пропилить контактную накладку "пантографа" (кстати, из какого материала она может быть, помимо графита с присадками?)...

Re: Пантограф для штанговой КС - реально ли?
Toman  27.11.2011 05:43

Цитата (Павел Ситников)
Не уловил как в Вашей концепции решался бы вопрос зигзага контактного провода (а то и двух весьма близко расположенных проводов) в плане

Какой, нафиг, зигзаг? КС - существующая "штанговая" в чистом виде, без изменений. Например, наша обычная троллейбусная. Соответственно, у пантографа не накладка, которой нужен зигзаг, а самый обычный троллейбусный башмак, с троллейбусной же графитовой вставкой.

Фактически, такой пантографный токоприёмник относится к штанговому примерно так же, как обычный пантограф относится, скажем, к бугелю. Но никаких изменений в КС он как раз не должен требовать.

Re: Пантограф для штанговой КС - реально ли?
gourry  27.11.2011 07:12

Какая-то адская конструкция получается. Во-первых, наклоненный пантограф доедет до первой растяжки, после чего попытается ее снести "внутренней" или "внешней" частью (смотря какая выше). Прохождение стрелок этой конструкцией тоже... Хм, слабо представимо и закончится большим фейрверком скорее всего). Что делать, если ТС надо уехать с оси КС в соседнюю полосу - тоже непонятно. Длина пантографа... Ну тут интересный вопрос, я не знаю, на какой высоте троллейбусная кс вешается, но с учетом наклона - будет монструозная. Наконец, пропиливаться графитная накладка будет практически со скоростью троллейбусной (зигзага-то у нас нет) и замена будет оррригинальной (разве что делать накладку-"лыжу" секционной).

PS А стоп. Понял кажется как ЭТО должно выглядеть. ЛУчше б для наглядности накидали кинематическую схему (особенно интересен пантограф, который может складываться, сохраняя постоянную высоту - подозреваю, что мне воображения не хватает, чтобы его представить). А так - накладки пилятся с той же скоростью, но имеем в довесок вместо простой палки открытую всем, хм, загрязнителям сложную многошарнирную конструкцию, и выгода от такого усложнения сомнительна.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 27.11.11 07:18 пользователем gourry.

Re: Пантограф для штанговой КС - реально ли?
Unicum  27.11.2011 12:31

Троллейбус - не трамвай, он может отходить от контактных проводов в сторону (в любую) на несколько метров. И это благодаря штангам. С пантографом так получится?
Вот только штанги часто слетают, иногда в самый неподходящий момент. Что-то читал, что в развитых европейских странах штанги устанавливают не вручную, а при помощи специального устройства, каким-то образом находящего контактные провода. Хотелось бы подробнее узнать об этой штуковине.

Re: Пантограф для штанговой КС - реально ли?
Toman  27.11.2011 23:40

Цитата (gourry)
Какая-то адская конструкция получается. Во-первых, наклоненный пантограф доедет до первой растяжки, после чего попытается ее снести "внутренней" или "внешней" частью (смотря какая выше).

Выше контактного провода (а точнее, выше башмака) - никакая. Поскольку пантограф - плоский. Т.е. если смотреть строго спереди или сзади троллейбуса/трамвая, выглядит как прямая линия, наклонённая под каким-то углом (т.е. примерно так же, как выглядела бы штанга на том же месте).

Цитата
Прохождение стрелок этой конструкцией тоже...

Тоже идентично прохождению стрелок обычным троллейбусом.

Цитата
Наконец, пропиливаться графитная накладка будет практически со скоростью троллейбусной (зигзага-то у нас нет) и замена будет оррригинальной (разве что делать накладку-"лыжу" секционной).

Ещё раз: там не накладка, там стандартная обычная троллейбусная вставка в башмаке. Замена, конечно, несколько отличается от штанговой: если, как минимум, у троллейбусов штанги торчат сзади кузова, и замена может быть произведена с лестницы или сидя на краю кузова/на верхушке лестницы, то у пантографа башмаки будут располагаться где-то приблизительно в районе заднего моста (в случае троллейбуса) или примерно над тележкой (у трамвая и прочего рельсового ПС), и для замены надо будет полностью залезть на крышу. Что, в общем, для пантографа вполне естественно. Но вроде бы, ничего принцпиально невыполнимого в этом нет.

Цитата
ЛУчше б для наглядности накидали кинематическую схему

Если бы я уже освоил какую-нибудь программу трёхмерного моделирования - изобразил бы. А руками я плохо нарисую, получится всё равно криво и непонятно: там надо всё геометрически точно строить.

Цитата
(особенно интересен пантограф, который может складываться, сохраняя постоянную высоту - подозреваю, что мне воображения не хватает, чтобы его представить).

Ну как, смотрите: есть плоский пантограф, ориентированный вдоль оси ТС. Естественно, когда он складывается, расстояние от вершины до основания уменьшается, когда раскладывается - расстояние увеличивается.
А отклонение ТС от КС при постоянной высоте КС и даёт увеличение этого расстояния (по теореме Пифагора). Вот так пантограф и складывается-раскладывается при постоянной высоте КС, но при меняющемся боковом отклонении ТС от неё.

Цитата
и выгода от такого усложнения сомнительна.
Выгода номер 1: трамвай/электровоз при смене направления движения не должен переставлять штанги, а движение троллейбуса задним ходом менее проблематично и менее опасно в плане КС.
Выгода номер 2: троллейбус может отклоняться в сторону от КС на значительные расстояния, вплоть до конструкционного максимума, при этом намного меньше рискуя, что слетят токоприёмники. Потому как отклонённые в сторону на большой угол штанги создают некоторые нежелательные боковые силы во всяких обстоятельствах, в то время как пантограф таких сил создавать не должен даже в самых крайне отклонённых положениях. Т.е. троллейбус получает больше свободы маневрирования.

Re: Пантограф для штанговой КС - реально ли?
Vadims Falkovs  01.12.2011 22:23

Цитата (Toman)
Вот так пантограф и складывается-раскладывается при постоянной высоте КС, но при меняющемся боковом отклонении ТС от неё.
Извините, а кто Вам сказал, что высота провода постоянная? Она тоже переменная, - от 5,9 до 4,2 метра. Если Вы думаете, что где-то чётко соблюден параметр 5,8 -0,15 / +0,10, то это что-то из ненаучной фантастики.

Re: Пантограф для штанговой КС - реально ли?
Toman  02.12.2011 17:39

Цитата (Vadims Falkovs)
Извините, а кто Вам сказал, что высота провода постоянная?

Я в курсе, что высота бывает разная. Я просто отвечал на вопрос, как так - что пантограф складывается-раскладывается при постоянной высоте КС (т.е. при боковых отклонениях от КС).
Это ещё совсем не значит, что при отличии высоты реальной КС на полтора метра от расчётной пантограф обязан тут же слететь.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]