ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
ПАМЯТИ ТРАМВАЯ и ТРОЛЛЕЙБУСА г. ШАХТЫ - подробный сайт. (+++)

ПАМЯТИ ТРАМВАЯ и ТРОЛЛЕЙБУСА г. ШАХТЫ - подробный сайт. (+++)

В рамках проекта "Трамвайные и троллейбусные сети мира":
http://ymtram.mashke.org/

...открыт подробный веб-сайт "ПАМЯТИ ТРАМВАЯ и ТРОЛЛЕЙБУСА г. ШАХТЫ":
http://ymtram.mashke.org/russia/shakhty/

На сайте:
- Подробные фото-галереи вкл. исторические фото;
- Карта с фото-точками;
- Подробные карты сети 1932-2007;
- Подробная история развития сети;
- Маршруты и их специфика;
- Характеристика работы сети;
- Списки ПС.

Приветствуются поправки и дополнения!

Также, к желающим поучаствовать в проекте - разыскиваются:
- Дополнительные исторические фотографии вкл. качественные копии уже выставленного;
- Фотографии с трамваем ВНЕ центра города, с окраинных линий.

Cпасибы:
Aape Oлaндep (Таллинн)
Геннадий Иванов (Москва)
Денис Артамонов (Ростов-на-Дону)
BlackCat (Ростов-на-Дону)

Особые СПАСИБЫ:
Геннадий Беленький (Ростов-на-Дону)
Дмитрий Калашников (Москва, Шахты)

Т.к. данный форум является своеобразной базой данных (вот ещё поисковик работал бы - цены бы ей не было), оставляю здесь инфослед в виде копии из раздела "факты" по части трамвая с означенного сайта. Просьба соблюдать правило об использовании размещённых ниже материалов только со ссылкой на источник; и об использовании для публичного показа - только с разрешения авторов. Спасибо.

Аналогичноый пост по троллейбусам:
http://forum.tr.ru/read.php?3,639763

Enjoy.


***

ГOPOД

[по состоянию на 11.2007]

Город Шахты расположен в Ростовской области, в 1020 км к югу от Москвы, в 75 км к востоку от областного центра, Ростова-на-Дону. Первое поселение под названием Грушёвская возникло на месте нынешнего города в 1867 году. Статус города и новое название, Александровск-Грушёвский, были присвоены в 1881 году. Город был переименован в Шахты в 1920 году. С 11.1954 по 1957 годы Шахты являлся областным центром недолгое время существовавшей Каменской области.

Развитие города напрямую связано с угольной промышленностью. По мере развала Советского Союза и плановой экономики, практически все шахты города закрылись. Как результат, экономика города находится в состоянии хронической стагнации. За исключением Хлопчато-Бумажного Комбината (ХБК), в городе фактически не осталось ни какой промышленности.

Население города состовляет 220 000 человек. Численность населения постоянно сокращается.


ТРАМВАЙ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

[11.2007]

Трамваи города традиционно обслуживали коридор восток-запад, тогда как троллейбусы обслуживали нaпpaвлeниe север-юг. Основной трамвайный коридор проходил по оси цeнтpaльнoй Советской улицы.

Во времена индустриализации город Шахты слыл значимым шахтёрском центром. Соответственно статусу города, трамвай был запущен здесь ещё в 1932 году. В своё время трамвай являлся основой транспортной сети и гордостью города. В лучшие времена вереницы трамвайных поездов следовали по стержневой линии по Советской улице с интервалом в 2 минуты. Вагоны Усть-Катавского завода поставлялись в Шахты в практически неограниченном количестве, использовались в течении 5-7 лет, и списывались в расчёте на новые поставки. При этом в городе также работал Шахтинский Вагоноремонтный Трамвайно-Троллейбусный Завод (ШВРТТЗ), расположенный в троллейбусном депо.

С развалом Советского Союза и плановой экономики, ситуация резко изменилась. Поставки трамвайных вагонов полностью прекратились в 1994 году, т.о. предприятие оказалось в ситуации необходимости поддержания в рабочем состоянии вагонов, которые изначально не предназначалиcь для длительной эксплуатации. По мере закрытия шахт, закрывались и трамвайные линии, ведущие к ним. Первой ласточкой стал маршрут 3 на Шахту "Нежданная", прекративший работу в 1996-м году ввиду неадекватного пассажиропотока. Кроме того, по ходу 1990-х годов, ремонтное обслуживание сети практически не велось, и инфраструктура трамвайного хозяйства износилась до предела. В результате, некогда загруженная линия на Шахту "Октябрьской Революции" и маршрут 1 закрылись в 09.1997 ввиду критического состояния пути и отсутствия каких-либо перспектив ремонта. По мере распространения частных перевозчиков в конце 1990-х годов, частный извоз стал чуть ли не единственным источником дохода в умирающем городе, трамвай стали поступательно но верно изживать. Несколько забастовок, организованных трамвайщиками, не принестли ни какой пользы, а скорее наоборот, навредили трамваю - в отсутствие адекватного пассажиропотока, ни кто не заметил отсутствия трамвая на улицах города. Трамвайное движение неоднократно временно приостанавливалось в 2000-2001 годах по требованию местного подразделения ГАИ ввиду небезопасного для эксплуатации состояния инфраструктуры сети. Вмешательство ГАИ в работу трамвая - шаг достаточно беспрецедентный, однако остаётся неизвестным, стал ли такой шаг результатом коррумпрированного давления, или трамвайное хозяйство действительно деградировало до беспредельного развала.

Одно из таких временных закрытий трамвая по инициативе ГАИ, состоявшееся 7-го декабря 2001-го года, стало постоянным.


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕТИ

07.11.1932 - От Ж.д. Вокзала до пер. Красный Шахтёр, по Сквозному пер. и Большой ул. (ныне Советской ул.), открыт маршрут 1; сеть открыта без депо.
05.1933 - От пер. Красный Шахтёр до Грушевского моста по Большой ул. (ныне Советской ул.), маршрут 1 продлён до Грушевского моста.
10.1933 - От Грушевского моста до 1-го Пересечения по ул. Дежнёва и Шоссейной ул., маршрут 1 продлён до 1-го Пересечения.
01.01.1934 - От Большой ул. (ныне Советской ул.) до Шахты "Пролетарской Диктатуры" по пр. Победы Революции, введён маршрут 2 Ж.д. Вокзал - Шахта "Пролетарской Диктатуры".
1934 - Открытие депо в здании церкви на Большой ул. (ныне Советской ул.) / Коммунистический пер.
01.07.1934 - От Большой ул. (ныне Советской ул.) до Путепровода по ул. Чернокозова и ул. Маяковского, открыт маршрут 3 1-е Пересечение - Путепровод.
07.11.1934 - От Путепровода до Шахты "Нежданная" по ул. Маяковского, маршрут 3 продлён до Шахты "Нежданная".
07.11.1935 - От 1-го Пересечения до Шахты "Октябрьской Революции" по Шоссейной ул., Свободной ул. и ул. Пульного, маршрут 1 продлён до Шахты "Октябрьской Революции".
07.1942 - Работа трамвая приостановлена в связи с немецкой оккупацией.
05.11.1944 - Работа трамвая восстановлена.
06.11.1962 - От ул. Маяковского до Шахты "Южная" по Карагандинской ул. и ул. Васюты, введён маршрут 4 1-е Пересечение - Шахта "Южная".
1976 - Закрывается линия от Советской ул. до Шахты "Пролетарской Диктатуры" по пр. Победы Революции, и маршрут 2; пути сняты; трамвайная линия заменяется на троллейбусную; взамен введён маршрут 5 Ж.д. Вокзал - 1-е Пересечение.
1989 - Введён новый маршрут 2 Ж.д. Вокзал - Молодёжная ул. - 1-е Пересечение.
1990 - Маршрут 2 закрывается.
1996 - Маршрут 3 закрывается; пути на Шахту "Нежданная" сохраняются.
1997 - Трамвайное депо переезжает из здания церкви на Советской ул. в троллейбусное депо.
09.1997 - Закрывается линия между 1-м Пересечением и Шахтой "Октябрьской Революции" по Шоссейной ул., Свободной ул. и Пульного ул., и маршрут 1.
1998-1999 - Сняты пути между 1-м Пересечением и Шахтой "Октябрьской Революции" по Шоссейной ул., Свободной ул. и Пульного ул. и пути от Карагандинской ул. до Шахты "Нежданной" по ул. Маяковского.
Зима 2000 - Периодические временные перерывы в движении.
07.12.2001 - Трамвай закрыт.


МАРШРУТЫ

1 Ж.д. Вокзал (07.11.1932) - пер. Красный Шахтёр (07.11.1932) - Грушевский мост (05.1933) - 1-е Пересечение (10.1933) - Шахта "Октябрьской Революции" (07.11.1935) [работал 07.11.1932 - 09.1997]
2 Ж.д. Вокзал - Шахта "Пролетарской Диктатуры" [работал 01.01.1934-1976]
2 Ж.д. Вокзал - Молодёжная ул. - 1-е Пересечение [работал 1989-1990]
3 1-е Пересечение (01.07.1934) - Путепровод (01.07.1934) - Шахта "Нежданная" (07.11.1934) [работал 01.07.1934 - 1996]
4 1-е Пересечение - Шахта "Южная" [работал 06.11.1962 - 07.12.2001]
5 1-е Пересечение - Ж.д. Вокзал [работал 1975 - 07.12.2001]

В Шахтах существовала традиция сохранения однородной трассы для каждого номера маршрута, позволяющая составить сравнительно независимый от летоисчисления список маршрутов.

Маршрут трамвая 2 был единственным маршрутом электротранспорта, имевшим за исторю существования сети две различные трассы. Первоначально, со времён открытия трамвая в середине 1930-х годов, это был единственный маршрут трамвая, обслуживавший коридор север-юг. В 1976 году трамвай по оси данного коридора был заменён на троллейбус, и маршрут 2 временно прекратил существование. В 1989 году маршрут появился опять, на этот раз обслуживая новую линию к троллейбусному депо и ремонтным мастерским ТТУ (а с 1997 года - к новому трамвайному депо). Маршрут 2 работал только в часы пик. Трасса маршрута пролегала по основному трамвайному коридору востoк-запад по Советской улице, но с заездом на деповскую линию по мере следования в каждом направлении. Маршрут обслуживал кварталы частных домов на задворках центра города, не имел адекватного пассажиропотока, и недоезжал до самого депо, т.к. возможность разворота имелась только за одну остановку до такового. Маршрут 2 скорее был попыткой освоить существовавшую ветку, чем необходимостью. Соответственно маршрут обслуживался одним единственным вагоном с интервалом в 70 мин (35 мин по деповской ветке, учитывая ездки каждого направления). К маршруту на постоянной основе был приписан вагон 24. В своём новом варианте маршрут просуществовал около двух лет.

В случае сбоев в движении по загруженному маршруту 1, вагоны, обслуживающие маршруты 3, 4 и 5, зачастую перенаправлялись диспетчером до Шахты "Октябрьской Революции".


РАБОТА СЕТИ

[1989]

По будним дням в часы пик:
Маршрут 1: пробег туда и обратно 65-70 мин; 12 составов на линии (одиночки + 1-2 сцепки); интервал 5-6 мин.
Маршрут 2: пробег 70 мин; 1 вагон; интервал 70 мин.
Маршрут 3: пробег 76-80 мин; 3 вагонa; интервал 25-27 мин.
Маршрут 4: пробег 86-92 мин; 15 составов (одиночки + 1-2 сцепки); интервал 6 мин.
Маршрут 5: пробег 52-56 мин; 3-4 состава (одиночки + 1 сцепка); интервал 13-18 мин.

Общее кол-во составов, необходимое для поддержания адекватного оборота: до 35 (вкл. 3-5 сцепки).

Трамвай работает с 4:30 утра до 1:00 ночи.

Совместный интервал на основной линии по Советской улице, обслуживаемой всеми городскими маршрутами трамвая, состовлял 2 мин. Не смотря на это, спрос всегда превышал предложение, и вагоны ходили прерполненными. Более того, трамвай работал не регулярно, с постоянными срывами расписания. Нестабильность работы обуславливалась хронической нехваткой подвижного состава, а также ограничениями в инфраструктуре сети. В частности, светофор на спуске на Шоссейной улице обуславливал вышеупомянутый минимальный интервал движения в 2 мин по всей основной линии. Кроме того, однопутное исполнение линии на Шахту "Октябрьской Революции" не позволяло обеспечить адекватный интервал на популярном маршруте 1.


[середина 1990-х]

На оставшихся маршрутах 1, 3, 4 и 5 в часы пик работают 14-16 одиночных вагонов. Заметное сокращение работы трамвая в зимние месяцы, вплоть до 5-6 вагонов на всю сеть.


[лето 1997]

На оставшихся маршрутах 1, 4 и 5 в часы пик работают 11 вагонов.


[1999]

8 вагонов на 2-х оставшихся маршрутах, работающих 6:00-21:00: 4 вагона с интервалом 20-25 мин по маршруту 4; 4 вагона с интервалом 13-15 мин по маршруту 5.


[11.2001, перед закрытием трамвайного движения]

3 вагона на 2-х оставшихся маршрутах, работающих 7:00-19:00: 1 вагон с интервалом до 90 мин по маршруту 4; 2 вагона с интервалом 30-35 мин по маршруту 5.


ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

[1932 - 1940-е]

Двуосные вагоны "Х" мотор + прицеп


[1950-е - 1960-е]

Двуосные вагоны "Х" мотор + прицеп
Двуосные вагоны КТМ+КТП-1 мотор + прицеп
Двуосные вагоны КТМ+КТП-2 мотор + прицеп


[1970-е - 1980-е]

Двуосные вагоны КТМ+КТП-1 мотор + прицеп
Двуосные вагоны КТМ+КТП-2 мотор + прицеп

С 1972 по 1991 поступило 140 вагонов модели КТМ-5 различных модификаций.


[1990]

Всего 62 вагона КТМ-5 (1974-1989), из них 30 рабочих.


[1994]

Всего 51 вагон:

КТМ-5М3:
02, 11, 13, 16 (1982-1985)*
15-30 (1987)*
31-36 (1988)
37-41 (1989)
42-46 (1991)
54, 64, 65, 69, 74 (1979-1982)*
[* отдельные номера отсутствуют]


КТМ-8:
47, 48 (1993)
49, 50 (1994)


[12.2001, на момент закрытия движения]

Всего 10 вагонов, из них 7 рабочих [* нерабочие вагоны]:

КТМ-5М3:
29, 30 (1987)
35* [бывш. 58, бывш. 74] (1980)
40, 41 (1989)
43, 45* (1991)

КТМ-8:
47, 48 (1993)
50* (1994)

В последние годы работы трамвая вагоны пробывали в катастрофическом техническом и косметическом состоянии.


ТРАМВАЙНОЕ ПОЛОТНО

[11.2007]

Длина пути в однопутном исчислении составляла 32,4 км. По мере закрытия линий на Шахту "Нежданная" и Шахту "Октябрьской Революции" в 1999 году, длина пути сократилась до 28,7 км.

Основная линия трамвая по Советской улице, составлявшая до 1/2 всей сети города, была построена в смешанном с автотранспортом потоке, хотя практическое передвижение машин по трамвайному полотну было затруднтительно. Все остальные линии города представляли из себя обособленное трамвайное полотно. Линии по улицам Чернокозова и Маяковского на западе города проходили по середине бульвара. Часть линии на Шахту "Октябрьской Революции" по улицам Свободной и Пульного на востоке проходила по внеуличному пространству, на задворках частного сектора. Во всех остальных случаях, трамвайные линии пролегали по обособке вдоль обочины улиц.

Туннель под железнодорожным полотном, ведущий к вокзалу, отличался тем, что на коротком отрезке в несколько десятков метров трамваи протискивались в узкое пространство туннеля в совмещённом потоке с автотранспортом.

Сеть трамвая была приемущественно двупутной, за исключением отдельных отрезков линии на Шахту "Октябрьской Революции".

Линия на Шахту "Октябрьской Революции" заслуживает особого внимания. На подъезде к 1-му Пересечению линия шла в гору. Движение трамваев под гору контролирoвалось светофором, пропускавшим очередной вагон только по мере того, как предыдущий трамвай отходил от остановки в основании горы, и поворачивал на ул. Дежнёва, тем самым освобождая путь. Кольцо 1-е Пересечение было построено прямо перед ж.д. переездом - название кольца подразумевало пересечение с железной дорогой. На переезде линия трамвая сходилась в однопутку, но после переезда пути опять расходилиcь. Далее линия была двупутной на протяжении 3-х остановок, до остановки Шахта им. Воровского, откуда начинался однопутный отрезок длиной в 1 остановку. Перед 2-м железнодорожным переездом, на остановке 2-е Пересечение, находился разъезд, на которм могли уместиться 2-х вагонные составы. После второго переезда линия была однопутной вплоть до кольца Шахта "Октябрьской Революции". Однопутные отрезки линии были оборудованы светофорами, переключаемыми диспетчерами с постов у 1-го и 2-го Пересечений. В 1990 году вдоль однопутного отрезка между остановками Шахта им. Воровского и 2-е Пересечение был проложен 2-й путь, который так и не был подсоединён к рабочему пути, и ни когда не использовался.

Самя новая ветка трамвая в Шахтах была построена в 1989 году, и проходила от Советcкой ул. до троллейбусного депо и ремонтных мастерских ТТУ. Мастерские были впоследствии преобразованы в Шахтинский Вагоноремонтный Трамвайно-Троллейбусный Завод (ШВРТТЗ), а в 1997 году в троллейбусное депо переехало и трамвайное депо. Ветка была искусстевенно вписана во втoростепенные улицы на задворках центра города, изначально не предназначавшиxся для трамвая, и проxoдила по достаточно замысловатой траектории. Отрезок линии пo ул. Чернокозова был построен на обособке, в середине улицы бульварного типа. Далее, в районе Донского пер., рельсы были вписаны в проезжую часть, на подобии совмещёнки. На подъезде к депо линия пробиралась по лабиринту узких улиц деревенского типа, и разделялась на параллельные однопутные участки. Заключительный участок перед депо был однопутным. Данная ветка была построена на редкость добротно, и к 2007 году оставалась единственным нетронутым участком бывшей сети.

Старое трамвайное депо, открытое в 1930-е годы, распологалось в здании бывшей церкви. Церковь, в свою очередь, была построена на пригорке. Как следствие, в депо хронически не хватало места, а территория депо представляла из себя нагромождение разноуровневых трамвайных путей.

Ввиду полной приостановки путевых ремонтных работ в 1990-х годах, путевое хозяйство деградировало настолько, что передвижение по рельсам на многих участках не представлялось возможным. Контактная сеть была в не лучшем состоянии. В частности, в последний период работы трамвая, водители придерживали верёвку пантографа во время движения, что бы вовремя предотвратить поломку пантографа из-за неустойчивой подвески контактнoй сети.

К 2007-му году все пути, за исключением ветки к новому трамвайному депо, были сняты.


ИТОГ

[11.2007]

Весь подвижной состав и практичеки вся инфраструктура утеряны.

Ранее существовавшие планы заменить трамвайные линии на троллейбусные остались лишь политическими обещаниями по мере того, как троллейбусное движение было закрыто вслед за трамвайным в 10.2007.

Учитывая катастрофическую экономическую ситуацию в городе, и соответствующий низкий пассажиропоток, а также по мере широкого распространения частных перевозчиков, восстановление трамвайного движения в городе не представляется возможным.

Have fan / fun.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 06.02.08 05:12 пользователем Юрий, MTA-LRTA Нью-Йорк.

другие города
Илья из Томска  06.02.2008 07:39

Вопрос к Автору вышеуказанного сайта: будут ли создаваться страницы, посвященные сибирским городам, например Томску, Кемерово, новокузнецку, Новосибирску, и если да, то когда? Заранее спасибо.

Re: ПАМЯТИ ТРАМВАЯ и ТРОЛЛЕЙБУСА г. ШАХТЫ - подробный сайт. (+++)
ЛН  06.02.2008 13:12

А вы - Питер, Питер.
Я петербуржец, но сейчас плАчу. Честно.

Re: ПАМЯТИ ТРАМВАЯ и ТРОЛЛЕЙБУСА г. ШАХТЫ - подробный сайт. (+++)

Спасибо Юрию за проделанную работу.
Фотографий действительно хотелось бы побольше, но, увы, мало кто успел заснять шахтинский трамвай.
Плакать здесь не стоит. Скорее, стоит снять шляпу и помолчать не только в честь тромвая и троллейбуса, а, увы, и в честь самого города. Он никому не нужен.

Re: ПАМЯТИ ТРАМВАЯ и ТРОЛЛЕЙБУСА г. ШАХТЫ - подробный сайт. (+++)
railboy  06.02.2008 22:45

Грустно. Приезжайте к нам в Дзержинск, на снятие "тройки"...

Николай, а когда "тройка" закрывается? (-) (-)
SergVS  07.02.2008 18:26

0

По Томску, Кемерово, Новокузнецку, Новосибирску. (+)

Илья из Томска писал(а):
-------------------------------------------------------
> Вопрос к Автору вышеуказанного сайта: будут ли
> создаваться страницы, посвященные сибирским
> городам, например Томску, Кемерово, новокузнецку,
> Новосибирску, и если да, то когда? Заранее
> спасибо.

По всем означенным городам уже провисают кое-какие фоты. Полные сайты появятся в, так скажем, необозримом но обязательном будущем. Среди перечисленного больше всего шансов у Новокузнецка. Также очень интересует Томск, у меня масса исторических материалов по данному городу, но, к сожалению, мало современных фот с окраинных линий. Разыскивается местный томский соавтор. :)~

Have fan / fun.

Re: ПАМЯТИ ТРАМВАЯ и ТРОЛЛЕЙБУСА г. ШАХТЫ - подробный сайт. (+++)
Ватсон  11.02.2008 18:04

ИМХО ситуация в Шахтах все же отличается от Архангельска, Астрахани, Иванова, Воронежа и др. Шахты - умирающий, исключительно шахтерский, город с однобокой экономикой, с постоянно уменьшающимся населением. А частники просто растаскивают по кусочкам оставшееся от инфраструктуры города. Скоро и они свалят, когда город опустеет совсем.
ИМХО и многие донбасские города Украины ждет та же участь (Дзержинск - только начало).Так же бесславно умер и трамвай в Караганде в 1997, где он обслуживал только шахтерские поселки, даже не заходя в центр города. Умерли шахты - умер и трамвай.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]