ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
Перешивка
Laser09  16.10.2007 20:43

Во многих городах бСССР (и не только) осуществлялась перешивка трамвайной колеи с узкой на широкую. Таким образом возникают следующие вопросы:
1. Для чего?
2. Каким образом осуществлялась данная процедура?
3. Существуют ли сейчас города в которых одновременно действуют системы с разной шириной колеи?

Вопрос возник исходя из конкретной ситуации в г. Владикавказе. Там перешивка с узкой 1000 мм на широкую 1524 мм колею длилась три года (1934-1936). Причем перешилась только основная линия от ЖД вокзала до Чугунного моста, одновременно прокладывались новые ширококолейные линии почти параллельно узким. После открытия движения по широким линиям, параллельная узкая разбиралась. Таким образом в этот период в городе действовали практически две трам системы, принадлежащие одному ведомству, к тому же пересекающиеся между собой в нескольких местах. А так как депо было одно (узкоколейное), то вагоны широкой колеи отстаивались в тупиках возле ЖД вокзала. Перешивка закончилась после того, как широкую колею подвели к ГТД. Узкоколейные линии полностью ликвидировали в мае 1936г. Несколько узкоколейных вагонов было продано в трамвайные предприятия Крыма.
Так вот непонятно, для чего весь этот геморрой, ведь существуют же до сих пор узкоколейные системы, напр. Пятигорск, Евпатория ...

Re: Перешивка
Vladislav Prudnikov  16.10.2007 20:45

> 3. Существуют ли сейчас города в которых
> одновременно действуют системы с разной шириной колеи?

Штутгарт - ФРГ (осталась одна узкоколейная линия, на многих участках трёхрельсовый путь)
Эссен - ФРГ
Либерец - Чехия (доминирует широкая колея)
София - Болгария (доминирует узкая колея)

Re: Перешивка
Зигфрид  16.10.2007 21:09

Пятигорску повезло (не успели до войны), Евпаторию вообще закрывать хотели.

Геморрой для унификации с жд, т.к. трамвай рассматривался, как средство для тягания грузовых жд вагонов по городу

В Ташкенте и Одессе переживки растянули на треть века - существовали параллельные сети, трехниточные пути, в т.ч. обе колеи рабочие на одном участке, и прочие прелести. Остатки трехниточных до сих пор есть в Одессе



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 18.10.07 15:54 пользователем Зигфрид.

Re: Перешивка
Vadims Falkovs  17.10.2007 10:46

Laser09 писал(а):
-------------------------------------------------------

> 1. Для чего?

От большого ума. Промышленностью СССР не производились узкоколейные вагоны. Вот нет и всё. Потом непопноятно с какого бодуна считалось, что ширококолейный ПС более вместительный, более быстрый и пр, хотя всё это весьма далеко от реального положения дел: в городах быстрее 60 км/ч всё равно не поездишь, вместимость можно увеличить длиной поезда. Ширина вагона зависит не от ширины колеи, а от ширины междупуться. И в том же Пятигорске на метровой колее спокойно эксплуатируются Т3 и КТМ-15 (корпус КТМ-8М, лишь тележка на узкую колею).

> 2. Каким образом осуществлялась данная процедура?

По разному. Обычно с полным прекращением движения.

> 3. Существуют ли сейчас города в которых
> одновременно действуют системы с разной шириной
> колеи?

Да. В Германии таких городов весьма много.

Re: Перешивка

А еще вот почему. На узкой колее не разгонишься - вагон начинает болтать.
Кстати, насчет геморроя с перешивкой - в Краснодаре эта проктология продолжалась 16 лет - начали поэтапно в 1934 году, а завершили аж в 1950-м - помешала война. Кстати, перешивка только способствовала улучшению трамвая.

Re: Перешивка
Vadims Falkovs  17.10.2007 11:00

Владислав Мартианов писал(а):
-------------------------------------------------------
> А еще вот почему. На узкой колее не разгонишься -
> вагон начинает болтать.

Не замечал я подобного в Эссене-Бохуме-Гельзенкирхене. Вагоны едут под 60 км/ч и ничего никуда не болтает. Просто пути надо по-человечески делать.

Re: Перешивка
Зигфрид  17.10.2007 11:26

Вообще, тема поднимается максимум каждый месяц :-)))

2Vadims
В 1932 действительно прекратили выпуск новых вагонов Х и М на тележки 1000мм, но не "нет и все", а чисто в советском стиле, для добровольно-принудительного обеспечения рекомендации все перешить. Для унификации с жд. После войны с присоединением Львова и Кенигсберга от затеи отказались.

Re: Перешивка
legonzu  17.10.2007 13:13

В пригороде Дюссельдорфа - Крефельде - курсирует узкоколейный трамвай. Центр Крефельда соединен с центром Дюсселя пригородной линией нормальной колеи, очень старой и знаменитой, называется K-Bahn. Там в трамвае даже есть кафе, фотографии старые висят. В Крефельде узкая колея идет внутри широкой. Узкоколейные вагоны гоняют как сумасшедшие! Причем я застал пару лет назад еще старые Дюваги трехсекционные GT8, и они также ходят очень быстро. Просто пути правильные. И никому в голову не пришло уничтожить или перешить.

Re: Перешивка

Так это "у них" трамваи не болтает, а у нас еще как! Чай, не в Германии живем, так что в наших условиях широкая колея, думаю, была благом. А вот насчет перемещения грузовых вагонов - это верно. Тогдашний подвижной состав железных дорог имел еще божескую нагрузку на ось, поэтому вагоны с железной дороги по трамвайным путям ходить вполне могли. И не будем забывать, что трамвай господствовал в городах лишь до появления асфальта, который позволил начать перевозку от ж.д. станций грузовиками. Как появился асфальт, так грузовой трамвай загибаться и начал. Понятное дело, в современных условиях перешивать смысла, видимо, нет, разве что для унификации, а вот до войны это очень даже имело смысл.

Re: Перешивка
Laser09  17.10.2007 18:06

Насчет таскания грузовых вагонов. Где их таскали, в каких городах? Я думаю, что не во всех, где была перешивка. Как минимум для таскания грузовых вагонов нужен действующий гейт с жд. Насколько мне известно во Владикавказе такого гейта не было. Я сам лично несколько раз наблюдал (в 80х) как новые трамвайные вагоны с жд станции тащил КРАЗ груженый щебнем по асфальту примерно с километр, до ближайшей трам линии на ул.Маркова, где долго еще сохранялись рельсы - остатки однопутной линии 3 маршрута, под колеса вагона были подложены что-то типа металлических листов-салазок. Так вот вопрос: где осуществляется (осуществлялось) грузовое движение по трам линиям. Вроде в Харькове такое до сих пор практикуется. Еще в Питере вроде...

Re: Перешивка
Vladislav Prudnikov  17.10.2007 18:49

> Вроде в Харькове такое до сих пор практикуется. Еще в Питере вроде...

В Харькове - да, практикуется (трамвай-электровоз тащит ж/д цистерны), а в Петербурге было движение грузового трамвая, да кончилось лет десять назад.

Re: Перешивка
rs-basique  17.10.2007 19:53

В 2000 году грузовые трамваи в Питере были. Я тогда видел это явление впервые и очень сильно удивился...

Сейчас в Питере грузовые - "для собственных нужд трампарков". А раньше продукцию заводов возили. А в ВОВ вообще поезда транзитом по трамвайным путям шли (-)
Дем  18.10.2007 15:30

0

Смешанные системы.
Aq_  18.10.2007 15:42

А имеет ли смысл строить сейчас смешанные системы с нуля? Допустим, ширококолейные линии как трансгородские магистрали с расстоянием между остановками не менее 775 м, а узкоколейные -- внутрирайонный подвозящий транспорт с остановкаим примерно через 400-500 м, изолированные маршрутные сети, связанные между собой служебными линиями? Ведь во многих городах есть обширные районы частной застройки с неширокими улицами, куда «втулять» широкую колею проблематично, а вот узкую -- вполне реализуемо.

Re: Смешанные системы.
array  18.10.2007 16:27

Aq_ писал(а):
> Допустим, ширококолейные линии как
> трансгородские магистрали с расстоянием между
> остановками не менее 775 м, а узкоколейные --
> внутрирайонный подвозящий транспорт с остановкаим
> примерно через 400-500 м,
Зачем лишняя пересадка?

> изолированные маршрутные
> сети, связанные между собой служебными линиями?
Зачем такие проблемы? Лишние депо, изолированные сети...

> есть обширные районы
> частной застройки с неширокими улицами, куда
> «втулять» широкую колею проблематично, а вот узкую
> -- вполне реализуемо.
Можно сделать менее широким вагон, а, следовательно, и междупутье.
Можно сделать одностороннее движение по двум параллельным близким улицам: по одной - в одну сторону, по другой - в другую.

Re: Перешивка
Зигфрид  18.10.2007 16:42

Пока бензин дешевый, а асфальтовые дорожки строятся "по умолчанию", это почти бесполезное закапывание денег. Строительство мелкомасштабного рельсового транспорта сейчас даже в ортодоксально-трамвайных регионах производится только в исключительных случаях.

А крупномасштабный проще строить на ш/к - матбаза лучше

Re: Перешивка
А.С.  18.10.2007 17:53

Vadims Falkovs писал(а):
-------------------------------------------------------
> Владислав Мартианов писал(а):
> --------------------------------------------------
> > А еще вот почему. На узкой колее не разгонишься
> > вагон начинает болтать.
>
> Не замечал я подобного в
> Эссене-Бохуме-Гельзенкирхене. Вагоны едут под 60
> км/ч и ничего никуда не болтает. Просто пути надо
> по-человечески делать.

Не только пути, но и ПС.
В Хельсинки пути колеи 1000 мм в великолепном состоянии и трамваи ходят очень быстро, особенно на "вылетных" линиях в предместьях. Но в 2001 г. купили недоработанные низкопольники АДТранц/Бомбардье и намучились – пришлось покупать б.у. сочлененные 8-осники из Мангейма, чтобы "закрыть" потребность в перевозках.

Грузовой трамвай в Петербурге (история)
А.С.  18.10.2007 18:06

rs-basique писал(а):
-------------------------------------------------------
> В 2000 году грузовые трамваи в Питере были. Я
> тогда видел это явление впервые и очень сильно
> удивился...

С 1920-х и вплоть до 1970-х грузовые трамваи в Питере были массовым явлением. Сущестовал специализированный грузовой трамвайный парк (им. Красуцкого) рядом с ТП-1 на территории Горячего Поля (Московский проспект южнее Обводного канала). Эксплуатировалось масштаба сотни (точной цифры не знаю) моторных вагонов и сотни прицепных платформ. Подвижной состав в основном был 2-осным, но с 1960-х годов также появились 4-осные грузовые платформы с поворотными тележками на основе тележек списываемых "американок" ЛМ/ЛП33

Причина интенсивного развития грузового трамвайного движения – в специфике топографии Петербурга, расположенного на островах дельты Невы, куда трудно или практически невозможно подвести подъездные ж.д. пути. Почти все крупные и многие среднего размера промышленные предприятия, а также многие ж.д. станции в черте города имели заходившие в грузовые дворы трамвайные пути. Перевозки осуществлялись как между предприятиями (например, медный прокат с завода "Красный Выборжец" на Выборгской Стороне на завод "Севкабель" на Васильевском Острове), так и между предприятиями и грузовыми железнодорожными станциями.

Грузовой трамвай в Петербурге стал постепенно "вымирать" только с возникновением возможности массовых перевозок большегрузными автомобилями, т.е., начиная примерно с середины 1970-х годов.

Re: Перешивка
Laser09  18.10.2007 20:19

> Грузовой трамвай в Петербурге стал постепенно "вымирать" только с
> возникновением возможности массовых перевозок большегрузными автомобилями,
> т.е., начиная примерно с середины 1970-х годов.

Но в нынешних условиях глобальных пробок и ограничения движения большегрузных автомобилей в городах грузовой трамвай в принципе должен быть незаменим!

Re: Перешивка

Laser09 писал(а):
-------------------------------------------------------

> Но в нынешних условиях глобальных пробок и
> ограничения движения большегрузных автомобилей в
> городах грузовой трамвай в принципе должен быть
> незаменим!

Есть и другой вариант развития ситуации - выводить промышленные предприятия за городскую черту, что делается, например, в Москве.

Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]