9 апреля волгоградскому трамваю - 95 лет!
Надежда
03.04.2008 18:17
Волгоградскому трамваю 9 апреля – 95!
Из летописи истории царицынского-сталинградского-волгоградского трамвая Трамвайное движение в уездном городе Царицыне открылось 9 апреля 1913 года. Трамвайный парк построили в Зацарицынской части города на улице Сердобской (ныне улица Ким). Трамвай должен был соединить три царицынские железнодорожные станции – «Волжскую» Волго-Донской железной дороги, «Царицын» («Волгоград-I») Грязе-Царицынской железной дороги и «Тихорецкую» («Волгоград-II) Владикавказской железной дороги. Первая трамвайная линия проходила от станции «Тихорецкой» до станции «Царицын». Ее протяженность составляла около 10 километров Всего на маршруте было 22 остановки, среднее расстояние между которыми – 300 метров С пуском трамвая городская управа установила плату за проезд – 5 копеек Из газетного отчета: «При виде движущего вагона кто-то крикнул: «Трамвай идет!», вся находившаяся на базаре толпа, а также проходившая мимо публика толпой устремилась к вагону поглазеть на невиданное еще в Царицыне зрелище. Бежали малые и взрослые, не разбирая дороги, падали, попадали в грязь…Вагон скоро возвратился в парк, а толпа долгое время еще стояла, обсуждая на все лады, как и от чего движется трамвай» 1913-20-е годы Царицын стал единственным уездным городом России, в котором появился электрический трамвай 14 декабря 1914 года введена в эксплуатацию вторая трамвайная линия – от купеческой пристани на берегу Волги (Центральная Набережная) до полицейского управления на улице Воронежской (ныне – улица Коммунистическая) К началу 1916 года построена трамвайная линия до завода ДЮМО (Донецко-Юрьевское металлургическое общество, ныне – завод «Красный Октябрь») В 1924-25 годах восстановленные после гражданской войны трамвайные маршруты проходили от вокзала Сталинград-II до центра и от центра до Совпоселка (завод «Красный октябрь). (Его еще называют поселок имени Рыкова) 7 ноября 1926 года открылось трамвайное движение в заполотновской части Сталинграда – от железнодорожного моста на улице Краснознаменской в сторону 1-й совбольницы (ныне – областная больница на Ангарском поселке) В 1928 году проложена трамвайная линия в северную часть города – к строящемуся сталинградскому тракторному заводу 1930-е В 30-е годы была заложена основа маршрутной сети волгоградского трамвая. В 1936 году трамвай перевозил пассажиров по восьми маршрутам. Общая их протяженность составляла 63,2 километра. №1 Центр города (Октябрьская площадь) – станция Сталинград-II №2 Центр города – ул.Медведицкая, Красные казармы №3 Центр города – тракторный завод №4 Центр города – лесозавод им. Куйбышева (Ельшанка) №5 Центр города – ул. Ладожская, Красные казармы №6 Центр города – 1-я Совбольница №7 Центр города – Аэродром №8 Центр города – Разгуляевка В 1939 году управление трамвая было преобразовано в Сталинградский трамвайный трест 1940-50-е годы К 1940 году трамвайный парк состоял из 141 вагона, из которых 83 моторных, 58 – прицепных и 35 грузовых В годы Великой Отечественной войны сталинградские трамвайщики освоили производство военной продукции С октября 1941 года по август 1942-го в мастерских трамвайного треста было произведено 200 тысяч снарядов для фронта Сталинградский трамвай продолжал работать до 23 августа 1942 года: в тот день город на Волге подвергся массированной бомбежке фашистской авиации 28 января 1943 года по тресту был издан приказ о том, что «управление Сталинградского трамвайного треста считать действующим в работе на территории парка №1 по освобождению его от врага, немецко-фашистких захватчиков В декабре 1943 по маршруту «Центр города – завод «Красный Октябрь» отправился первый восстановленный вагон 6 ноября 1944 года открылось трамвайное движение до лесозавода им.Куйбышева В конце 1940-х началось строительство трамвайной линии до Разгуляевки 8 сентября 1949 год. В Сталинград поступил первый четырехосный вагон МТВ-82 Рижского вагоностроительного завода 1 января 1950 года открылось пассажирское движение из трампарка №2 (Ангарский поселок) 1 декабря 1950 года была открыта новая трамвайная линия на Разгуляевку 1955 год – хозяйственно-экономические показатели Сталинградского трамвайного хозяйства превзошли довоенный уровень 6 ноября 1958 года открыто трамвайное движение в Красноармейском районе. Введено в эксплуатацию трамвайное депо №3 Ноябрь 1959 года – трамвайный парк пополнился вагонами Т-59Е и Т-2-62 производства завода Гота (ГДР) 1960-70-е годы 25 мая 1963 года – в связи с 50-летием со дня пуска волгоградского трамвая и за успехи, достигнутые в развитии городского электротранспорта, трамвайно-троллейбусное управление исполкома Волгоградского городского Совета депутатов трудящихся награждено Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР С сентября 1967 года трамвайный парк предприятия стал пополнятся комфортабельными трамваями Т-3 чешского производства С 1969 года на предприятии началось внедрение научной организации труда, которая основывается на достижениях науки и передового опыта 17 сентября 1971 года в Краснооктябрьском районе введено в эксплуатацию трамвайное депо №5 Март 1978 года – трамвайная линия с проспекта имени Ленина перенесена на улицу Краснопитерскую (ныне имени Чуйкова) Новые трамвайные маршруты 1960-70-х: Ноябрь 1959 года – открыт трамвайный маршрут №10 до Жилгородка 2 февраля 1978 года – маршрут №3 продлен до моторного завода 25 мая 1978 года – открыто трамвайное движение по маршруту №5 «Жилгородок – улица Радомская» 4 октября 1978 года – открыт трамвайный маршрут №4 «Центр – обувная фабрика» (Продолжение следует) Опубликовано в газете «Транс-Инфо» Источник информации – Книга Зозуля М.Ф., Гудилов М.И., Лопанцева Л.П., Заплавнова О.Г. Надежность. Скорость. Комфорт: История городского электрического транспорта Царицына-Сталинграда-Волгограда: ГУ Издатель», 2003. А никто не обидется, если выложить сюда отсканенные фотки из книги?(-) (-)
Александр Бондарь
04.04.2008 18:46
0
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]