ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Путешествие в 1950 год
Zulus  01.09.2009 17:07

«По просьбам трудящихся» рассмотрим пресс-сводки на предмет наличия информации о ГПТ за более ранние сроки.

Источники первый и единственный - газета «Уральский Рабочий» - 1-й номер 1950-го = 10374-й вообще, тираж не указан, цена 20 копеек, формат А2, структура примерно схожая всем четырёхстраничным общественно-политическим ежедневникам советских времён, разве что фотографий тогда публиковали мало из-за недостаточно развитой фототехники.
Здесь нужно понимать, что являясь, по сути дела, единственным печатным Органом Свердловского областного и городского комитетов ВКП(б), Свердловского областного и городского советов депутатов трудящихся, а кроме того, главным и оперативным проводником в мир общественно-политической информации, идущей (спускаемой) из Центра (доставка для печати матриц центральных газет авиацией в то дореактивное время была медленной), «УР» вынужден был разрываться среди общесоюзных, общероссийских, областных, городских и пр. новостей. Так что ждать встречи статьи с детальным разбором состояния городского общественного транспорта не стоит, в газету проникала отрывочная информация о самых главных (и то не всегда) событиях. Ввиду вышеперечисленного, изложенная в статьях информация априори будет носить неполный характер.

Примечания: в кавычках – дословные цитаты из газет. В квадратных скобках - собственные комментарии к различным событиям. Даты публикаций выделены жирным шрифтом, названия статей – курсивом.

1 января: «Слава великому Сталину»
«1950 г. – рубеж между 1 и 2 половинами 20 века. Под знаменем партии Ленина-Сталина, под водительством великого вождя товарища Сталина мы построим коммунизм».

На площади 1905 года традиционно на новогодние праздники построен ледовый городок, громадные ель и ледовая гора.

На СВЖД развивается движение машинистов-пятисотников (500 км за рейс), однако внимания этому пока уделяется мало и отсутствует должная помощь в реализации почина, не согласован график. Райкомам ВКП(б) следует внимательно следить за соревнованием. Задача – обеспечить кольцевой пробег паровозов Свердловск – Синарская [Каменск] и Свердловск – Дружинино.

8 января: СТТУ получило 5 новых троллейбусов. Они будут курсировать по линии улица Фрунзе – Вокзал [маршрут 2].

К середине января морозы в Свердловске до -47 градусов ночью, из-за этого в т.ч. перебои в работе транспорта.

13 января: В соответствии с указом Президиума ВС СССР восстановлена смертная казнь для изменников Родины, шпионов, подрывников-диверсантов.

15 января: «Не поездка – одни неприятности»
Трудно приходится добираться в Свердловск жителям посёлка Широкая Речка. Как правило, автобус простаивает на конечной остановке по ул. Хохрякова по 20-30 минут, а в Широкой Речке водители и кондукторы куда-то уходят также на 20-30 минут. График никогда не соблюдается. Кондукторы невежливы, на замечания не реагируют или вновь грубят. После 7 вечера попасть на автобус невозможно – он уходит в парк.
(коллективное письмо 19 читателей)

19 января: Итоги выполнения по области госплана на 1949 год.
На СВЖД план погрузок выполнен на 103,5%, она увеличилась на 16,5% к уровню 1948 г. Время оборота грузового вагона сокращено против плана на 11 часов, но сравнению с 1948 – на 19 часов.


24 января: «Победители в социалистическом соревновании»
По итогам соревнования районов и промышленных предприятий Свердловска:
1 место – Сталинский р-н, годовой план выполнен на 108%.
По ж/д транспорту победителями стали дорожно-колёсные мастерские ст. Свердловск-сортировочная, план выполнен на 116,8%.
Лучший машинист – Голубев В.П. (ст. Свердловск-Пассажирская)
Лучший вагоновожатый трамвая – Другов А.П. (ТТУ)
Лучший кондуктор трамвая – Ступика М.П. (ТТУ)

29 января скончался председатель Совета Министров Болгарской народной республики Василь Коларов.

В этом году в Каменске-Уральском намечено закончить сооружение 1 очереди троллейбуса.

Внедряется скоростное строительство жилых домов за 50 дней.

28 января: «Улучшить работу трамвая»
«Трамвайная линия от ст. Сортировочная до Верх-Исетского завода. Летом ходил аккуратно. Но зимой всё изменилось. На остановках ждать приходится очень долго. Трамвай идёт переполненным, медленно. Никаких павильонов на остановках нет, некуда укрыться от ветра. К тому же трамваи от станции ходят без согласования. Часто получается так: выходишь из одного вагона, а другой уже ушёл от остановки» (читатель Кремлёв).
[Из 2 и 3 предложений можно извлечь совсем невообразимые вещи – что летом 1949 линия Сортировка – ВИЗ УЖЕ существовала. Что имел в виду в письме читатель – непонятно]

3 февраля: На днях вступает в строй кинотеатр «Родина» на Эльмаше – 12-й в Свердловске и 4-й за последние 4 года.

4 февраля: Открывается новая библиотека на Химмаше.

6 февраля: За 4 последних года в Чкаловском районе сдана трамвайная линия от Мясокомбината до Вторчермета [в то время ходил туда один маршрут № 9] и водопровод от города до Химмаша.
Свердловский вокзал занял 1-е место в соревновании коллективов железнодорожных вокзалов СССР за 4 квартал 1949 г. Обслужено 34 тыс. пассажиров при обязательствах обслужить 30 тыс.

10 февраля: Осенью 1948 г. Нижний Тагил посетил министр коммунального хозяйства РСФСР тов. Макаров и поинтересовался – в какой помощи нуждается город. Председатель Нижнетагильского горисполкома И.Непомнящий «не задумываясь, попросил три троллейбуса».
И ничего, что в городе нет приспособленных для движения троллейбуса дорог, что о троллейбусе нет ни слова в планах. «Деньги, слава богу, имеются, а троллейбусы в хозяйстве пригодятся..»
Руководители горисполкома объявили в печати, что в Нижнем Тагиле скоро начнут курсировать замечательные троллейбусы. Тагильчане, конечно, поверили и обрадовались. Из бюджета города были немедленно перечислены деньги. И в январе 1949 г. троллейбусы благополучно прибыли в Нижний Тагил. Засуетились городские руководители. Что делать? Дорог нет, средств для сооружения линий нет, материалов нет, рабочих рук тоже нет.
Посовещались руководители и решили – отправить троллейбусы «на свалку в какой-нибудь гараж». Но ни в один из заводских гаражей их не взяли. Некоторое время они стояли в городском парке, а затем их перенесли во двор бани. Так и стоят там эти 3 вагона в снегу, охраняются старушкой-сторожем. Время от времени тагильские руководители проводят заседания, принимают решения по поводу троллейбусов. А троллейбусы и ныне там, ржавеют потихоньку. Уже целый год видят тагильчане из окон трамваев многострадальные троллейбусы и думают – когда же это кончится?
[Во-первых, тянет на мини-сенсацию. Во-вторых, на полнейшее пренебрежение ко всем нормам охраны социалистической собственности]

17 февраля: «Ещё не так давно в район станции Свердловск-Сортировочная можно было добраться только на трудовом поезде. Теперь в городе железнодорожников курсируют комфортабельные автобусы, проложена трамвайная линия. Появились новые улицы Херсонская, Червонная, Коммунальщиков, Кишинёвская, застраивается новая улица с предполагаемым именем Олега Кошевого. Открыт кинотеатр «Победа», заложен парк-стадион, где намечается застройка клуба на проектируемой Клубной улице.

В плохих условиях работает Свердловский театр кукол – ютится в подвальном помещении клуба им. Дзержинского, не имеет специального автотранспорта.

С 1 марта 1950 – понижение цен на продукты и промтовары на 10-30%.

4 марта: «Свердловск накануне выборов в Верховный Совет СССР»
В 1949 г. промышленность Свердловска выполнила годовой план на 103,8%, Свердловская железная дорога план погрузки – на 103,6%. Сданы фабрика химической чистки, листопрокатный завод, фабрика сбора пианино, пущены цех горячего цинкования металла в Молотовском районе, цех литья из вторичного алюминия и чугунного литья в Чкаловском районе, цех химчистки в Кагановичском районе, галантерейный – в Сталинском районе.
Введено более 90 тыс. кв. метров жилья, а за 4 года – 300 тыс. кв. метров. Гранитной шашкой замощено 150 тыс. кв. метров уличных проездов, заасфальтировано 257 тыс. кв. метров, посажено 163 тыс. деревьев, 534 тыс. кустов.
Начато строительство канализационных коллекторов, которые улучшат санитарное состояние города. Введено 15 км трубопроводов, в т.ч. 600 миллиметровый в Чкаловском районе.
«При активной помощи промышленных предприятий и трудящихся за период с 1946 по 1950 г. построена новая трамвайная линия на станцию Свердловск-Сортировочный, соединившая его с городом через посёлок Верх-Исетского завода. Построена трамвайная линия протяжённостью 13,5 км, соединившая пос. Эльмаш с центром города. В эти же годы закончено строительство второй трамвайной колеи по ул. Куйбышева, чем обеспечена возможность пуска двух встречных кольцевых маршрутов [обеспечена то обеспечена, но не сделано]. Проложена трамвайная линия от Мясокомбината до Вторчермета протяжённостью 1,3 км, связавшая посёлок с центром города.
Значительно выросла и протяжённость троллейбусных трасс. В 1946-1947 [но по сегодняшним данным – 1945, кому верить?] годах построена троллейбусная линия от ул. Ленина до вокзала, соединившая его с центром города. Сейчас троллейбусная трасса связывает Нижнеисетск в вокзалом. В 1949 г. начато строительство троллейбусной линии на Уралхиммаш.
Автотранспортная контра за последние 2 года пополнила свой парк автобусами, грузовыми такси и в 1949 г. организовало работу легковых такси. Значительное пополнение автопарка намечается в 1950 году».
В 1949 г. построено 5 новых школ на 2240 мест; за 4 года открыто 4 новых кинотеатра, в т.ч. в Куйбышевском районе на 400 мест. В 1945 открыт музей Мамина-Сибиряка, отремонтирован музей Свердлова, сданы ДК им. Горького, клубы Уралхиммашзавода и Нижнеисетского стройуправления. Открыто 5 новых библиотек, в т.ч. им. Герцена. В 1949 г. открыты детские больницы в ряде районов, роддом в Куйбышевском районе, поликлиника – в Чкаловском.
По плану в 1950 г. будет вложено более 200 тыс. рублей по линии местных советов и ведомств в ЖКХ и социально-культурное строительство и благоустройство. Будут построены 9 школ на 5200 человек, продолжено строительство Дома артистов, бани - прачечного комбината № 5, реконструкция здания горсовета, водопровода, канализации и многое другое. Планируется сдать 100 тыс. кв. метров жилья.

17 марта: Открыто движение «шестивагонных пассажирских электропоездов с вагонами обтекаемой формы» [СР3] на линии Свердловск-Пасс. – Свердловск-Сорт. – Исеть.

30 марта: Трудно добираться между станцией и городом Верхотурье, нужно автобусное сообщение (10 читателей).

В 1950-1951 г. напротив оперного театра в Свердловске появится монументальное здания комбината «Свердловскуголь» с портиком, 3 мощными арками, колоннами. Это и другие здания завершат архитектурное оформление площади Парижской Коммуны.

За последние 10 лет число городов области увеличилось с 15 до 36 (из них 21 – областного подчинения), рабочих посёлков – с 54 до 76.

1 апреля: «Внутригородской транспорт в большинстве городов области находится в зачаточном состоянии. Электротранспорт получил некоторое развитие лишь в Нижнем Тагиле. Частично трамвай работает в городе Карпинске. Проведены подготовительные работы для строительства в Краснотурьинске. Но даже наиболее мощный нижнетагильский трамвай, принадлежащий Министерству металлургической промышленности, не обладает всеми условиями для нормального обеспечения потребностей города.
Территориальная раздробленность многих городов не позволяет более затягивать решение вопроса о пассажирских перевозках. Для большинства городов выход из положения нужно искать в организации автобусного сообщения (из доклада зам. председателя облсовета М.И.Горбунова).
«Наладить автобусное сообщение»
До начала марта по автобусному маршруту Детский тубсанаторий – улица Вайнера ходило 2 автобуса ЗИС-154, правда, расписание не всегда соблюдалось. Но теперь большие автобусы заменили маленькими, они не могут обслужить всех желающих. Автобусы перестали останавливаться на Сибирском каменном карьере. Люди вынуждены ездить на попутках и опаздывают на работу (11 читателей).

7 апреля на Уралмаше открыт магазин Ростекстильшвейторга – 38-й в районе и один из самых крупных в Орджоникидзевском районе.

11 апреля: «Успехи трамвайщиков»
По почину водителя московского трамвая Станового, соревнуясь между собой, водители трамвая А.Завьялова и Ф.Киселёва добились, чтобы вагон прошёл без ремонта 55 тыс. км – на 15 тыс. км больше нормы. Увеличив срок службы чугунных тормозных колодок за счёт бережного вождения водители сэкономили государству тысячи рублей. Метод находит всё большее распространение среди трамвайщиков. Они вступили в предмайское социалистическое соревнование».

28 апреля: «Лучше обслуживать пассажиров»
Плохо ходит автобус Свердловск – Сысерть, нерегулярно, причём, как правило, не останавливается в Нижне-Исетске. Лучше делать его отправляющимся от Нижне-Исетска, так как туда уже ходит троллейбус, а частота движения автобуса в этом случае увеличится.

1 мая: «Новые трамвайные вагоны»
В ближайшие дни в Свердловск на маршрут № 7 (ВТУЗгородок – Площадь Субботников) выходит новый комфортабельный трамвайный вагон обтекаемой формы [МТВ-82], изготовленный Рижским заводом. Вагон изнутри отделан никелем, снабжён усиленным освещением, имеет мягкие сидения (40 мест). Двери закрываются автоматически. В этом году Свердловск получит ещё 10 таких вагонов.

С 21 мая вводится новое расписание поездов. На 2 вагона стало больше в поезде № 21 Свердловск – Москва, на 1 – в 75 Свердловск – Москва (ч/з Казань). Поезд 58 Свердловск – Вагай продлён до Называевской. Введён новый пригородный поезд 113-114 Свердловск – Синарская, на линии Свердловск - Сагра курсируют исключительно электропоезда, их число увеличилось на 2 пары. Запущёно 2 пригородных поезда Нижний Тагил – Гороблагодатская (№ 139-140 и 141-142).
Однако график на СВЖД соблюдается только на 51,6% и нужны меры, в т.ч. особый контроль за ситуацией со стороны партийных и советских учреждений. А летний график построен с учётом уплотненных графиков движения пятисотников и работать по-старому в этой обстановке уже нельзя, необходимо жёстко бороться с бюрократией в организации движения.

Из майской рекламы «поступайте в мединститут» на ВИЗ ходит в т.ч и трамвай № 8, а в сентябрьской рекламе того же ВУЗа 8-ка в качестве проходящего Площадь Коммунаров маршрута уже отсутствует. То ли опечатка, то ли действительно ходила на ВИЗ в первой половине 1950.

5 июля: «На улицах Карпинска курсирует новый комфортабельный вагон производства Рижского завода. Вскоре их будет три. Идёт строительство трамвайной линии, которая свяжет Карпинск с Волчанском. Линия должна быть закончена ко Дню шахтёра. [Но, по имеющимся данным, закончили её только через 9 лет]

За 2 квартал лучшими по своим отраслям (предприятиям) в городе стали:
1 место – Орджоникидзевский район,
лучший машинист электровоза – Некрасов Г.А. (ст. Свердловск-Пассажирская), машинист паровоза – Четков Т.А. (ст. Свердловск-Пассажирская), составитель поездов – Григорьев А.М. (ст. Свердловск-Пассажирская), вагоновожатый трамвая – Чудов А.П. (ТТУ), кондуктор трамвая – Малахова С.Д. (ТТУ).

12 августа: Управление благоустройства до невозможности затянуло ремонт мост через Исеть по ул. Челюскинцев, который идёт ещё с весны. Машинам приходится делать большой крюк на пути, например, к товарной станции (читатель Кукорцев).

15 августа: «Автобусная таксомоторная станция»
В Свердловске на улице Малышева, около Центральной гостиницы, открывается автобусно-таксомоторная станция автотранспортной конторы. До сих пор автобусы останавливались прямо на улице в различных районах города. Сейчас они едут на станцию.
Курсирует 24-25 машин по маршрутам по 9 маршрутам: Широкая Речка, ст. Свердловск-Сортировочная, г. Берёзовский, Шарташ, ст. Лечебная, Малый Исток, Косулино, Кольцово, Камышево.
«Автобусный вокзал» выглядит приветливо. Каменное здание отремонтировано, около него – залитая асфальтом площадка, в глубине – большие клумбы цветов.
В пассажирском зале – полумягкие диваны. Здесь расположены кассы, буфет. Скоро здесь откроется книжный киоск, читальня, будет налажена радиотрансляция о времени отправления автобусов. На площади около станции находится теперь центральная стоянка пассажирских такси.
[И прожила эта станция недолгих 10 лет]

18 августа: «Передовой водитель трамвая»
Водитель трамвайного поезда № 33 Борис Крутов взял вагоны под социалистическую сохранность. Он содержит их в отличном техническом состоянии и хорошо экономит электроэнергию за счёт профиля пути. Это позволяет ему 10 часов в месяц водить поезд на сэкономленной электроэнергии.

30 августа: Центральный комитет ДОСАФ открывает в Свердловске областной аэроклуб.

1 сентября: Новый генплан Нижнего Тагила предусматривает увеличение территории города более чем в 2 раза. Запроектирована новая трамвайная линия – от центральной площади в район Высокогорского рудника.

12 сентября: Новые магазины Свердловска в этом году – кафе-кондитерская на ул. Малышева, спецмагазин хлебобулочных изделий на ул. Белинского, мебельный на ул. Урицкого, магазин «Электросбыта» на Уралмаше, магазин пищевых концентратов – в центре города, фирменный магазин мясокомбината – на углу улиц Ленина и Восточной.

15 сентября: На маршруте Нижний Тагил – Петрокаменск курсируют непригодные для перевозки людей грузовики. Нужно пустить автобус (читатель Ческидов).

17 сентября: «Нужды товарной станции»
Очень много недостатков, влияющих на работу, имеются на станции Свердловск-Товарный. Ветхие крыши пакгаузов, из-за чего грузы промокают от осадков. Ни одна площадка толком не приспособлена для приёма грузов, автомашины утопают в грязи. В безобразном состоянии подъезды к площадкам. Нет почти никакой механизации, все работы приходится делать вручную, вагоны приходится разгружать в 2-3 раза дольше графика. А руководство СВЖД, хоть и ставило вопрос не раз, не спешит принимать меры (читатель Безматерных).
20 сентября: По почину водителя московского трамвая Полины Донниковой лучшие водители свердловского трамвая взяли вагоны на социалистическую сохранность. Поездная бригада Фёдора Сомова, взяв на соц. сохранность комфортабельный вагон обтекаемой формы, обязалась довести межремонтный пробег поезда до 50 тыс. км при экономии электроэнергии.

27 сентября: «Культурно обслуживать пассажиров»
За первые 15 дней работы автостанции на ул. Малышева книга жалоб и предложений была исписана почти наполовину. Например, шофёр Белоглазов хамил пассажирам на посадке, а Бухаров любит высаживать пассажиров в лужи.
Редко соблюдается график, почти всегда на линии меньше машин, чем надо. Особенно плохи дела на линии на Берёзовский (автобуса можно прождать 2 часа) и Широкую Речку. Начальник отдела эксплуатации Лебедев, вроде бы снятый с работы весной этого года, но почему-то вновь оказавшийся на этой должности, больше пьянствует и разъезжает по личным делам, также мало занимается своими обязанностями главный инженер тов. Ваулин. В итоге, из 34 автобусов автоколонны перевозкой пассажиров заняты не более 26, а остальные месяцами в ремонте. Хромает дисциплина в коллективе, фактически не ведётся партийно-профсоюзная работа. Не организовано социалистическое соревнование, не поддерживаются почины передовиков, слабо распространены передовые методы работы.
Пора бы администрации автотранспортной конторы сделать работу автобусного парка лучше, улучшить культуру обслуживания. Неплохо бы подумать и о введении ночных рейсов автобусов – после 10 вечера, когда многим людям нужно попадать из Свердловска в пригороды, они уже не ходят.

6 октября: «Упорядочить трамвайное сообщение со ВТУЗгородком»
Каждое утро десятки и сотни студентов, рабочих, служащих вынуждены «висеть» на подножках трамвая или добираться пешком – он переполнен и не справляется. Когда же будет налажено нормальное трамвайное сообщение со ВТУЗгородком (18 читателей).

7 октября:В СТТУ широко поддержали почин водителя московского трамвая П.Донниковой. Водители Алексей Трухин и Анатолий Коряков теперь самостоятельно, без ремонтных бригад, проводят текущий ремонт. Это позволило им увеличить пробег машины между капремонтами до 100000 км, сэкономив 10376 рублей в год. В преддверии годовщины Октября бригада Трухина решила довести пробег между ремонтами до 250000 км.
У трамвая образцово содержат взятый ими на социалистическую сохранность вагон № 107 (прошёл 27000 км без единой поломки) водители Таисия Лодочкина, Дарья Яркина, Фёдор Сомов. Но это движение, к сожалению, распространено не сильно – равнодушно на него смотрят начальник смотрового депо тов. Соломин и начальник службы движения тов. Белоносов. Вагоны часто выходят на линию с неисправностями. Из всех вагонов депо на соц. сохранность передан всего 21. До сих пор не изжита обезличка, не развёрнуто соревнований за сохранность участков пути и высоковольтных линий.

17 октября: «Втузгородок – Кузбасская улица»
«Вчера вступил в строй новый участок трамвайного пути в Свердловске – от остановки Ремесленное училище на Верх-Исетском заводе до улицы им. Халтурина – по ул. Долорес Ибаррури, переулку Токарей, через специально построенный мост. Трамвайный маршрут № 7 изменил своё направление. Теперь пассажиры могут ездить без пересадки из Втузгородка до Кушвинской улицы на окраине заводского посёлка.
По третьему маршруту со вчерашнего дня курсируют 3 новых трамвайных вагона, изготовленных на Рижском вагоностроительном заводе».
[Все ранее изложенные факты по 2 разрывам линии на Сортировку подтвердились]

26 октября: «Пассажир идёт пешком»
Плохо ходят автобусы на линии Свердловск – Верхняя Пышма. Пассажиры до нескольких часов ждут автобуса на остановке. С утра обычно ходят 3 машины, а к вечеру остаётся только одна. Руководителям городского автоуправления и автотранспортной конторы тов. Дубцову и Сапожникову пора обратить на это внимание.

4 ноября: С 1945 года в Нижнем Тагиле построено 20 км вторых трамвайных путей и 50 км усовершенствованных дорог с бетонно-асфальтовым и брусчатым покрытием.

Из-за демонстрации 7 ноября не работает транспорт в центре города. С 5 по 8 ноября городской транспорт работает до 3 ночи.

К новому спортивному сезону на стадионе «Динамо» закончится строительство специального хоккейного стадиона на месте бывших теннисных кортов с трибунами на 3000 мест.

17 ноября: До сих пор не изжита волокита в таксомоторном парке Свердловска. Такси по вызову приходится ждать 2-3 часа.

24 ноября: «Город наш красивый» – предвыборный отчёт.
Площадь Свердловска расширилась в 6,3 раза по сравнению с площадью Екатеринбурга, а население выросло более чем в 6 раз. Протяжённость трамвайной сети превышает 60 км. Из года в год вступают в строй новые, имеются также автобусные и троллейбусные линии.
За год сдано 51 тыс. кв. метров жилья, первая секция здания Уралэнергомонтажа на Ленина, 58, техникум на Уралмаше, детский сад на Эльмаше, ясли в пос. ст. Свердловск-Сортировочная и на Эльмаше, 9 школ. В городе 550 магазинов, более 1000 ларьков и киосков.
На основе генерального плана строительства города на ближайшие 10-15 лет упорядочивается городская застройка. Предусмотрено строительство большого транспортного кольца – магистрали для автомобильного транспорта и трамвайно-троллшейбусного движения. Реконструирована и оделась а асфальт улица Малышева от Розы Люксембург до Московской. Реконструирована улицы 8 Марта, благоустроены Куйбышева, Восточная, Московская, Щорса, Челюскинцев и другие. Реконструирован мост через реку Исеть на ул. Малышева, построен мост на ул. Токарей, реконструирована плотина, приведены в порядок подъездные магистрали к городу.
Наряду с этим, всё ещё имеются большие проблемы в благоустройстве окраинных посёлков. Предприятия мало заботятся о социально-культурном строительстве в рабочих посёлках.

5 декабря: «Хозяйка района» – из рассказа о деятельности кандидата в депутаты свердловского горсовета Пирожковой Нине Яковлевне.
В 1943 году был создан Чкаловский район, который возглавила Н.Я.Пирожкова.
«Установить транспортную связь с городом было первоочередной задачей нового исполкома. Уже несколько лет велись разговоры о том, что на линии Свердловск – Нижне-Исетск нужно пустить троллейбус [и велись бы ещё долго, но тут, откуда не возьмись, возник химмашзавод с его рабочим посёлком]. Эти планы притворялись в жизнь – уже была заасфальтирована большая часть дороги, но всё шло слишком медленно.
Однажды Нина Яковлевна приказала запрячь лошадь и поехала в горсовет. Вернулась из города вечером, запылённая, уставшая от тряски в телеге. Сразу же, не обедая, села она писать проект постановления о быстрейшем завершении строительства троллейбусной линии. По всему чувствовалось, что разговор в горсовете состоялся крепкий, что Нина Яковлевна получила основательную поддержку. Назавтра состоялось заседание исполкома, на которое были приглашены руководители всех крупных предприятий. Оно было бурным. Нина Яковлевна доказывала, что медлить больше нельзя и предложила собравшимся план действий, который был единодушно одобрен. Весь троллейбусный путь был разделён на участки, и их поделили между предприятиями. На троллейбусной трассе закипела жизнь. Вскоре над серым полотном асфальта нависло чёрное кружево троллейбуса. День, когда со Свердловска в Нижне-Исетск пришёл первый изящный вагон троллейбуса, был в районе большим торжеством.
Пуск троллейбуса, однако, не снимал с повестки дня транспортной проблемы. Рабочие посёлки южной части района оставались в стороне от троллейбусной линии. У Нины Яковлевны родилась мысль проложить трамвайную линию от ул. Щорса, где она заканчивалась, до пос. Вторчермета. В горсовете идею одобрили, но сказали, что с осуществлением придётся подождать – нет средств. Нина Яковлевна была огорчена, но, посоветовавшись с депутатами, приободрилась: решили объявить строительство линии народной стройкой и осуществить её силами населения, без затрат государственных средств.
Население горячо одобрило начинание райисполкома – ведь оно отвечало его насущным интересам. На заводских собраниях рабочие выносили решения принять активное участие в создании трамвайной линии. После смены и выходные они выходили на трассу, вели земляные работы, заготавливали и ставили столбы. Уличные комитеты поднимали на стройку домохозяек, которые являлись на работу целыми улицами.
И наконец настал день, когда жители рабочих посёлков Мясокомбината, заводом РТИ, Углемаша, Новостроя услышали на своих улицах весёлую трель трамвайного звонка. Серебристая линия рельсов ушла в глубь района от своей прежней точки на 9 километров».

3 декабря 1950 года в Москве после тяжёлой продолжительной болезни скончался писатель, депутат ВС СССР, П.П.Бажов. «Смерть помешала ему закончить книгу рассказов о социалистическом строительстве на Урале». Около 100 тысяч человек пришли 10 декабря на прощание с писателем, а поток соболезнований неделю занимал по половине статей в прессе.

20 декабря: О беспорядках на автобусной линии Свердловск-Берёзовский сообщает тов. Дудко. Там никто не контролирует кондукторов и они, пользуясь этим, не выдают пассажирам билетов, нарушают правила посадки.

21 декабря: Беспорядки творятся в товарном движении на Свердловском отделении СВЖД. График не соблюдается, все планы нарушаются, действия маневровых и поездных диспетчеров никак не согласованы, вышестоящее начальство необоснованно вмешивается в работу движенцев. В итоге – сплошные заторы на линиях.

Re: Путешествие в 1950 год
danny  02.09.2009 13:56

Andrey Zubatkin писал(а):
-------------------------------------------------------
> «По просьбам трудящихся» рассмотрим пресс-сводки
> на предмет наличия информации о ГПТ за более
> ранние сроки.

Ну спасибо! И сразу сколько интересного!!!

> 15 января: «Не поездка – одни неприятности»
> Трудно приходится добираться в Свердловск жителям
> посёлка Широкая Речка. Как правило, автобус
> простаивает на конечной остановке по ул. Хохрякова
> по 20-30 минут, а в Широкой Речке водители и
> кондукторы куда-то уходят также на 20-30 минут.
> График никогда не соблюдается.

9 маршрут туда открыт в 1957. Значит до неё ходил другой?

> 28 января: «Улучшить работу трамвая»
> «Трамвайная линия от ст. Сортировочная до
> Верх-Исетского завода. Летом ходил аккуратно. Но
> зимой всё изменилось.
> К тому
> же трамваи от станции ходят без согласования.
> Часто получается так: выходишь из одного вагона, а
> другой уже ушёл от остановки» (читатель Кремлёв).
> [Из 2 и 3 предложений можно извлечь совсем
> невообразимые вещи – что летом 1949 линия
> Сортировка – ВИЗ УЖЕ существовала. Что имел в виду
> в письме читатель – непонятно]
Ну читатель слукавил, у нас более точные данные - у станции трам ходил с 1 мая, до Кушвинской с 12 ноября 1949.

> 17 февраля: «Ещё не так давно в район станции
> Свердловск-Сортировочная можно было добраться
> только на трудовом поезде. Теперь в городе
> железнодорожников курсируют комфортабельные
> автобусы,

какие это, интересно...

> Значительно выросла и протяжённость троллейбусных
> трасс. В 1946-1947 [но по сегодняшним данным –
> 1945, кому верить?] годах построена троллейбусная
> линия от ул. Ленина до вокзала, соединившая его с
> центром города.

Что значит кому верить - 3.11.1945 пущен участок Фрунзе-Ленина, 5.01.1947 - Ленина-вокзал, значит строился он именно в 1946-47.

> «Наладить автобусное сообщение»
> До начала марта по автобусному маршруту Детский
> тубсанаторий – улица Вайнера ходило 2 автобуса
> ЗИС-154,

да... что же это за номер у маршрута был? как думаете?

> 1 мая: «Новые трамвайные вагоны»
> В ближайшие дни в Свердловск на маршрут № 7
> (ВТУЗгородок – Площадь Субботников) выходит новый
> комфортабельный трамвайный вагон обтекаемой формы
> [МТВ-82],

Получается что на семерку поступили первые МТВ и так они и последними были списаны с семерки (я видел там МТВ осенью 1980).

> Из майской рекламы «поступайте в мединститут» на
> ВИЗ ходит в т.ч и трамвай № 8, а в сентябрьской
> рекламе того же ВУЗа 8-ка в качестве проходящего
> Площадь Коммунаров маршрута уже отсутствует. То ли
> опечатка, то ли действительно ходила на ВИЗ в
> первой половине 1950.

Её то токрывали то закрывали видимо. В 1953 также пишут что открыли опять.

> 15 августа: «Автобусная таксомоторная станция»
> В Свердловске на улице Малышева, около Центральной
> гостиницы, открывается автобусно-таксомоторная
> станция автотранспортной конторы. До сих пор
> автобусы останавливались прямо на улице в
> различных районах города. Сейчас они едут на
> станцию.
> Курсирует 24-25 машин по маршрутам по 9 маршрутам:
> Широкая Речка, ст. Свердловск-Сортировочная, г.
> Берёзовский, Шарташ, ст. Лечебная, Малый Исток,
> Косулино, Кольцово, Камышево.

О!!! Ну вот наконец-то первые сведения о маршрутной сети того времени.! Скорее всего перечислены маршруты не по-порядку. Какие же у них были нормеа?:(

> 17 октября: «Втузгородок – Кузбасская улица»
> «Вчера вступил в строй новый участок трамвайного
> пути в Свердловске – от остановки Ремесленное
> училище на Верх-Исетском заводе до улицы им.
> Халтурина – по ул. Долорес Ибаррури, переулку
> Токарей, через специально построенный мост.
> Трамвайный маршрут № 7 изменил своё направление.
> Теперь пассажиры могут ездить без пересадки из
> Втузгородка до Кушвинской улицы на окраине
> заводского посёлка.
> По третьему маршруту со вчерашнего дня курсируют 3
> новых трамвайных вагона, изготовленных на Рижском
> вагоностроительном заводе».
> [Все ранее изложенные факты по 2 разрывам линии на
> Сортировку подтвердились]

ну все таки это ремесленное училище - теперь Крылова, да?

Re: Путешествие в 1950 год
Zulus  02.09.2009 16:25

danny писал(а):
-------------------------------------------------------
> 9 маршрут туда открыт в 1957. Значит до неё ходил
> другой?
Значит другой.

> Ну читатель слукавил, у нас более точные данные -
> у станции трам ходил с 1 мая, до Кушвинской с 12
> ноября 1949.
А что открыто 1 мая? Чехова (Ольховская) - Почта? Раньше об этом упоминаний не встречал.

> какие это, интересно...
А какой мог вообще быть модельный ряд городских автобусов в 1950, кроме ЗИС-154? Переделанные ЗИС-5?

> Что значит кому верить - 3.11.1945 пущен участок
> Фрунзе-Ленина, 5.01.1947 - Ленина-вокзал, значит
> строился он именно в 1946-47.
Тут мой косяк, не в ту дату глянул в истории троллейбусов.

> Получается что на семерку поступили первые МТВ и
> так они и последними были списаны с семерки (я
> видел там МТВ осенью 1980).
Вот как маршруту-то повезло. Интересно, будут ли последние в городе Т-3 дорабатывать на 4 маршруте...

> Её то токрывали то закрывали видимо. В 1953 также
> пишут что открыли опять.
В списке Дмитрия М в теме "Автономная линия на Сортировке-2" у 8-ки на начало 50-го был указан маршрут ВИЗ - Уралмаш. Тогда решили, что опечатка. А может быть, так и было?

> да... что же это за номер у маршрута был? как
> думаете?
> О!!! Ну вот наконец-то первые сведения о
> маршрутной сети того времени.! Скорее всего
> перечислены маршруты не по-порядку. Какие же у них
> были нормеа?:(
Не хочется гадать. В народе наверняка с номерами не ассоциировались.

> ну все таки это ремесленное училище - теперь
> Крылова, да?
Да, никто и не спорил. Само училище - Крылова, 1. Кстати, спуск линии (до 1964) с ВИЗ-Бульвара под горку на Ибаррури по лужайке был идентичен современному спуску-кривой. Уж не по старым чертежам ли восстанавливали?



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 02.09.09 16:29 пользователем Andrey Zubatkin.

Re: Путешествие в 1950 год
CyrusEugene  06.09.2009 10:42

Цитата
И в январе 1949 г. троллейбусы благополучно прибыли в Нижний Тагил.
Цитата (Andrey Zubatkin)
[Во-первых, тянет на мини-сенсацию......
Лет 7,5 назад, где-то по весне 2002 г. мне приходилось видеть, как в телепередаче "Час с мэром" тогдашний мэр Диденко Н.Н., отвечая на вопросы телезрителей, упомянул такой факт (добавив при этом, что тагильчане старшего поколения наверняка помнят об этом) - он поведал, что троллики стояли во дворе горного техникума (он так сказал, видимо имел в виду горно-металлургический). Ещё один мой товарищ тоже лет 7 назад лежал в больнице и с ним в палате лежал старик и тот старик то же самое упоминал (ну, он как раз-таки тот самый представитель тагильчан старшего поколения, см. выше), как мне этот товарищ говорил. Значит, так и было.
Цитата (Andrey Zubatkin)
....... Во-вторых, на полнейшее пренебрежение ко всем нормам охраны социалистической собственности]
Ну да, выходит так.

Re: Путешествие в 1950 год
danny  04.10.2009 00:45

Цитата (Andrey Zubatkin)
danny писал(а):
-------------------------------------------------------
> 9 маршрут туда открыт в 1957. Значит до неё ходил
> другой?
Значит другой.
Но вообще упоминание о конечной по ул.Хохрякова ставит в тупик... Где же она была там? На углу с Ленина?

Цитата (Andrey Zubatkin)
А что открыто 1 мая? Чехова (Ольховская) - Почта? Раньше об этом упоминаний не встречал.
Да это все тот же Дмитрий М нас просветил.

Цитата (Andrey Zubatkin)
А какой мог вообще быть модельный ряд городских автобусов в 1950, кроме ЗИС-154? Переделанные ЗИС-5?
Это хороший вопрос! А может быть такое, что всё ещё ходили довоенные автобусы-иномарки?

Цитата (Andrey Zubatkin)
> Её то токрывали то закрывали видимо. В 1953 также
> пишут что открыли опять.
В списке Дмитрия М в теме "Автономная линия на Сортировке-2" у 8-ки на начало 50-го был указан маршрут ВИЗ - Уралмаш. Тогда решили, что опечатка. А может быть, так и было?

Цитата (Andrey Zubatkin)
Не хочется гадать. В народе наверняка с номерами не ассоциировались.
А мне кажется можно все же предположить

по 9 маршрутам:
Широкая Речка, ?
ст. Свердловск-Сортировочная, ?
г.Берёзовский, - 6
Шарташ,
ст. Лечебная, -
Малый Исток, - 4
Косулино, - 12 ?
Кольцово, - 1
Камышево,

Фото
Zulus  20.06.2010 15:52

http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=278304&pic=5d50091b85b6ac0faab93cb91ecccb3d - автобусы ЗИС-154 на автобусной таксосоторной станции на Карла Либкнехта - Белинского.

http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=278304&pic=c0b218c8871fcc5d22167d0c226d5fc1 - троллейбус МТБ-82 предположительно 1 маршрута там же.

http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=278304&pic=df77c3d2ff837f0f27c3004a44200b98 - на правом фото троллейбус на Белинского, только не пойму, что это за здание на заднем плане.

http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=278304&pic=a6da87f46e35b1c70dcc21e5fab604a0 - первый в Свердловске МТВ-82 в ЮТД (?).

http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=278304&pic=87bdbcc07d57d76a60c42c9f15dc9bc3 - МТВ-82 №3 в Карпинске.

http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=278304&pic=6827b2660e769edd071ad9a5cfc0ad2d - Х+М на Ленина в Нижнем Тагиле.

http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=278304&pic=7235696aa5aaebefc43089c4e21a6831,
http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=278304&pic=bdbf23dbc5667ad5c148d45fb06d19a1 - демонстрация трудящихся 1 Мая.

http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=278304&pic=1ffc7c952bb962774033f6eac077f836 - демонтрация трудящихся 7 ноября.

http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=278304&pic=e6a4c53d1af4d4d8e3c1911366ea7f43 - похороны Бажова.

Re: Путешествие в 1950 год
Эдвард  20.06.2010 20:56

Андрей, есть шанс дождаться путешествия в 80-е, 90-е? Лично меня больше интересует именно этот период, нежели столь далёкие и незнакомые 50-е...

Re: Путешествие в 1950 год
Zulus  20.06.2010 21:57

Цитата (Эдвард)
Андрей, есть шанс дождаться путешествия в 80-е, 90-е? Лично меня больше интересует именно этот период, нежели столь далёкие и незнакомые 50-е...
Пока больше шанс ничего не дождаться :(
80-е ещё понятно (хотя по ним информации и так полно), а в 90-х используемые методики поиска уже и не помогут (пробовал уточнить кое-что по 1992 - не вышло).

Re: Путешествие в 1950 год
danny  21.06.2010 15:13

По 1980-м в самом деле просто море информации. А по 1950-м почти ничего. Гораздо логичнее исследовать именно 1950-ые.

Re: Путешествие в 1950 год
Эдвард  21.06.2010 16:51

Цитата (danny)
По 1980-м в самом деле просто море информации.

Не подскажете ли в таком случае, как найти это море в бездонном океане электронной информации? :)

Re: Путешествие в 1950 год
danny  21.06.2010 18:28

справочник 1983 опубликован на 1723.ру, ещё есть схемы 1982, 1990, справочник 1987, ну и тут на форуме мы в мельчайших деталях описывали маршруты и ПС 1980-х - Вы сами по-моему и участвовали в обсуждениях.

По сравнению с этим по 1950-м годам у нас в 10 раз меньше инфо...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 21.06.10 18:28 пользователем danny.

Re: Путешествие в 1950 год
Эдвард  21.06.2010 19:09

Цитата (danny)
справочник 1983 опубликован на 1723.ру, ещё есть схемы 1982, 1990, справочник 1987, ну и тут на форуме мы в мельчайших деталях описывали маршруты и ПС 1980-х...

Какое же это море? Так – озерцо... :) И потом, справочники, схемы, карты, описание маршрутов, фотографии – это одно, а историческая информация (архив новостей, в частности) – совсем другое. Именно она, кстати, меня и интересует в бОльшей степени, но с этим-то как раз и туговато...

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]