ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
ГлоНАСС — теперь и под водой
A-Lex-Is  08.12.2010 13:38

Тонной топлива больше - специалисты рассматривают как основную версию о том, что причиной аварийной ситуации «Протон-М» стала ошибка при заправке ракеты-носителя…

Специалисты определили основную версию наудачи пуска ракеты-носителя «Протон-М». Как выяснилось, при заправке в «Протон» залили на тонну топлива больше, чем надо. Как сообщил «Интерфаксу» источник в ракетно-космической отрасли, именно эту версию рассматривает как основную комиссия, расследующая причины аварийного пуска ракеты-носителя.

«Есть версия, что в разгонный блок ДМ-03 на космодроме Байконур залили топлива на тонну больше, чем было надо», - сказал собеседник агентства.

Источник отметил, что это хорошо объясняет имеющуюся у специалистов телеметрическую информацию, согласно которой к моменту отделения разгонного блока со спутниками «Глонасс-М» скорость полета ракеты-носителя была меньше расчетной примерно на 100 метров в секунду. Специалисты создали модель ситуации с заливкой большего объема топлива и получили ситуацию, аналогичную той, которая имела место в минувшее воскресенье.

В настоящий момент Роскосмос принял решение приостановить запуски «Протонов» до того момента, пока не будет окончательно определена причина аварии

Спутники было не спасти

Программой полета ракеты-носителя «Протон-М» не предусмотрена возможность досрочного отделения от нее разгонного блока, сообщил «Интерфаксу» в понедельник источник в ракетно-космической отрасли.

«В работу системы управления ракеты-носителя невозможно вмешаться в полете, поэтому разгонный блок со спутниками нельзя было преждевременно отделить от третьей ступени ракеты-носителя «Протон-М», - сказал собеседник агентства.

Так он прокомментировал сообщения ряда СМИ о том, что космические аппараты «Глонасс-М» можно было спасти, приняв волевое решение о досрочной отстыковке разгонного блока ДМ-03 от ракеты-носителя.

Он пояснил, что «система управления ракеты-носителя просто не отреагирует на команды с Земли, так как она реализует находящуюся в памяти цифровой вычислительной машины программу доставки разгонного блока со спутниками в нужное место и их отделения при определенной скорости и на определенной высоте».

Более того, по словам источника, если бы даже разгонный блок со спутниками удалось досрочно отделить от ракеты-носителя, то он бы не смог добрать ту скорость, которую не добрала ракета-носитель.

«Такая аварийная ситуация просто не заложена в память цифровой вычислительной машины разгонного блока. Кроме того, не хватило бы запасов топлива», - добавил собеседник.

Предыстория

Напомним, что ракета-носитель «Протон-М» стартовала в воскресенье в 13:25 МСК с космодрома Байконур. Она выводилась не по заданной траектории, в результате чего доставила разгонный блок ДМ-03 с космическими аппаратами «Глонасс-М» не на низкую околоземную орбиту, как планировалось, а вывела их на суборбитальную траекторию.

Разгонный блок со спутниками отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вошел в земную атмосферу. Остатки разгонного блока и спутников упали в акватории Тихого океана в 1,5 тыс. км северо-западнее Гонолулу - административного центра штата Гавайи (США).

Источник в ракетно-космической отрасли сообщил «Интерфаксу», что причины, которые привели к потере трех спутников «Глонасс-М», должны быть названы до середины декабря.

«Созданная межведомственная комиссия должна представить руководству страны доклад о причинах неудачного запуска трех навигационных спутников в середине декабря», - сообщил собеседник агентства.

Он отметил, что в комиссию включены, в частности, представители Минобороны РФ, Роскосмоса.

«В состав комиссии не вошли представители фирм, непосредственно отвечавших за пуск ракеты-носителя «Протон-М» с тремя навигационными спутниками, - космического центра им.Хруничева и корпорации «Энергия». Это должно повысить объективность расследования», - сказал собеседник агентства.

Комментируя информацию СМИ о том, что межведомственную комиссию возглавил гендиректор отраслевого института Роскосмоса - ЦНИИ машиностроения Геннадий Райкунов, собеседник агентства сказал: «Пока официальной информации на этот счет нет».

Между тем в понедельник вечером в компании «Навигационно-информационные системы» (НИС) заявили, что аварийный запуск трех навигационных спутников «Глонасс-М» не помешает коммерческому использованию системы ГЛОНАСС на всей территории Российской Федерации.

«Сегодня существующая орбитальная группировка ГЛОНАСС, включающая в себя в общей сложности 26 космических аппаратов, покрывает территорию России с требуемой навигационной точностью и надежностью. Поэтому задержка с восполнением орбитальной группировки, вызванная вчерашней аварией, не повлияет на внедрение в нашей стране различных ГЛОНАСС-технологий», - сказал представитель НИС. Так он прокомментировал неудачный запуск трех спутников «Глонасс-М» в воскресенье с Байконура.

Представитель НИС напомнил, что сегодня на орбите есть 26 спутников «Глонасс-М», четыре из которых выведены на временное техническое обслуживание, а два находятся в резерве.

«Федеральный сетевой ГЛОНАСС-оператор считает, что высокие темпы оснащения автотранспорта в России навигаторами ГЛОНАСС/GPS сохранятся», - сказал собеседник агентства. Он отметил, что продолжится также реализация программы экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС», которая включена в перечень проектов, одобренных комиссией по модернизации экономики при президенте РФ.

ГЛОНАСС

ГЛО бальная НА вигационная С путниковая С истема (ГЛОНА́СС) - советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР, напоминает . Одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации. Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой 19 100 км. Принцип измерения аналогичен американской системе навигации NAVSTAR GPS. В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО «Российские космические системы».

Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников. В декабре 1995 года спутниковая группировка была развернута до штатного состава - 24 спутника.

Вследствие недостаточного финансирования, а также из-за малого срока службы, число работающих спутников сократилось к 2001 году до 6.

В августе 2001 года была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», согласно которой полное покрытие территории России планировалось уже в начале 2008 года, а глобальных масштабов система достигла бы к началу 2010 года. Для решения данной задачи планировалось в течение 2007, 2008 и 2009 годов произвести шесть запусков РН и вывести на орбиту 18 спутников - таким образом, к концу 2009 года группировка вновь насчитывала бы 24 аппарата.

В конце марта 2008 года совет главных конструкторов по российской глобальной навигационной спутниковой системе (ГЛОНАСС), заседавший в Российском научно-исследовательском институте космического приборостроения, несколько скорректировал сроки развёртывания космического сегмента ГЛОНАСС. Прежние планы предполагали, что на территории России системой станет возможно пользоваться уже к 31 декабря 2007 года; однако для этого требовалось 18 работающих спутников, некоторые из которых успели выработать свой гарантийный ресурс и прекратили работать. Таким образом, хотя в 2007 году план по запускам спутников ГЛОНАСС был выполнен (на орбиту вышли шесть аппаратов), орбитальная группировка по состоянию на 27 марта 2008 года включала лишь шестнадцать работающих спутников. 25 декабря 2008 года количество было доведено до 18 спутников.

На совете главных конструкторов ГЛОНАСС план развёртывания системы был скорректирован с той целью, чтобы на территории России система ГЛОНАСС заработала хотя бы к 31 декабря 2008 года. Прежние планы предполагали запуск на орбиту двух троек новых спутников «Глонасс-М» в сентябре и в декабре 2008 года; однако в марте 2008 года сроки изготовления спутников и ракет были пересмотрены, чтобы ввести все спутники в эксплуатацию до конца года. Предполагалось, что запуски состоятся раньше на два месяца и система до конца года в России заработает. Планы были реализованы в срок.

29 января 2009 года было объявлено, что первым городом страны, где общественный транспорт в массовом порядке будет оснащён системой спутникового мониторинга на базе ГЛОНАСС, станет Сочи. На тот момент ГЛОНАСС-оборудование производства компании «M2M телематика» было установлено на 250 сочинских автобусах.

В ноябре 2009 года было объявлено, что Украинский научно-исследовательский институт радиотехнических измерений (Харьков) и Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (Москва) создадут совместное предприятие. Стороны создадут систему спутниковой навигации для обслуживания потребителей на территории двух стран. В проекте будут использованы украинские станции коррекции для уточнения координат систем ГЛОНАСС.

15 декабря 2009 года на встрече премьер-министра России Владимира Путина с главой Роскосмоса Анатолием Перминовым было заявлено, что развёртывание ГЛОНАСС будет окончено к концу 2010 года, отмечает .

К 30 марта 2010 года количество работающих КА было доведено до 21 (плюс 2 резервных КА).

С переходом на спутники «Глонасс-К» точность системы ГЛОНАСС станет сопоставимой с точностью американской навигационной системы NAVSTAR GPS - единственной зарубежной развернутой навигационной системой.

02 сентября 2010г. группировка спутников пополнена еще 3 спутниками и общее количество спутников в группировке доведено до 26.

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
Отчаянный  09.12.2010 01:37

Так все-таки наоборот, не смогли дотянуть до нужной орбиты. Первоначально в новостях говорили, что вывели на более высокую орбиту чем требуется, после чего была дана команда на уничтожение. Я и удивлялся - неужели скорректировать орбиту нельзя, ведь опустить-то завсегда можно, это поднять намного сложнее.

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
karelalex  09.12.2010 01:44

Цитата (A-Lex-Is)
Как выяснилось, при заправке в «Протон» залили на тонну топлива больше, чем надо.
Мда, очень напоминает шутки Задорнова. Интересно как это так, спутники подвесить так, чтобы они выдавали чёткие координаты можем, а топливо отмерить - нет.

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
svh  09.12.2010 11:42

Цитата (karelalex)
Интересно как это так, спутники подвесить так, чтобы они выдавали чёткие координаты можем, а топливо отмерить - нет.
А в этой стране завсегда так. Какую-нибудь ракету, чтобы точно в цель попадала, можем, а бытовой магнитофон, чтобы не хрипел и не ломался раз в месяц - это никак.
"Милитаризьм" (с)

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
Краевед  09.12.2010 13:15

Цитата (svh)
[А в этой стране завсегда так. Какую-нибудь ракету, чтобы точно в цель попадала, можем, а бытовой магнитофон, чтобы не хрипел и не ломался раз в месяц - это никак.
"Милитаризьм" (с)
Это устаревшая концепция . Теперь уже и ракету не можем.

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
IAGSoft  09.12.2010 13:37

Цитата (Отчаянный)
ведь опустить-то завсегда можно, это поднять намного сложнее.
Это только кажется, опускать также сложно, как и поднимать. Разве что ждать, пока сам затормозится об следы атмосферы....

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
IAGSoft  09.12.2010 13:39

Цитата (A-Lex-Is)
«Есть версия, что в разгонный блок ДМ-03 на космодроме Байконур залили топлива на тонну больше, чем было надо», - сказал собеседник агентства.
Что-то мне кажется, что лапша это. Сколько там вообще топлива в этом блоке, тонн 10 - 20? И при этом не заметить "перелив" на 1 тонну? Они там в бухом виде что ли работают?

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
A.Mecz  09.12.2010 17:51

Они надеялись потом неизрасходованое лишнее топливо ..иzzить! ;)

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
Boris  09.12.2010 19:23

Цитата (IAGSoft)
Что-то мне кажется, что лапша это. Сколько там вообще топлива в этом блоке, тонн 10 - 20? И при этом не заметить "перелив" на 1 тонну? Они там в бухом виде что ли работают?

Однозначно лапша или преднамереное вредительство. Взлётный вес ракеты отслеживают с точностью чуть ли не до килограмма. Хотя бы потому, что вывод одного килограмма груза на орбиту стоит каких то там бешеных денег. Цитата, найденая в Гугле: (Так, для того, чтобы запустить «Space-Shuttle» на околоземную орбиту, нужно затратить 2500 долларов США на один килограмм веса, а вывод на геостационарную орбиту (на таких орбитах находится большая часть спутников связи) обходится еще дороже – 60 000 долларов США на один килограмм).

И тут прям неглядя бухнули аж целую тонну! К тому же я шибко сомневаюсь, что топливные баки ракеты делаются с большим запасом по объёму, типо на всякий случай. Вдруг вместо Марса на Юпитер диспетчер в последний момент прикажет идти.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 09.12.10 19:28 пользователем Boris.

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
gourry  09.12.2010 20:09

Ох блин... Сколько неудачных пусков было... И не только у нас... А тут видимо на ключевое слово глонасс на дыбы встали.

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
Краевед  09.12.2010 20:41

Цитата (Boris)
Однозначно лапша или преднамереное вредительство. Взлётный вес ракеты отслеживают с точностью чуть ли не до килограмма. Хотя бы потому, что вывод одного килограмма груза на орбиту стоит каких то там бешеных денег. Цитата, найденая в Гугле: (Так, для того, чтобы запустить «Space-Shuttle» на околоземную орбиту, нужно затратить 2500 долларов США на один килограмм веса, а вывод на геостационарную орбиту (на таких орбитах находится большая часть спутников связи) обходится еще дороже – 60 000 долларов США на один килограмм).

И тут прям неглядя бухнули аж целую тонну!

Неужели , в самом деле , "левый" груз везли ? ПРивыкли , панимашь, в Аэрофлоте, самолет контрабандой перегрузят так, что он аж трещит при отрыве... Думали , наверное, что и здесь этот риск проканает...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 09.12.10 20:41 пользователем Краевед.

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
A-Lex-Is  09.12.2010 21:43

Цитата (gourry)
Ох блин... Сколько неудачных пусков было... И не только у нас...
За более чем 50-летнюю историю запусков ИСЗ технология отработана до мелочей. Поэтому никаких "если" быть не может.

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
gourry  10.12.2010 06:32

Цитата (A-Lex-Is)
Цитата (gourry)
Ох блин... Сколько неудачных пусков было... И не только у нас...
За более чем 50-летнюю историю запусков ИСЗ технология отработана до мелочей. Поэтому никаких "если" быть не может.
Мы сейчас об одном и том же человечестве говорим, или о сферическом в вакууме, у которого нет понятия "человеческий фактор"?

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
A-Lex-Is  10.12.2010 11:17

Цитата (gourry)
Мы сейчас об одном и том же человечестве говорим, или о сферическом в вакууме, у которого нет понятия "человеческий фактор"?
Фактор – фактором, а система, в которой все много-много раз проверяется-перепроверяется разными людьми, человеческий фактор, как правило, роли не играет.

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
МихаилТ  10.12.2010 13:15

Цитата (A-Lex-Is)
Фактор – фактором, а система, в которой все много-много раз проверяется-перепроверяется разными людьми, человеческий фактор, как правило, роли не играет.

смешно :)

Re: ГлоНАСС — теперь и под водой
A-Lex-Is  10.12.2010 14:53

Цитата (МихаилТ)
смешно :)
Человеческий фактор здесь может сыграть роль только при наличии злого умысла.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]