ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Пермь, правдивая статья в РГ
Володя Кириллов  13.01.2008 20:26

http://www.rg.ru/2008/01/10/reg-prikamje/tramvai.html

текст

Последний трамвай
В ближайшее время городские электропоезда могут исчезнуть с инфраструктурной карты ПермиЛюбовь Биккель, Пермь

"Российская газета" - Прикамье №4558 от 10 января 2008 г.

В следующем году пермяки планируют отметить 80-летие со дня открытия трамвайного движения. Однако существует опасение, что торжество будет омрачено отсутствием самого "юбиляра" - трамвая, который, подобно линейкам, омнибусам и дилижансам, рискует навсегда исчезнуть с инфраструктурной карты города и стать музейным раритетом.

Изоляция путей

Вся вторая половина прошлого века прошла под знаком интенсивного развития наземного электротранспорта. Пермь гордилась своими достижениями: протяженность трамвайных путей достигла 110 километров, было построено шесть тяговых подстанций, один за другим закупались новые вагоны КТМ-5МЗ с мягкими сиденьями и индивидуальным обогревом каждого кресла. Ежедневно на маршруты выходило более 180 трамваев, на долю которых приходилось около 50 процентов всех пассажирских перевозок миллионного города.

В начале XXI столетия выяснилось, что прежняя транспортная инфраструктура себя изживает: она перестает быть безопасной и управляемой. Дело в том, что из 110 километров трамвайной сети города 47 километров совпадает с проезжей частью автомобильного транспорта. Сегодня, когда машина есть едва ли не в каждой пермской семье, это означает нескончаемые аварии на рельсовом полотне, пробки, заторы и длительные простои. Обнаружив, что автобус в условиях сложного трафика гораздо маневреннее, народ стал постепенно пересаживаться в теплые МАНы и "мерседесы". Поэтому в 2007 году услугами трамвая воспользовались всего 7 процентов пермяков.

- В том, что наш пассажиропоток резко снизился, виноваты дублирующие транспортные средства, - убеждена начальник отдела эксплуатации трамвайного депо №2 Нина Белова. - К примеру, на участке от ипподрома до шоссе Космонавтов работает несколько автобусов и маршрутных такси, которые забирают наших пассажиров. Трамвайные вагоны не в состоянии с ними конкурировать. Понятно, что в этой ситуации народ предпочитает теплый автобус или пассажирскую "Газель".

Директор трамвайного депо №1 Александр Темников считает, что для немедленного исправления ситуации необходимо обособить трамвайное полотно:

- Для нас самый сложный участок в Перми - перекресток улиц Ленина и Куйбышева. По сути, ежедневный трамвайный ступор начинается именно там и тянется вплоть до цирка. Мое мнение: необходимо принять волевое административное решение и изолировать эти трамвайные пути. Это не означает, что нужно немедленно перенести полотно на улицу Советскую или Коммунистическую: в конце концов, люди привыкли к трамвайным остановкам в центре города, не следует лишать их этого блага. Но по всей центральной части Перми, кроме перекрестков, необходимо поставить бордюры вдоль рельсов. Став обособленными, трамваи смогут увеличить скорость движения в полтора - два раза. Нечто подобное я видел в Волгограде. При этом надо объявить трамвай приоритетным видом транспорта, а автомобиль вывести на периферию дорожного потока. И сделать все это необходимо в кратчайшие сроки, иначе вскоре город просто встанет.

Со своим коллегой не согласен заместитель гендиректора по эксплуатации МУП "Пермгорэлектротранс" Виталий Басс:

- Обособить полотно можно лишь в случае серьезной реконструкции дорожной сети. Это долгий и затратный процесс. На мой взгляд, сегодня эффективным способом регулирования дорожных потоков может стать знак особого предписания 5,14, поставленный на полосе маршрутных транспортных средств.
Cегодня в краевом центре на восемь десятков автобусных маршрутов приходится всего одиннадцать трамвайных

Тариф: игра на понижение

В центральной диспетчерской службе города существует журнал, фиксирующий все простои трамваев на линиях. Пролистав его, корреспондент "РГ" обнаружил, что, к примеру, 25 декабря 2007 года общее время простоя пермских трамваев составило более 17 часов. Самые уязвимые участки - сад Горького, цирк, пересечение улиц Куйбышева и Ленина, а также Луначарского и Борчанинова.

- Всего за прошлый год в зоне трамвайных путей произошло 125 аварий, повлекших по 10 и более часов простоя трамваев, - констатирует Виталий Басс. - Из-за этих ДТП наши потерянные доходы приблизились к 850 тысячам рублей.

Каждый случай вынужденного простоя - это повод для обращения в суд. Ежеквартально юристы "Пермгорэлектротранса" готовят десятки судебных исков против виновников аварий. Однако и работа с экспертами, и сами тяжбы длятся невыносимо долго. Так, в 2006 году было оформлено более пятидесяти исков, однако по двадцати одному заявлению процесс до сих пор не завершен. К тому же пассажиру трамвая, оказывавшемуся заложником дорожной ситуации, от этих компенсаций ни тепло, ни холодно: его-то упущенная выгода никем не просчитывается. Самое большее, что ему могут предложить, - это написать заявление в управление электротранспорта. Там после проверки билета можно получить свои 8 рублей обратно.

- Я убежден, что помочь нам могут отдельные экипажи ДПС, которые будут выезжать только на те дорожные происшествия, что связаны с простоем пассажирского транспорта, - говорит Виталий Басс. - Такие экипажи необходимо создать во всех районах Перми, кроме Кировского и Орджоникидзевского. Мне уже доводилось обращаться с этим предложением и в ГИБДД города, и в комитет по транспорту администрации Перми, но пока что наши переговоры ни к чему не привели. И еще надо усилить воспитательную работу среди водителей, объясняя им, что трамвай - это, как ни странно, тоже транспортное средство.

- Мы знаем, что общая водительская культура очень низкая, - соглашается начальник отдела пропаганды УГИБДД ГУВД Пермского края Артур Гайнанов. - Автомобилисты могут подрезать трамвай, встать на его полосе, не предоставить преимущество в движении. С такими горе-водителями мы проводим разъяснительную работу, пресекаем их выходки, предупреждаем. Штрафуем, наконец. Кстати, штрафы эти отнюдь не шуточные: от тысячи до полутора тысяч рублей. Однако рассчитывать на то, что столь строгие санкции могут быстро поменять психологию водителей, мы не можем.

Прогноз неблагоприятный

Еще одним механизмом, способным повысить конкурентоспособность трамвая, в "Пермгор-электротрансе" считают разницу в тарифах: поездка в нем должна быть существенно дешевле, чем в автобусе. Сегодня и тут, и там цена билета составляет 8 рублей. И если частные автоперевозчики настаивают на ее увеличении, грозя в случае чего даже протестными акциями, то руководители электротранспортного предприятия предлагают заморозить тариф, сохранив при этом компенсацию в разнице между стоимостью проезда и его себестоимостью. Это ни много ни мало - по 4 рубля на каждого пассажира.

Однако идея дифференцированного тарифа пока что не находит полной поддержки в среде депутатов Пермской городской Думы: изучив разные методики экономического расчета, те пришли к выводу, что стоимость поездки в трамвае в этом году все-таки вырастет до 10 рублей, а компенсация убытков, наоборот, будет снята. Во всяком случае, такая статья расходов уже не заложена в бюджет второго квартала восьмого года.

Сумма общих убытков МУП "Пермгороэлектротранс" в 2007 году составила, по данным "РГ", порядка 200 миллионов рублей. Сегодня это предприятие существует исключительно за счет городской казны, выделяющей деньги буквально на все - от ремонта подвижного состава до зарплаты сотрудников. При этом, несмотря на декларации властей о том, что трамвай как вид транспорта непременно будет сохранен, все - от вагоновожатых до персонала депо - чувствуют себя пасынками в своем городе. За два последних года было приобретено всего шесть новых вагонов, тогда как 90 процентов парка нуждается в срочном обновлении. Кроме того, нужны средства на ежегодную замену 10 километров трамвайных путей. Много вопросов остается и с социальными проездными документами - пока что их стоимость включают в строку общих убытков, но где гарантия, что завтра все не изменится? Не способствует оптимизму и затянувшаяся остановка в работе шестого маршрута: пока шла реконструкция проспекта Революции, о нем успели забыть. Если к этому добавить повсеместное исчезновение второго вагона, то можно признать: прогноз в отношении будущего пермского трамвая весьма неблагоприятный. Мечты о трамвае желаний - высокоскоростном, комфортабельном, оснащенном современными информационными табло - разбивается о суровую действительность.

Если он уйдет - это навсегда

Итак, сегодня в краевом центре на восемь десятков автобусных маршрутов приходится всего одиннадцать трамвайных. Пермь, по сути, проходит тот же путь, что некогда прошли Берлин и Париж, отказавшиеся было от наземного электротранспорта, но спустя годы вернувшие его в дорожные схемы. Нам в этом смысле сложнее: если трамвай исчезнет, возвратить его будет очень сложно. В городе нет (и в ближайшем будущем не предвидится) ни метрополитена, ни двухуровневых развязок. Рельсовое полотно в центре будет, скорее всего, разобрано. А потом… Умрет трамвай - его место займет сотня автобусов. Но скоро и их не будет хватать. Ведь одно дело - автобусный салон на 100 пассажиров, и совсем другое - вагон с максимальной вместимостью 200 человек. К тому же городской электропоезд занимает минимальное количество дорожного полотна на одного пассажира. Наконец, не стоит забывать об экологии. Исчезнет трамвай - и город задохнется от машин в прямом и переносном смысле.

Re: Пермь, правдивая статья в РГ
Mister Mo  13.01.2008 22:19

Статья грустная, но она отражает реальное положение дел. Скажем, маршруты 4 и 7 совершенно потеряли былую востребованность; и сегодняшняя картина не только не идет ни в какое сравнение с временами 10-15 летней давности, но даже и с временем, когда Ааре в 2004 году фотографировал наши трамваи http://photo.tramvaj.ru/perm.htm. Новый маршрут № 11 пользуется спросом, но это самый длинный маршрут в городе, и он идет через все пробочные места, поэтому подорвано, я считаю, сообщение центр-Балатово (на что сетуют в статье), подорвано не только автобусом, но и, к сожалению, организацией движения 11 маршрута.
Но это все не значит, что мы должны смотреть на ситуацию пессимистично. Мы все равно надеемся на лучшее; и я считаю, что можно и нужно пережить сегодняшние смутные времена.
Трамвайщики тоже должны задуматься, как работать так, чтобы не было таких диких убытков. И не только в пробках тут проблемы, и в организации работы тоже. Давно пора уж посмотреть на ситуацию с точки зрения пассажира - ведь пассажир - это главное лицо, ради него работает Горэлектротранс. Есть пробки и аварии на путях-да, с ними в нашем городе с минимальной водительской культурой еще не скоро что-то удастся сделать - значит надо так организовать движение и переделать маршрутную сеть, чтобы пассажир не терял от этих пробок и не боялся пользоваться трамваем. Ну и другие моменты есть, где всё зависит от эксплуатирующей организации!

Надо держаться и выжить!

Re: Пермь, правдивая статья в РГ
гена  13.01.2008 23:12

Интересно. Был в Перми в июле 2007г все трамвайное хозяиство произвело очень хорошее впечатление. Небольшие интервалы на маршрутах, наличие систем на 2,4,5 маршрутах. Заполняемость вагонов очень приличная, некоторые системы в час пик были замечены битком набитые.

Re: Пермь, правдивая статья в РГ
Сура  13.01.2008 23:54

Аналогичное впечатление. Мне кажется, статья излишне пессимистичная. Хотя может было так хорошо, что теперь кажется плохо.

Сура

Re: Пермь, правдивая статья в РГ
Mister Mo  14.01.2008 07:25

Статья призвана привлечь внимание на трамвайные проблемы. Пермский трамвай не плох. Он нужен людям, пассажиры, не смотря на ненадежность трамвая все равно идут на его остановки. И сейчас бывают полные вагоны и сцепки (сцепки остались сейчас на 2 и 5 маршрутах. А с 4 и 11 они ушли, и никто не заметил, как говорится). А в выходные дни-когда нет пробок и аварий-очень хорошо им пользоваться. Но сколько это будет продолжаться? Если не решить проблемы с пробкой на северной дамбе, то трамвай в центре можно закрывать смело.

Re: Пермь, правдивая статья в РГ
McFly  14.01.2008 11:56

>Если не решить проблемы с пробкой на северной дамбе, то трамвай в центре можно закрывать смело.

А в Европе при пробках автомобильное движение закрывают смело, а трамвай ходит в центр



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 14.01.08 11:56 пользователем McFly.

Re: Пермь, правдивая статья в РГ
Mister Mo  14.01.2008 12:09

В Европе может быть и закрывают автомобильное движение, но не в нашей стране. Есть два препятствия-дисциплина водителей и недостаточнось контроля.

Re: Пермь, правдивая статья в РГ
railboy  14.01.2008 19:13

> В том, что наш пассажиропоток резко снизился, виноваты дублирующие
> транспортные средства, - убеждена начальник отдела эксплуатации трамвайного
> депо №2 Нина Белова.

Ай-яй-яй, какие негодные пассажиры - предпочитает быстрый и теплый автобус взамен холодному и медленному трамваю. Однако с такими настроениями и менталитетом будущее пермского трамвай просто не может быть радужным...

ЗЫ. Побывав в Перми в прошлом году был удивлен тем, что КТМ-5 могут быть теплыми и не греметь.

А удивляюсь, когда читаю про холодные(-)
lightning  14.01.2008 19:18

railboy писал(а):
-------------------------------------------------------
> был удивлен
> тем, что КТМ-5 могут быть теплыми и не греметь.

Re: Пермь, правдивая статья в РГ
Mister Mo  14.01.2008 20:36

railboy писал(а):
-------------------------------------------------------
> Ай-яй-яй, какие негодные пассажиры - предпочитает
> быстрый и теплый автобус взамен холодному и
> медленному трамваю. Однако с такими настроениями и
> менталитетом будущее пермского трамвай просто не
> может быть радужным...

Во-первых не всегда быстрый, во-вторых не всегда надежный. У меня ходят 2 маршрута автобуса, но на работу сегодня я ехал... в такси. Вот!

> ЗЫ. Побывав в Перми в прошлом году был удивлен
> тем, что КТМ-5 могут быть теплыми и не греметь.

Да, они теплые!

Кое-что ещё
Mister Mo  14.01.2008 21:19

7 % у трамвая - не известно, так или нет. Обследование пассажиропотока в этом году было, но при этом были закрыты марщруты 6 и движение на Ипподром. А может, они умудрились промерить, когда была закрыта и полностью линия в Балатово (рынок-Стаханова). В 2006 году обследование, если мне не изменяет память, также во время закрытия на Мира. % однозначно больше, около 15-20 при полной нагрузке сети.
От автобусов больше страдает троллейбус. Вот там на некоторые хорошие маршруты просто нет возможности выдать такое количество машин, чтобы обеспечить приемлемый интервал - депо-то одно.
Вагоны. У нас только что пришло 2 вагона 71-619К, теперь 619-х 10 единиц. В феврале должна быть еще поставка.
И последнее. Завтра открывается движение по упомянутому в статье 6 маршруту Висим-Велта! В планах еще один маршрут Велта-Пермь 2, но это когда будут готов нужный поворот.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]