история маршрутов и подвижного состава автобуса
Bulat_
04.09.2009 23:21
С детства интересовался городским транспортом и активно им пользовался. Решил создать эту тему по своим воспоминаниям. Думаю, старожилы дополнят.
Пассажирскими перевозками в Казани занимались 3 ПАТП: 2,3,4. В 90-е годы был короткий период, когда пара городских автобусных маршрутов (№64 и 73) была и у ПАТП-1, на них иногда ставили пригородные и даже междугородние автобусы, но длилось это не очень долго, поэтому ПАТП-1 можно пренебречь. Все ПАТП имели четкую зону охвата: ПАТП-2 обслуживало Советский район, ПАТП-3 - Приволжский, ПАТП-4 - Ленинский, Кировский и Московский. Горки, а впоследствии и Азино, обслуживались совместно АТП-2 и 3, а в центр заезжали автобусы всех предприятий. Никаких трансгородских и кольцевых маршрутов, как сейчас, тогда не было: при поездке из левобережной части города в правобережную приходилось делать пересадку в центре или на Компрессорном. Едва ли не единственным исключением был 56-й маршрут, шедший от старого аэропорта по К. Маркса на Волгоградскую, а в 1994 году появился революционный маршрут № 85 (Пр. Победы-Азино-Волгоградская), напрямую соединивший все основные спальные районы, минуя центр. Подвижной состав трех ПАТП тоже отличался. В ПАТП-2 и 3 в основном были ЛиАЗы-677 и меньшее количество ЛАЗ-699. В ПАТП-3 - только Икарусы. ЛиАЗы в Заречье вообще не заезжали. Сущестовавало несколько маршрутов, которые всегда обслуживались только ЛАЗами: 3,4,6,25,39,68. 4,6 и 39 - "горные", на остальные ЛиАзы не ставили по непонятным причинам (возможно, из-за относительно небольшого пассажиропотока). Одиночные ЛАЗы иногда попадались и на других маршрутах. Примерно в 1988 году Икарусы-гармошки начали поступать и в АТП-2, а в третьем АТП они появилисть только в 1993-94 годах, уже не традиционные рыжие, а бело-голубые. В 1992-93 годах в республику поступила большая партия турецких Мерседесов (некоторые из них бегают и поныне, в отличие от всех остальных моделей, закупленных поздне). В Казани они эксплуатировались только в 1 и 2 ПАТП. Чешские Каросы, поступавшие в 1993-94 годах (возможно, и позднее), попали в АТП-1, 3 и 4). После этого начался разнобой: закупались и Икарусы, и новые ЛиАЗы, и даже ЛАЗы-699 как-то в середине 90-х купили. Тогда же начали вырезать ЛиАЗы-677. К 2001 году в Казани осталось всего 3 старых ЛиАЗа: на 1, 5 и 31 маршрутах (все - 2-го АТП), а вскоре и их списали. В 1999 году в АТП-3 некоторое время эксплуатировался уникальный автобус "ЧелАЗ" - первая попытка создать автобус на базе КамАЗа. Выпущен он был в единственном экземпляре, имел необычные двери (в середине была очень широкая дверь аж из 4 створок) ходил по 49 маршруту. Дальнейшая судьба его неизвестна - наверное, сгнил под забором. В 1997-98 годах началось массовое поступление ПАЗиков, котрые поначалу дублировали наиболее хлебные маршруты, а затем убили их. Большая часть маршрутов стала "коммерческими", а затем началось хаотичное размножение частных маршруток. Любопытно, что первая пассажирская "газель" появилась не у частника, а в АТП-3, и ходила в единственнмо экземпляре по 3 маршруту (ЖД вокзал - Гвардейская- Ферма-2). Одно время там же ходил и пасажирский "бычок". Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Bulat_
05.09.2009 00:00
Еще некотрые наблюдения.
Автобусы ходили из рук вон плохо и забивались всмятку. Часто проше было дойти до трамвая или троллейбуса, доехать на нем, а затем опять пройти пешком, чем дождаться прямого автобуса, а главное, влезть в него. По утрам часто ездили "левые" автобусы: экскурсионные, служебные, даже катафалки (!) с удовольствием набирали пассажиров и везли их в центр. Маршрутные же автобусы запросто могли, постояв какое-то время на конечной, свалить восвояси, не открыв двери. Маршрутная сеть также была далека от идеала. Основную часть перевозок брал на себя электротранспорт (тем более что он и ходил лучше: тогда даже шутили, что трамвай и тролейбус привязаны к сети и убежать не могут). Автобусные же маршруты часто и до центра не доезжали, удлинить их додумались только в 90-е годы. Мало того, некоторые маршруты даже урезались: например, 23-й, ходивший некогда от Юдино до ЖД вокзала, в первой половине 80-х был урезан до Парка Петрова. 2-й аналогично - до Петрушки. С Горок (тогда там существовали всего 2 ключевые точки - Мавлютова и 10-й микрорайон, которые и являлись конечными) можно было доехать на автобусе только до пл. Вахитова или до ул. Айдинова, а дальше - с пересадками. Году в 1984 кому-то пришло в голову создать экспрессы: два маршрута, 24 и 54, полностью дублирующих существующие 41 и 43, но идущие без единой промежуточной остановки от 10 микрорайон до пл. Вахитова и Айдинова. Под это дело даже красочно разрисовали автобусы, а проезд на них стоил не 6, а 10 коп. В таком виде просуществовали они недолго: пассажиры на промежуточных остановках сильно возмущались, когда мимо них проезжали не сильно забитые экспрессы. Вскоре ввели промежуточные остановки, а к экспрессам причислили еще несколько маршрутов. Так, 49 и 52, ходившие до ЦУМа, проезжали многие остановки. Причем 49-й проезжал без остановок даже через Кольцо, хотя водители иногда и открывали двери, если их долго об этом умолять. Аналогично с 1-м маршрутом, который после Дербышек останавливался только на Искре, напрочь игнорируя Компрессорный. Так они по инерции и ездили вплоть до конца 90-х, пока их не вытеснили "коммерческие" маршруты, котоые останавливались где угодно. А в самом начале 80-х годов 49-й и еще какой-то машруты были маршрутными такси (!) и обслуживались ПАЗиками-672. Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Art'y
05.09.2009 08:49
в ПАТП-4 я вообще не помню что-бы эксплувтировались ЛиАЗы. Сначала собственно это было АК-1828. Именно из-за бурного строительства Ленинского и Москвовского Районов кварталов оно и было создано. это единственное АТП в городе где эксалуатировались Икарусы. Сначала 260 потом 280. До 1978 года едиственным автобусом соединяющий увартала с большой землей был 26 и имел конечную на Амирхана. Уже в 1980 году до пр-та Амирхана продлили 22 Амирхана - Сухая река и 28 Амирхана - З-д Медаппаратуры маршруты, так как жилье начали строить на квартале заводы. Через год 11 маршрут Савиново - з-д Тасма продлили до Амирхана. Все же маршрут 9 - Дк Ленина - северный и 8 Короленко - Левченко обслуживался ЛАЗами. В этом году появился пиковый образцово показательный маршрут 33 Амирхана - Караваево 2. в 1980 году пошел трамвай по пр-ту Ямашева 13 и 14. Был автобус 29 Волгоградская - Компрессорный, потом появился пиковый экспресс 48 Телевышка - Компрессорный и постоянный 46 Короленко - Астрономическая. в 1985 году в начале года открыли улицу Адоратского туда перешли маршруты 26 и 28 22 остался на Амирхана. 11 и 33 Ходили по Лаврентьева до 1986 года потом 33 ходить стал от солнышка по Чуйкова до Гаврилова в обоих направлениях а 11 через Короленко - Ямашева - Адоратского до Хлебозавода 8(БКК). После закрытия ул Баумна и астрономической 26 автобус пошел через дворец спорта к комбинуту здоровье, а 46 через маркса пл свободы. Напротив конечной 46 была конечная 19 Пл Куйбышева - ул. Батыршина в последствии маршрут скурился еще при советской власти. было несколько попыток реанимации в частности Кароссами от АТП-3!
73 маршрут появился не просто так. До 1986 года автобусы 56 маршрута обслуживались АТП-4 после прихода большой партии икарусов 280 в город, маршрут передали на обслуживание АТП-2 а на новый 73 Лаврентьева - Астрономическая перебросили машины с 56 все. И уже в в конце 80 маршрут передали в АТП-1 так как у них появились 280 икарусы кстати маршрут №2 тоже стал обслуживать АТП-1. В 91 году в Казань поступили последние Икарусы 280 на этом эра их завершилась и началась эра ПАЗиков и ГАЗелей Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Max Smolkin
05.09.2009 10:04
Art'y писал(а):
------------------------------------------------------- > Все же > маршрут 9 - Дк Ленина - северный и 8 Короленко - > Левченко обслуживался ЛАЗами. Не только эти маршруты обслуживались в Заречье ЛАЗами. Были еще №18 Телевышка-Лагерная №2 Трампарк-Красная горка №21 ДК Ленина-Кадышево №20 ДК Урицкого-Караваево-2 (очень редко, но встречался) Что-то еще вроде ходило от Залесного до Осиново. В Советском районе были: №45 Дербышки-Вет.городок №61 Дербышки-В.Гора №65 Чеховский рынок-Самосырово (с заездом в Константиновку) №16 Дербышки-Аки В Приволжском: №10 ул.Татарстан-Нефтебаза (Нов.Победилово) №60 ул.П.Коммуны-Старое Победилово Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Станислав....
05.09.2009 10:14
Art'y писал(а):
------------------------------------------------------- > В 91 году в Казань поступили последние > Икарусы 280 на этом эра их завершилась и началась > эра ПАЗиков и ГАЗелей Эра пазиков и газелей - это 2000е. Это же эра замена парка Икаров в ПАТП-4 на всякие Нефы и Барсики. В 90е - эра мерсов 0325 и Карос. Под занавес 10тия пришли ЛиАзы 5256. Кстати, а с чем связанно быстрое списание карос? Плохое качество? Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Станислав....
05.09.2009 10:16
Max Smolkin писал(а):
------------------------------------------------------- > > В Советском районе были: > №45 Дербышки-Вет.городок > №61 Дербышки-В.Гора > №65 Чеховский рынок-Самосырово (с заездом в > Константиновку) > №16 Дербышки-Аки Лазы еще на 25 (Чех. Рынок - ДРКБ) были. Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Max Smolkin
05.09.2009 10:37
Art'y писал(а):
------------------------------------------------------- > 11 и 33 Ходили по Лаврентьева до 1986 года потом > 33 ходить стал от солнышка по Чуйкова до Гаврилова > в обоих направлениях а 11 через Короленко - > Ямашева - Адоратского до Хлебозавода 8(БКК). Реформа 22 и 33 проходила где-то в 87-м в два этапа с перерывом буквально несколько месяцев: 1. Вместо 22-го появился экспресс №50 Амирхана-Сухая река, шел по Гагарина-Короленко-Голубятникова далее круг по Мусина-Ямашева- Амирхана-Чуйкова, остановки только на Амирхана, 39кв, Короленко. 22-й сократили до ДК Ленина-Сухая река 33-й ходил по Гагарина-Короленко-Ямашева и круг Амирхана-Чуйкова- Адоратского-Ямашева 2. Экспресс №50 перенесли на Ямашева с дополнительной остановкой "Океан", а 33-й стал Гаврилова-Караваево-2, ходил без колец по Чуйкова- Голубятникова-Короленко-Гагарина Потом 22-й и 50-й постепенно отмерли, а 33-й стал ходить от Гаврилова до Сухой реки. 11-й в 86-м году дублировал трассу 28-го: Голубятникова-Мусина-Ямашева- Адоратского-Чуйкова-Мусина, ходил сначала до Восстания, потом до Тасмы, но очень редко. Сначала его продлили до Хлебокомбината, в остальном сохранив дублирование трассы 28-го, а потом перевели на Ямашева, ходил по Восстания-Короленко-Ямашева-Адоратского до Хлебокомбината. В это время 11-й стал более регулярным маршрутом, даже гармошки попадались. Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Art'y
05.09.2009 10:39
Ну собственно написал, вспомнил на чем ездили мы
были так-же 3 ЖД Вокзал - Пивзавод (тихорецкая) 4 ЖД Вокзал - Аметьево 5 ЖД Вокзад - пос Нефтянников 15 Ул Журналистов - пл 1 Мая ЛАЗы от АТП-2 у АТП-4 были и еще икарусные маршруты в 80-х: 7 Ул. Короленко - Химическая 8 ул. Короленко - пос Левченко 12 Телевышка - Штаб стройки 13э Телевышка - Штаб стройки (ходили экспресс 260) 17 ул. Серова - Жилплощадка 19 пл. Куйбышева - Батыршина Помню и такие поселковые вывозили на окраину города 63 Профилакторий - пос. Осиново - ЛАЗ АТП-4. 42 ул Модельная - ул Давликеевская 6 Нагорный - ул. Азинская 32 пр. Победы - Салмачи 40 Компрессорный - пос Дербышки Собственно и жизнь была другая люди были заняты в большинстве своем на Заводах до которых и ходил транспорт, а заводы строили жильё. И мало кому в голову приходило жить в Мирном и работать на Оргсинтезе. Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Max Smolkin
05.09.2009 10:41
Станислав.... писал(а):
------------------------------------------------------- > Лазы еще на 25 (Чех. Рынок - ДРКБ) были. Bulat_ упоминал уже ЛАЗы на 3,4,6,25,39,68. Хотя на 68-м по-моему ЛиАЗы были. Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Max Smolkin
05.09.2009 10:46
Art'y писал(а):
------------------------------------------------------- > 32 пр. Победы - Салмачи Когда открыли прямую дорогу от Левченко до Оргсинтеза, то недолгое время ходил маршрут №32 ул.Ш.Усманова-ул.Гудованцева, короткий Икарус. Его быстро закрыли, видимо очень маленький пассажиропоток был, но я пару раз успел прокатиться :) Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Art'y
05.09.2009 10:50
Max Smolkin писал(а):
> Реформа 22 и 33 проходила где-то в 87-м в два > этапа с перерывом > буквально несколько месяцев: > > 1. Вместо 22-го появился экспресс №50 > Амирхана-Сухая река, шел > по Гагарина-Короленко-Голубятникова далее круг по > Мусина-Ямашева- > Амирхана-Чуйкова, остановки только на Амирхана, > 39кв, Короленко. > 22-й сократили до ДК Ленина-Сухая река > 33-й ходил по Гагарина-Короленко-Ямашева и круг > Амирхана-Чуйкова- > Адоратского-Ямашева > > 2. Экспресс №50 перенесли на Ямашева с > дополнительной остановкой "Океан", > а 33-й стал Гаврилова-Караваево-2, ходил без колец > по Чуйкова- > Голубятникова-Короленко-Гагарина > > Потом 22-й и 50-й постепенно отмерли, а 33-й стал > ходить от Гаврилова > до Сухой реки. > Ну а дележ 22, 33 и 50 тоже помню. 50 изначально появился как летний экспресс до Дадальних Садов в помощ летнему 64 Сухая река - Дальние сады. Потом в ноябре этого-же года кастрировали 22 до ДК Ленина и сделали 50 регулярным по 10 коп. Круг он в первые месяцы через 39 квартал не делал разворачивался на Амирхана и шел по ямашева. Летом следущего года появился уже 74 Дк-Ленина - дальняя река 64 умер. Позже 50 стал не экспрессом и 22 скончался окончательно. Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Max Smolkin
05.09.2009 10:51
Еще ЛАЗы были на пиковом 55-м ЦПКО-пл.Вахитова!
А основной маршрут был 47-й Компрессорный-пл.Вахитова, там ЛиАЗы. Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Mikael Tikhonov
05.09.2009 10:52
Bulat_ писал(а):
------------------------------------------------------- > даже ЛАЗы-699 как-то в середине 90-х купили. Да, забыл только номер маршрута, но что-то типа старой пятерки, только с Кольца и до Советской площади, дальше не помню куда он ездил. Появились как раз в году 97-98. > Любопытно, что первая пассажирская "газель" появилась не у частника, а > в АТП-3, и ходила в единственнмо экземпляре по 3 маршруту (ЖД вокзал - > Гвардейская- Ферма-2). Синего цвета. > Одно время там же ходил и пасажирский "бычок". Тесный до невозможности. P.S. Кстати, а "Аполлон" прозвище 677 ЛиАЗов, это наше, казанское изобретение или же нет? Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Mikael Tikhonov
05.09.2009 10:53
Max Smolkin писал(а):
------------------------------------------------------- > Еще ЛАЗы были на пиковом 55-м ЦПКО-пл.Вахитова! А основной маршрут был > 47-й Компрессорный-пл.Вахитова, там ЛиАЗы. Все верно. Причем этот пиковый был весьма редок, что-то сродни 15му трамваю :-) Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Art'y
05.09.2009 10:56
Mikael Tikhonov писал(а):
------------------------------------------------------- > Max Smolkin писал(а): > -------------------------------------------------- > ----- > > Еще ЛАЗы были на пиковом 55-м ЦПКО-пл.Вахитова! > А основной маршрут был > > 47-й Компрессорный-пл.Вахитова, там ЛиАЗы. > Все верно. Причем этот пиковый был весьма редок, > что-то сродни 15му трамваю :-) Да тоже помню. Потом появился 27Э во времена появления всяческих экспрессов. Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Станислав....
05.09.2009 11:15
В 90х, помню, был еще 89 экспресс (ЦПКиО - 39 квартал), так-же 27э и 47 маршруты. Обслуживали их ПАТП-2. Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Max Smolkin
05.09.2009 11:17
Art'y писал(а):
------------------------------------------------------- > Потом появился 27Э во времена появления всяческих > экспрессов. Когда в 96-м закрывали на ремонт большой мост на 3-й транспортной дамбе, то 27-й ходил от Гаврилова (разворотный круг трамваев) до пл.Вахитова. По утрам на Гаврилова его ждала огромная толпа, там битва была не столько за сидячие места, сколько за то, чтобы вообще в автобус поместиться. Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Max Smolkin
05.09.2009 11:20
Станислав.... писал(а):
------------------------------------------------------- > В 90х, помню, был еще 89 экспресс (ЦПКиО - 39 > квартал) 82-й только. Потом 82-й стал не экспрессом, а экспрессом 87-й, потом 87-й постепенно продляли до пл.Вахитова, до Модельной, до Тихорецкой уже в эпоху ПАЗиков, а 82-й умер. Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Станислав....
05.09.2009 11:25
Max Smolkin писал(а):
------------------------------------------------------- > 82-й только. Потом 82-й стал не экспрессом, а > экспрессом 87-й, > потом 87-й постепенно продляли до пл.Вахитова, до > Модельной, до > Тихорецкой уже в эпоху ПАЗиков, а 82-й умер. Перепутал :) Давно это было, но это так. А в тему транспорта до Аэропорта, был такой 121 (потом 321) маршрут (Аг. Аэрофлота - Аэропорт), обслуживался ПАТП-1 на пригородных 0302 и 0325. Ходил допоздна и чаще, чем нынешний 97. Re: Автобусные маршруты и подвижной состав в Казани в 80-90-е годы прошлого века.
Max Smolkin
05.09.2009 11:28
Bulat_ писал(а):
------------------------------------------------------- > Аналогично с 1-м маршрутом, > который после Дербышек останавливался только на > Искре, напрочь игнорируя Компрессорный. У 1-го были остановки: Арбузова, Октябрьский городок, Толстого. Это еще такой "древнесоветский" экспресс, возникший до общей моды на экспрессы. А от Компрессорного до Дербышек ходил 40-й автобус со всеми остановками.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.010 seconds ]