ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Petr  28.05.2010 18:34

Сегодня - день одного из самых крупных поражений России за всю её историю. Вспоминаются слова песни о легендарном крейсере Варяг: "Не скажут ни камень, ни крест, где легли во славу мы русского флага..." С конца 1930-х в Питере нет Цусимской церкви, построенной в память русских моряков, погибших в той трагической битве. http://pryazka.narod.ru/img/nov-1.jpg
http://www.spb300.osis.ru/vek20/F20/1911-1920/G1911-1920/G1911/spas-1.jpg
(Кстати, на последней фотографии справа от храма виден эллинг, с которого была спущена на воду Аврора, также участвовавшая в Цусимском бою)
Сейчас только шатёр часовенки, возведённой рядом с местом, где прежде стояла церковь, служит обелиском павшим. Можно долго обсуждать, что оказалось причиной столь сокрушительного разгрома, неудачный тактический замысел адмирала Рождественского, техническое состояние боеприпасов или морально-волевые качества экипажей кораблей, измотанных долгим переходом. Итог этой трагедии в долговременом плане оказался ещё более негативным, чем только лишь поражение в одонй-единственной войне. Россия, а затем - Советский Союз почти шесть десятилетий после этого не имели полноценного флота. Развивалась авиация, строились танки, разрабатывались артиллерийские системы, но развития флота долгие годы практически не было. Раз за разом срезались ассигнования на строительство флота, секвестировались и отменялись судостроительные програмы, ржавели у заводских достроечных пирсов недостроенные корабли, резались на стапелях собранные корпуса, топились и разбирались на металлолом трофеи. Выхолащивалась и забалтывалась военно-морская доктрина. Результат этого закономерен. Страна, обладающая самой длинной в мире береговой линией и сегодня вряд ли в состоянии её защитить. Видимо, извлечения действительно достойных уроков из случившегося тогда не дождутся и наши потомки. А поэтому - помянем погибших в одной из самых страшных битв за Отечество.

http://www.rian.ru/analytics/20100528/239673810.html16:13 28/05/2010

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

105 лет назад, 27-28 мая по новому стилю, в Японском море состоялась одна из крупнейших морских битв в истории войн – Цусимское сражение, в ходе которого русский флот потерпел самое тяжелое поражение в своей истории.
«Цусима» стала центральным сражением русско-японской войны, именно после него российское руководство склонилось к мысли о необходимости заключения мира.

Исход Цусимы был неожиданным тем более, что все течение войны, хоть не слишком удачное для России, до этого никак не говорило о возможности столь сокрушительного поражения России на море, и итог боя стал шоком для многих, не только в России, но и во всем мире. Каковы же уроки и последствия этого эпизода истории?

Русско-японская война, начавшаяся в январе 1904 года, стала неожиданно тяжелой для России, вооруженные силы которой терпели неудачу за неудачей, как на море, так и на суше. Борьба на море в ходе этой войны имела определяющее значение, поскольку именно по морю Япония снабжала свои войска, действующие на континенте, и поэтому уничтожение русского Тихоокеанского флота или как минимум его нейтрализация значились среди главных задач Японии в войне.

Война, собственно, и началась с удара японского флота по русским кораблям в Порт-Артуре, где миноносцам удалось повредить три крупных корабля и Чемульпо, где после неравного боя русские моряки затопили крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец».

Очень быстро стало ясно, что военно-морские силы России на Тихом океане не могут соперничать с японскими – имевшими превосходство в численности, в ряде случаев – в качестве кораблей, и главное – в уровне организации флота и его боевой подготовки. Несмотря на то, что японский флот возник лишь за несколько десятилетий до войны, и еще в 1890-х годах был крайне слаб, интенсивная подготовка и поставки новейших кораблей, в основном британской постройки, сделали его весьма эффективным.

Русский флот в целом был, безусловно, сильнее, но трагедия России заключалась в раздробленности сил, которые к началу войны распределялись между тремя театрами: Тихоокеанским, Балтийским и Черноморским. При этом пополнение на Тихий океан могло прийти лишь с Балтики, так как Черноморский флот, по действовавшим в то время соглашениям, не мог покинуть свой замкнутый ТВД.

Еще до начала войны было принято решение об отправке на Тихий океан второй эскадры, которая в совокупности с первой обеспечила бы России значительное превосходство, но из-за запаздывания со вводом в строй новых кораблей усилить Тихоокеанский флот не удалось. После начала войны уже из Индийского океана был отозван отряд адмирала Вирениуса, который в составе броненосца «Ослябя» и крейсеров «Дмитрий Донской», «Аврора» и «Алмаз» шел в Порт-Артур. Было решено, что отряд с большой вероятностью будет перехвачен и уничтожен японским флотом, и лучше отправить его в составе более сильного соединения.

Этим соединением стала 2-я Тихоокеанская эскадра, которой командовал вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. Готовности эскадра достигла к сентябрю 1904 года, но уже тогда ее поход многие считали авантюрой. К этому моменту 1-я Тихоокеанская эскадра в Порт-Артуре была значительно ослаблена, сам Порт-Артур находился в осаде, и с большой вероятностью мог пасть до прихода помощи из России. Опасения вызывала и подготовка 2-й эскадры, в ходе которой выявилась масса упущений как в боевой подготовке Балтийского флота, так и в оснащении и боевых качествах кораблей, предназначенных для 2-й ТОЭ.

Эскадру собирали «с бора по сосенке» комплектуя как новейшими, так и устаревшими кораблями. Для укомплектования экипажей, в условиях дефицита кадров, также пришлось собирать офицеров и матросов с разных кораблей, не имея времени на их полноценную боевую подготовку.

Сложности возникали и со взаимным маневрированием разнотипных кораблей, и, главное, с моральным состоянием личного состава, которое день ото дня ухудшалось. «На эскадре нет ни одного человека, начиная с самого адмирала и кончая последним сознательным матросом, который верил бы в успех безрассудной авантюры», - вспоминал участник сражения, инженер-механик Костенко.

Ночью с 13 на 14 мая русская эскадра была замечена японскими разведывательными кораблями у входа в Корейский (Цусимский) пролив.

Само сражение уже неоднократно детально описано. Итоги боя были таковы: в общей сложности из состава эскадры уцелели лишь семь боевых единиц. С гибелью 2-й ТОЭ все надежды на победу над Японией на море были развеяны, сил, способных выиграть новый бой - ни на Балтике ни на Тихом океане - у России больше не было.

Причины поражения можно разбирать долго, главными из них стали недостатки в боевой подготовке флота и его техническом оснащении. Новые корабли, не будучи укомплектованы наиболее подготовленным личным составом и поставленные в один ряд с разнотипными старыми боевыми единицами, не могли проявить своих лучших свойств, а недостатки снарядов, многие из которых не взрывались, и устаревшая тактика использования артиллерии еще более усугубляли эту ситуацию.

Напротив, японский флот, главные силы которого были укомплектованы современными, близкими по характеристикам и оснащенными однотипным вооружением кораблями с подготовленными и «сплаванными» экипажами, этих недостатков не имел. В результате техническое и организационное превосходство японцев, в сочетании с усталостью экипажей русских кораблей, преодолевших огромный путь, привело к столь плачевному для России исходу боя.

Последствия Цусимы трудно переоценить, и они отнюдь не сводятся только к поражению в русско-японской войне.

После этого поражения русский флот был резко ослаблен, а в стране стала популярной точка зрения, отстаивавшая ненужность океанского флота для России. Уроки из Цусимы, впрочем, были извлечены – к Первой мировой войне русские моряки и их корабли были готовы гораздо лучше, но незавершенность кораблестроительных программ и сам ход войны, ведшейся прежде всего на суше, не позволили флоту проявить себя должным образом.

Последовавшая революция и распад Российской Империи надолго отложили восстановление флота, который вновь стал океанским лишь к 70-м годам XX века уже в Советском Союзе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
titanic  28.05.2010 19:07

Трагическая дата...
А еще немецкий линкор Бисмарк был потоплен 27 мая 1941.

Вчера в восемь утра (по Москве) нужно было тему создавать...
Впередсмотрящий  28.05.2010 19:13

http://www.youtube.com/watch?v=Sr5foWKctuI

Теперь уже только "Аврора" у нас, да "Микаса" служит живым свидетельством...

Re: Вчера в восемь утра (по Москве) нужно было тему создавать...
AVK  28.05.2010 19:26

Только фамилия командующего - Рожественский, а не Рождественский.

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
AlexG  29.05.2010 00:25

Да, а кто сегодня вспомнит причины этой войны? Мифические концессии на реке Ялу?

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Впередсмотрящий  29.05.2010 00:30

Цитата (AlexG)
Да, а кто сегодня вспомнит причины этой войны? Мифические концессии на реке Ялу?
Я думаю, финансовые интересы играли второстепенную роль. А в первую очередь, хотели вслед за Маньчжурией (которую уже считали как бы "своей"- аренда Квантуна, КВЖД, ЮМЖД, проект "Желтороссия"...) влезть и в Северную Корею (для начала, под предлогом лесной концессии). В конце- концов, овладение Кореей (желательно, всей)- лучший способ обеспечения безопасности Дальнего Востока.
А вот что сил не то, что на Корею, а на удержание Маньчжурии не хватало, плюс значение Кореи для Японии не понимали и саму Японию катастрофически недооценивали- отсюда и "авантюра". Выиграли бы РЯВ- была бы "мудрая и дальновидная политика".
А про то, как "нынешние российские войска на бюджетные деньги отстаивают интересы углеводородных кампаний"- это про что ? Про Чечню ? Так там не нефтяные компании, там главным образом банкиры (ну и генералы по мелочи) наживались. И всё- таки есть разница- развязать из- за "бабок" войну на собственной территории или под видом "концессии" пытаться захватить чужую. И время тогда, 105 лет назад было другое, завоевательные колониальные войны были в порядке вещей, не то, что сейчас.
Вообще, уверен, если бы Россия всерьёз занялась освоением Дальнего Востока (как кайзер Вильгельм II советовал), то в конечном итоге, исходя из элементарных геополитических соображений (нужен свободный выход в Тихий Океан !!!) не то, что Корею, а и саму Японию пришлось бы завоёвывать.

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
AlexG  29.05.2010 00:43

Вряд ли. Свободный выход в Тихий океан был, Сахалин полностью же наш, во Владивосток были переброшены подводные лодки, которых японцы весьма опасались. Бездарная оборона Порт-Артура и сдача его Стесселем облегчила японцам войну с Куропаткиным на суше и Рожественским на море. Другое дело, что не было тогда Тихоокеанского флота :( Только запертая в заливе Порт-Артурская база. Вообще-то очень хорошо о походе 2-й Тихоокеанской эскадры написал Новиков-Прибой в своей "Цусиме".



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 29.05.10 00:54 пользователем AlexG.

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Сура  29.05.2010 00:50

Цитата (AlexG)
Вряд ли. Свободный выход в Тихий океан был, Сахалин полностью же наш, во Владивосток были переброшены подводные лодки, которых японцы весьма опасались. Бездарная оборона Порт-Артура и сдача его Стесселем облегчила японцем войну с Куропаткиным на суше и Рожественским на море.

Так корни глубже. Вообще забираться в Порт-Артур было стратегической ошибкой. Изначально хотели строить военно-морскую базу на южной оконечности Корейского полуострова, да медлили с выкупом земель, а японцы очень даже суетились. Там такая грызня шла. В итоге фактически ПРИШЛОСЬ довольствоваться Порт-Артуром. Без контроля над югом Кореи вся затея была обречена, ибо между Владивостоком и Порт-Артуром не было защищённой связи. Именно это в итоге и сыграло роковую роль: японский флот в Сасебо стал непреодолимым барьером.

Сура



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 29.05.10 00:50 пользователем Сура.

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Сура  29.05.2010 00:54

Цитата (AlexG)
Вряд ли. Свободный выход в Тихий океан был, Сахалин полностью же наш, во Владивосток были переброшены подводные лодки, которых японцы весьма опасались. Бездарная оборона Порт-Артура и сдача его Стесселем облегчила японцем войну с Куропаткиным на суше и Рожественским на море.

Оборона Порт-Артура отнюдь не была бездарна. Можно сказать, что именно она была самой успешной совокупностью действий на всём театре.

Свободного выхода в Тихий Океан не было. Выход в район Берингова моря не больно-то был нужен, а Японию не обойти. Из Сасебо контролировались проходы с обеих сторон.

Сура

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
AlexG  29.05.2010 01:00

Вспомним 2-ю Тихоокеанскую эскадру:

эскадренные броненосцы:
"Князь Суворов"
"Император Александр 3"
"Бородино"
"Орёл"
"Ослябя"
"Сисой Великий"
"Наварин"
"Император Николай Первый"
"Адмирал Нахимов"

Броненосцы береговой обороны:
"Генерал-адмирал Апраксин"
"Адмирал Ушаков"
"Адмирал Синявин"

Крейсеры 1-го ранга:
"Олег"
"Аврора"
"Светлана"
"Дмитрий Донской"
"Владимир Мономах"

Крейсеры 2-го ранга:
"Жемчуг"
"Изумруд"
"Алмаз"

Эскадренные миноносцы:
"Бедовый"
"Блестящий"
"Безупречный"
"Бодрый"
"Буйный"
"Быстрый"
"Бравый"
"Громкий"
"Грозный"

Вспомогательные крейсера:
"Урал"
"Днепр"
"Рион"
"Кубань"
"Терек"

Транспорты:
"Камчатка"
"Иртыш"
"Анадырь"
"Корея"
Буксирные пароходы:
"Русь"
"Свирь"
Госпитальные суда:
"Орёл"
"Кострома"

Вечная слава павшим российским воинам!

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Впередсмотрящий  29.05.2010 14:11

Перечислим потери:
В первый день 14(27) мая потоплены:
1. "Суворов" (практически со всем экипажем, кроме штабных)
2. "Александр" (не спасся никто)
3. "Бородино" (спасён один матрос)
4. "Ослябя"
5. крейсер "Урал"
6. транспорт "Камчатка"
7. буксир "Русь"
Ночью с 14 на 15 мая потоплены:
1."Наварин" (спасены 3 чел)
2. миноносец "Безупречный" (не спасся никто)
днём 15 (28) мая:
1. "Сисой Великий"
2. "Ушаков"
3. "Нахимов"
4. "Мономах"
5. "Донской"
6. "Светлана"
7. "Громкий"
Сдались:
1. "Орёл"
2. "Николай"
3. "Сенявин"
4. "Апраксин"
5. "Бедовый" (со всем штабом, снятым с "Суворова" на борту)
Задержан после боя японцами госпитальный "Орёл", затоплены личным составом "Иртыш", "Буйный", "Блестящий", "Быстрый", а такдже "Изумруд" (уже у русских берегов).
Достигли Владивостока:
1. "Алмаз"
2. "Бравый"
3. "Грозный"
Ушли в нейтральные порты и разоружились:
1. "Олег"
2. "Аврора"
3. "Жемчуг"
4. "Корея"
5. "Свирь"
6. "Бодрый"
Вернулся на Мадагаскар "Анадырь".
Отпущен японцами "Кострома"
Всего потоплен 21 корабль из 38, сдались 5, разоружились 6, прорвались 4 (1 затоплен), задержан 1, отпущен 1, вернулся на Балтику 1.
Убито и утонуло офицеров 208, кондукторов 75, нижних чинов 4761.
Взято в плен офицеров 225, кондукторов 87, нижних чинов 5670.
На разоружённых кораблях осталось 2110, достигли Владивостока 870 чел. Отпущено 540 чел.
Всего (изначально) на эскадре 16870 чел.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 29.05.10 14:27 пользователем Дибуны.

Вечная память доблестным русским морякам! (-)
Дмитрий 89  31.05.2010 19:14

0

Re: О составе 2-й Тихоокеанской эскадры
Антон Хлынин  01.06.2010 11:00

Цитата (AlexG)
Вспомним 2-ю Тихоокеанскую эскадру...

К сожалению, приведённый вами список не совсем точен. Этот список из "Цусимы" Новикова-Прибоя и из издания в издание перепечатывался с одними и теми же ошибками, не в последнюю очередь из-за того, что изначально не вполне корректно составлен.
Если придерживаться указанной классификации, то "Адмирал Нахимов" нужно записать в крейсера 1 ранга. А "вспомогательные крейсера" - вообще более позднее понятие, в годы русско-японской войны их относили к крейсерам 2 ранга. Но в те годы уже существовала и другая классификация крейсеров, позже ставшая основной: броненосные, полуброненосные и бронепалубные.
Есть и более тонкие вещи: так, "Ослябя" всю свою жизнь числился эскадренным броненосцем, хотя повооружению и бронированию подходил скорее к типу броненосных крйсеров. Однотипный с ним "Пересвет" позже был выкуплен у японцев и переведён-таки в крейсера.
Вот как должен выглядеть список с учётом сказанного.

Эскадренные броненосцы: "Князь Суворов", "Император Александр III", "Бородино", "Орёл", "Ослябя", "Сисой Великий", "Наварин", "Император Николай I".
Броненосцы береговой обороны: "Генерал-адмирал Апраксин", "Адмирал Сенявин", "Адмирал Ушаков".
Броненосные крейсера: "Адмирал Нахимов", "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах".
Бронепалубные крейсера: "Олег", "Аврора", "Светлана", "Жемчуг", "Изумруд".
Вспомогательные крейсера: "Алмаз", "Урал", "Днепр", "Рион", "Кубань", "Терек".
Эскадренные миноносцы: "Бедовый", "Блестящий", "Безупречный", "Бодрый", "Буйный", "Быстрый", "Бравый", "Громкий", "Грозный".
Транспорты: "Камчатка", "Иртыш", "Анадырь", "Корея".
Буксирные пароходы: "Русь", "Свирь".
Госпитальные суда: "Орёл", "Кострома".

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
L., Andrew  01.06.2010 11:53

Одна деталь, мне кажется, немаловажная - я говорю в целом о русско-японской войне. Как помню (точно по датам сейчас не буду уточнять), на момент подписания Портсмутского мирного договора (или на момент фактического окончания войны?) все еще не было сквозного движения по Транссибирской магистрали (вспомните, когда закончили Кругобайкалку...) Это тоже, я думаю, имело свое значение, хотя не обязательно определяющее.

Re: О составе 2-й Тихоокеанской эскадры
Впередсмотрящий  01.06.2010 16:16

Цитата (Антон Хлынин)
Если придерживаться указанной классификации, то "Адмирал Нахимов" нужно записать в крейсера 1 ранга. А "вспомогательные крейсера" - вообще более позднее понятие, в годы русско-японской войны их относили к крейсерам 2 ранга. Но в те годы уже существовала и другая классификация крейсеров, позже ставшая основной: броненосные, полуброненосные и бронепалубные.
Есть и более тонкие вещи: так, "Ослябя" всю свою жизнь числился эскадренным броненосцем, хотя повооружению и...
Нет, неправильно говорите. В 1892 г. введена классификация
флота, согласно которой корабли крейсерского назначения разделили на два ранга 1 и 2.
В 1907 году ввели новую классификацию - броненосные крейсера и крейсера. По
следующей классификации, 1915 года ввели новый класс - линейные крейсера, а деление на обычные и броненосные исчезло. (из Крестьянинов "Крейсера российского императорского флота).
То есть "Нахимов" был таки броненосцем (хотя Рожественский в приказах всегда писал "броненосцам и Нахимову" см. приказы Рожественского), но юридически броненосец, также как броненосец и Ослябя.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 01.06.10 16:16 пользователем Дибуны.

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Впередсмотрящий  01.06.2010 16:36

Цитата (L., Andrew)
Одна деталь, мне кажется, немаловажная - я говорю в целом о русско-японской войне. Как помню (точно по датам сейчас не буду уточнять), на момент подписания Портсмутского мирного договора (или на момент фактического окончания войны?) все еще не было сквозного движения по Транссибирской магистрали (вспомните, когда закончили Кругобайкалку...) Это тоже, я думаю, имело свое значение, хотя не обязательно определяющее.
Уже было. Семёнов в трилогии "Расплата" в части "Цена крови" описывает возвращение из плена вместе с Рожественским на поезде. 24 ноября (ст.стиля) они ехали по Кругобайкальской дороге...

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Впередсмотрящий  01.06.2010 17:58

Вот, кстати, кому интересно, сканы приказов о походном строе эскадры
днём : http://tsushima.org.ru/ru/ru-pohod/ru-pohod-perestr/ru-pohod-perestr1/
и ночью : http://tsushima.org.ru/ru/ru-pohod/ru-pohod-perestr/ru-pohod-perestr2/
Подписал флаг-капитан Клапье де Колонг.

Довольно стандартный походный ордер.
Petr  01.06.2010 20:06

Самое интересное и драматичное - развёртывание походного ордера в боевой. А здесь у аналитиков большие вопросы. Стоило ли прорываться единым строем? Стоило ли перестраивать эскадру для обеспечения максимальной эффективности артогня и как? Какие перестроения реально могла выполнить эскадра, имевшая весьма относительный уровень боевой подготовки.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
titanic  01.06.2010 20:32

Помнится, сам Рожественский очень метко выразился по этому поводу (правда он вел речь об эскадре Небогатова, но можно применить ко всей 2 ТОЭ): "Из всех видов построения получается только один - куча".

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  01.06.2010 20:37

А там особых вопросов то нет. Значимые события утра 14 мая (связанные с маневрированием):
9.00 по сигналу с "Суворова" 1ый и 2ой броненосный отряд увеличивает ход до 11уз.
9.30 сигнал с "Суворова" "в полдень иметь курс NO 23 (к этому времени 9.30 эскадра уже шла единой кильватерной колонной).
12.20 мин сигнал с "Суворова" 1 и 2 броненосному отряду повернуть последовательно на 8 румбов вправо (под прямым углом к прежнему курсу). А далее Рожественский объяснял, что повернув последовательно, далее должен был быть сигнал повернуть "вдруг" на теже 8 румбов, но уже влево, таким образом образовался бы фронт броненосцев 1 и 2 отряда, где крайне правым был бы "Суворов", ну а крайне левым, соответственно "Нахимов"...
Но во время выполнения манёвра из мглы вновь показались разведывательные крейсера японцев и не желая преждевременно показывать перестроение Рожественский приказал повернуть 1 отряду на 8 румбов влево, но уже "последовательно", а 2му отряду подняли отменительный сигнал. И к 12.30 образовался довольно странный строй из двух параллельно идущих кильватерных колонн, правая несколько выдвинута вперёд.
12.45 сигнал с "Суворова" "иметь ход 9 уз"
13.20 справа и далеко впереди обнаружены главные силы японского флота
13.25 1 броненосный отряд увеличивает ход до 11 уз и склоняется влево, чтобы вступить в голову всей эскадры. Таким образом Рожественский затевает перестроение ввиду неприятеля и в условиях быстрого сближения при явно недостаточной разнице в скорости хода между отрядами в итоге ведущий 2ой отряд "Ослябя" вынужден уменьшать ход и даже стопорить машину, что и послужило причиной его столь быстрой гибели. "Ослябя" без всякого сомнения погубило это перестроение...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 01.06.10 20:46 пользователем Дибуны.

Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]