Тройники из Т-3. Кто помнит?
Schurick
27.11.2004 21:08
Давным давно еще в старом форуме всплывала такая тема, однако тогда подробности толком никто не выяснял, ограничились просто воспоминаниями об этом явлении как таковом. Сейчас все-таки есть желание поговорить об этом поподробнее, поскольку тема интересная, а информация о ней разрозненная и противоречивая.
И так, как известно в конце 70-х - начале 80-х в Свердловске активно использовались составы из трех вагонов Т-3, работавших по СМЕ от одного пантографа, поднятого на втором вагоне. По официальным данным таких поездов было 12. По 6 в каждом депо. Опять же по этим официальным данным, эксплуатация тройников началась в 1976 году. Больше никакой официальной информации нет. Теперь то, что помню лично я. В 1976 году меня еще на свете не было, но 1982 год я помню уже достаточно неплохо. Мне довелось видеть живьем и покататься на нескольких таких составах. Доподлинно известно существование следующих поездов: Северное депо: - 095-096-097 (эксплуатировался на 26-м маршруте) - 113-114-115 (2-й маршрут) - 195-196-197 (26) - 198-199-200 (26) - 244-245-246 (26) - 247-248-249 (26) Южное депо: - 528-529-530, позднее 529-528-530 (18-й маршрут - живьем не видел, но есть фото на сайте Евгения Кузнецова) - 557-558-559 (4-й маршрут) - 560-561-562 (4) Кроме того по ряду косвенных признаков можно предположить существование трех оставшихся составов. Это: - 525-526-527 (на это указывает сохранившийся на вагоне 527 разъем для подключения высоковольтного кабеля на "скворечнике") - 098-099-100 (по-моему я его даже видел, причем тоже на 26-м, но до конца не уверен, поэтому точно утверждать не буду) - 116-117-118 (на существование двух последних составов указывает существующая и поныне сплотка 116-098, возникшая как раз в период расцепления тройников) Итого имеем те самые 12 тройников. Но тут начинаются нестыковки: Нестыковка № 1. По официальным данным в каждом депо было по 6 составов. У нас получается 8/4 Нестыковка № 2. По официальным данным эксплуатация тройников началась в 1976 году. Ни одного из перечисленных вагонов в то время еще в природе не существовало. Самые старые из них - 095 и 525 - были выпущены только в 1977 году. Ошибочные данные? Или были и другие тройники? Нестыковка № 3. На сайте Максима Федосеева есть вот такое фото - http://www.etram.by.ru/photos/hist/hist18.jpg - в подписи к нему указано, что это - открытка 1978 года. На снимке - тройник из трехдверных Т-3. Но в 1978 году трехдверных вагонов было всего ничего - 531-545 и 123-162. И ни один из них по нашим данным не входил в состав трехвагонных поездов. Что это? Ошибка в подписи к фотографии? Или было что-то еще? Посему просьба к тем, кто хоть что-то помнит с тех времен - попытайтесь вспомнить номера вагонов тройников, которые вы видели и на каких маршрутах они ходили. Да и не только это, вообще интересует все, что с ними было связано. Сообщение изменено (27-11-04 21:09) Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
hiv
27.11.2004 21:58
Первый "тройник" появился на 14-м маршруте, примерно в конце 70-х. Номер его 473-474-440. Это я помню точно, ибо тогда активно интересовался трамваем. Тогда это была сенсация! Писали газеты. Я на этом "тройнике" специально катался. Загружен он был до отказа. При выезде с Эльмаша даже двери не закрывались. Во время его движения часто "вырубались" питающие фидера, особенно в районе Вторчермета. Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Schurick
27.11.2004 22:08
hiv писал(а): > Первый "тройник" появился на 14-м маршруте, примерно в конце > 70-х. Номер его 473-474-440. Так. Вот и первый ответ. Скорее всего это именно в 1976 году и было. Вопрос теперь в том, сколько времени конкретно этот тройник просуществовал. Вагон 440 я хорошо помню в середине 80-х, где-то году в 1983-1984 он появился на 1-м маршруте. Вот где он был до этого - проходил ли все это время в составе вышеописанного тройника и был отцеплен от него в период массового расцепления, или этот тройник расцепили раньше... Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
hiv
27.11.2004 22:36
Сколько точно проходил этот поезд сейчас не помню. В то время в Свердловск много новых вагонов поступало, и тройники делали из них. А 473-474-440 была первая проба и были они в то время уже далеко не новые, особенно 440. Сегодня дома, в понедельник снова уеду ( - ) (-)
hiv
27.11.2004 22:44
0 Может, пока не уехали, ответите в чём бесперспективность КТМ-19 (-)
Евгений Кузнецов
27.11.2004 22:48
0 Re: Тройники из Т-3.
Груздев Н.Б.
30.11.2004 09:34
Я помню, что на 26 маршруте (на кольце "Волгоградская") впервые видел трёхдверные вагоны как раз в составе трёхвагонного поезда (номеров вагонов я к сожалению не запомнил). Но это явно было в 1978 году. Если память мне не изменяет, это вообще были первые увиденные мной трёхдверные вагоны. Так что , безусловно, были ещё тройники, кроме перечисленных. Кстати, если та фотография с сайта Максима действительно относится к 1978 году, то, очевидно, в трёхвагонные поезда были объединены ещё некоторые из первых трёхдверных вагонов (на 4, 13, 15 или 18 маршруте). Дело в том, что 26-й в 1978 году мимо Оперного театра в сторону "Исети" ещё не ходил (а ходил по ещё существовавшей в то время линии по Толмачёва к вокзалу) Re: Тройники из Т-3.
Максим
30.11.2004 11:01
Груздев Н.Б. писал(а): > Кстати, если та фотография с сайта Максима действительно > относится > к 1978 году, то, очевидно, в трёхвагонные поезда были > объединены ещё некоторые из первых трёхдверных вагонов (на 4, > 13, 15 или 18 > маршруте). Дело в том, что 26-й в 1978 году мимо Оперного > театра в сторону "Исети" ещё не ходил (а ходил по ещё > существовавшей в то время линии по Толмачёва к вокзалу) Если смотреть по номерам вагонов Южного депо, поступивших в 1978 году, то выходит, что все они сразу были сцеплены в поезда - 531/2, 533/4, 535/6, 537/8, 539/40, 541/2, 543/4. И только 545 остался одиночкой. Может он и был хвостом тройника? И еще - по записям Ааре Оландера, в 1995 году был "экзотический" поезд 162/143. Возможно его появление тоже связано с расцепом "тройников"? Год постройки вагонов как раз 1978. Re: Тройники из Т-3.
Schurick
30.11.2004 11:27
Максим писал(а): > Если смотреть по номерам вагонов Южного депо, поступивших в > 1978 году, то выходит, что все они сразу были сцеплены в поезда > - 531/2, 533/4, 535/6, 537/8, 539/40, 541/2, 543/4. И только > 545 остался одиночкой. Может он и был хвостом тройника? > И еще - по записям Ааре Оландера, в 1995 году был > "экзотический" поезд 162/143. Возможно его появление тоже > связано с расцепом "тройников"? Год постройки вагонов как раз > 1978. С 543, 544, 545 было не совсем так. Изначально одиночкой был именно 543 (нынешний 641) и ходил он на 1-м маршруте. Теоретически он мог быть в составе тройника, но я его помню еще с 1982 года и никаких следов пребывания когда-то в составе поезда (типа оставшихся дупел на скворечниках) на нем не было. А вот 544-545 довольно долго ходили в сцепке и лишь в середине 80-х были расцеплены. 544 ушел в Западное депо под номер 650, ходил одиночкой по 1-му маршруту и лишь потом к нему сзади прицепили 641. А 545 остался в Южном, не знаю как сейчас, но лет 5 назад на нем по-прежнему было не демонтированное дупло на переднем скворечнике. Нынешняя сплотка 543-544 - это совершенно другие вагоны (по-моему 546-547, они же 662-660). А вот 162-143 - это уже интереснее, вполне возможно, что это действительно два бывших хвоста. Re: Тройники из Т-3.
Груздев Н.Б.
30.11.2004 12:45
> С 543, 544, 545 было не совсем так. Изначально одиночкой был > именно 543 (нынешний 641) и ходил он на 1-м маршруте. > Теоретически он мог быть в составе тройника, но я его помню еще > с 1982 года и никаких следов пребывания когда-то в составе > поезда (типа оставшихся дупел на скворечниках) на нем не было. > А вот 544-545 довольно долго ходили в сцепке и лишь в середине > 80-х были расцеплены. Значит, тройник, который мы видим на той фотографии был приписан к Северному депо и, вероятно, следовал по 13 маршруту, если это действительно фотография 1978 года. Или же она была сделана НЕ в 1978 году, а позже. Тогда вполне возможно, что на ней один из тройников 26 маршрута (например, 247-248-249), который уже в 1979 году там ходил. Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Veronika
30.11.2004 15:16
А вот мне попадались сцепки более чем из двух вагонов только если один из трамваев ломался и его сцепляли со "здоровым". Недавно на автике... Т3 едет, а понтограф на первом вагоне опущен... Я думаю, что за чепуха... оказалось, сломавшийся Т3 сзади толкала сплотка. Еще вдела одинарный Т3. ащивший за собой сплотку. А на реальные сцепки из трех вагонов... ну, может еще когда-нибудь посмотрю. Re: Тройники из Т-3
Груздев Н.Б.
30.11.2004 16:04
Veronika писал(а): > А вот мне попадались сцепки более чем из двух вагонов только > если один из трамваев ломался и его сцепляли со "здоровым". Так это и понятно. Реальные трёхвагонные сцепки работали в Свердловске только во 2-й половине 1970-х и 1-й половине 1980-х. Я сейчас не помню, когда последний раз видел тройник, но вот в 1986 году их уже точно не было. Некоторые вагоны, работавшие в "хвостах" тройников стали ходить одиночками, а некоторые, например, 249 и 246 образовали новые двухвагонные сцепки. Re: Тройники из Т-3
Груздев Н.Б.
30.11.2004 16:20
Да, я забыл написать, что эсплуатацию тройников признали нецелесообразной из-за слишком большого расхода электроэнергии. Re: Тройники из Т-3.
илья кузьмин
30.11.2004 18:44
543-544 сегодня - это бывшие 550-551 (ходили на 18-м). А вот 545, по моему, всегда ходил на 10. 543 на 1-м я не помню. Первоначально на нем ходили старые вагоны 4хх серии. 162-143 возможно часть бывших тройников, т.к. 144-145 долгое время ходили сцепкой (и даже прошли КР на ЗСМК сцепкой) , равно как и 160-161. Re: Тройники из Т-3.
Schurick
30.11.2004 20:23
илья кузьмин писал(а):
> 543-544 сегодня - это бывшие 550-551 (ходили на 18-м). Блин, точно. Почему-то я все время две эти сплотки (546-547, она же 642-643, и 550-551, она же 662-660) после передачи в Западное депо путал :-) > А вот 545, по моему, всегда ходил на 10. 543 на 1-м я не помню. > Первоначально на нем ходили старые вагоны 4хх серии. 543 - это один из старожилов 1-го маршрута, один из немногих вагонов, который всю свою жизнь ходил только по этому маршруту. Немного отойду от темы, но таки постараюсь вспомнить, что же ходило на 1-м маршруте, когда он еще обслуживался Южным депо. Может быть упущу то, что было на нем, когда он ходил до Волгоградской, но вот с того момента, как его продлили до ВИЗа, на нем ходили: Двухдверки: 428 (c узким маршрутным указателем), 438 (то же), 440 (см. выше, о нем я уже писал), 456, 457 (с узким маршрутным указателем, при том, что 456 был уже с обычным, похоже перебивка), 476, 491 Трехдверки: 543, 556, 565, 576, 306, 307, 351, 352, 353 (по мере поступления), 558, 562 (два последних - после расцепления тройников) Из двухдверок в Западное по-моему успели уйти только 476, 491 и по-моему непотопляемый 457 (!), если я ничего не путаю именно он получил номер 601. Трехдверки ушли все, правда в Западном депо на 1-м маршруте они долго не задержались, разбежавшись по разным маршрутам. На единицу тогда предпочитали ставить сплотки Т-3М. Единственным, кто остался верен 1-му маршруту, оказался все тот же 543 (641), который хоть и ходит теперь хвостом за 650 (544), но по-прежнему на единице. По какому маршруту ходили 544-545 до расцепления - я не помню, но после расцепления - да, оба оказались на 10-ке. 545 ходил и ходит там постоянно, 544 помимо этого немного гулял по маршрутам. > 162-143 возможно часть бывших тройников, т.к. 144-145 долгое > время ходили сцепкой (и даже прошли КР на ЗСМК сцепкой) , равно > как и 160-161. Опять маленький экскурс в историю - сплотка 160-161 в середине 80-х на некоторое время появлялась на 11-м маршруте, попеременно со 158-159. Занимательное было зрелище, надо сказать - 11-е тогда ходили с бугелями и на время эксплуатации этих составов на первом вагоне был установлен бугель, а на втором оставался штатный пантограф. Кое-где (например после Малого конного в сторону Электростанции) провода провисали настолько низко, что опущенный пантограф задевал за контактный провод. Сообщение изменено (30-11-04 21:09) Re: Тройники из Т-3.
Максим
30.11.2004 22:13
Schurick писал(а): > илья кузьмин писал(а): > > > 543-544 сегодня - это бывшие 550-551 (ходили на 18-м). > > Блин, точно. Почему-то я все время две эти сплотки (546-547, > она же 642-643, и 550-551, она же 662-660) после передачи в > Западное депо путал :-) Ну вот 15 лет помнили, а теперь окончательно всё перепутали :-))) Ты ведь мне сам летом присылал свои воспоминания - там все было правильно. 539-540 > 642-643 543-544 > 650-641 546-547 > 662-660 (сейчас расцеп 543, 544) 550-551 > 661-658 > Из двухдверок в Западное по-моему успели уйти только 476, 491 и > по-моему непотопляемый 457 (!), если я ничего не путаю именно > он получил номер 601. Ага, только 601 похоже списали почти сразу. 491 стал 625, а потом переделан в спецвагон. Re: Тройники из Т-3.
Schurick
01.12.2004 11:35
Максим писал(а): > Ну вот 15 лет помнили, а теперь окончательно всё перепутали > :-))) Ты ведь мне сам летом присылал свои воспоминания - там > все было правильно. > 539-540 > 642-643 > 543-544 > 650-641 > 546-547 > 662-660 (сейчас расцеп 543, 544) > 550-551 > 661-658 Дык я и летом сомневался, как раз-таки по 546-547, не зря же я тебе в скобках другие номера написал :-) Еще раз по 543-544 - такой сплотки в Южном депо никогда не было (до тех пор, пока туда 546-547 не вернулись уже под этими номерами). Вагоны 543 и 544 ушли в Западное депо именно по отдельности, какое-то время ходили и там одиночками, и только потом, уже в Западном, появилась сплотка 650-641. И еще одна маленькая история про тройники. Году то ли в 1987, то ли в 1988, когда уже никаких тройников на маршрутах не было и в помине, на очередной день города было решено устроить катание молодоженов на трамвае. Посколько молодоженов было чересчур много, решили задействовать под это трехвагонный поезд. Для этого была использована существующая сплотка 304-305, а роль головного вагона исполнял № 563. Все три вагона были раскрашены в ужасный бордовый цвет с белыми вставками, салоны обвешаны шторками и этот тройник с молодыми влюбленными парочками на борту колесил по городу. Ровно один день. После чего его расцепили, сплотка 304-305 довольно быстро лишилась "праздничной" окраски, а вот вагон 563 проходил в этом ужасающем виде довольно долго (в основном на 18-м маршруте), почти до момента передачи в Западное депо. В 1989 году то ли такой эксперимент решили больше не повторять, то ли молодоженов стало много меньше, но для их катания использовалась уже штатная сплотка Т-3М №№ 730-731, которую даже перекрашивать не стали, а ограничились цветными полосками на стеклах (они по-моему даже до сих пор сохранились). Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Евгений Кузнецов
01.12.2004 13:53
>ограничились цветными полосками на стеклах (они по-моему даже до сих пор сохранились). А я то думаю, что это такое :) Это в форме дуги такие по углам, да? Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Анти
06.12.2004 22:39
Помнится, был такой тройник - 233-234-235 . Ходил вроде бы по 23 маршруту. Потом вагоны перецепили: 233-235-234. А затем отцепили 234. Еще помню, он некоторое время ходил в сплотке 234-070. Это была уникальная сплотка первый вагон - трехдверный, второй - двухдверный! А где, интересно 160-161??? Его наверно, надо искать где-то в Западном депо... Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Schurick
06.12.2004 23:17
Анти писал(а): > Помнится, был такой тройник - 233-234-235 . Ходил вроде бы по > 23 маршруту. Потом вагоны перецепили: 233-235-234. А затем > отцепили 234. А ведь точно! Вот и еще один, и опять Северное. Так что тройников в любом случае больше двенадцати получается. > Еще помню, он некоторое время ходил в сплотке > 234-070. Это была уникальная сплотка первый вагон - > трехдверный, второй - двухдверный! Вот эту штуку почему-то не помню, на моей памяти 234 всегда был одиночкой - это в какие года примерно было? > А где, интересно 160-161??? Его наверно, надо искать где-то в > Западном депо... Да, в Западном - 651-652 Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Анти
07.12.2004 10:27
234-070.... Кажется году в 1986, если не ошибаюсь.... Потом 234 ходил одиночкой, а в начале 90-х некоторое время ездил 234-176 Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Родион
25.01.2005 01:32
>Кроме того по ряду косвенных признаков можно предположить существование трех оставшихся составов. Это: - 525-526-527 (на это указывает сохранившийся на вагоне 527 разъем для подключения высоковольтного кабеля на "скворечнике") Разъём для высоковольтного жокса не означает, что вагон ходил "тройником". Я такие разъёмы видел почти на всех трамваях Северного депо. В 90-е годы стали убирать неиспользуемые высоковольные провода с крыш вагонов. Заодним убирали и разъёмы. Видимо, убрали не со всех вагонов. Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Schurick
25.01.2005 19:08
Родион писал(а): > Разъём для высоковольтного жокса не означает, что вагон ходил > "тройником". Я такие разъёмы видел почти на всех трамваях > Северного депо. В 90-е годы стали убирать неиспользуемые > высоковольные провода с крыш вагонов. Заодним убирали и > разъёмы. Видимо, убрали не со всех вагонов. Поправлюсь, я видимо не совсем корректно выразился, говорил я вот о чем: на большинстве вагонов "скворечник" внешне выглядел примерно так, как вот на этой фотографии (мои извинения Евгению Кузнецову за такое садистское использование его фотографии, но другой, к сожалению, нет) Однако на вагонах из свежерасцепленных поездов вместо черной плоской и круглой заглушки на скворечнике имелась торчащая вниз из этого места довольно длинная металлическая труба с откидной крышкой (при подключении высоковольтного кабеля, он выходил именно из нее) Труба эта спереди почти на половину перекрывала маршрутный указатель. Вот именно ее я и имел в виду, когда говорил о "разъемах" на вагонах 527...530. На вагонах, выпущенных после 1985 года, конструкция была несколько иной, труб там не было, вместо них на кабеле у самого "скворечника" были резиновые по виду утолщения, напоминающие по форме слегка деформированный усеченный конус. Однако прослужили они недолго и по-моему абсолютно на всех системах они сейчас заменены на точно такие же трубы. Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Rezident
22.10.2009 14:08
С учетом некоторых несоответствий в нумерации хочется узнать: мог ли по подобной причине существовать тройник 071-072-073, от которого остались сегодняшняя сплотка 073-071? Редактировано 1 раз(а). Последний раз 22.10.09 14:09 пользователем Rezident. Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
NIKITA
22.10.2009 18:15
Нет, такого тройника не было. Северяне сцепляли вагоны не всегда по порядку (в какой-то степени это проявлялось и в южном депо). Примеры: 039-064, 057-025 А также ныне не существующие сплотки: 067-040, 115-068, 013-026, 045-075. 073-071 один из них, просто так получилось, что разница между номерами вагонов на 2 единицы. Re: Тройники из Т-3.
igor7365
11.10.2013 16:03
Нет. 146%. 162-143 так ходил по 8 или 22 с нуля. Слышал, что 143 пришел неисправным. Поэтому нумерация сплоток в Северном нарушилась, первыми со 144-145 по 160-161 стали четные вагоны. Re: Тройники из Т-3. (-)
Эдвард
02.08.2017 13:04
0 Редактировано 1 раз(а). Последний раз 02.08.17 13:05 пользователем Эдвард.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]