ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
история оплаты - кассы, компостеры, талоны, ...
Max Smolkin  07.09.2009 19:31

В 80-е проезд в транспорте оплачивался компостированием талонов.
Талоны продавались или в специальных киосках в любом количестве
или у водителя книжечками, автобусные по 5 или 10 штук (30 или 60
копеек), а троллейбусные и трамвайные - только по 10 штук (тролл-
лейбусные - 50 копеек, трамвайные 30 копеек). Талоны печатались
на обычной бумаге разного цвета шрифтом, автобусные - красным,
троллейбусные - синим, трамвайные - зеленым. На автобусных сверху
было написано "Минавтотранс", а на троллейбусных и трамвайных -
"Минжилкомхоз". Для того, чтобы купить пачку талонов у водителя,
передавали деньги по цепочке из рук в руки зачастую через весь салон,
потом так же передавали талончик "на компостер" :) Оплата проезда
контролировалась по нынешним временам из рук вон плохо, иногда
водителем при выходе через переднюю дверь, изредка контролерами
на остановках. Запросто можно было ездить без билета, популярные
лозунги тех лет: "Совесть пассажира-лучший контролер" и "Граждане!
Оплачивайте проезд, не разменивайте свою совесть по шесть копеек!"
Проездной на все маршруты автобуса стоил 4р.50коп., на несколько
маршрутов (от 2 до 4) - 2р.50коп., студенческий - 2р.50коп.,
школьный - 1р.50коп. У пенсионеров льгот не было, зато и пенсии
вполне на все хватало.

Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
NeilSy  08.09.2009 02:43

Max Smolkin писал(а):
-------------------------------------------------------
> В 80-е проезд в транспорте оплачивался
> компостированием талонов.

Эх... Прямо ностальгия нахлынула.
Я еще помню 70-е годы, когда в трамваях стояли такие аппараты
с прозрачной крышкой из оргстекла с щелью для монет.
Туда кидались советские копейки, они попадали на резиновую ленту.
Потом вручную крутили ручку сбоку. При этом вылезал билет,
а одновременно двигалась лента с монетами и они падали в накопитель.
Аппарат работал чисто на честность, никакого контроля за тем, бросил
ты туда деньги и какие, не было. Я тогда был маленьким и любил наблюдать,
как там эти монеты движутся.

Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
K-Lex  08.09.2009 06:49

NeilSy писал(а):
-------------------------------------------------------

> Эх... Прямо ностальгия нахлынула.
> Я еще помню 70-е годы, когда в трамваях стояли такие аппараты
> с прозрачной крышкой из оргстекла с щелью для монет.
> Туда кидались советские копейки, они попадали на резиновую ленту.
> Потом вручную крутили ручку сбоку. При этом вылезал билет,
> а одновременно двигалась лента с монетами и они падали в накопитель.

Такие автоматы стояли в автобусах в 90-х, насколько я помню. Ездил в школу на ЛиАЗах-"скотовозах" с такими аппаратами (то ли 1, то ли 5 маршрут был).

> Аппарат работал чисто на честность, никакого
> контроля за тем, бросил
> ты туда деньги и какие, не было.

Водители перед тем, как открыть дверь, просили поднять выходящих билеты и захлопывали дверь в случае отсутствия. Выход осуществлялся через переднюю дверь.

Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Max Smolkin  08.09.2009 08:30

NeilSy писал(а):
-------------------------------------------------------
> Эх... Прямо ностальгия нахлынула.
> Я еще помню 70-е годы, когда в трамваях стояли такие аппараты
> с прозрачной крышкой из оргстекла с щелью для монет.
> Туда кидались советские копейки, они попадали на резиновую ленту.
> Потом вручную крутили ручку сбоку. При этом вылезал билет,
> а одновременно двигалась лента с монетами и они падали в накопитель.
> Аппарат работал чисто на честность, никакого контроля за тем, бросил
> ты туда деньги и какие, не было.

Предполагалось, что контроль осуществлять должны другие пассажиры,
поскольку социалистическая собственность она общая, народная.
На самом деле так и было, потому что остаться один на один с
этой кассой было трудно, салоны транспорта всегда были хорошо
заполнены, поэтому деньги передавали из рук в руки, и все видели,
сколько денег ты передаешь и сколько билетов просишь. Кстати,
в правилах проезда было записано, что проездной билет нужно
предъявлять при входе "окружающим тебя пассажирам". У меня эта
фраза всегда вызывала смех, я представлял как захожу в салон и
меня начинают окружать пассажиры и требовать предъявить проездной :)

Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
NeilSy  08.09.2009 10:26

K-Lex писал(а):
-------------------------------------------------------
> > Я еще помню 70-е годы, когда в трамваях стояли такие аппараты
> > с прозрачной крышкой из оргстекла с щелью для монет.

> Такие автоматы стояли в автобусах в 90-х, насколько я помню.
> Ездил в школу на ЛиАЗах-"скотовозах" с такими аппаратами (то ли 1,
> то ли 5 маршрут был).

Не знаю насчет 90-х, я в это время в Москве жил.
Но такие аппараты точно стояли в 70-х. Четко помню
из детства. Как пишет Max Smolkin, там действительно
совесть пассажира была контролером. Еще ходила поговорка:
"Совесть контролера - лучший пассажир".
Потом их сменили более "умные" аппараты,
чудо советского автоматостроения. Такой железный ящик
с рычагом справа. Он уже разпознавал монеты и вроде умел
считать монеты. Покидаешь туда копейки до нужной суммы
и дергаешь за рычаг. В результате жуткого скрежета
в поддон вылетал билетик.

Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Zigzag  08.09.2009 18:20

Max Smolkin писал(а):
-------------------------------------------------------
> В 80-е проезд в транспорте оплачивался компостированием талонов.
> Талоны продавались или в специальных киосках в любом количестве
> или у водителя книжечками, автобусные по 5 или 10 штук (30 или 60
> копеек), а троллейбусные и трамвайные - только по 10 штук (тролл-
> лейбусные - 50 копеек, трамвайные 30 копеек).
> Талоны печатались на обычной бумаге разного цвета шрифтом,
> автобусные - красным, троллейбусные - синим, трамвайные - зеленым. На
> автобусных сверху было написано "Минавтотранс", а на троллейбусных и
> трамвайных - "Минжилкомхоз". Для того, чтобы купить пачку
> талонов у водителя, передавали деньги по цепочке из рук в руки
> зачастую через весь салон, потом так же передавали талончик "на компостер" :)
> Оплата проезда контролировалась по нынешним временам из рук вон
> плохо, иногда водителем при выходе через переднюю дверь, изредка
> контролерами на остановках. Запросто можно было ездить без
> билета, популярные лозунги тех лет: "Совесть пассажира-лучший
> контролер" и "Граждане! Оплачивайте проезд, не разменивайте свою совесть
> по шесть копеек!"
> Проездной на все маршруты автобуса стоил 4р.50коп., на несколько
> маршрутов (от 2 до 4) - 2р.50коп., студенческий - 2р.50коп.,
> школьный - 1р.50коп. У пенсионеров льгот не было, зато и пенсии
> вполне на все хватало.

Вспомнил еще один факт, где-то в середине 80-х появились проездные талоны на автобус на 2 поездки по цене 12 копеек. Их можно было использовать для второй поездки или для проезда одновременно 2-х человек. Их гасили компостером 2 раза, но новшество не прижилось, вероятно потому что пассажир пробивал такой билет один раз и на выходе из автобуса его выбрасывал и вспоминал об этом только потом.

Re: история оплаты - кассы, компостеры, талоны, ...
roman_kazan  07.09.2009 21:30

А в начале 2000х помню, как студенты доставали пачку талонов, уже прокомпостированные и находили нужный именно в том трамвае или троллейбусе в котором едут, :)



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 07.09.09 21:30 пользователем roman_kazan.

Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
NeilSy  08.09.2009 02:46

roman_kazan писал(а):
-------------------------------------------------------
> А в начале 2000х помню, как студенты доставали
> пачку талонов, уже прокомпостированные и находили
> нужный именно в том трамвае или троллейбусе в
> котором едут, :)

Это было гораздо раньше. Уже в 80-х. Комбинация цифр
компостера была написана краской на правом стекле кабины
водителя и на окне у задней двери.

Re: история оплаты - кассы, компостеры, талоны, ...
Bulat_  08.09.2009 07:37

Ручные кассы стояли очень недолго, когда отменили компостеры в автобусах. Потом стали просто билеты продавать рулоном.
А уж передняя дверь... До сих пор в других городах удивляет, когда там входят в переднюю дверь.

НА ВЫХОД ВПЕРЕД ПРОХОДИМ, ЗАРАНЕЕ МЕСТАМИ МЕНЯЕМСЯ, ЗАДНЯЯ-СРЕДНЯя ДВЕРИ ОТКРЫВАТЬСЯ НЕ БУДУТ!

Re: история оплаты - кассы, компостеры, талоны, ...
Bulat_  08.09.2009 14:37

Что касается касс в автобусах: в 70-е они были, но их я уже не застал. Хорошо помню, как в 1981 году был в Нижнекамске и Елабуге. В Нижнекамске меня поразила автоматическая касса в трамвае (в Казани уже компостеры были), но еще больше поразила ручная в Елабуге. Это как, ведь можно открутить сколько угодно билетов! Такие же тогда блыи в Москве, причем стояли напротив входов, в т.ч. сзади, и никак водителем не контролировались.

А в 90-е годы бесплатный проезд был делом само собой разумеющимся. Это и ускорило постепенное вымирание традиционных маршрутов и замену ихь коммерческими.
Была масса льготников, а остальные покупали в киоске корочку красного цвета и показывали ее кондуктору. Дейстовало почти всегда, холтя был риск нарваться на контролеров, которые действовали совершенно бандитскими методами.

Re: история оплаты - кассы, компостеры, талоны...
Терентий  22.10.2009 23:03

Цитата (Bulat_)
диковинный по тем временам автобус 3, шедший по задворкам, в котором были кассы для оплаты мелочью.

Я хорошо помню, что до середины 70-х в трамваях стояли кассы для оплаты. Каждый пассажир сам бросал туда мелочь (в трамвае - 3 коп.) и, повернув ручку, отрывал билет. Меня, маленького ребенка, эти кассы удивляли и забавляли. Особенно интересно было наблюдать как с поворотм ручки не только вылезал билет, но копейки ползли по ленте транспортера и проваливались в нутро аппарата. А позже детское восприятие удивляли талоны и компостеры.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]